Слайд 1Тема 1.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Слайд 2Литература
Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И.
Кушлина – М.: 2008. - 615 с.
Государственное регулирование национальной экономики / под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева. - 2008. - 652 с.
Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики / М.: 2012. – 528 с.
Мельников В.В. Государственное регулирование национальной экономики / М.:, 2012. – 335 с.
Слайд 3Государство
Двигатель
VS
Тормоз
Слайд 4Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего
характера, осуществляемых государственными органами путем воздействия на поведение хозяйствующих субъектов в целях создания условий для эффективного функционирования рыночной экономики.
Объект ГРЭ - национальная экономика – совокупность всех хозяйственных элементов страны, действующих на территории РФ и иностранных государств, а также хозяйственных элементов иностранных государств, действующих на территории РФ.
Слайд 5Первый блок – макроэкономические объекты ГРЭ:
экономический цикл и рост национального хозяйства;
структура
национального хозяйства (отраслевая, секторальная);
региональная экономика;
инвестиционный климат;
цены и ценообразование;
информация, научно-технический и инновационный потенциал;
государственный сектор;
отдельные отрасли экономики;
конкурентная среда и монопольная деятельность;
теневая экономика и др.
Слайд 6Второй блок – денежно-финансовые объекты:
денежно-финансовое обращение;
условия сохранения и накопления капитала;
налоговые режимы;
государственный
внешний и внутренний долг;
платежно-торговый баланс страны;
экспортно-импортные операции и др.
Третий блок – социальные и отраслевые объекты:
социальная защита и социальное обеспечение;
образование;
здравоохранение;
охрана окружающей среды и др.
Слайд 7Теория «фиаско рынка»
Фиаско рынка – ситуация, при которой рыночный механизм не
в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов.
Слайд 8Фиаско рынка
1. Проблема внешних эффектов (экстерналий) - эти эффекты затрагивают интересы
третьих лиц, не выступающих непосредственными участниками данной рыночной сделки (рыночных отношений).
Отрицательный внешний эффект – деятельность одного экономического агента вызывает издержки других.
«Издержки перелива» – некомпенсируемые издержки:
промышленные стоки,
выбросы из труб,
шум самолетов,
пробки в крупных городах и т.д.
Слайд 9Фиаско рынка
Решение проблемы внешних эффектов
Корректирующий налог (налог Пигу)
на выбросы диоксида
углерода,
продажу пестицидов,
бензин,
плата за въезд в центр города и т.д.
Цель налога – стимулирование производителей к сокращению отрицательного внешнего эффекта (природоохранные мероприятия, сокращение выпуска и т.д.)
Артур Пигу
(1877—1959)
Слайд 10Положительный внешний эффект – деятельность одного экономического агента приводит к выгодам
для других.
Пример: получение образование человеком несет последующую выгоду государству, работодателям.
Корректирующие субсидии – направлены на стимулирование положительных экстерналий.
Например, в РФ:
возврат 13% затраченных на обучение средств,
не обложение образовательных услуг НДС.
Слайд 11Фиаско рынка
2. Проблема внутренних эффектов (интерналий) – издержки или выгоды, получаемые
участником сделки, но не оговоренные при заключении последней.
Пример: покупка некачественного товара,
нарушение условий контракта и др.
Функции государства:
санкции за нарушение контрактов,
контроль качества продукции,
защита прав потребителя,
лицензирование отдельных видов деятельности и др.
Слайд 12Фиаско рынка
3. Незаинтересованность рынка в производстве общественных благ
Общественные блага – товары
и услуги, которые рыночная система не намерена производить, т.к. они удовлетворяют «неделимые потребности», т.е. их нельзя продать отдельным покупателям:
инфраструктура,
экологическая безопасность,
общественная безопасность,
сохранение культурного наследия и т.д.
Проблема «фрирайдера» (безбилетного пассажира, «зайца») – не существует эффективных способов отстранения от пользования общественными благами (например, лиц, уклоняющиеся от уплаты налогов).
Слайд 13Фиаско рынка
4. Отсутствие в реальности совершенной конкуренции, концентрация и монополизация производства
– крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, влияя на цену, объемы и качество.
Слайд 14Фиаско рынка
5. Неспособность рынка достичь полного равновесия – решение государством проблем
недопроизводства и перепроизводства.
Слайд 15Фиаско рынка
6. Безразличие рынка к проблеме социальной справедливости – необходимость общественного
перераспределения благ с помощью налогово-бюджетной системы.
Основной принцип:
«все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным».
Решается через систему прогрессивного налогообложения, индексации доходов, социального страхования.
Слайд 16Фиаско рынка
7. Безработица, инфляция, макроэкономическая нестабильность – необходимость антициклического регулирования, политики
занятости, таргетирования инфляции.
