Рынки факторов производства презентация

Содержание

1. Сущность факторов и ресурсов производства Ресурс – взаимодействие природы социального и духовного потенциалов в процессе производства. Выделяют четыре группы ресурсов: природные ресурсы материальные ресурсы трудовые ресурсы финансовые ресурсы.

Слайд 1Тема 14. Рынки факторов производства
Сущность факторов и ресурсов производства
Формирование спроса на

ресурсы
Особенности предложения ресурсов
Равновесие на рынках ресурсов

Слайд 21. Сущность факторов и ресурсов производства
Ресурс – взаимодействие природы социального и

духовного потенциалов в процессе производства.
Выделяют четыре группы ресурсов:
природные ресурсы
материальные ресурсы
трудовые ресурсы
финансовые ресурсы.

Слайд 3К ресурсам принято относить природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в

процесс производства

Природные ресурсы включают ископаемые (недра), землю, лесные и водные ресурсы, воздух.
Материальные ресурсы это все созданные руками человека средства производства.
Трудовые ресурсы это экономически активные, трудоспособные люди.
Финансовые ресурсы это совокупность всех видов и средств финансовых активов, которыми располагает общество, и которые могут быть выделены для организации производства.


Слайд 41. Сущность факторов и ресурсов производства
Природные и социальные силы вовлеченные в

процесс производства называются производственными факторами.   
Производственные факторы :
земля
труд
капитал
информация
предпринимательские способности.

Слайд 5Факторы производства
Земля, как фактор производства, обозначает все используемые в процессе природные

богатства, полезные ископаемые, пахотные земли, леса, и так далее.
Земля не является результатом человеческой деятельности, а рассматривается как данная природой.
Земля является первичным фактором производства до тех пор, пока она не изменится в результате процесса производства. 

Слайд 6Факторы производства
Труд, как фактор производства, представлен интеллектуальной или физической деятельностью человека,

направленной на создание товаров или оказание услуг.
Труд — целесообразная, материальная и нематериальная, орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Слайд 7Факторы производства
Капитал – это ресурс, приносящий доход владельцу.
Капитал как особый

фактор производства объединяет любые материальные и денежные ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия.
К капиталу относятся все используемые в процессе производства средства производства (здания, машины, транспортные средства, сырье и т. д.), а также готовая продукция и полуфабрикаты на складе. 

Слайд 8Факторы производства
Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) —система знаков и символов, получаемых человеком

от внешнего мира.
В узком смысле слова  информация — это сведения (сообщения, данные) об объектах живой или неживой природы, их свойств и взаимном влиянии друг на друга.

Слайд 9Факторы производства
Предпринимательская способность - это особый вид человеческого капитала представленного деятельностью по

координации и комбинированию всех основных факторов производства. 
Рассматривается как организационный ресурс.  


Слайд 10Доходы факторов производства
Каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход:
капитал


труд
земля
предпринимательская способность

процент
заработная плата
рента
прибыль


Слайд 11Особенности рынков ресурсов
ограниченность предложения многих видов ресурсов;
сильное воздействие институциональных факторов на

масштабы спроса на тот или иной ресурс;
спрос на ресурс является производным спросом.



Слайд 122. Формирование спроса на факторы производства
Спрос фирмы на фактор производства –

количество ресурса определенного вида, которое при данном уровне цен этого ресурса и прочих равных условиях готова привлечь фирма в свой производственный процесс
Отраслевой (рыночный) спрос на фактор производства – совокупное количество фактора производства, которое готовы привлечь все фирмы-покупатели при сложившейся рыночной конъюнктуре

Слайд 13Факторы, влияющие на спрос на факторы производства:
цена ресурса,
производительность ресурса,
цена на продукцию,

производимую с помощью ресурса,
цена на другие ресурсы, их взаимозаменяемость,
число предприятий, предъявляющих спрос на ресурс,
ожидания потребителей ресурса,
государственное регулирование рынка ресурса.


