Слайд 1ТЕМА: 
Рынки экономических ресурсов
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Вопросы лекции:
Особенности ценообразования на рынках экономических ресурсов
Рынок труда
Рынок капитала
Рынок земли
                                                            
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Особенности рынков экономических ресурсов:
а) спрос на экономические ресурсы производный – зависит
                                                            
                                    от потребительского спроса на конечный продукт фирмы
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4б) предложение экономических ресурсов во многом зависит от неэкономических факторов 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5в) субъекты рынка экономических ресурсов:
  - покупателями являются экономические организации
                                                            
                                    (фирмы, правительство)
  -    продавцы могут объединяться с целью давления на работодателей и государство
  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Факторы спроса на экономические ресурсы
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Чем выше цена, тем меньше объем спроса на ресурс
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 9а) спрос на производимую продукцию
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 11в) цены на другие  ресурсы:
  1. ресурсы-заменители
  2.
                                                            
                                    ресурсы – 
    взаимодополняющие
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Рынок труда – это рынок, на котором взаимодействуют спрос на труд,
                                                            
                                    предъявляемый предпринимателем, и предложение труда со стороны экономически активного населения
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Субъекты рынка труда: 
- работники и их объединения (профсоюзы) 
- работодатели
                                                            
                                    и их объединения
- государство как работодатель и как субъект регулирования рынка труда
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Формирование индивидуального предложения:
Заработная плата
труд
Эффект замещения
Эффект дохода
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Факторы, определяющие предложение труда в обществе:
а) демографический (численность, рождаемость, смертность, миграция)
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16б) уровень участия в рабочей силе различных слоев населения
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17в) наличие нетрудовых доходов:
- сопоставление доходов от домашнего хозяйства и с
                                                            
                                    доходами от занятости по найму
	
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18- социальная политика государства, предоставляющая различные социальные выплаты.
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 20 Зависимость заработной платы от производительности труда
1) количество и качество капитальных
                                                            
                                    благ:
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 212) качество труда
3) предприимчивость, благоприятные условия для осуществления экономической деятельности
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22II. Различия в заработной плате:
1) дифференциация ставок з/платы связана с соотношением
                                                            
                                    спроса и предложения труда на разных рынках
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 24Экономическая рента – плата, связанная с редкостью данного ресурса 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25в) отсутствие на рынке труда совершенной конкуренции 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Концепция человеческого капитала
Человеческий капитал – это капитал в виде умственных способностей,
                                                            
                                    получаемых посредством обучения, образования или через практический опыт
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Инвестиции в человеческий капитал – это любая деятельность, которая повышает квалификацию
                                                            
                                    и способности (производительность труда) работника
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Рынок капитала – особый рынок, на котором взаимодействуют хозяйствующие субъекты, предъявляющие
                                                            
                                    спрос на инвестиции и предлагающие свои сбережения 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Инвестирование – процесс создания или пополнения запасов капитала
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 31ПРИНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ РЕШЕНИЯ ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ:
1 этап: оценка ожидаемой прибыли – доход,
                                                            
                                    который предполагается получить от реализации инвестиционных проектов
.
	
 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 322 этап: предприниматель учитывает альтернативные направления использования финансовых ресурсов,
3 этап: ожидаемая
                                                            
                                    прибыль сравнивается с процентной ставкой
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Спрос на заемные средства:
	
	Чем выше ставка процента, тем меньше спрос на
                                                            
                                    инвестиционные заемные средства.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34
а) технологический прогресс
б) налоги 
Чистый доход = валовый доход – налоги.
Неценовые
                                                            
                                    факторы инвестиционного спроса:
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35Для стимулирования инвестиций:
-освобождение прибыли, идущей на инвестиции, от налогообложения,
-ускоренная амортизация
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 37Предложение заемных средств:
   У(доход)
С     
                                                            
                                        S
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 38Закономерность временного предпочтения: чем выше процентная ставка, тем большую часть своего
                                                            
                                    дохода хозяйствующие субъекты сберегают
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 39Чем выше ставка процента, тем больше откладывается средств 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 40а) предпочтения потребителей, их склонность к сбережениям,
б) доходы
в) численность субъектов, осуществляющих
                                                            
                                    сбережения, структура распределения доходов в обществе 
Неценовые факторы
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 41Ситуация равновесия на рынке капитала
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 42Рыночный спрос на заемные средства – сумма объема заемных средств, на
                                                            
                                    которые есть спрос у всех заемщиков при определенной ставке процента: 
-инвестиционный спрос фирм
-спрос на потребительский кредит
-спрос правительства на заемные средства
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 43Рыночное предложение сбережений – сумма объема сбережений, предложенная всеми, кто предоставляет
                                                            
                                    взаймы по любой возможной ставке процента:
-сбережения домохозяйств
 -сбережения бизнеса (нераспределенная прибыль)
-сбережения государства (профицит)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 44номинальная (i) – текущая ставка процента (выражена в деньгах по текущему
                                                            
                                    курсу).
реальная (r) – ставка процента, учитывающая изменение ценности денег
-если инфляция до 10%
 r = i - π
-если инфляция более 10% 
 r = (i – π) / 1 + π
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 45 Земля - производственный фактор, который не производится, имеется в наличии
                                                            
                                    как природный объект, в ограниченном количестве. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 46Предложение земли абсолютно неэластично
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 47Спрос на землю зависит от платы, взимаемой за ее использование. Он
                                                            
                                    состоит из следующих частей:
   D1 - сельскохозяйственный спрос
   D2 - жилищный спрос 
   D3 - промышленный спрос, зависит от инвестиционного спроса
   D4 - коммерческий спрос, связанный с инвестициями в землю как капитальный актив
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 48 Земельная рента - цена, уплачиваемая за использование земли и других
                                                            
                                    природных ресурсов, количество которых строго ограничено.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 49 
  Арендная плата = рента + процент на капитал
                                                            
                                    + амортизация капитала.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 50Цена земли представляет собой капитализированную земельную ренту - суммарную величину всех
                                                            
                                    будущих арендных платежей
Цена земли = Рента
            ставка  
           процента*100%