Слайд 17Фиаско рынка
8. Проблемы развития в долгосрочной перспективе – рынок не стимулирует
развитие отраслей (наука, техника, новые технологии) с:
длительным сроком окупаемости,
высокой степенью риска,
неопределенностью будущей нормы прибыли,
реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов.
Слайд 18Фиаско рынка
9. Необходимость регулирования экономики на межгосударственном уровне – контроль над
миграцией товаров, капиталов, рабочей силы, валютное регулирование, таможенное регулирование и т.д.
Слайд 19Функций государства в регулировании рыночной экономики
Правовое обеспечение экономической деятельности;
Организация денежного обращения;
Фискальная
политика;
Производство общественных товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности;
Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции, поддержка малого и среднего бизнеса;
Поддержка оптимального уровня занятости;
Проведение региональной экономической и социальной политики;
Реализация национальных интересов в мировой экономике и т.д.
Слайд 20Теория «фиаско государства»
Фиаско государства – ситуация, при которой правительственное вмешательство в
экономику не обеспечивается эффективного распределения и использования экономических ресурсов.
Слайд 21Фиаско государства
1. Эффект запаздывания при использовании методов ГРЭ – временной лаг.
Внутренний лаг – промежуток времени между возникновением экономической проблемы и принятием ответных мер экономической политики (пример: задержка информации – задержка принятия решения – необходимость законодательного разрешения – задержки исполнителей решений).
Внешний лаг – промежуток времени между моментом принятия решений и моментом, когда принятые меры начнут давать результат (пример: окупаемость государственных инвестиций, санкции и контрсанкции, импортозамещение и др.)
Слайд 22Фиаско государства
Дефицит доступной информации
(особенно актуально в региональном аспекте в крупных
экономиках, пример: РК – НК РФ «Консолидированные группы налогоплательщиков);
Неспособность государства контролировать реакцию населения на его действия
(пример: система «Платон»)
Несовершенство политического процесса
(пример: лоббирование интересов крупных компаний, групп)
Слайд 23Фиаско государтсва
Ограниченность контроля над государственным аппаратом
(пример: проблема коррупции, Transparency International
Индекс восприятия коррупции 2015 – РФ на 119 месте)
Завышение объема затрат ресурсов на производство общественных благ
(пример: Олимпиада 2014 - 325 млрд. на объекты + 1,3 трлн. руб. на инфраструктуру; план – 214 млрд. руб., операционная прибыль – 7,53 млрд. руб.).
Слайд 24Фиаско государтсва
Бюрократизм, высокие издержки на содержание управленческого аппарата
(пример: РФ –
1 чиновник на 140 человек,
Германия, Франция – 1 на 170-190 человек)
8. Отвлечение специалистов от участия в производственном процессе в реальном секторе экономики.
Слайд 25Методы ГРЭ
Административные методы ГРЭ –
меры запрета, разрешения и принуждения.
прямое воздействие на объект регулирования;
имеют силу приказа;
не опираются на экономические интересы;
не связаны с созданием материального стимула;
должны использоваться в незначительных масштабах.
Слайд 26Административные методы ГРЭ
Примеры:
Запрет - ФЗ N147 от 17.08.1995 "О естественных монополиях"
(12 видов деятельности)
Разрешение - ФЗ N99 от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (51 вид деятельности)
Принуждение - административно-правовое, гражданско-правовое, дисциплинарное и уголовно-правовое.
Слайд 27Методы ГРЭ
2. Экономические методы ГРЭ:
Прямые (бюджетные) методы – безвозвратное целевое финансирование
из специализированных бюджетных и внебюджетных фондов федерального, регионального, местного уровней.
Косвенные методы - действие носит автоматический и безадресный характер (денежно-кредитная политика, налоговая политика)
Слайд 28Особенности административных и экономических методов регулирования
Слайд 29Методы ГРЭ
3. Правовые инструменты ГРЭ
Разработка законов, устанавливающих нормы функционирования рыночных
структур, предпринимательства, равноправие рыночных субъектов:
Конституция РФ,
Гражданский кодекс РФ,
Бюджетный кодекс РФ,
Налоговый кодекс РФ,
Таможенный кодекс РФ,
федеральные законы,
нормативные акты.
Слайд 30Методы ГРЭ
4. Смешанные инструменты ГРЭ
Находятся на стыке других инструментов, либо
объединяют их:
государственное предпринимательство,
государственное прогнозирование,
государственное планирование,
государственное программирование,
государственные закупки,
региональная политика,
внешнеэкономическое регулирование и др.
Слайд 31Система государственного регулирования экономики
Слайд 32Экономическая политика государства
Слайд 331) Концепция «Стабилизационной политики» – характерна для ситуации спада производства, когда
необходимо нивелировать негативные стихийные процессы в экономике и их влияние на экономические субъекты.
Элвин Хансен –
«концепция встроенных стабилизаторов» –
общая сумма налоговых поступлений в период спада
падает, а расходы государства по видам социального
страхования возрастают, в период роста – наоборот
(прогрессивное налогообложение).
РФ: Стабилизационный фонд 2004 г. =
Резервный фонд (01.01.2016 – 3640,57 млрд. руб.) +
Фонд национального благосостояния (5 227,18 млрд. руб.)
Элвин Хансен
(1887-1975)
Слайд 342) Концепция «Социальной политики» –
на первый план выходит в высокоразвитых
странах.
Страны с социально-ориентированной экономикой – Северная и Центральная Европа
(проблемы – миграция, отсутствие мотивации к труду).
3) Политика «общеэкономического равновесия» - установка целевых ориентиров из макроэкономического «магического четырехугольника»:
стабильность цен – инфляция до 1-2% в год;
высокий уровень занятости – безработица от 3% до 6%;
стабильные темпы экономического роста – 3-4% в год;
положительное сальдо внешнеторгового баланса.
Слайд 354) Политика «экономического роста» / стимулирования экспортных отраслей –
высокие темпы,
развитие новых высокотехнологических отраслей, повышение эффективности производства, оптимальное сочетание производства и потребления (Азиатско-тихоокеанский регион).
5) Политика «импортозамещения» –
проводится при недостаточной конкурентоспособности национальных производителей, необходимости ослабления зависимости экономики страны
от непредсказуемости
мировых рынков
(Россия с 2014 года)
Слайд 36Особенности российской экономики как объекта регулирования
Слайд 37Уникальные пространственные масштабы
(территория 17,1 млн. км2 — первое место в
мире), численностью населения 146,5 млн. человек — 9 место)
Слайд 382. Большое количество и разнообразие природных ресурсов («+» или «-» ???)
Слайд 393. Дифференциация социально-экономического развития регионов
Слайд 40Неразвитость инфраструктуры -
(транспорт, связь, дороги, сети и др.) - необходимость
значительных капитальных затрат
Слайд 415. Сложность природно-климатических условий (увеличение издержек, снижение конкурентоспособности);
6. Отсутствие многих видов
рынков в достаточно развитом виде (страховой, банковский сектор);
7. Значительное социокультурное разнообразие
(100 национальностей, ряд конфессий – учет национальных и религиозных факторов в регионах);
8. Наличие исторических традиций централизации государственного регулирования.
Слайд 42Главные задачи в РФ, решаемые в ходе ГРЭ:
Обеспечение устойчивого экономического роста
для повышения уровня жизни граждан и социального развития;
Осуществление эффективной трансформации структуры экономической системы;
Защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.
Слайд 43ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Слайд 44Общее макроэкономическое регулирование, инвестиционная политика, государственное планирование ….
Министерство экономического развития РФ
Федеральная
служба по аккредитации
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Федеральная служба по интеллектуальной собственности
Федеральное агентство по государственным резервам
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
http://economy.gov.ru
Слайд 45Бюджетная и налоговая политика
Министерство финансов РФ
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Федеральное
казначейство (федеральная служба)
http://www.minfin.ru
Промышленная и торговая политика
Министерство промышленности и торговли РФ
http://minpromtorg.gov.ru
Слайд 46Отраслевой блок
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Федеральная служба по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральное агентство по недропользованию
http://www.mnr.gov.ru/
Слайд 47Отраслевой блок
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ
Федеральная служба по надзору в
сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Федеральное агентство связи
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Федеральное агентство по рыболовству
http://minsvyaz.ru/ru/
http://www.mcx.ru/
Слайд 48Отраслевой блок
Министерство транспорта РФ
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное агентство
воздушного транспорта
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
http://www.mintrans.ru/
Министерство энергетики РФ
http://www.minstroyrf.ru/
http://minenergo.gov.ru/
Слайд 49Социальный блок
Министерство здравоохранения РФ
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
Федеральное медико-биологическое
агентство
Министерство образования и науки РФ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное агентство по делам молодежи
http://www.rosminzdrav.ru/
http://минобрнауки.рф/
Слайд 50Социальный блок
Министерство труда и
социальной защиты РФ
Федеральная служба по труду и
занятости
Министерство культуры РФ
Федеральное архивное агентство
Федеральное агентство по туризму
http://www.rosmintrud.ru/
http://mkrf.ru/
Слайд 51Региональный блок
Министерство РФ по развитию
Дальнего Востока
Министерство РФ по делам
Северного
Кавказа
http://minvostokrazvitia.ru/
http://www.minkavkaz.gov.ru/
Слайд 52Федеральные службы
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба по финансовому мониторингу
http://fas.gov.ru/
http://www.customs.ru/
http://www.fedsfm.ru/
Слайд 53Федеральные службы
Федеральная служба государственной статистики
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
http://www.gks.ru/
http://fsrar.ru/
http://rospotrebnadzor.ru/
Слайд 54Денежно-кредитная политика
Центральный банк Российской Федерации
http://www.cbr.ru/
Слайд 55Тема 1.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