Слайд 142. Формирование спроса на факторы производства
Введем основные понятия:
Ценность предельного продукта ресурса VMРx

денежная стоимость предельного физического продукта MРx, получаемого при использовании ресурса Х:
VMРx = MРx·P
Предельной выручкой ресурса MРRx называется приращение общей выручки, вызванное применением дополнительной единицы ресурса.

Слайд 15Основные понятия
VMРx и MRРx равны лишь тогда, когда цена товара равна предельной выручке:

Pq =MR
Предельными расходами на ресурс MEj называется приращение общих затрат, вызванное применением дополнительной единицы ресурса.
Для фирмы совершенного конкурента на рынке ресурса предельные расходы на ресурс всегда равны цене единицы ресурса.


Слайд 162. Формирование спроса на факторы производства
Для конкурентного рынка фактора производства, где

фирма – рядовой конкурентный покупатель (и одновременно рядовой конкурентный продавец продукта):
MRPj = p∙MPj ≡ VMPj,
где VMPj – ценность предельного продукта ресурса, p – цена выпускаемого продукта
MEj = pj,
где pj – цена j-го ресурса, сложившаяся на рынке MЕj - предельные расходы на ресурс.

Слайд 17pj1
Хj
MRPj =p∙MPj(Хj)
pj
Рис. 1. Спрос на фактор производства со стороны конкурентной фирмы

Хj1
pj2
Хj2
Sj1
Sj2


Слайд 182. Формирование спроса на факторы производства
Спрос на j-ый фактор производства со

стороны конкурентной фирмы определяется из балансового уравнения:
p∙MPj = pj , или MPj = pj/p
Кривая MRPx совпадает с кривой VMPx является кривой спроса на ресурс X(Dx) фирмы - совершенного конкурента.

Слайд 192. Формирование спроса на факторы производства
Вид балансового уравнения и решение об

объеме спроса меняется, если:
фирма-покупатель ресурса является монополистом на рынке производимого продукта (ситуация A)
фирма имеет на рынке ресурса монопсоническую власть (ситуация B)


Слайд 202. Формирование спроса на факторы производства
Ситуация A (рис. 2.):
фирма является

монополистом на рынке производимого продукта MRPj = MR∙MPj
Уравнение (1) приобретает вид:
MPj = pj / MR
Спрос на фактор производства фирмы-монополиста на рынке продукта – меньше (при прочих равных условиях), чем у фирмы-конкурентного продавца

Слайд 21pj1
Хj
MRPjM = MR∙MPj(Хj)
pj
Рис. 2. Спрос на фактор производства со стороны конкурентной

фирмы – монопольного продавца продукта


Хj1

pj2

Хj2


ХjM2

ХjM1

MRPj =p∙MPj(Хj)

Sj1

Sj2





∆p


Слайд 222. Формирование спроса на факторы производства (ресурсы)
Ситуация B (рис. 3.):
Наличие

монопсонической власти предопределяет изменение величины предельных расходов на привлечение ресурса:
MEj = ∂TEj/∂Rj = ∂[pS(Rj)∙Rj]/∂Rj = f(Rj)
f(Rj): ∂ f(Rj) / ∂Rj > 0; MEj > AEj = pS(Rj)
Тогда балансовое уравнение (1) имеет вид: MRPj(Rj*) = MEj(Rj*) (3*)

Слайд 23MRPj = MEj1
Rj
MRPj
pj
Рис. 3. Спрос на фактор производства со стороны фирмы–монопсониста

Rj1
MEj2
MEj1


Rj2
MRPj

= MEj2

Слайд 242. Формирование спроса на факторы производства (ресурсы)
На рынке ресурса, где покупатель-монопсонист,

объем спроса на ресурс определяется на основе равенства:
MRPj(Rj*) = MEj(Rj*)

Спрос на ресурс меняется при изменении динамики MEj


Слайд 252. Формирование спроса на факторы производства (ресурсы)
Определение рыночного спроса на ресурс

включает 2 этапа:
1-ый этап: суммируются (по горизонтали) объемы спроса отдельных фирм, производящих продукт i-го вида → спрос на фактор производства, предъявляемый фирмами i-ой отрасли
2-ой этап: суммируется (по горизонтали) спрос на ресурс, предъявляемый фирмами из разных отраслей
Алгоритм второго этапа прост, на первом этапе наблюдаются особенности

Слайд 26Rj
MRPj1
pj
Рис. 4. Отраслевой спрос на фактор производства

k∙R11
pj2
Dj2



pj1
Rj

pj
MRPj2
R12

R22
k – количество фирм в

i-ой отрасли

k∙R12

k∙R22



R11

Dj1


Слайд 272. Формирование спроса на факторы производства (ресурсы)
Спрос фирмы на фактор производства

зависит от:
производительности фактора (величины предельного продукта)
количества прочих ресурсов, используемых фирмой
цены данного фактора, сложившейся на рынке
собственного статуса (конкурентный покупатель или монопсонист)

Слайд 282. Формирование спроса на факторы производства (ресурсы)
Спрос отрасли на фактор производства

зависит от:
количества фирм в отрасли, производящей продукт i-го вида, и эластичности отраслевого предложения i-го продукта
универсальности ресурса (применимости его в различных отраслях)
типа рыночной структуры на рынке фактора производства

Слайд 293. Факторы и динамика предложения ресурсов
Линия рыночного предложения ресурса, как

правило, имеет положительный наклон:
Sj = Ψj(pj); ∂Ψj/∂pj > 0
Для невоспроизводимых ресурсов (запас которых не изменяется):
Sj = const; ∂Sj/∂pj = 0
Рыночное предложение фактора производства – сумма (по горизонтали) объемов предложения фактора отдельными продавцами


Слайд 303. Факторы и динамика предложения ресурсов
Предложение ресурсов осуществляется собственниками (производителями),

которые максимизируют собственную общую прибыль
Принятие решений осуществляется на основе балансового уравнения:
MRj = MCj
Динамика предложения ресурса объясняется ростом издержек его производства (воспроизводства) (рис. 5.)


Слайд 31Rj
pj
Рис. 5. Предложение воспроизводимого ресурса конкурентными фирмами
Sj = MCj-1


Слайд 324. Равновесие на рынках факторов производства (различные типы рынка)
Равновесие на рынке

фактора производства зависит от:
динамики рыночного спроса на фактор
динамики рыночного предложения фактора
типа рыночной структуры на этом ресурсном рынке и на рынке готовой продукции, производимой с помощью данного ресурса

Слайд 334. Равновесие на рынке факторов
Равновесие на рынке факторов производства определяется следующими

обстоятельствами:
типом рыночной структуры( которых становится больше, см. табл. 1),
каждая фирма-покупатель действует одновременно на двух рынках - на рынке ресурса и на рынке своего продукта,
спрос на ресурс может быть производным, а может быть непосредственным потребительским спросом, и т.д.



Слайд 34Основные сочетания структур рынков ресурса и рынков благ

Таблица 1 - Основные

сочетания структур рынков ресурса и рынков благ

Слайд 35Возможны следующие ситуации на рынке фактора производства:
Условия совершенной конкуренции (все покупатели

и все продавцы – конкурентные фирмы)
Предложение ресурса осуществляют конкурентные продавцы; фирма-покупатель является монополистом на рынке продукта
Продавцы ресурса – совершенные конкуренты, покупатель ресурса – монопсонист
На рынке – двусторонняя монополия

Слайд 364. Равновесие на рынке факторов производства в условиях совершенной конкуренции (1)

Условия совершенной конкуренции: все покупатели и все продавцы – конкурентные фирмы (рис. 6.)
Тогда спрос на фактор определяется динамикой
VMPx = p∙MPx; Dx = VMPx-1
Предложение фактора определяется динамикой предельных издержек на воспроизводство данного ресурса:
Sx = MCx-1


