Слайд 1Предмет, метод и задачи науки «Экономика природопользования»
Экологизация экономики как пара-дигма современного
общества.
Экономические основы природопользования.
Предмет, метод и задачи науки «Экономика природопользования»
4. Основные задачи экономики природопользования
Слайд 2Экологизация экономики как парадигма современного общества
На рубеже второго и третьего тысячелетий
человечество вступило в фазу перехода к новой цивилизации.
Острота проблем защиты окружающей среды, истощение потенциала природных ресурсов, а также расширение масштабов развития рыночной экономики привели мир к необходимости пересмотра прежних представлений об источниках экономического роста.
Перспективы экономического развития нельзя рассматривать без учета воздействия, которое оно оказывает на состояние окружающей среды (ОС).
С другой стороны, состояние окружающей среды и ее компонентов все в большей степени влияет на экономическое развитие, здоровье и продолжительность жизни.
Слайд 3Экологизация экономики как парадигма современного общества
Рационализация природопользования и эффективность природоохраны
предполагают:
необходимость
исследования проблем оптимизации взаимодействия общества и природы и путей их решения;
повышение эффективности использования природных ресурсов для производственных и непроизводственных целей;
активизации применения экономических методов предотвращения или ликвидации загрязнения и другого ущерба, наносимого природной среде.
Слайд 4Сущность дисциплины «Экономика природопользования»
«Экономика природопользования» представляет собой теорию и практику
производственных отношений, возникающих между людьми в процессе их воздействия на природную среду.
Поскольку природа становится объектом хозяйственных интересов общества, она превращается в производительную силу, объект экономических исследований.
Природные условия и природные ресурсы являются важнейшими факторами хозяйства, развития и размещения производительных сил.
Слайд 5Систематическое и интеграционное
изложение, использование
целостного видения
Эколого-экономического развития
Ориентация на практическую
полезность для экологов
Концентрация
на наиболее
сложных и тонких элементах
управления Э-э системами
Ориентация курса на подготовленных
слушателей,
понимающих, с какими проблемами
сталкивается общество, оргструктуры
в процессе природопользования.
Использование в обучении
деловых игр, примеров
из реальных ситуаций, проектов.
В рамках деловых игр выработка
подхода к решению задачи,
а не готовый ответ.
Акцент на самостоятельную
последующую работу в
рамках реальных организаций
Особенности курса
Слайд 6Образование в области экономики природопользования
Это требует организации такой системы образования,
которая бы обеспечивала знание взаимосвязи между общественным развитием и окружающей средой, что позволяло бы понять механизм воздействия человеческой деятельности на состояние окружающей среды и влияние окружающей среды на жизнь, здоровье и деятельность людей, с целью обеспечения динамического равновесия.
Подготовка специалистов по различным экономическим дисциплинам в области окружающей среды сегодня рассматривается в качестве первоочередной задачи с тем, чтобы содействовать повсеместному осознанию значения проблем окружающей среды для будущего человечества.
Слайд 7Что такое экономика природопользования?
Новый макроэкономический подход
требует формирования иного эколого-экономического
мышления
в науке и практике.
Это искусство руководства и координации усилий людей и
использования природных ресурсов с применением достижений
современной науки и технологий для
успешного развития общественного производства.
Это не дань моде, а признанная во всем мире методология
общественной и предпринимательской деятельности, являющаяся,
по-существу, культурным мостом в цивилизованном бизнесе
и деловом сотрудничестве.
«Экономика природопользования» представляет собой теорию и практику
производственных отношений, возникающих между людьми
в процессе их воздействия на природную среду
Слайд 8Цель дисциплины
Цель дисциплины «Экономика природопользования» — формирование у обучаемых эколого-экономического
мировоззрения, ознакомление с методологическими основами и методическим инструментарием экономики природопользования.
Курс «Экология и экономика природопользования» рассматривается как межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания двух научных систем – естественных и общественных.
Он имеет единый объект изучения – природопользование.
Слайд 9Сущность дисциплины «Экономика природопользования»
Эта связь осуществляется посредством использования экономических категорий,
главным образом таких как: товарно-денежные отношения, стоимость, цена, кредит, общественно-необходимые затраты труда, приведенные затраты, дисконтирование, дифференциальная рента и ее разновидности (горная рента, водная, лесная, земельная и др.), национальный доход, национальное богатство и т.п.
Слайд 10Сущность дисциплины «Экономика природопользования»
Основой познания любого экономического процесса являются объективные
экономические законы.
Для нашего курса наиболее важным является закон стоимости. Этот закон присущ производственным отношениям, где существует товарное производство. Он регулирует обмен товаров на основе общественно-необходимого труда. Все товары обмениваются в соответствии с их стоимостью.
В природопользовании закон стоимости реализуется через дифференциальную ренту.
Также - основной закон рыночной экономики – закон прибавочной стоимости – цель капиталистической экономики.
Слайд 11Понятие «природопользование»
Понятие «природопользование» в современной науке применяется как в широком,
так и в узком смысле слова.
В первом случае под природопользованием понимается совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и мер по ее сохранению (изучение, выявление запасов, использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов),
во втором — деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования, относящихся к природоэксплуатирующим и природо-воспроизводящим отраслям.
Слайд 12Понятие «природопользование»
Воздействие людей на природу может осуществляться путем целенаправленного, сознательного
использования элементов и сил природы, т.е. как трудовой процесс, в ходе которого природные вещества преобразуются в необходимый продукт. По сути, вся производственная деятельность людей представляет собой преобразование природы в формы, приемлемые для использования человеком.
Однако возможно и косвенное, случайное воздействие человека на природные системы, причиняющее им зачастую колоссальный вред (многочисленные техногенные аварии, разрушение озонового слоя и т.п.).
Поэтому под природопользованием в широком смысле этого понятия подразумевают как непосредственное, так и косвенное воздействие человека на окружающую природную среду
Слайд 13Источники науки «природопользование»
Проблемы функционирования экологической сферы (природопользования) исследуют многие отрасли
знаний. Наиболее значительные теоретические и практические успехи достигнуты в ходе исследований, проводимых на стыке естественных и общественных наук, прежде всего экологии и экономики.
В системе экономических наук сформировалось новое направление – экономика природопользования. В бывшем СССР этот термин впервые был использован в 1964 г., а уже в
70-е гг. в ряде экономических вузов страны преподавалась учебная дисциплина с таким названием, что свидетельствует о важном теоретическом и прикладном значении новой отрасли знаний.
В различных странах мира читаются курсы экономической экологии, эконологии, биоэкономики, энвайроментальной экономики и др.
Слайд 14Источники науки «Экономика природопользования»
Предметом изучения этой дисциплины являются отношения между
людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и восстановления, то есть эколого-экономические отношения.
Основополагающей категорией учебной дисциплины «Экономика природопользования» выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня.
Под эколого-экономическойсистемой понимается интеграция экономики и экологии,взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе. Важнейший признак эколого-экономической системы — региональность, развитие на определенной территории.
Слайд 15Методология науки «Экономика природопользования»
Изучение проблем любой науки, учебной дисциплины осуществляется
с помощью соответствующих методов исследования, совокупность которых представляет собой ее методологию.
«Экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина использует различные, общенаучные методы, разработанные естественными, общественными и другими отраслями знаний. Вместе с тем вырабатывается и расширяется круг своих специфических методов, позволяющих глубже исследовать синтез экологии и экономики.
Слайд 16Методология науки «Экономика природопользования»
Всеобщим методом познания, общей философской основой всех
наук является диалектический метод, согласно которому предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение и разрешение противоречий.
Важнейшим методом исследования в экологии и экономике природопользования является системный, состоящий в определении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, установлении структуры системы, т.е. совокупности внутренних связей и отношений.
Слайд 17Методология науки «Экономика природопользования»
Макроэкономический подход: Решение многих экологических проблем возможно
только в рамках всей экономики в целом. Только разобравшись в сложившихся экономических структурах, особенностях функционирования секторов, комплексов и отраслей, можно сформировать эффективную эколого-экономическую политику и экономические инструменты ее реализации.
Слайд 18Задачи дисциплины «Экономика природопользования»
Главной задачей курса «Экономика природопользования» является формирование
системы знаний о рациональном природопользовании, путях достижения устойчивого эколого-экономического развития, формировании и совершенствовании хозяйственного механизма природопользования, адекватного рыночной экономике.
Слайд 19Основные задачи экономики природопользования
Первая. Как экономика природопользования сможет обеспечить переход на
траекторию эколого-экономически устойчивого развития.
Вторая. Как экономическими и иными методами добиться безусловного выполнения экологического законодательства
Третья. Как экономически обосновать введение ограничений (или запретов) на добычу при родных ресурсов в экологически чувствительных регионах России?
Четвёртая. В каких сферах выгоднее с экономических, экологических и социальных позиций использовать наиболее дефицитные природные компоненты.
Пятая. Как долго может продолжаться коммерческая эксплуатация природных систем.
Шестая. Как рассчитать оптимальную величину платежей за использование природных ресурсов и загрязнение природных систем?
Седьмая. Как включить природные активы в синтетические и локальные показатели национального богатства, национальной безопасности и благосостояния людей?
Восьмая. Подготовка специалистов по экономике природопользования сегодня рассматривается в качестве первоочередной задачи. Это требует выработки нового экологического мышления .