Предприятие в основе рыночных отношений. Элементы и структуры рыночной экономики. (Раздел 2.1) презентация

Содержание

Рынки и их виды Рынок - саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обеспечивается спрос и предложение. Виды Рынка:

Слайд 1 Раздел 2. Предприятие в основе рыночных отношений
Тема 1. Основные элементы и

структуры рыночной экономики

1.1. Рынки и их виды
1.2. Субъекты рынка
1.3. Экономический кругооборот
1.4. Структура формирования и распределения доходов
1.5. Нерыночная деятельность


Слайд 2Рынки и их виды
Рынок - саморегулируемая, основанная на экономической свободе система

отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обеспечивается спрос и предложение.
Виды Рынка:
по географическому фактору (внутренний и внешний)
по объектам купли-продажи (рынки потребительских товаров и услуг, факторов производства, информации)
по соотношению спроса и предложения (сбалансированный, перенасыщеный, дефицитные)
по конкурентности (рынок совершенной и несовершенной конкуренции)
по признаку объемов продаж (оптовой и розничной торговли)
по степени легализации рыночных процессов (открытый,теневой,черный рынок)

2.1.1


Слайд 3Субъекты рынка
Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или

нескольких человек.
Банк - это особая, финансово-кредитная организация, которая на потребительском рынке регулирует движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка.
Государство на потребительском рынке представлено правительственными учреждениями, которые осуществляют политическую и юридическую власть, в целях осуществления общественных потребностей.
Предприятие - это экономическая единица которая: использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи; стремится к увеличению прибыли; самостоятельно принимает решения.

2.1.2


Слайд 4Экономический кругооборот
2.1.3


Слайд 5Структура формирования и распределения доходов
Формы прибыли:
Валовая прибыль - прибыль предприятия, равная

разнице между выручкой (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью.
Прибыль (убыток) от продаж - валовая прибыль за минусом коммерческих и управленческих расходов.
Прибыль (убыток) до налогообложения.
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода - прибыль за минусом налогов.

2.1.4


Слайд 6Нерыночная деятельность
продажа основных средств, материалов, нематериальных активов;

сдача в аренду помещений;

оказание различных

услуг (транспорт, связь, консалтинг) если это не является обычной деятельностью предприятия;

участие в хозяйственной деятельности других организаций;

продажа ценных бумаг и т.п.

2.1.5


Слайд 7Раздел 2. Предприятие в основе рыночных отношений Тема 2. Правовое регулирование хозяйственной

деятельности предприятия


2.1. Формы собственности в РФ

2.2. Долевая и совместная собственность

2.3. Системы защиты и стимулирования частного предпринимательства


Слайд 8Формы собственности в РФ

2.2.1


Слайд 9
Частной называют собственность, по отношению к которой собственник персонифицирован, выделен как

физическое лицо, отдельная личность, индивидуум.

Частная собственность предполагает определенное отторжение от других лиц, не относящихся к числу владельцев, права контроля над определенными объектами – капиталом, землей, доходом, конечными товарами и т.д.


Частная собственность

2.2.2


Слайд 10Общая собственность

Промежуточное место между частной и государственной занимает общая собственность нескольких

субъектов.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации общая собственность подразделяется на совместную и долевую.
Общая совместная собственность принадлежит всем собственникам вместе и не делится между ними на части.
Общая долевая собственность разделена на доли, части. В кооперативах, товариществах долю каждого собственника именуют паем. Во многих случаях долевая собственность распространяется только на стоимость объекта собственности, она дает право участвовать в управлении объектом, но при этом собственник не может изымать свою долю в материальной, вещественной форме.

2.2.3


Слайд 11Государственная собственность
Государственная собственность – это закрепление права контроля объектов за государством.



Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах – соответствующие центральные и региональные учреждения.


2.2.4


Слайд 12Общая долевая собственность
Общее долевое присвоение имеет следующие отличительные черты:

а) оно образуется

путем объединения частных вкладов (долей), которые вносят все участники в общее имущество;

б) общая долевая собственность используется в общих интересах и под единым контролем и управлением;

в) конечные результаты экономического использования данного типа собственности распределяются между участниками коллективного хозяйства с учетом доли собственности каждого.

2.2.5


Слайд 13Общая совместная собственность
Общая совместная собственность имеет следующие характерные черты:
Все

объединенные в единый коллектив физические и юридические лица относятся к решающим средствам производства или другим жизненным средствам как к совместно и нераздельно им принадлежащим
Изначально не определяется доля имущества, принадлежащая каждому собственнику
Общий доход от собственности распределяется между ее участниками или в равных долях, или в зависимости от трудового вклада в коллективные результаты


2.2.6


Слайд 14Системы защиты и стимулирования частного предпринимательства
Государственная поддержка осуществляется в различных формах:

путем

стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции,
предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования,
создания информационно-консультативных и научно-технических центров,
развития системы страхования,
организации материально-технического снабжения.

Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.


2.2.7


Слайд 15Направления политики по поддержке предпринимательства:
разработка предложения по совершенствованию законодательства РФ в

области государственной поддержки предпринимательства;
анализ состояния частного предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;
разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки частного предпринимательства;
подготовка предложения об установлении для субъектов предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки предпринимательства;
содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке предпринимательства.

2.2.8


Слайд 16Государственная поддержка предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
Формирование инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства;
Создание

льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
Установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.
Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

2.2.9


Слайд 17Раздел 3. Предприятие в основе рыночных отношений Тема 3. Организационно-правовые формы предприятий

и лицензирование их действий




3.1. Коммерческие и некоммерческие организации

3.2. Лицензирование деятельности предприятия



Слайд 18Знание основных принципов, законодательно регулирующие порядок деятельности и ответственность за результаты,

необходимо при выборе той или иной организационно-правовой формы создаваемого вновь или реорганизуемого субъекта хозяйствования.
Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму от другой, являются:
количество участников данного хозяйственного объединения;
форма управления субъекта хозяйствования;
способ распределения прибылей и убытков;
источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности субъекта;
собственник применяемого капитала;
пределы имущественной ответственности.

3.3.1

Коммерческие и некоммерческие организации


Слайд 19Юридические лица по цели своей деятельности делятся на:

коммерческие;
некоммерческие.

Индивидуальная трудовая деятельность выступает

в форме:

ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица);
фермерских хозяйств.

3.3.2


Слайд 20Классификация предприятий (фирм) по формам предпринимательской деятельности
коммерческие:
Полное товарищество
Товарищество на вере (коммандитное)


Акционерное общество (закрытое, открытое)
Общество с ограниченной ответственностью
Общество с дополнительной ответственностью
Хозяйственное общество
Производственные кооперативы
Унитарные предприятия
некоммерческие:
Потребительский кооператив
Общественные и религиозные организации (объединения)
Фонды
Учреждения
Ассоциации (союзы) организаций

3.3.3


Слайд 21 Лицензирование деятельности предприятия
Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
предоставление лицензий;
переоформление документов, подтверждающих наличие

лицензий;
приостановление действия лицензий в случае нарушения лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;
возобновление действия лицензий;
прекращение действия лицензий;
ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий;
обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

3.3.4


Слайд 22 Раздел 2. Ресурсная база предприятия
Тема 4. Материально-техническая база:
основной капитал

4.1. Нематериальные

активы
4.2. Основной капитал
4.3. Показатели эффективного использования и воспроизводства основных фондов
4.4. Производственная мощность

Слайд 23Нематериальные активы
Нематериальные активы представляют собой затраты хозяйствующего субъекта в нематериальные объекты,

принадлежащие ей на правах собственности и используемые в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности и приносящие доход.

Нематериальные активы по источникам поступления могут быть:
приобретенными за плату или в обмен на другое имущество,
получены безвозмездно от юридических и физических лиц,
внесены учредителями,
получены в виде субсидий государственных органов.

3.4.1


Слайд 24К нематериальным активам относят:

патенты
лицензии
товарные знаки
права на пользование землей, полезными ископаемыми
брокерские

места
гудвилл
ноу-хау
программное обеспечение
деловую репутацию организации
организационные расходы
НИОКР
активы, не имеющие материально-технической основы

3.4.2


Слайд 25Основной капитал
Основной капитал - часть производительного капитала, вложенного в основные средства

(здания, сооружения, оборудование и т.д.)

Основной капитал (фонды) — это стоимостное выражение средств труда.

Определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт — постепенно, в течение ряда кругооборотов (производственных циклов), частями по мере износа.

3.4.3


Слайд 26Классификация основных фондов (капитала)
отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля,

общественное питание и др.);
назначению (производственные основные фонды основной деятельности, производственные основные фонды других отраслей, непро­изводственные основные фонды);
видам (здания, сооружения, рабочие и силовые маши­ны и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, прочие основные фонды);
принадлежности (собственные и арендованные);
использованию (находящиеся в эксплуатации (действующие), на реконструкции и техническом перевооружении, в запасе (резерве), на консервации);
степени участия в процессе производства (активная (машины, оборудование, транспортные средства, приборы, инвентарь и др.) и пассивная часть (здания, сооружения и др., т.е. фонды, обеспечивающие условия осуществления производственно­го процесса).

3.4.4


Слайд 27Виды стоимостной оценки основных фондов
Оценка по полной первоначальной стоимости (Офпп).

Включает в себя:(сумма фактических затрат на приобретение, сооружение, изготовление, за исключением НДС и др. возмещаемых налогов).
Оценка по полной восстановительной стоимости (стоимость воспроизводства основных фондов в современных условиях или после переоценки).
Оценка по остаточной стоимости. Остаточная стоимость определяется вычитанием из полной балансовой стоимости основных фондов суммы накопленного износа. Она показывает суммы недоамортизированной части стоимости основных фондов. Остаточная стоимость позволяет судить о степени изношенности основных фондов, планировать их обновление и ремонт.
Ликвидационная стоимость — стоимость основных фондов на момент их выбытия из процесса производства или стоимость металлолома.

3.4.5


Слайд 28Показатели эффективного использования и воспроизводства основных фондов
Фондоотдача показывает величину объема продукции,

приходящуюся на один рубль основных фондов. Она может быть рассчитана по объему продаж, реализованной, отгруженной, товарной продукции
Фо = Vтп / ОФ,
где Vтп – объем товарной продукции;
ОФ –среднегодовая стоимость основных фондов.
Фондоемкость – величина, обратная фондоотдаче, она выражает отношение стоимости основных фондов к объему продукции, т.е. показывает, сколько продукции получено с рубля действующего основного капитала.
Фе = 1/ ФО = ОФ / Vтп

3.4.6


Слайд 29Показатели эффективности использования основных фондов
Коэффициент сменности определяется отношением числа отработанных машиносмен

к общему числу установленного оборудования (или в наибольшую смену).




где Ql, Q2, Q3 – количество отработанных машиносмен ;
Qy.м. – количество установленного оборудования.

Коэффициент загрузки оборудования – отношение затрат станочного времени в станкочасах, рассчитанных по трудоемкости работ, выполняемых на данном оборудовании, к полезному фонду времени работы оборудования при принятом режиме использования оборудования.

3.4.7


Слайд 30Производственная мощность

Производственная мощность – максимально возможный выпуск продукции (работ, услуг) определенного

качества при заданной номенклатуре и ассортименте, который можно произвести в единицу рабочего времени (год, квартал, месяц, сутки) при условии эффективного использования оборудования и площадей.

Производственная мощность зависит от ряда факторов:
трудоемкости производственной программ режима работы хозяйствующего субъекта;
режима работы оборудования;
состава и качества исходного сырья материалов, из которых изготавливается продукция;
уровня применяемой техники и технологии;
уровня квалификации работников.

3.4.8


Слайд 31Виды производственных мощностей
проектную мощность (определяется при изготовлении оборудования исходя из

производительности в единицу рабочего времени);

входящую мощность — это мощность на начало планового периода (определяется по данным бухгалтерской отчетности);

мощность выходящую (исходящую) — это мощность на конец отчетного периода (она определяется расчетным путем);

мощность среднегодовую— это мощность, которая определяется по средней арифметической взвешенной с учетом ввода и выбытия мощности по периодам.

3.4.9


Слайд 32Раздел 2. Ресурсная база предприятия Тема 5. Материально-техническая база: оборотный капитал

5.1. Материальные

ресурсы

5.2. Оборотные средства

5.3. Потребность в оборотном капитале

5.4. Оценка применения оборотных средств

Слайд 33
Материальные ресурсы – ресурсный потенциал позволяющий осуществить производство продукции, оказание

услуг и вы­полнение работ.

Важнейшими показателями использования материальных ресурсов являются:
материальные затраты,
удельный расход материальных ресурсов на единицу продукции — норма расхода,
материалоемкость продукции.

Материальные ресурсы

2.5.1


Слайд 34Оборотные средства по составу состоят из оборотных фондов и фондов обращения.


Объем собственных средств отражается в уставном, добавочном, резервном капитале, прибыли, фондах накопления и потребления, переходящей задолженности по заработной плате и отчислений во внебюджетные фонды (вследствие разрыва в сроках начисления и выплаты).
Привлеченные средства – это средства, которые находятся во временном использовании у хозяйствующего субъекта. Основную часть этих средств составляют заемные средства (долгосрочные, краткосрочные кредиты и займы). К привлеченным средствам относятся кредиторская задолженность, специальные фонды (резерв предстоящих расходов).
Соотношение собственных и привлеченных средств должны быть оптимальным.

2.5.2

Оборотные средства


Слайд 35 Потребность в оборотном капитале
Потребность в оборотном капитале рассчитывается для средств, вложенных

в производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию, денежные средства в кассе и прочие активы.
Потребность в оборотных средствах по сырью и материалам определяется произведением однодневного их расхода и нормы.
Потребность в оборотных средствах по незавершенному производству определяется произведением однодневного выпуска продукции и нормы незавершенного производства в днях.
Потребность в оборотных средствах по готовой продукции определяется произведением однодневного выпуска продукции по себестоимости и нормы оборотных средств по готовой продукции.
Потребность в оборотных средствах по запасам товаров определяется произведением однодневного оборота этих товаров по покупным ценам и нормы запаса в днях.
Потребность в денежных средствах в кассе и переводы в пути определяются произведением однодневного товарооборота по продажным ценам и нормы запаса денежных средств в днях.
Потребность в оборотных средствах по прочим материальным ценностям определяется методом прямого счета или расчетно-аналитическим методом.

2.5.3


Слайд 36Оборачиваемость оборотных средств характеризуется рядом показателей:
Коэффициентом оборачиваемости оборотных средств (скорость

оборота) – отношение объема выручки от реализации к средней стоимости оборотных средств за период. Характеризует количество оборотов, совершаемых данной величиной оборотных средств за период. Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем лучше используются оборотные средства.
Продолжительностью одного оборота в днях – отношение продолжительности периода к коэффициенту оборачиваемости. Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования оборотных средств.
Коэффициент закрепления средств в обороте — обратный коэффициент оборачиваемости. Характеризует сумму среднего остатка оборотного капитала, приходящуюся на один рубль выручки от реализации.

Оценка применения оборотных средств

2.5.4


Слайд 37 Тема 6. Издержки производства и реализации. Цена в условиях рынка. Прибыль
6.1

Понятие и состав издержек производства и обращения. Смета затрат
6.2 Ценовая политика субъекта хозяйствования. Цели и порядок ценообразования
6.3 Доход предприятия, его сущность и значение. Балансовая прибыль
6.4 Рентабельность как показатель эффективности работы субъекта

Раздел 3. Результаты коммерческой деятельности предприятия


Слайд 38Издержки принимаются как:
Альтернативные издержки (Величина издержек упущенных воз­можностей ) -

это денежная выручка от наиболее выгодного из всех альтернативных способов использова­ния ресурсов.
Явные издержки (бухгалтерские) включают: стоимость сырья, ма­териалов, комплектующих, топлива, энергии, амортизацию, зар­плату с отчислениями во внебюджетные фонды, административ­ные расходы.
Неявные издержки (издержки упущенных возможностей) — это те доходы, которые могли быть получены из собственных ре­сурсов, если бы их представить за плату, установленную рынком другим пользователям.

3.6.1


Слайд 39Смета затрат
Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат

на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В смете собираются затраты по общности экономического содержания.
Смета затрат на производство и реализацию представляет собой сводный расчет, суммирующий расходы на производство и сбыт продукции. Смета составляется по экономическим элементам, перечень и состав которых является единым.
Смета затрат по вспомогательным цехам включает: собственные затраты вспомогательного цеха, стоимость работ и услуг, выполненных или предоставленных им другими цехами, стоимость работ и услуг для других цехов.
В смету затрат включаются затраты всех подразделений, но без учета внутризаводского оборота, т.е. в нее не включается стоимость продукции собственного производства.

3.6.2


Слайд 40Калькуляция
Калькуляция представляет собой определение размера затрат в денежном выражении, приходящихся на

единицу продукции или выполненных работ, оказанных услуг по видам затрат (по статьям расходов).
Калькулирование — это система расчетов, с помощью которой определяется себестоимость готовой продукции (работ, услуг).
Объектом калькулирования является любой вид продукции (работ, услуг), который является готовым с точки зрения данного производства.
Метод калькулирования — это совокупность приемов и способов исчисления себестоимости.

3.6.3


Слайд 41Виды себестоимости
Плановая себестоимость определяется по плановым нормам расхода и плановым

ценам и тарифам.

Нормативная себестоимость определяется по нормам расхо­да, действующим на начало расчетного периода и по действующим на начало периода ценам.

Фактическая себестоимость отражает сложившиеся в расчет­ном периоде затраты на производство и сбыт.

3.6.4


Слайд 42Классификация затрат на производстве
3.6.5


Слайд 43Виды затрат
Постоянные затраты остаются неизменными при изменении объема выпуска, но изменяются

на единицу продукции в обратной зависимости от изменения объема выпуска (арендная плата, начисленная амортизация, проценты за пользование креди­тами, некоторые виды зарплаты руководителей, взносы, пошлины и т.п.). Постоянные затраты существуют с момента регистрации и до ликвидации независимо от производственной, коммерческой и иной деятельности. Они практически не меняются, если не принято соответствующее управленческое решение.

Переменные затраты не изменяются на единицу выпуска (если не изменился характер производственной деятельности), но изме­няются на весь выпуск пропорционально изменению объема выпус­ка. Они имеют место только при наличии производственной, ком­мерческой, финансовой и иной деятельности. К ним относят затра­ты на сырье и материалы, зарплату основных рабочих, топливо, энергию на технологические цели. Планируются и учитываются в себестоимости.

3.6.6


Слайд 44Понятие цены и ее функции
Цена — денежное выражение стоимости, ценности (полезности)

товара для потребителя. Цена выступает обобщающим качественным показателем деятельности субъекта хозяйствования.
Функции цены:
Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), оценивает затраты и результаты производства.
Стимулирующая функция цены проявляется через стимулирование качества, развитие и стимулирование НТП, ресурсосбережения, повышение эффективности производства.
Распределительная функция цены предусматривает распределение прибыли между государством, муниципалитетом и субъектом хозяйствования через учет в цене акцизов на отдельные товары, НДС, прибыли.

3.6.7


Слайд 45Ценовая политика предприятия
Ценовая политика — это механизм или модель принятия решений

о поведении субъекта хозяйствования на основных типах рынка для достижения запланированных целей.
Основные цели ценовой политики:
увеличение доли рынка (выживаемость)
максимизация доли прибыли
обеспечение окупаемости затрат
обеспечение лидерства по показателям качества
проникновение на рынок и закрепление на нем
улучшение сегментации рынка. в новый или усовершенствованный продукт внедренный на рынке


3.6.8


Слайд 46Методы ценообразования, используемые субъектом хозяйствования
Затратный (наценочный метод). Основой расчета являются средние

издержки производства плюс стандартная наценка. Разница в наценках находится в зависимости от стоимости товаров, их оборачиваемости, объемов продаж.
Метод расчет цены на основе безубыточности и целевой прибыли. основывает­ся на графике безубыточности и ожидаемой выручки при разных уровнях объема продаж. Подбирается такое сочетание объема выпуска и цены, которое обеспечивает нужную прибыль.
Метод установления цены на основе ощутимой ценности (уникальности товара). Основным фактором при данном методе ценообразования считаются не издержки, а восприятие покупателей. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара субъект хозяйствования использует в своей маркетинговой политике специальные приемы воздействия.
Метод следования за лидером (конкурентом), или уровня текущих цен. В качестве основы для расчета цены используются цены конкурентов, фирм-лидеров и меньше всего обращается внимание на показатели собственных издержек или спроса.
Расчетно-маркетинговый метод ценообразования. Данный метод предполагает анализ цен конкурентов за ряд периодов, определение трен­да, возможного изменения цены в будущем, расчет цены при неиз­менных факторах и изменяющихся. В данном случае субъект хо­зяйствования имеет несколько вариантов цен в зависимости от конкретной ситуации на рынке данного товара.

3.6.9


Слайд 47Этапы формирования цены
3.6.10


Слайд 48Виды цен

В российской хозяйственной практике выделяют три группы цен по видам

рынков:
свободные договорные – складываются под воздействием спроса и предложения, могут отклоняться от стоимости товара и нарушать макроэкономическое равновесие
государственные (регулируемые и фиксированные) – формируются под воздействием спроса и предложения, но испытывают определенное воздействие государства, устанавливаются на продукцию базовых отраслей экономики и социально-значимые товары
мировые – это цены экспортно-импортных операций, рассчитываются в свободно-конвертируемой валюте

3.6.11


Слайд 493.6.12
Классификационные
признаки
разделения цен
В зависимости от стадии
ценообразования
По назначению

По характеру
содержащейся
информации
По степени участия
государства

в ценообразовании

По транспортной
составляющей

Классификационные признаки разделения цен


Слайд 50Ценовая стратегия предприятия
Ценовые стратегии на товары ориентированные на ценовую политику:
Стратегия «снятия

сливок»
Стратегия проникновения (внедрения) на рынок
Стратегия психологической цены
Стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке
Нейтральная стратегия ценообразования
Ценовые стратегии на товары, ориентированные на различные виды цен:
Стратегия скользящей цены предполагает, что цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и пред­ложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка.
Стратегия гибкой иены основана на ценах, которые быстро реагируют на изменения соотношения спроса и предложения на рынке.
Стратегия преимущественной цены предусматривает определенное понижение цены на товары предприятия, которое занимает доминирующее положение (доля рынка 70—80%) и может обеспе­чить значительное снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации товаров.
Стратегия установления цен на изделия, снятые с производства выпуск которых прекращен, предполагает не распродажу по сниженным ценам, а ориентацию на строго определенный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах.

3.6.13


Слайд 51Прибыль на предприятии
Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли

ориентирует товаро-производителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества — удовлетворение обществен­ных потребностей.
К внутренним факторам относят: уровень хозяйство­вания, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплату, уровень цен на реализуемую продукцию, организа­ции производства и труда.
Практически вне сферы воздействия находятся факторы внеш­ней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и другие.
Величина прибыли зависит от направлений деятельности хо­зяйствующего субъекта: производственного, коммерческого, техни­ческого, финансового и социального.

3.6.14


Слайд 52Функции прибыли
Прибыль отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования

Она составляет основу экономического развития субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива.
За счет прибыли выполняются обязательства предприятий (фирм) перед бюджетом, банками и другими организациями.
Прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов.
Отсюда следует, что прибыль выполняет воспроизводственную, стимулирующую и распределительную функции.
Она характеризует степень деловой активность, и финансового бла­гополучия предприятия.
По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в активы.

3.6.15


Слайд 53Балансовая прибыль предприятия
Балансовая прибыль (убыток) — это конечный финансовый результат деятельности

отчет­ного периода. Общий финансовый результат — прибыль (убыток), которую получают балансированием общей суммы всех прибылей и убытков.
В балансовую прибыль включают три основных элемента:
прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
прибыль (убыток) от прочей реализации;
прибыль (убыток) от внереализационных операций.
В балансовую прибыль по составу включают:
прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг;
прибыль (убыток) от реализации товаров;
прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств;
прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств;
доходы и потери от валютных курсовых разниц;
доходы от ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий;
доходы от сдачи имущества в аренду;
расходы (потери), связанные с финансовыми операциями;
суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций.

3.6.16


Слайд 54Распределение прибыли
Распределение - направление прибыли в бюджет и по статьям использования

в рамках субъекта хозяйствования. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Принципы распределения определяет госу­дарство. Распределение прибыли на предприятиях различных органи­зационных форм имеет свои особенности.
Основные направления распределения прибыли:
обновление основного капитала
налоги, сборы, платежи, относимые на прибыль в распоряжение субъекта хозяйствования
оплата процентов по ссудам и займам
все сверхнормативные расходы, относимые на чистую прибыль
материальное поощрение персонала
финансирование социальной сферы
финансирование технического развития
создание резервных фондов в счет будущих убытков

3.6.17


Слайд 55Рентабельность
Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности, Соизмерение прибыли с

затратами или ресурсами. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, а следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов хозяйствования.

Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, а следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов хозяйствования. хозяйствования

3.6.18


Слайд 56Показатели рентабельности
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с

каждого рубля средств, вложенных в активы.

3.6.19

Показатели, используемые для оценки эффективности применяемых в производственной, коммерческой и иной деятельности авансированных ресурсов и затрат.

Показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества.


Слайд 57 Тема 7. Технико-экономический анализ (ТЭА) технических решений.
7.1 Инновации на промышленном предприятии.

Понятие и классификация инноваций.
7.2 Цель и задачи ТЭА. Частные и обобщающие показатели.
7.3 Методы анализа технических решений.

Раздел 4. Экономика инноваций


Слайд 58Инновации на промышленном предприятии.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное)

использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, адми­нистративного или иного характера.

Инновационная деятельность – это вид деятельности, связанный с трансформацией идей-инноваций:
в новый или усовершенствованный продукт внедренный на рынке;
в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности;
в новый подход к социальным услугам.


4.7.1


Слайд 59Цели, преследуемые российскими предприятиями при осуществлении инновационной деятельности
расширение ассортимента продукции и повышение

ее качества, что свидетельствует о преобладании рыночных мотиваций в поведении предприятий в ходе осуществления инновационной деятельности
расширение доли рынка, переход на новые рынки
улучшение конкурентоспособности фирмы
экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия
максимизация прибыли в долгосрочном периоде

4.7.2


Слайд 60Инновационная активность непосредственно зависит от научно-технического потенциала предприятия и включает
научно-технические

и инженерные кадры
материально-техническую базу научно-технической деятельно­сти, т.е. совокупность средств труда в области научных исследо­ваний, в том числе научное оборудование и установки и техни­ку в экспериментальных цехах, лабораториях, вычислительных центрах
информационное обеспечение — отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническую, проектно-конструкторскую и технологическую документацию, образцы новых продуктов
систему организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и управление ими на предприятии.

4.7.3


Слайд 61Инновационная деятельность базируется на следующих основных принципах:
Приоритет инновационного производства над традиционным:

признание за научной деятельностью ведущей роли в системе про­изводительных сил.

Эффективность инновационного производства: ресурсы, выде­ляемые на нововведения, оправданы только в той степени, в какой они приводят к достижению коммерческого успеха, хотя бы и отдаленного.

Адаптивность: необходимость и целесообразность создания под новую идею или изобретение самостоятельной организационной структуры, которая может быть абсолютно непригодной для реше­ния других проблем.

4.7.4


Слайд 62Инновационная активность фирм обеспечивается:
гибкой организационной структурой, что дает больший простор для

индивидуальной инициативы;

необходимостью инноваций для обеспечения выживания;

заинтересованностью менеджеров малых технологических компаний в осуществлении инноваций, поскольку они, как правило, являются совладельцами этих компаний;

наличием широкой профессиональной ориентации сотрудников, занятых разработками в малых научно-технических фирмах, поскольку чем большим кругозором обладает исследователь, тем шире возможности для выдвижения оригинальных инновационных идей;

ориентацией малых фирм, как правило, на единственного партнера, (или в крайнем случае — нескольких партнеров), от чего у малых фирм повышается стратегическая необходимость в осуществлении инноваций.

4.7.5


Слайд 63Классификационные
признаки
По содержанию
По источникам
финансирования
По сферам
разработки и
распространению
По уровню
разработки и
распространению
По

длительности
этапов
инновационного
процесса

По
особенностям
инновационного
процесса

По
инновационному
потенциалу

По степени
новизны

4.7.6


Слайд 64повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов деятельности

и обобщения их результатов

4.7.7

Цель анализа технико-экономической деятельности предприятия


Слайд 65Задачи анализа технико-экономической деятельности предприятия
идентификация реального состояния анализируемого объекта;

исследование состава и

свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или базовыми характеристиками, нормативными величинами;

выявление изменений в состоянии объекта в пространственно-временном разрезе;

установление основных факторов, вызвавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния;

прогноз основных тенденций

4.7.8


Слайд 66анализ производственных и экономических результатов, финансового состояния, результатов социального развития и

использования трудовых ресурсов, состояния и использования основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), оценка эффективности

4.7.9

Предмет анализа технико-экономической деятельности предприятия


Слайд 67работа предприятия в целом и его структурных подразделений (цехов, бригад, участков)


Субъекты анализа технико-экономической деятельности
предприятия, их собственники, учредители
органы государственного управления
финансово-кредитные учреждения
налоговые органы
органы страхования
отдельные специалисты
эксперты средства массовой информации
информационно-аналитические и рейтинговые агентства.

4.7.10

Объект технико-экономической
деятельности предприятия


Слайд 68 научно-техническая
производственная
инвестиционная
социальная
функциональная деятельность.
4.7.11
Направления деятельности предприятия в

процессе
анализа технико-экономической деятельности

Слайд 69Содержание состоит во всестороннем изучении технического уровня производства, качества и конкурентоспособности

выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Этот анализ основан на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и является важной функцией управления.

4.7.12

Содержание анализа технико-экономической
деятельности предприятия


Слайд 70Направления технико-экономического анализа предприятия
изложение методик анализа результатов производственно-хозяйственной, коммерческой, социальной и

других видов деятельности предприятия
выявление основных приемов анализа состояния и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов
установление путей повышения эффективности хозяйствующего субъекта на основе комплексного технико-экономического анализа
оценка финансового состояния и диагностика банкротства, оценка финансового риска
оценка экономических результатов работы предприятия с позиций конкурентоспособности продукции (работ, услуг), уровня рейтинга предприятия, деловой активности и деловой репутации
оценка производственных результатов работы предприятия
оценка затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), использования материальных ресурсов и состояния их запасов, состояния и использования основных фондовоценка экологических последствий деятельности предприятия;
оценка использования трудовых ресурсов и результатов социального развития предприятия
оценка эффективности работы предприятия и основных факторов, ее определяющих.

4.7.13


Слайд 714.7.14
Классификация видов
ТЭА
Инвестиционный и
проектный,
маркетинговый, анализ
рисков,
анализ
безубыточности
и т.д.
Внешний и
внутренний
Комплексный

и
тематический

Ретроспективный и
перспективный

Производственный и
финансовый

Оперативный и
тактический,
стратегический


Слайд 72Принципы анализа технико-экономической деятельности предприятия
достоверное отражение реального состояния
научная обоснованность
отражение определенной цели
взаимосвязь

с другими видами анализа
системность
комплексность
вариантность
согласованность отдельных элементов
отражение отраслевой и территориальной специфики

4.7.15


Слайд 73Приемы анализа технико-экономической деятельности предприятия
анализ производственной структуры экономической системы производственных

процессов, включая анализ системы разделение кооперации труда работников по выполнению производственны процессов и всей хозяйственной деятельности
анализ структуры управляющей системы, процессов управления (положений об отделах и службах, функционально-должностных инструкций, схем документооборота, рабочих инструкций, схем распределения ответственности, организационных операций и процедур, технологии процессов управления данным звеном производства в целом и отдельных технологических циклов управления, рабочих мест в аппарате управления, трудовых процессов)
комплексный анализ управления производством с применением различных технических средств для сбора, переработки, хранения и передачи информации, необходимой для оперативного принятия решений, учета и контроля за ходом производства

4.7.16


Слайд 74Частные и обобщающие показатели:
Показатели затрат:
Основные средства;
Основные производственные фонды;
Основные непроизводственные фонды;
Оборотные средства;
Оборотные

производственные фонды;
Фонды обращения;
Материальные ресурсы;
Численность работающих;
Денежные средства;
Финансовые ресурсы;
Инвестиции.

Показатели затратоемкости:
Ресурсоемкость;
Фондоемкость;
Материалоемкость;
Капиталоемкость;
Трудоемкость;
Энергоемкость.
Показатели факторов:
Уровень автоматизации;
Уровень механизации;
Оборачиваемость оборотных средств;
Обеспеченность оборудованием, машинами, механизмами.

4.7.17


Слайд 75Показатели результатов:
Объем производства продукции (работ, услуг);
Валовой доход;
Чистая продукция;
Производительность труда;
Фондоотдача;
Капиталоотдача;
Материалоотдача;
Рентабельность или прибыльность;
Эффективность

использования активов.

Обобщающие показатели:
Стоимость имущественного комплекса предприятия;
Чистые активы;
Оборотный капитал;
Рыночная стоимость предприятия;
Ликвидность;
Платежеспособность;
Эффективность использования собственного (акционерного) капитала.

4.7.18


Слайд 76Основные методы анализа технических решений
Неформализованные методы:
Экспертный;
Морфологический;
Рейтинговый;
Фактографический;
Мониторинг;
Логическое моделирование;
Фундаментальный;
Технический.
Формализованные методы:
Факторный;
Конъюнктурный;
Математический;
Статистический;
Метод исследования операций и

принятия решений;
Эконометрические;
Экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование.

4.7.19


Слайд 77Тема 8. Экономическая эффективность инноваций.
8.1 Влияние инноваций на эффективность производства.
8.2

Понятие эффекта и эффективности. Абсолютная и сравнительная эффективность капиталовложений
8.3 Определение годового экономического эффекта

Раздел 4. Экономика инноваций


Слайд 78 Инновационная деятельность предприятия
4.8.1
Внешние мотивы информационной деятельности:
необходимость приспособления предприятия к новым

условия хозяйствования;
изменение в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;
совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, то есть давление спроса;
активизация конкурентов;
конъюнктурные колебания;
структурные отраслевые изменения;
появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения.
Внутренние мотивы инновационной деятельности
стремление увеличить объем продаж;
расширение доли рынка, переход на новые рынки:
улучшение конкурентоспособности фирмы;
экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия;
максимизация прибыли в долгосрочном периоде.

Слайд 794.8.2
Результаты инновационной деятельности


Слайд 804.8.3
Эффективность инноваций оценивается на основе следующих
показателей:

показателей стоимости проекта с учетом источников

его финансирования;

чистой текущей стоимости;

уровня рентабельности капитала;

внутренней нормы рентабельности;

срока окупаемости капиталовложений.

Система показатели оценки эффективности


Слайд 814.8.4
Этапы создания и реализации инновационного проекта
Создание и реализация инновационного проекта


Слайд 824.8.5
Жизненный цикл инноваций
Жизненный цикл инноваций - совокупность взаимосвязанных процессов и стадий

создания новшества

Стадии внедрения новшеств


Слайд 83Эффект и эффективность
4.8.6
Экономический эффект – результат проведения мероприятий, который может быть

выражен как экономия от снижения себестоимости продукции, прирост валовой или чистой прибыли, прирост национального дохода.
Экономическая эффективность – это экономический эффект, приходящийся на рубль капитальных вложений, обеспечивших этот эффект.
Экономическая эффективность капитальных вложений – экономический результат, который отражает целесообразность их осуществления.
Экономическая эффективность новой техники – результат применения новой техники, выраженный в конкретных к ачественных и количественных показателях при сопоставлении с затратами на проведение мероприятий по внедрению достижений научно-технического прогресса.


Слайд 84Абсолютная и сравнительная эффективность
4.8.7
Абсолютная или общая эффективность
капитальных вложений определяется

для вновь строящихся промышленных предприятий и расширения действующих производственных мощностей и представляют собой отношение экономического эффекта к капитальным з атратам, обеспечившим этот эффект. Этот показатель х арактеризует прибыль (прирост чистой прибыли, экономию от снижения себестоимости), приходящуюся на рубль единовременных затрат – капиталовложений.

Сравнительная эффективность капитальных вложений используется для выбора наиболее экономичного варианта авансируемых капитальных вложений из которых различных вариантов решения.

Слайд 85Учет фактора времени
4.8.8
Экономическое содержание фактора времени заключается в том, что, чем

в более короткий срок наступает положительный эффект от реализации капитальных вложений, тем больше экономия денежных средств вложенных в этот проект, тем меньше потеря отдачи вложений.
Отражение времени в расчетах эффективности капитальных вложений позволяет привести единовременные и текущие затраты в сопоставимый вид. Существуют различные методы, позволяющие установить определенные количественные соотношения, в частности зависимости затрат от времени.
Методы с учетом фактора времени:
определение чистой приведенной ценности (интегральный экономический эффект);
расчет внутренней нормы рентабельности;
отношение прибыли и затрат;
определение фонда окупаемости с учетом фактора времени;
минимизация приведенных (дисконтированных) затрат.

Слайд 86Определение годового экономического эффекта
4.8.9
Годовой экономический эффект новой техники и технологии определяется

по формуле



где Эн.т. – экономический эффект новой техники;
Збаз – приведенные затраты на производство единицы продукции с помощью базового варианта техники и технологии;
Знов – приведенные затраты на производство продукции с помощью новой техники или технологии;
NH0B – годовой объем производства продукции с помощью новой техники и технологии;
Сбаз – себестоимость продукции базового варианта;
Снов – себе стоимость продукции на основе новой техники и технологии;
Кбаз — капиталовложения на единицу продукции базового вари­анта;
Кнов – капиталовложения на единицу продукции на основе новой техники и технологии; Ен—нормативный ко­эффициент эффективности.
Указанная формула является основой для расчета экономического эффекта новой техники во всех отраслях народного хозяйства.




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика