Слайд 1
Региональные особенности Красноярского края
К вопросу о государственно-конфессиональных отношениях.
Слайд 2Региональные особенности Красноярского края. Общие:
административно-территориальное деление – сложный, многоуровневый состав. Несмотря
на объединение края с северными автономными округами, тема прав КМНС, в т.ч. в сфере духовной культуры, еще долго будет спекулироваться;
география размещения – большая протяженность территории, огромная площадь территории и низкая плотность населения. Сложная транспортная инфраструктура;
специфика демографических и миграционных процессов – снижение численности населения с 1992 по 2011 гг. на 260 тыс. чел. или 8%. Трудности с формированием собственных трудовых ресурсов;
Слайд 3Региональные особенности Красноярского края. Общие:
экономическая специфика – край богат природными ресурсами,
здесь представлены интересы крупных финансово-промышленных групп. Экономика «засасывает» большое число трудовых мигрантов из-за рубежа, большая часть из которых выходцы из мусульманских республик Кавказа и Ср. Азии;
широкое национальное представительство.
В крае - 137 национальностей общей численностью 320 тыс. чел. или 10,5% (по итогам переписи населения 2002 г.), не считая трудовых мигрантов. Наличие влиятельных этнических конфессий (мусульмане, лютеране, иудеи, католики, старообрядцы, шаманизм КМНС и др.
Слайд 4Конфессиональная специфика Красноярского края
Широкая палитра религиозных культов. В крае зарегистрировано 293 религиозных
организаций двух с половиной десятков конфессий и деноминаций. Помимо этого на юридических правах религиозных групп действует свыше 1 тысячи общин, объединений, групп по 40 различным религиозным направлениям.
Из числа зарегистрированных религиозных организаций на долю православных конфессий приходится 40%, на долю различных протестантских течений - 42%.
В крае сильны позиции этнических мусульман, численность которых за счет трудовых мигрантов из Средней Азии и Кавказа неуклонно растет.
На юге края находится российский центр Церкви Последнего завета – самого крупного отечественного неокульта.
Слайд 5
Распределение зарегистрированных религиозных организаций Красноярского края по основным группам (по
состоянию на 2010 г.)
Слайд 6Переговорные площадки в сфере государственно-конфессиональных отношений на территории Красноярского края (начало)
- Экспертный совет по проведению гос. религиоведческой экспертизы при управлении Минюста России по Красноярскому краю (с 2009г.);
- Межрелигиозный совет (традиционных конфессий), Красноярского края (с 2003 г., входят РПЦ, мус-не, иудеи);
- Совет религиозных организаций Красноярского края - Межконфессиональное совещание (с 2004 г., входят 26 РО);
- Совет мусульман Красноярского края при управлении общественных связей края (с 2002, входят священнослужители и лидеры 9 НКО этнических мусульман);
- Межведомственный совет по взаимодействию органов и учреждений здравоохранения края с Красноярской епархией и другими религиозными организациями (с 1996, входят 16 РО);
Слайд 7Переговорные площадки в сфере государственно-конфессиональных отношений на территории Красноярского края (окончание)
- Комитет глав христианских церквей Енисейского региона (с 2005 г., входят 18 РО протестантов и католиков);
- Координационный совет по вопросам социальной и духовной реабилитации и профилактики употребления психоактивных веществ в Красноярском крае (с 2006, входят 22 РО);
- Общественно-консультативный совет при УФМС России по Красноярскому краю (с 2007, входят РПЦ и мус-не);
- Общественный совет при УФСКН РФ по Красноярскому краю (с 2009 г., входят РПЦ, мус-не, ЕХБ, ХВЕ, ХВЕП);
- Общественный совет при ГУВД по Красноярскому краю (с 2010 г., входят РПЦ, мус-не, иудеи, католики, ЕХБ);
- Общественный совет при ГУФСИН РФ по Красноярскому краю (с 2009. входят РПЦ, мус-не, иудеи, ЕХБ, ХВЕ, ХВЕП)
Слайд 8Религиозные предпочтения старшеклассников и студентов
г. Красноярска и г. Норильска (2010
г.)
Слайд 9Частота посещений молодежью церкви или иного культового здания по вероисповеданию (2010)
По
религиозной предпочтительности населения абсолютная доминанта – православие (более 80%). Однако этот выбор обусловлен соотнесением себя к православной традиции и культуре, присущей русской нации. Об этом свидетельствует низкий уровень религиозности – лишь 4-5 процентов, определивших себя как православные, еженедельно посещают храмы.
Среди других конфессий выделяются по численности мусульмане (10%), католики, буддисты и протестанты (1-1,5%). Особо следует отметить, что уровень религиозности у последних очень высокий.
Слайд 10Оценка учащейся молодежью количества информации о религиозном вопросе, получаемой из приведенных
ниже источников (2010)
Слайд 11Оценка учащейся молодежью качества информации о религиозном вопросе, получаемой из приведенных
ниже источников (2010)
Слайд 12Национальная и религиозная толерантность
Стабильность и незыблемость межэтнических отношений в Красноярском крае,
а также их миграционной составляющей - мифологема.
Уровень этнотолерантности в Красноярье на современном этапе вызывает серьезные опасения.
57% опрошенных старшеклассников г. Красноярска и г. Дивногорска испытывают недружеские чувства к тому или иному народу, группе национальностей. В первую очередь к народам Кавказа (суммарно 50% ответов), Средней Азии (20%) и выходцев из Китая (26%) – соц. опросы 2003-2004 гг.
Нетерпимость по этническому признаку дополняется религиозной ксенофобией и, прежде всего, к мусульманскому миру. О своем негативном отношении к исламу заявило 44% старшеклассников, положительно отозвалось об этой мировой религии только 4%
Уровень мигрантофобии доходит до 71%.
Слайд 13Ответы на вопрос: Согласны ли Вы с утверждением «Все народы –
и большие, и малые – должны иметь в России равные возможности для сохранения своего языка, религии, традиций, обычаев»? (исследование окт. 2010 г.)