Слайд 37Х
px
Рис. 6. Равновесие на совершенно конкурентном рынке фактора
Sx = MCx-1
pxe
ХE
E
Dx =VMPx-1


Слайд 384. Равновесие на рынках факторов производства: монополия на рынке факторов (2)
Предложение

фактора осуществляют конкурентные продавцы; фирма-покупатель является монополистом на рынке продукта (рис. 7.)
Предложение фактора определяется динамикой предельных издержек
Динамика спроса определяется предельным доходом предельного продукта фактора:
MRPL = MR∙MPL


Слайд 39Рис. 7.  Монополия на ресурс и равновесие на рынке готовой продукции
qx

MR
рХ
SM
рm
рc
qc
qm
QM
QC
р
рM
рC
SC
D
Q
MC


Слайд 404. Равновесие на рынках факторов производства: монополия на рынке факторов (2)
Оптимальной

для монополиста будет продажа фактора производства в объеме равном qm, определяемым точкой пересечения кривых MR и MC. При этом цена ресурса устанавливается на некотором уровне pm.
При этом кривой предложения готовой продукции станет кривая SM. При этом цена продукции равна PM, а количество - QM.


Слайд 414. Равновесие на рынках факторов производства: монополия на рынке факторов (2)
появление

монополии на рынке ресурса так же невыгодно для потребителей, как и появление ее на рынке потребительского блага.
если ресурс, производство которого монополизировано, используется фирмами нескольких отраслей, то более высокая цена этого ресурса окажет влияние на цены продуктов всех этих фирм. 

Слайд 424. Равновесие на рынках факторов производства: монопсония(3)
Продавцы ресурса – совершенные конкуренты,

покупатель ресурса – монопсонист (рис. 8.)
Предложение ресурса на таком рынке определяется динамикой предельных издержек:
MCx= Sx-1
Динамика цены предложения фактора производства определяет AEL
Спрос на фактор производства определяется исходя из балансового уравнения:
MRPх = Meх

Слайд 43MRPх = MEх
Х
MRPх
р
Рис. 8. Равновесие на рынке факторов (покупатель–монопсонист)

ХM
AEх = Sх-1
MEх


ХE
рE

рM


Слайд 444. Равновесие на рынках факторов производства: монопсония (3)
Оптимальное количество ресурса монопсониста

определяется пересечением кривых ME и MRP: каждая дополнительная единица ресурса приносит ему больше, чем он должен заплатить за ее использование.
цена ресурса устанавливается при этом на уровне pM, что меньше предельной выручки от использования этого количества ресурса.


Слайд 454. Равновесие на рынках факторов производства: монопсония (3)
на рынке с монопсонией

нет кривой спроса (точно так же, как и на монопольном рынке нет кривой предложения). При этом один и тот же объем спроса может предъявляться при разных значениях цены в зависимости от положения кривой предложения ресурса.

Слайд 464. Равновесие на рынках факторов производства: двусторонняя монополия (4)
На рынке –

двусторонняя монополия (рис. 9.)
В этом случае решения об объеме продаж труда монополист определяет исходя из равенства:
MR = AEL → LM → wM
Решение об объеме привлечения труда монопсонист принимает на основе равенства:
MRPL = MEL → Lm → wm

Слайд 47Множество возможных точек равновесия в условиях двусторонней монополии на рынке факторов
фирмы

соглашаются на сделку только в том случае, если их прибыль неотрицательная.
это множество точек отображается фигурой, которая ограничивается кривыми средних затрат и кривыми средней выручки от продажи продукта предельного ресурса (заштрихованная площадь на рис. 9).
любая из этих точек теоретически может стать результатом переговоров монополиста и монопсониста.

Слайд 48Х
р
Рис. 9. Равновесие на рынке факторов с двусторонней монополией
Sх-1 = AEх

= pхS

рE

ХE

E

Dх-1 = MRPх


MR


рM

ХM

MEх




рm

Хm

EM

Em

Em – равновесие монопсонии
EM – равновесие монополии
E – конкурентное равновесие




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика