Регламентация государственных и муниципальных услуг и функций. Лекция 1 презентация

Содержание

Регламенты как основные регуляторы эффективной деятельности органов государственной и муниципальной власти

Слайд 1Регламентация государственных и муниципальных услуг и функций
Девятова Н.С.
к.э.н., кафедра Экономики и

управления БГУЭП



Слайд 2Регламенты как основные регуляторы эффективной деятельности органов государственной и муниципальной власти


Слайд 3В первой четверти 18 века Петром I был поднят статус регламента

до законодательного акта Российского государства.
Известны Генеральный и Духовный регламент, регламенты Адмиралтейства и Главного магистрата и др.
Они определяли штаты, структуру, функции и порядок деятельности центральных государственных учреждений, организацию флота и армии, порядок прохождения службы и даже манеры поведения людей в обществе.

Слайд 6Целевые образы (их система) - внутренние регуляторы, определяют деятельность самих государственных

органов.
Правовые нормы выступают средствами упорядочения не только деятельности субъекта, но и объекта управления.

При этом нормы – это общий способ регламентации, помимо них существуют и единичные решения, по роли аналогичные нормам.

Слайд 7Авраам Линкольн:
«Разумная цель государства состоит в том, чтобы сделать для людей

то, что им требуется, но они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом»

Слайд 8Как показывает исторический опыт, государство под влиянием различных концепций может отклоняться

от своего управленческого призвания - упорядочения распределения людей по различным видам деятельности.
В современных условиях можно выделить две формы такого отклонения: тоталитаризм и либерализм.
Тоталитаризм – это теория и практика государственного управления посредством планов. Центр планирует и контролирует все стороны, план как система целей одновременно является и законом.
Либерализм, напротив, отрицает необходимость государственного планирования, требует ограничения функций государства охраной норм права.



Слайд 9Теория бюрократии сводится к трем основным типам:
1) Макса Вебера, или теория

рациональной бюрократии;
2) марксистской;
3) восточной (имперской, азиатской, китайской).


Слайд 10Теория рациональной бюрократии Макса Вебера - фундамент современной практики государственного управления

во многих западных странах

М. Вебер: Бюрократическая организация представляет собой самую совершенную в техническом отношении организационную форму управления («Идеальная бюрократия»)


Слайд 11Основные положения этой теории состоят в следующем:
1) бюрократы являются профессиональными управленцами,

без которых не может существовать ни одно общество в государственно организованной форме;
2) бюрократическая организация - это рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в обществе и характеризуется ведением дел компетентными и бесстрастными исполнителями в полном соответствии с законом;
3) упорядоченность делопроизводства, т.е. наличие обязательных регламентированных процедур, соблюдение которых строго необходимо для каждого чиновника и отступление от которых расценивается как должностной проступок;

Слайд 124) иерархическая организация, основанная на строго установленной должностной субординации;
5) внутриорганизационная деятельность,

осуществляемая в форме письменных документов, которые подлежат длительному хранению;
6) все чиновники должны быть хорошими специалистами в сфере не только собственных обязанностей, но и норм права;
7) свобода от субъективных влияний при принятии решений, т.е. обезличенность функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.

Слайд 13Марксистская концепция теории бюрократии
Характерно отрицание ценности и социальной полезности бюрократии

как системы управления. В марксистской литературе бюрократия предстает как абсолютное зло, как явление, чуждое трудящимся и непригодное для социалистического государства. По существу, отождествляется бюрократия и бюрократизм.
По мнению К. Маркса, для бюрократии характерен уход от общения с людьми, изучения действительности в сферу бумаготворчества, следовательно, общение бюрократа с внешним миром происходит посредством различного рода формальных предписаний и инструкций.
В.И. Ленин, опираясь на марксистскую теорию, выступал за искоренение буржуазного бюрократизма: "Каждая кухарка может управлять государством".

Слайд 14Имперская модель теории бюрократии (восточная или китайская система бюрократии)
отсутствие у них

узкой специализации, поэтому всегда одного можно было заменить другим;
избыток претендентов на чиновничьи должности; финансовая зависимость от императорского жалованья;
ограниченность перспектив служебной карьеры (на одной и той же должности можно было оставаться всю жизнь);
тщательный контроль за чиновниками посредством секретной службы;
отсутствие гарантий от произвольных увольнений и перемещений; жесткие меры против личных связей чиновников, например, запрещались браки на женщинах из местного населения или приобретение собственности, находящейся под юрисдикцией данного чиновника.
Китайская система просуществовала более двух тысячелетий.
Восточная система управления не была публичной службой, поскольку все чиновничество работало на обеспечение нужд центральной власти, а не служило обществу.

Слайд 15Реалистическая теория бюрократии (Г. Саймон, Э. Фромм, В. Остром)
Исходят в основном

из веберовской концепции, дополнив ее:
во-первых, необходимостью учета субъективного фактора,

во-вторых, идеей самоуправления, т.е. участия населения в управлении обществом.



Слайд 16 Герберт Саймон. Теория административного поведения (административного работника)
Основные предпосылки:
Экономические агенты ограничены

в способности определять цели и просчитывать долгосрочные последствия принимаемых ими решений, что обусловлено как их умственными способностями, так и сложностью среды, которая их окружает.
Экономические агенты пытаются реализовать свои цели и решить поставленные перед ними задачи не все сразу, а последовательно.
Экономические агенты ставят перед собой цели определенного уровня, более низкого, чем максимально возможный для них. (Например, многие владельцы фирм отнюдь не стремятся максимизировать доход своей фирмы. Вместо этого они пытаются довести свой собственный доход до уровня, который позволил бы им занять желаемое социальное положение, и, добившись цели, останавливаются.) Иными словами, индивиды в своем поведении руководствуются принципом удовлетворенности.





Слайд 17Герберт Саймон. Теория административного поведения (административного работника): предварительные результаты
Поведение административного работника

(или «делового человека»), всегда ориентировано на собственные интересы, хотя он и не всегда знает, каковы они
Административный работник осознает только несколько из всех возможных вариантов действий и склонен принять адекватное решение, а не оптимальное


Слайд 18Методы поддержания рационального принятия решений:
Ограничить цели, на которые направлена деятельность

работника: четко установленные цели позволяют ясно различать приемлемые и неприемлемые (или более и менее приемлемые) варианты решений.
Цели определяются на основе ценностных предпосылок решений. Ценностные предпосылки являются предположениями о том, какие цели наиболее предпочтительны. Чем точнее обозначены ценностные предпосылки, тем рациональнее принимаемые решения.
Иерархия организации рассматривается как сформированный набор «средств – целей», определяющей последовательность принятия решений и действий внутри организации: разделение обязанностей между участниками.
Предоставление работникам необходимых средств для выполнения поставленных целей – ресурсов, информации, оборудования. Инструкции и правила, информационные каналы, программы обучения, стандартные рабочие процедуры – все это может рассматриваться в качестве механизмов как для ограничения спектра решений, принимаемых каждым участником, так и для оказания помощи участнику при принятии решений.


Слайд 19Модель организационного поведения Саймона:
подчеркивает важность ненавязчивого контроля участников: обучение и

распределение информации играют более значительную роль в выработке рационального поведения, чем приказы или санкции;
делает акцент на важности правил и установленных порядков в поддержании рационального поведения внутри организации;
подчеркивается, что организационное поведение, особенно принятие решений, требует прежде всего следовать правилам, а не просчитывать последствия;
Введено понятие ограниченной рациональности, которое интегрирует два ключевых элемента рациональной системной перспективы, – специфику цели и формализацию.

Слайд 20
Модель, развитая Саймоном, может также использоваться для объяснения того, каким образом

структуры, созданные для обеспечения рациональности, при определенных условиях могут иметь обратный эффект, например, подразделенческая философия!



Слайд 21Негативные черты бюрократической организации:
1) отрыв аппарата управления от общества;
2) чиновники превращаются

в самостоятельную силу, которая стремится подчинить правила управления собственному сохранению и воспроизводству себя;
3) расширение деятельности государственного аппарата, увеличение его штатов осложняют контроль над ним, снижается ответственность чиновников, растет их безнаказанность;
4) чиновник не может быть абсолютно беспристрастным, у него есть собственный интерес и он стремится навязать его обществу;
5) бессмысленный формализм, в результате содержание управленческой деятельности подменяется соблюдением формы;
6) желание скрыть свои дела под видом секретности и посредством закрытия каналов коммуникации, что направлено на стремление выйти из-под контроля общества и обеспечить монополию власти.

Слайд 22Регламентация - способ организации правового регулирования общественных отношений посредством наделения их

участников субъективными юридическими правами и обязанностями.
Регламентация деятельности – это установление однозначных правил поведения в рамках определенной деятельности.
Регламентация - совокупность норм, правил, стандартов и процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности в обществах с развитым разделением труда.
К регламентации относятся не только юридические нормы и правила, т.е. свод государственных законов, подзаконных актов (указов и пр.), но и разнообразные внутриотраслевые инструкции, положения, оргструктуры, регламенты предприятий и организаций, промышленные стандарты (ГОСТы, СНиПы) и т.д., и т.п.

Слайд 23Регламент - это серьезный инструмент повышения качества работы организации. Потребность в

регламентации деятельности появляется тогда, когда размер бизнеса увеличивается и число управляемых объектов - процессов, проектов и сотрудников увеличиваются, и руководству становится сложно управлять.
Для повышения зрелости бизнеса и уменьшения конфликтных ситуаций необходимо установить четкий порядок распределения обязанностей и ответственности - т.е. регламентировать деятельность. Если управленческие воздействия остаются неформальными, а полномочия и ответственность фиксируются на уровне слов, то неопределенные области будут постоянно создавать конфликтные ситуации или ошибки. Необходимо анализировать, что и когда нужно регламентировать, как внедрять регламентирующие документы и как выбрать наиболее простую и в тоже время достаточную структуру регламентирующих документов.

Слайд 24Регламентация с одной стороны благо, позволяющее координировать действия при разделении труда

людей, а с другой стороны регламентация сама должна быть подвергнута регламентации, чтобы не стать разрушительной силой при высоком объеме регламентации.
Без хороших (системных) регламентов невозможна свобода, в частности выраженная в виде возможности воспрепятствовать злоупотреблению силой. Однако регламентация также может привести и к закрепощению.


Слайд 25Понятие, сущность, признаки и виды административных регламентов


Слайд 26Регламент – распорядок, правило. От латинского «Regula» - норма, правило и «regere»

- править, управлять

Слайд 28Возможны классификации административных регламентов по различным основаниям.
По степени обобщенности:
типовые
Конкретные.
2. По

сферам регулируемых общественных отношений:
регулирующие отношения в административно-политической сфере;
в социально-культурной сфере;
в экономической сфере.
3. В зависимости от направленности содержащихся в них административных процедур
- внешнеуправленческие - устанавливающие административные процедуры преимущественно в отношении субъектов административного права, не находящихся в иерархической подчиненности от исполнителя административных процедур)
- внутриорганизационные - определяющие порядок действий в отношении преимущественно иерархически подчиненных субъектов, в том числе — структурных подразделений данного органа).
4. По субъектам принятия:
АР федеральных органов исполнительных власти;
АР органов исполнительных власти субъекта РФ;
АР органов МСУ.

Слайд 295. В зависимости от системы управления :
1. Регламенты, регулирующие деятельность государственного

органа в целом как единого юридического лица (административный регламент, устав, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях и т.д.)
2. Регламенты, регулирующие работу персонала (модели рабочих мест, должностные регламенты, служебные контракты, положение об аттестации, о проведении конкурсных процедур, индивидуальные планы развития карьеры и т.д.)
3. Регламенты по информационному обеспечению (инструкция по организации делопроизводства, типовые формы документов, классификаторы, положения о служебной и конфиденциальной информации и т.д.)
4. Регламенты, регулирующие порядок работы с техникой управления (технические паспорта, инструкции по ТБ и ОТ, инструкции по эксплуатации и т.д.)
5. Регламенты, нормирующие процесс управления (матрица распределения функций, схема функциональных взаимосвязей между подразделениями, регламенты совещаний, порядок принятия управленческих решений и т.д.)


Слайд 30Практическая классификация регламентов
В законодательстве РФ фактически используются три типа регламентов:
административный

регламент;
технический регламент - НПА, устанавливающий требования к объектам технического регулирования: к продукции, зданиям, строениям, сооружениям, к процессам производства, транспортировки, хранения, эксплуатации и утилизации.;
иные регламенты.

Слайд 31Административные регламенты – это регламенты, в которых регламентируется деятельность субъекта права

в сфере его административной ответственности.

Слайд 32Характерные признаки административных регламентов:
они являются актами управления;
содержат нормы административного

права;
устанавливают внутриорганизационные и внешнеуправленческие административные процедуры;
принимаются для достижения особых задач в специальном порядке уполномоченными публичными органами.

Слайд 33Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 (ред. от 27.08.2015) "О

Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"

Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и применяется совместно с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.

Слайд 34
В соответствии c Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 (ред.

от 27.08.2015) "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти“ разрабатываются следующие виды регламентов в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ):
- административные регламенты исполнения государственных функций;
административные регламенты предоставления государственных услуг;
должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти, содержащие последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки осуществления таких действий.

Регламент федерального органа исполнительной власти, административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти составляют административный регламент федерального органа исполнительной власти.


Слайд 35Регламентация в контексте административной реформы


Слайд 36В.О. Ключевский в 1891 году указал на особенность российской государственности:
«Всякое общество

вправе требовать от власти, чтобы им удовлетворительно управляли, сказать своим управителям: "Правьте нами так, чтобы нам удобно жилось". Но бюрократия думает обыкновенно иначе и расположена отвечать на такое требование: "Нет, вы живите так, чтобы нам удобно было управлять вами, и даже платите нам хорошее жалованье, чтобы нам весело было управлять вами; если же вы чувствуете себя неловко, то в этом виноваты вы, а не мы, потому что не умеете приспособиться к нашему управлению и потому что ваши потребности несовместимы с образом правления, которому мы служим органами»


Слайд 37Дореформенное состояние государственного управления в России
отрицательная оценка гражданами деятельности государственных служащих

(более 71% опрошенных, по данным ФОМ), качества оказываемых государственных услуг (только 14% опрошенных удовлетворены качеством гос. услуг)
запредельные издержки бизнеса на преодоление административных барьеров (в среднем 8,5% выручки малых предприятий) и коррупцию (90-е место по индексу восприятия коррупции в 2004 г., по данным Transparency International)
низкая эффективность государственного управления в международных сопоставлениях (место России по эффективности государственного управления из 209 стран (индекс GRIСS) - в последней трети рейтинга)

Слайд 382008 год:
долгое ожидание в очереди - 51 %,
волокита и необходимость многократно

обращаться по одному и тому же вопросу - 24 %,
попытки других граждан пройти без очереди - 21 %,
долгое ожидание результата - 17 %,
невнимательность, безразличие сотрудников, нежелание помочь - 16 %,
недостаток информации о процедуре получения услуги - 13 %,
отсутствие сотрудников на месте в рабочее время, их некомпетентность, грубость и бестактность (отдельные вопросы) - по 12 %,
необходимость заранее занимать очередь до открытия госучреждения - 12 %,
неудобное, неприспособленное для ожидания помещение - 11 %,
неудобное время приема посетителей чиновниками - 9 %,
неудобное расположение, удаленность госучреждения - 7%,
необходимость лично представлять документы - 6 %,
вымогательство, взятки - 4 %,
недоступность нужных специалистов - 4 %,
отсутствие типовых форм документов - 3 %.


Слайд 39Панарин А.С. Политология
Власть открывает для себя истину, которую считает своей тайной

и глубоко прячет (вчера - от себя самой, сегодня - от посторонних). Истина эта касается того, что за нею, властью, не стоит никакая высшая социальная историческая и нравственная целесообразность, и что представляет и защищает она лишь свои собственные интересы — корпоративные интересы тех, кто устроился во власти, и сполна использует её во имя своих частных интересов»

Слайд 40
Бюджетная
реформа







Реформа
местного
самоуправления



Административная
реформа


Повышение эффективности взаимодействия
Реформирование органов власти в РФ


Слайд 42

Гражданин

Проситель услуги

Гражданин = Заявитель,
заказчик услуги

Слайд 43Принципы ООН для защиты прав потребителей *) :
Право на информацию
Право на

выбор
Право на безопасность
Право быть услышанным
Право на удовлетворение базовых потребностей
Право на возмещение ущерба.
Право на учет своего мнения

Принцип сервисного Государства

*) Из резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №39/248 от 09.04.1985 г.


Слайд 44Административная реформа
Направления
Структурное
изменения построения системы государственного управления
Функциональное
анализ и пересмотр

исполняемых функций и услуг

Слайд 45
В качестве непосредственных результатов реализации
Концепции административной реформы предполагались:

1) создание системы

государственного управления, способной достигать общественно значимых измеримых целей;
2) снижение издержек на ведение бизнеса за счет сокращения административных барьеров (не менее чем в три раза);
3) создание новых рынков услуг для частного бизнеса в результате ухода государства из сфер экономики, где его присутствие нецелесообразно;
4) повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг для граждан;
5) повышение доверия граждан и бизнеса к государственным институтам .



Слайд 46
Взаимосвязь элементов реформирования


Слайд 47Ключевыми целями проведения стандартизации и регламентации деятельности органов публичной власти являются:
повышение

уровня качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
повышение уровня удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг их качеством и доступностью;
ориентация органов государственной власти и местного самоуправления, их служащих на интересы получателей государственных и муниципальных услуг;
повышение уровня открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
создание дополнительных стимулов для результативной деятельности государственных и муниципальных органов, их служащих в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг;
укрепление ДОВЕРИЯ граждан к органам государственной власти и местного самоуправления.

Слайд 48Задачи регламентации:
Улучшение управляемости
Повышение радиуса эффективного контроля
Прозрачность и подконтрольность
Снижение административного усмотрения
Персонификация

ответственности
Модернизация административных процессов и обоснование задач для ИТ-решений
Обоснование необходимых ресурсов для исполнения функций


Слайд 49Один из основных общепризнанных принципов международного права:
Органы власти и их должностные

лица вправе делать только то, что им прямо разрешено законом, в отличие от граждан и иных частных лиц, которые вправе делать все, что законом не запрещено.

Вопросы местного значения устанавливают сферу деятельности местного самоуправления.
Решение вопросов местного значения органами и должностными лицами местного самоуправления требует наличия у данных лиц определенных прав и обязанностей, обеспечивающих достижение целей деятельности, возможность осуществить функции, которые в теории государства и права называются полномочиями.
Полномочия - это права и обязанности, закрепленные правовыми актами за органами, должностными лицами и необходимые для решения поставленных перед данными субъектами задач.

Формирование органа власти, назначение на должность является формой легитимизации полномочий



Слайд 50

Полномочия органов
публичной власти,
выполнение ими


публичных функций, которые должны быть установлены нормативными правовыми актами

Деятельность организаций, не обладающих полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления, связанная с предоставлением различных услуг


Слайд 51Решение любого вопроса местного значения состоит из ряда различных действий, выполняемых

работ – то есть из ряда функций.

Для органов публичной власти исполнение функций – это способ решения поставленных задач (способ решать вопросы местного значения)


Слайд 52Функция – регулярная деятельность ОИВ, направленная на полноценное исполнение законодательно предписанных

соответствующему уровню власти полномочий, в обязательном порядке имеющая результирующий выход, получателем которого выступает внешний для данного органа субъект (физические, юридические лица, органы власти).

Слайд 53Функции:

Правоустанавливающие
Правоприменительные
По управлению государственными (муниципальными) активами
Контрольно-надзорные
По организации предоставления государственных (муниципальных)

услуг и выполнения работ

Слайд 54Реестр полномочий
Реестр услуг
Реестр
функций
Административные регламенты услуг
Должностные регламенты
Административные регламенты функций
Перечень функций

функции, которые реализуются

по запросам заявителя

Слайд 55Разработка административных регламентов позволила систематизировать полномочия органов исполнительной власти, оптимизировать и

детализировать административные процессы, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации.
В настоящее время административные регламенты являются основными нормативными правовыми актами, регулирующими внутреннюю организацию органов исполнительной власти, процедуры исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг.
Административные регламенты являются символом нового порядка в России: принципиально нового административно-правового регулирования взаимоотношений между государством в лице органов исполнительной власти и их должностных лиц, с одной стороны, и гражданами, гражданским обществом, бизнес-структурами - с другой.
Они доступны клиентам государства (физическим и юридическим лицам) и используются ими для контроля и оспаривания неправомерных действий (бездействия) органов исполнительной власти и их агентов (служащих) при несоблюдении последними их функций и услуг.


Слайд 56Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации

предоставления государственных и муниципальных услуг», ст. 2:

Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных НПА РФ и НПА субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги


Слайд 57Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации

предоставления государственных и муниципальных услуг», ст. 2:

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований».

Слайд 58Требуют разработки административных регламентов!


Слайд 59Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий
порядок предоставления государственной или

муниципальной услуги и
стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги

Слайд 60Административный регламент должен содержать правовые предписания, устанавливающие исключительно административные процедуры, посредством

которых орган исполнительной власти исполняет возложенные на него функции государственного управления или предоставляет государственные услуги, а также осуществляют свои полномочия другие правоспособные субъекты, участвующие в деятельности органа исполнительной власти.

Административный регламент содержит правовые предписания, которые вместе с предписаниями о компетенции органа исполнительной власти регулируют одни и те же общественные отношения, возникающие в связи с исполнением функций государственного управления или предоставлением государственных услуг.

Слайд 61Административные регламенты:

Общее предназначение
Административный регламент


Слайд 62Подход к разработке административных регламентов
Внедрение принципов менеджмента качества:
Клиентоориентированность
Вовлечение работников (стимулирование, обсуждение)
Процессный

подход (модели деловых процессов
as is, to be)
Постоянное улучшение (через мониторинг)

Критерием качества процессов является удовлетворенность потребителя, который эти услуги потребляет

Применение процессного подхода для решения задач регламентации позволяет устранить фрагментарность в работе, организационные и информационные разрывы, дублирование, нерациональное использование финансовых, материальных и кадровых ресурсов


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика