Предмет и задачи дисциплины Экономика труда, основные понятия о труде презентация

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: Тема 1. Предмет и задачи дисциплины, основные понятия о труде Тема 2. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества Тема 3. Занятость населения и рынок труда Тема 4. Производительность

Слайд 1Дисциплина ЭКОНОМИКА ТРУДА
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА
И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ,

К.Э.Н., ДОЦЕНТ

МИРГОРОД ЕКАТЕРИНА

ЕВГЕНЬЕВНА

Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: Тема 1. Предмет и задачи дисциплины, основные понятия о труде Тема

2. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества Тема 3. Занятость населения и рынок труда Тема 4. Производительность (эффективность) труда Тема 5. Внутрифирменная организация труда Тема 6. Качество и уровень жизни населения Тема 7. Вознаграждение за труд – важнейший источник доходов и стимул труда Тема 8. Социальное партнерство в сфере труда Тема 9. Международное регулирование социально-трудовых отношений  

Слайд 3 Базовый учебник: Экономика труда (для бакалавров) / под ред. А.М. Асалиева.- М.:

2013 (эл.версия) Основная литература: * Экономика труда. Учебник / Под ред. Кокина Ю.П., Шлендера П.Э.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2010. — 686 с. * Экономика труда. Учебник / Д.Н. Карпухин, Ю.П. Кокин; под общ. ред. А.И. Архипова.- М.: Экономика, 2009. – 557с. * Экономика труда: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080104 Экономика труда /А.Л. Мазин.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 574с. * Экономика труда в схемах и таблицах / Сост. Е.В. Шубенкова, Е.Е. Миргород. М., А.В. Петропавловская. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2009.- 72с. (эл.версия) * Задания для практических работ по дисциплине «Экономика труда» / Сост. Е.В. Шубенкова, Е.Е. Миргород.- М.: Изд-во рос. экон. акад., 2010.- 39с. (эл.версия)

Слайд 4Тема 1. Предмет и задачи дисциплины, основные понятия о труде


Слайд 5Вопрос 1. Предмет и характеристика дисциплины Экономика труда


Слайд 6Науки о труде делят на 3 группы: - социально-экономические (экономика труда, статистика

труда, социология труда, НОТ, нормирование труда); - биологические (физиология и психология труда, гигиена труда, эргономика); - правовые (трудовое право, охрана труда)

Слайд 7Общее - единым объектом изучения этих дисциплин является труд – целесообразная

деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг. Различие – в предмете изучения, т.е. в том, какую сторону объекта, в данном случае труда, они изучают.

Слайд 8Экономика труда – отрасль экономической науки, изучающая закономерности и способы наилучшего

использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества – человека (человеческого ресурса), организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности людей по достижению максимального удовлетворения их материальных и духовных потребностей

Слайд 9Экономика труда – это наука, изучающая социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения производительности

и эффективности труда на основе его научной организации.

Слайд 10Предмет экономики труда – трудовой потенциал общества и пути его наиболее рационального

использования в интересах повышения эффективности общественного производства и обеспечения достойного качества жизни

Слайд 11
Предмет экономики труда –
система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности

между субъектами трудовых отношений:
работодателем;
наемным работником;
государством.

Слайд 12Экономика труда изучает свои проблемы на четырех уровнях: макроуровень – народное хозяйство; миниуровень

– отрасль, регион; микроуровень – предприятие, организация, фирма; наноуровень – уровень работника, исполнителя

Слайд 13Целью экономики труда является исследование научных основ, теоретических, методологических положений и

практического опыта в области управления человеческими ресурсами — формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при создании новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Слайд 14Главная задача — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере

труда в контексте жизнедеятельности человека и общества. Ее решение основано на изучении методологических положений экономической трудовой теории, раскрывающей основополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а также социально-экономические особенности труда в конкретных исторических условиях.

Слайд 15Экономика труда имеет три направления развития: - теоретическое, т.е. имеет свою теорию,

хотя теоретической основой является экономическая теория; - практическое – обобщение передового опыта, - нормативно-методическое (разработка законов, положений, методических указаний и др.)

Слайд 16В экономике труда используются следующие методы: общенаучные методы (диалектический, исторический, индукции и

дедукции, идеализации, абстрагирования, аналогий, гипотез, системного анализа и синтеза, математические, общей психологии, генетики, физиологии и т.д.); социально-экономические (ценностно-нормативные, планирования и прогнозирования, проектирования и моделирования, экономического стимулирования, экономического анализа и синтеза, планово-балансовые и т.д.); организационно-административные методы (оценки, поощрения и высвобождения работников, установления организационных связей, правил внутреннего распорядка, управления персоналом и т.д.); общей и конкретной социологии (опроса, диагностики, наблюдения и т.д.); социально-психологические (психотехники, тестирования, социометрический и т.д.).

Слайд 17Вопрос 2. Основные понятия, связанные с трудом


Слайд 18Деятельность – это наиболее общая категория, выражающая способ существования человека


Слайд 19Виды деятельности: Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в

ее результатах, а в самом процессе. Тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительскими формами). Учение – овладение знаниями, навыками, умениями. Общение – взаимоотношения людей в процессе обмена информацией, услугами, продуктами деятельности. Труд – высшая форма (вид) деятельности.

Слайд 20Труд – целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных благ

с целью удовлетворения личных и общественных потребностей.

Слайд 21Труд - объективно присущий человеку вид деятельности по превращению располагаемых им

природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в необходимый для личного или общественного потребления продукт. Труд – целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление среды обитания для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Слайд 22Черты трудовой деятельности: - осознанная деятельность (цель); - энергозатраты (сочетание в

определенных пропорциях умственного и физического труда); - удовлетворение человеческих потребностей; – наличие полезного, общественно признанного результата (проблемное).

Слайд 23Функции труда в обществе:
1. Труд является условием существования любого общества (природа

– мать богатства, а труд – его отец). Труд выступает как фактор производства, причем фактор весьма специфический: трудовая деятельность неотделима от человека, учитываются человеческие качества исполнителей.


Слайд 24Функции труда в обществе:
2. Производство материальных и духовных благ с целью

удовлетворения личных и общественных потребностей человека и общества;


Слайд 25Функции труда в обществе:
3. Обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение

природы, обеспечение здоровой социальной среды;


Слайд 26Функции труда в обществе:
4. Посредством труда осуществляется формирование и накопление общественного

материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники, культуры;


Слайд 27Функции труда в обществе:

5. Труд определяет положение человека в обществе, его

социальный статус;


Слайд 28 Функции труда в обществе:
6. Труд обеспечивает развитие самого человека, личности, является

сферой самовыражения и самосовершенствования человека, формирования творческой личности и свободного общества; обеспечивает рекреацию человека.


Слайд 29Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека

(в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности. (Широкий смысл)

Слайд 30Рабочая сила = трудовые ресурсы = экономически активное население = общее число работников,

чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства. (Узкий смысл)

Слайд 31Виды рабочей силы: Единичная рабочая сила, обладателем которой является отдельно взятый человек; Коллективная

рабочая сила - её обладателем является некая общность трудоспособных граждан, объединенная в рамках какой-либо кооперации (организации); Совокупная рабочая сила – трудоспособное население страны или региона. Трудовые ресурсы страны обладают совокупной рабочей силой.

Слайд 32Воспроизводство совокупной рабочей силы общества – постоянное возобновление способности к труду

трудовых ресурсов. Стадии воспроизводства совокупной рабочей силы общества: I. Формирование – подготовка, переподготовка, повышение квалификации; II. Распределение – по отраслям, секторам национальной экономики, по регионам; III. Перераспределение: 1) отраслевое (переход из одной отрасли в другую со сменой или без смены профессии); 2) территориальное; IV. Использование – в соответствии с профессией и квалификацией на каждом рабочем месте.

Слайд 33Способность человека к целесообразной деятельности может оцениваться тремя основными характеристиками: дееспособность; трудоспособность;

работоспособность.

Слайд 34Дееспособность - это общая способность формировать целесообразную деятельность, понимать значение своих

действий, управлять ими, совершенствовать их. Иначе говоря — это способность самостоятельно осуществлять различные формы целесообразной деятельности.

Слайд 35Трудоспособность — это состояние здоровья, позволяющее человеку выполнять работу определенного объема

и качества. Различают общую, профессиональную и неполную трудоспособность.

Слайд 36Общая трудоспособность – способность к выполнению всякой работы в обычных условиях,

предполагает наличие у человека физических, психофизиологических, возрастных и других данных, определяющих способность к труду и не требующих специальной подготовки, т.е. способность к неквалифицированному труду.

Слайд 37Профессиональная трудоспособность – способность к квалифицированному труду, т.е. способность работать по

определенной профессии, должности, в определенных условиях, требующая специального обучения.

Слайд 38Неполная трудоспособность – способность работать лишь в облегченных условиях (например, при

неполном рабочем дне).

Слайд 39Работоспособностью называют функциональные возможности организма человека для выполнения конкретной работы. Это

способность человека работать с определенными количественными и качественными показателями. Именно работоспособность определяет умственный и физический потенциал работника, то есть на что способен человек.

Слайд 40Показатели работоспособности: 1. производственные (выработка); 2. психофизиологические (показатели сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, нервной систем

организма); 3. социально-личностные (удовлетворенность трудом, момент наступления усталости).

Слайд 41Эти показатели изменяются в течение рабочего дня, рабочей недели, месяца, года.


Слайд 44Монотонность труда – повторяемость типичных приемов и действий, в течение смены

приводящих к нарушению физической работоспособности.

Слайд 45 Система труда:
субъект труда;
предметы труда;
средства

труда;
технология;
продукты труда;
духовный фактор труда;
мотивация и стимулирование труда;
условия труда;
деятельность (живой труд).


Слайд 461. Субъект труда – трудовой потенциал; трудовые ресурсы; производитель, потребитель, собственник,

предприниматель, менеджер

Слайд 472. Предметы труда: - земля и ее недра, - флора и

фауна, -сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия; - объекты производственных и непроизводственных работ и услуг; - энергетические, материальные и информационные потоки.

Слайд 483. Средства труда: - машины, приборы и оборудование; - инструменты, приспособления и

другие виды технологической оснастки; - средства программного обеспечения; - организационная оснастка рабочих мест; - передаточные устройства; - здания и сооружения; - транспортные пути.

Слайд 49«Поставьте его с лопатоскопом и ломографом – пусть работает!»


Слайд 514. Технология – способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.



Слайд 525. Продукты труда: * товары и услуги; * материальные и духовные блага


Слайд 53Формы продукта труда как товара: - готовая продукция сельского хозяйства, промышленности,

строительства; - всевозможные производственные и непроизводственные работы и услуги. - физическая (натуральная) форма; - стоимостная (денежная) форма (как полученный в результате его реализации доход или заработок).

Слайд 546. Духовный фактор труда – информация, изобретения, проекты, чертежи и т. д.


Слайд 557. Мотивация и стимулирование труда – потребности, интересы, цели, ценности и ценностные

установки, материальные и нематериальные стимулы.

Слайд 56Если до работы вы еще заглядываетесь на противоположный пол, а после

работы – нет, значит, работа вас полностью удовлетворяет.

Слайд 578. Условия труда – природные, социальные, экономические, организационные, технологические, правовые, политические,

психологические и т. д. (Широкий смысл)

Слайд 58Условия труда – совокупность элементов производственной среды, в которой протекает труд

человека, влияющих на здоровье, работоспособность и результаты его труда. (Узкий смысл)

Слайд 599. Деятельность (живой труд) – трудовая, предпринимательская, рекреационная, социальная, государственная, творческая.


Слайд 60Процесс труда – это процесс соединения двух основных факторов производства –

рабочей силы и средств производства.

Слайд 61Общественная организация труда – это социально-экономические отношения, характеризующие форму социальной организации

труда в обществе.

Слайд 62Элементы общественной организации труда: - привлечение членов общества к труду; - разделение и

кооперация труда; - воспроизводство рабочей силы и ее подготовка; - распределение материальных благ между членами общества.

Слайд 63Привлечение к труду: Общество провозглашает право на труд; Общество устанавливает определенные гарантии права

на труд; Общество устанавливает методы (способы) привлечения людей к труду.

Слайд 64Привлечение к труду: - экономическое – только труд дает средства к существованию; -

внеэкономическое – основано на административном принуждении к труду, которое осуществляется государственными органами.

Слайд 65«А не пойти ли мне на работу?» - подумал я и

не пошел.

Слайд 66Шеф - подчиненному: - Иванов, вы уволены! - Уволен? Странно, мне казалось, что

рабов продают.

Слайд 67Закон «О занятости населения в Российской Федерации» Статья 1. Занятость граждан 2. Гражданам

принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Слайд 68Разделение труда – это обособление деятельности отдельных работников и их групп

в процессе труда.

Слайд 69Экономические преимущества разделения труда: - повышается профессиональная дееспособность работников, - возрастает производительность

труда, - совершенствуются орудия производства и технология.

Слайд 70Виды разделения труда: - общее; - единичное; - частное. - функциональное; - профессиональное; - квалификационное.


Слайд 71К общему принято относить разделение труда между производственной и непроизводственной сферами

деятельности людей, а внутри этих сфер – между промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, торговлей, народным образованием, наукой, государственным управлением, культурой и т.д.

Слайд 72Частное разделение труда предполагает его разделение внутри сфер и отраслей общего

разделения труда. Например, промышленность делится по отраслям, подотраслям, объединениям, отдельным предприятиям; сельское хозяйство – на земледелие и животноводство, а внутри них – на специализированные отрасли (производство зерна, хлопка, картофеля, садоводство, производство мяса, молока, шерсти и т.д.).

Слайд 73Единичное разделение труда предусматривает распределение работ и трудовых функций между работниками

отдельного предприятия или обособленной организации: по цехам, участкам, бригадам, звеньям, отдельным работникам-исполнителям, а также по их профессионально-квалификационным группам. Особенность единичного разделения труда - между работниками нет товарно–денежных отношений.

Слайд 74- Кем ты у нас в колхозе работать будешь, Степан? -

Мерчендайзером. - Слушай, не хочешь работать - так и скажи.

Слайд 75Кооперация труда – это форма совместного труда, в котором происходит объединение

различных видов трудовой деятельности и достигается единство и согласованность совместных действий работников.

Слайд 76Виды кооперации труда: - простая – объединение работников, выполняющих одинаковые функции; -

сложная – объединение работников, выполняющих качественно разнородные конкретные виды труда.

Слайд 77Экономические преимущества кооперации труда: - создает новую производительную силу; - увеличивает производительность

труда работников; - позволяет распределять во времени выполнение отдельных видов работ.

Слайд 78Чтобы обеспечить в рамках кооперации слаженную работу, необходимы два условия: - целенаправленное

управление деятельностью работников; - дисциплина труда.

Слайд 79Основные критерии распределения результатов труда в рыночной экономике: * труд; * собственность; * социальные

критерии: наличие иждивенцев, состояние здоровья и т.д.

Слайд 80Основные виды доходов в рыночной экономике в соответствии с критериями распределения

благ: * зарплата; * доходы от предпринимательской деятельности (прибыль); * доходы от собственности; * социальные платежи (пенсии, пособия, льготы).

Слайд 81Содержание труда – совокупность его элементов, которые определяются профессиональной принадлежностью работ,

их последовательностью, составом, сложностью, структурой, целью.

Слайд 82Содержание труда характеризует внутреннюю определенность конкретного труда и выражает: - состав

трудовых функций, которые совершает работник; - профессиональную направленность трудового потенциала; - совокупность конкретных навыков физического и умственного труда для выполнения трудовых функций.

Слайд 83Трудовая функция – совокупность выполняемых производственных операций.


Слайд 84В зависимости от роли работника выделяют следующие трудовые функции: - энергетическая

– приведение в движение средств труда; - технологическая – соединение предмета со средствами труда непосредственная обработка предмета труда; - контрольно-регулирующая – осуществление контроля, наблюдения за движением предмета и средств труда, наладка и регулировка оборудования; - управленческая - подготовка работ и руководство исполнителями.

Слайд 85Изменение состава трудовых функций и затрат времени на их выполнение означает

изменение содержания труда. Содержание труда изменяется под влиянием изменений технологической базы производства.

Слайд 86Другое понятие – содержательность труда – два подхода: - характеризует уровень

сложности и разнообразие конкретных трудовых функций, степень самостоятельности работы, ответственности, возможности творчества, самореализации, самовыражения; - степень насыщения трудовой деятельности интеллектуальным компонентом.

Слайд 87Характер труда – особенности его функционирования, независимо от содержания труда, его общественная

форма (труд свободный и принудительный; индивидуальный и коллективный; личный и общественный; частный и наемный, престижный и непрестижный).

Слайд 88 Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его черты, признаки, отличительные

свойства и особенности. Характер труда изменяется под воздействием изменений в экономических, производственных отношениях людей.  

Слайд 89Развитие представлений о человеке как субъекте экономической жизни  


Слайд 90Развитие представлений о человеке как субъекте экономической жизни  


Слайд 91Развитие представлений о человеке как субъекте экономической жизни  


Слайд 92Развитие представлений о человеке как субъекте экономической жизни  


Слайд 93Развитие представлений о человеке как субъекте экономической жизни  


Слайд 94 Человеческие ресурсы – современная социально-экономиче­ская категория системы труда, позволяющая сопоставлять и

взаимозаменять потенциальную и реальную способность к труду и другой общественно полезной деятельности человека; сравнивать между собой различные факторы и ресурсы производства, не теряя при этом социальное качество. Это - главный источник повышения эффективности материального и духовного производства, это ресурс ресурсов.

Слайд 95Управление развитием человеческих ресурсов реализуется: в программах развития духовной культуры и системы

образования; в совершенствовании профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров; в изменении содержания труда, форм его организации, в мотивации труда и повышении качества труда; в совершенствовании форм и методов подбора и расстановки кадров, их оценки, аттестации и продвижении по лестнице карьеры.

Слайд 96Человеческий фактор – главный компонент общественного развития; человек, являющийся активной производительной

силой и активным субъектом отношений производства, обмена, распределения и потребления, способный осуществить ускорение НТП, совершенствовать систему управления и методы хозяйствования.

Слайд 97Категория «Человеческий капитал» выражает отношения по активизации экономического ресурса «Труд» с

целью получения дохода, прибыли. «Капитал» - ценности, используемые для их приумножения.

Слайд 98 Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений,

навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Человеческий капитал – набор качеств, которые могут стать источником доходов для человека, предприятия, общества. 

Слайд 99Виды человеческого капитала: Общий – теоретические общие знания, нужные во всех областях; Специальный

– конкретные знания, необходимые для работы в данной организации.

Слайд 100Человеческий капитал рассматривается как особый вид капиталовложений или совокупность затрат на

развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы.

Слайд 101Инвестиции в человеческий капитал направлены на следующие цели: - формирование рабочей силы

(повышение квалификации); - обеспечение благоприятных условий труда (повышение работоспособности); - организацию здравоохранения, социального обеспечения; - воспитание детей и др.

Слайд 102Управление – это деятельность по согласованию и контролю работы отдельных работников,

подразделений, коллективов, которые охватываются кооперацией труда на том или ином уровне. Функции управления: - плановая (выработка и принятие управленческих решений); - организационная (исполнительская деятельность); - регулирующая (учет и контроль за деятельностью).

Слайд 103Дисциплина труда – совокупность организационных отношений взаимной ответственности людей, обеспечивающая согласованную

деятельность работников в рамках кооперации труда.

Слайд 104Три вида дисциплины труда: - собственно дисциплина труда – точное соблюдение установленного

распорядка; - технологическая дисциплина – согласованность действий различных структур предприятия по производству продукции; - производственная дисциплина – охрана труда, техника безопасности, обеспечение производства всем необходимым.

Слайд 105Показатели дисциплины труда: - потери рабочего времени в связи с нарушениями

трудовой дисциплины; - число работников, допустивших нарушения трудовой дисциплины; - нарушение технологической дисциплины (брак, аварии и т.д.).

Слайд 106Нарушениями трудовой дисциплины считаются: 1. Несоблюдение установленной продолжительности рабочего времени: * Прогулы; * Появление

на работе в нетрезвом состоянии; * Опоздание и преждевременный уход с работы; * Самостоятельные перерывы в работе; * Использование рабочего времени в личных целях. 2. Нарушение порядка выполнения работ: * Недобросовестная работа; * Невыполнение трудовых обязанностей по умыслу или халатности. * Невыполнение распоряжения руководства. 3. Нарушение бесперебойного хода производства: * Самовольное нарушение регламента работы и графиков сменности. * Необоснованная частая перемена места работы.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика