Слайд 1Дисциплина
ЭКОНОМИКА ТРУДА
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА
И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ,
К.Э.Н., ДОЦЕНТ
МИРГОРОД ЕКАТЕРИНА
ЕВГЕНЬЕВНА
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины, основные понятия о труде
Тема
2. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества
Тема 3. Занятость населения и рынок труда
Тема 4. Производительность (эффективность) труда
Тема 5. Внутрифирменная организация труда
Тема 6. Качество и уровень жизни населения
Тема 7. Вознаграждение за труд – важнейший источник доходов и стимул труда
Тема 8. Социальное партнерство в сфере труда
Тема 9. Международное регулирование социально-трудовых отношений
Слайд 3
Базовый учебник:
Экономика труда (для бакалавров) / под ред. А.М. Асалиева.- М.:
2013 (эл.версия)
Основная литература:
* Экономика труда. Учебник / Под ред. Кокина Ю.П., Шлендера П.Э.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2010. — 686 с.
* Экономика труда. Учебник / Д.Н. Карпухин, Ю.П. Кокин; под общ. ред. А.И. Архипова.- М.: Экономика, 2009. – 557с.
* Экономика труда: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080104 Экономика труда /А.Л. Мазин.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 574с.
* Экономика труда в схемах и таблицах / Сост. Е.В. Шубенкова, Е.Е. Миргород. М., А.В. Петропавловская. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2009.- 72с. (эл.версия)
* Задания для практических работ по дисциплине «Экономика труда» / Сост. Е.В. Шубенкова, Е.Е. Миргород.- М.: Изд-во рос. экон. акад., 2010.- 39с. (эл.версия)
Слайд 4Тема 1.
Предмет и задачи дисциплины, основные понятия о труде
Слайд 5Вопрос 1.
Предмет и характеристика дисциплины
Экономика труда
Слайд 6Науки о труде делят на 3 группы:
- социально-экономические (экономика труда, статистика
труда, социология труда, НОТ, нормирование труда);
- биологические (физиология и психология труда, гигиена труда, эргономика);
- правовые (трудовое право, охрана труда)
Слайд 7Общее - единым объектом изучения этих дисциплин является труд – целесообразная
деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.
Различие – в предмете изучения, т.е. в том, какую сторону объекта, в данном случае труда, они изучают.
Слайд 8Экономика труда – отрасль экономической науки, изучающая закономерности и способы наилучшего
использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества – человека (человеческого ресурса), организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности людей по достижению максимального удовлетворения их материальных и духовных потребностей
Слайд 9Экономика труда –
это наука, изучающая социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения производительности
и эффективности труда на основе его научной организации.
Слайд 10Предмет экономики труда –
трудовой потенциал общества и пути его наиболее рационального
использования в интересах повышения эффективности общественного производства и обеспечения достойного качества жизни
Слайд 11
Предмет экономики труда –
система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности
между субъектами трудовых отношений:
работодателем;
наемным работником;
государством.
Слайд 12Экономика труда изучает свои проблемы на четырех уровнях:
макроуровень – народное хозяйство;
миниуровень
– отрасль, регион;
микроуровень – предприятие, организация, фирма;
наноуровень – уровень работника, исполнителя
Слайд 13Целью экономики труда является исследование научных основ, теоретических, методологических положений и
практического опыта в области управления человеческими ресурсами — формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при создании новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.
Слайд 14Главная задача — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере
труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.
Ее решение основано на изучении методологических положений экономической трудовой теории, раскрывающей основополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а также социально-экономические особенности труда в конкретных исторических условиях.
Слайд 15Экономика труда имеет три направления развития:
- теоретическое, т.е. имеет свою теорию,
хотя теоретической основой является
экономическая теория;
- практическое – обобщение передового опыта,
- нормативно-методическое (разработка законов, положений, методических указаний и др.)
Слайд 16В экономике труда используются следующие методы:
общенаучные методы (диалектический, исторический, индукции и
дедукции, идеализации, абстрагирования, аналогий, гипотез, системного анализа и синтеза, математические, общей психологии, генетики, физиологии и т.д.);
социально-экономические (ценностно-нормативные, планирования и прогнозирования, проектирования и моделирования, экономического стимулирования, экономического анализа и синтеза, планово-балансовые и т.д.);
организационно-административные методы (оценки, поощрения и высвобождения работников, установления организационных связей, правил внутреннего распорядка, управления персоналом и т.д.);
общей и конкретной социологии (опроса, диагностики, наблюдения и т.д.);
социально-психологические (психотехники, тестирования, социометрический и т.д.).
Слайд 17Вопрос 2.
Основные понятия, связанные с трудом
Слайд 18Деятельность – это наиболее общая категория, выражающая способ существования человека
Слайд 19Виды деятельности:
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в
ее результатах, а в самом процессе. Тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительскими формами).
Учение – овладение знаниями, навыками, умениями.
Общение – взаимоотношения людей в процессе обмена информацией, услугами, продуктами деятельности.
Труд – высшая форма (вид) деятельности.
Слайд 20Труд – целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных благ
с целью удовлетворения личных и общественных потребностей.
Слайд 21Труд - объективно присущий человеку вид деятельности по превращению располагаемых им
природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в необходимый для личного или общественного потребления продукт.
Труд – целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление среды обитания для удовлетворения личных и общественных потребностей.
Слайд 22Черты трудовой деятельности:
- осознанная деятельность (цель);
- энергозатраты (сочетание в
определенных пропорциях умственного и физического труда);
- удовлетворение человеческих потребностей;
– наличие полезного, общественно признанного результата (проблемное).
Слайд 23Функции труда в обществе:
1. Труд является условием существования любого общества (природа
– мать богатства, а труд – его отец). Труд выступает как фактор производства, причем фактор весьма специфический: трудовая деятельность неотделима от человека, учитываются человеческие качества исполнителей.
Слайд 24Функции труда в обществе:
2. Производство материальных и духовных благ с целью
удовлетворения личных и общественных потребностей человека и общества;
Слайд 25Функции труда в обществе:
3. Обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение
природы, обеспечение здоровой социальной среды;
Слайд 26Функции труда в обществе:
4. Посредством труда осуществляется формирование и накопление общественного
материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники, культуры;
Слайд 27Функции труда в обществе:
5. Труд определяет положение человека в обществе, его
социальный статус;
Слайд 28
Функции труда в обществе:
6. Труд обеспечивает развитие самого человека, личности, является
сферой самовыражения и самосовершенствования человека, формирования творческой личности и свободного общества; обеспечивает рекреацию человека.
Слайд 29Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека
(в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности.
(Широкий смысл)
Слайд 30Рабочая сила =
трудовые ресурсы =
экономически активное население =
общее число работников,
чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства. (Узкий смысл)
Слайд 31Виды рабочей силы:
Единичная рабочая сила, обладателем которой является отдельно взятый человек;
Коллективная
рабочая сила - её обладателем является некая общность трудоспособных граждан, объединенная в рамках какой-либо кооперации (организации);
Совокупная рабочая сила – трудоспособное население страны или региона. Трудовые ресурсы страны обладают совокупной рабочей силой.
Слайд 32Воспроизводство совокупной рабочей силы общества – постоянное возобновление способности к труду
трудовых ресурсов.
Стадии воспроизводства совокупной рабочей силы общества:
I. Формирование – подготовка, переподготовка, повышение квалификации;
II. Распределение – по отраслям, секторам национальной экономики, по регионам;
III. Перераспределение:
1) отраслевое (переход из одной отрасли в другую со сменой или без смены профессии);
2) территориальное;
IV. Использование – в соответствии с профессией и квалификацией на каждом рабочем месте.
Слайд 33Способность человека к целесообразной деятельности может оцениваться тремя основными характеристиками:
дееспособность;
трудоспособность;
работоспособность.
Слайд 34Дееспособность - это общая способность формировать целесообразную деятельность, понимать значение своих
действий, управлять ими, совершенствовать их.
Иначе говоря — это способность самостоятельно осуществлять различные формы целесообразной деятельности.
Слайд 35Трудоспособность — это состояние здоровья, позволяющее человеку выполнять работу определенного объема
и качества.
Различают общую, профессиональную и неполную трудоспособность.
Слайд 36Общая трудоспособность – способность к выполнению всякой работы в обычных условиях,
предполагает наличие у человека физических, психофизиологических, возрастных и других данных, определяющих способность к труду и не требующих специальной подготовки, т.е. способность к неквалифицированному труду.
Слайд 37Профессиональная трудоспособность – способность к квалифицированному труду, т.е. способность работать по
определенной профессии, должности, в определенных условиях, требующая специального обучения.
Слайд 38Неполная трудоспособность – способность работать лишь в облегченных условиях (например, при
неполном рабочем дне).
Слайд 39Работоспособностью называют функциональные возможности организма человека для выполнения конкретной работы. Это
способность человека работать с определенными количественными и качественными показателями. Именно работоспособность определяет умственный и физический потенциал работника, то есть на что способен человек.
Слайд 40Показатели работоспособности:
1. производственные (выработка);
2. психофизиологические (показатели сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, нервной систем
организма);
3. социально-личностные (удовлетворенность трудом, момент наступления усталости).
Слайд 41Эти показатели изменяются в течение рабочего дня, рабочей недели, месяца, года.
Слайд 44Монотонность труда – повторяемость типичных приемов и действий, в течение смены
приводящих к нарушению физической работоспособности.
Слайд 45 Система труда:
субъект труда;
предметы труда;
средства
труда;
технология;
продукты труда;
духовный фактор труда;
мотивация и стимулирование труда;
условия труда;
деятельность (живой труд).
Слайд 461. Субъект труда –
трудовой потенциал; трудовые ресурсы; производитель, потребитель, собственник,
предприниматель, менеджер
Слайд 472. Предметы труда:
- земля и ее недра,
- флора и
фауна,
-сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия;
- объекты производственных и непроизводственных работ и услуг;
- энергетические, материальные и информационные потоки.
Слайд 483. Средства труда:
- машины, приборы и оборудование;
- инструменты, приспособления и
другие виды технологической оснастки;
- средства программного обеспечения;
- организационная оснастка рабочих мест;
- передаточные устройства;
- здания и сооружения;
- транспортные пути.
Слайд 49«Поставьте его с лопатоскопом и ломографом – пусть работает!»
Слайд 514. Технология –
способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.
Слайд 525. Продукты труда:
* товары и услуги;
* материальные и духовные блага
Слайд 53Формы продукта труда как товара:
- готовая продукция сельского хозяйства, промышленности,
строительства;
- всевозможные производственные и непроизводственные работы и услуги.
- физическая (натуральная) форма;
- стоимостная (денежная) форма (как полученный в результате его реализации доход или заработок).
Слайд 546. Духовный фактор труда –
информация, изобретения, проекты, чертежи и т. д.
Слайд 557. Мотивация и стимулирование труда –
потребности, интересы, цели, ценности и ценностные
установки, материальные и нематериальные стимулы.
Слайд 56Если до работы вы еще заглядываетесь на противоположный пол, а после
работы – нет, значит, работа вас полностью удовлетворяет.
Слайд 578. Условия труда –
природные, социальные, экономические, организационные, технологические, правовые, политические,
психологические и т. д.
(Широкий смысл)
Слайд 58Условия труда – совокупность элементов производственной среды, в которой протекает труд
человека, влияющих на здоровье, работоспособность и результаты его труда.
(Узкий смысл)
Слайд 599. Деятельность (живой труд) –
трудовая, предпринимательская, рекреационная, социальная, государственная, творческая.
Слайд 60Процесс труда – это процесс соединения двух основных факторов производства –
рабочей силы и средств производства.
Слайд 61Общественная организация труда –
это социально-экономические отношения, характеризующие форму социальной организации
труда в обществе.
Слайд 62Элементы общественной организации труда:
- привлечение членов общества к труду;
- разделение и
кооперация труда;
- воспроизводство рабочей силы и ее подготовка;
- распределение материальных благ между членами общества.
Слайд 63Привлечение к труду:
Общество провозглашает право на труд;
Общество устанавливает определенные гарантии права
на труд;
Общество устанавливает методы (способы) привлечения людей к труду.
Слайд 64Привлечение к труду:
- экономическое – только труд дает средства к существованию;
-
внеэкономическое – основано на административном принуждении к труду, которое осуществляется государственными органами.
Слайд 65«А не пойти ли мне на работу?» - подумал я и
не пошел.
Слайд 66Шеф - подчиненному:
- Иванов, вы уволены!
- Уволен? Странно, мне казалось, что
рабов продают.
Слайд 67Закон «О занятости населения в Российской Федерации»
Статья 1. Занятость граждан
2. Гражданам
принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
Слайд 68Разделение труда –
это обособление деятельности отдельных работников и их групп
в процессе труда.
Слайд 69Экономические преимущества разделения труда:
- повышается профессиональная дееспособность работников,
- возрастает производительность
труда,
- совершенствуются орудия производства и технология.
Слайд 70Виды разделения труда:
- общее;
- единичное;
- частное.
- функциональное;
- профессиональное;
- квалификационное.
Слайд 71К общему принято относить разделение труда между производственной и непроизводственной сферами
деятельности людей, а внутри этих сфер – между промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, торговлей, народным образованием, наукой, государственным управлением, культурой и т.д.
Слайд 72Частное разделение труда предполагает его разделение внутри сфер и отраслей общего
разделения труда. Например, промышленность делится по отраслям, подотраслям, объединениям, отдельным предприятиям; сельское хозяйство – на земледелие и животноводство, а внутри них – на специализированные отрасли (производство зерна, хлопка, картофеля, садоводство, производство мяса, молока, шерсти и т.д.).
Слайд 73Единичное разделение труда предусматривает распределение работ и трудовых функций между работниками
отдельного предприятия или обособленной организации: по цехам, участкам, бригадам, звеньям, отдельным работникам-исполнителям, а также по их профессионально-квалификационным группам.
Особенность единичного разделения труда - между работниками нет товарно–денежных отношений.
Слайд 74- Кем ты у нас в колхозе работать будешь, Степан?
-
Мерчендайзером.
- Слушай, не хочешь работать - так и скажи.
Слайд 75Кооперация труда –
это форма совместного труда, в котором происходит объединение
различных видов трудовой деятельности и достигается единство и согласованность совместных действий работников.
Слайд 76Виды кооперации труда:
- простая – объединение работников, выполняющих одинаковые функции;
-
сложная – объединение работников, выполняющих качественно разнородные конкретные виды труда.
Слайд 77Экономические преимущества кооперации труда:
- создает новую производительную силу;
- увеличивает производительность
труда работников;
- позволяет распределять во времени выполнение отдельных видов работ.
Слайд 78Чтобы обеспечить в рамках кооперации слаженную работу, необходимы
два условия:
- целенаправленное
управление деятельностью работников;
- дисциплина труда.
Слайд 79Основные критерии распределения результатов труда в рыночной экономике:
* труд;
* собственность;
* социальные
критерии: наличие иждивенцев, состояние здоровья и т.д.
Слайд 80Основные виды доходов в рыночной экономике в соответствии с критериями распределения
благ:
* зарплата;
* доходы от предпринимательской деятельности (прибыль);
* доходы от собственности;
* социальные платежи (пенсии, пособия, льготы).
Слайд 81Содержание труда –
совокупность его элементов, которые определяются профессиональной принадлежностью работ,
их последовательностью, составом, сложностью, структурой, целью.
Слайд 82Содержание труда характеризует внутреннюю определенность конкретного труда и выражает:
- состав
трудовых функций, которые совершает работник;
- профессиональную направленность трудового потенциала;
- совокупность конкретных навыков физического и умственного труда для выполнения трудовых функций.
Слайд 83Трудовая функция –
совокупность выполняемых производственных операций.
Слайд 84В зависимости от роли работника выделяют следующие трудовые функции:
- энергетическая
– приведение в движение средств труда;
- технологическая – соединение предмета со средствами труда непосредственная обработка предмета труда;
- контрольно-регулирующая – осуществление контроля, наблюдения за движением предмета и средств труда, наладка и регулировка оборудования;
- управленческая - подготовка работ и руководство исполнителями.
Слайд 85Изменение состава трудовых функций и затрат времени на их выполнение означает
изменение содержания труда.
Содержание труда изменяется под влиянием изменений технологической базы производства.
Слайд 86Другое понятие – содержательность труда – два подхода:
- характеризует уровень
сложности и разнообразие конкретных трудовых функций, степень самостоятельности работы, ответственности, возможности творчества, самореализации, самовыражения;
- степень насыщения трудовой деятельности интеллектуальным компонентом.
Слайд 87Характер труда –
особенности его функционирования, независимо от содержания труда, его общественная
форма (труд свободный и принудительный; индивидуальный и коллективный; личный и общественный; частный и наемный, престижный и непрестижный).
Слайд 88
Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его черты, признаки, отличительные
свойства и особенности.
Характер труда изменяется под воздействием изменений в экономических, производственных отношениях людей.
Слайд 89Развитие представлений о человеке как субъекте экономической жизни
Слайд 90Развитие представлений о человеке как субъекте экономической жизни
Слайд 91Развитие представлений о человеке как субъекте экономической жизни
Слайд 92Развитие представлений о человеке как субъекте экономической жизни
Слайд 93Развитие представлений о человеке как субъекте экономической жизни
Слайд 94
Человеческие ресурсы – современная социально-экономическая категория системы труда, позволяющая сопоставлять и
взаимозаменять потенциальную и реальную способность к труду и другой общественно полезной деятельности человека; сравнивать между собой различные факторы и ресурсы производства, не теряя при этом социальное качество. Это - главный источник повышения эффективности материального и духовного производства, это ресурс ресурсов.
Слайд 95Управление развитием человеческих ресурсов реализуется:
в программах развития духовной культуры и системы
образования;
в совершенствовании профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров;
в изменении содержания труда, форм его организации, в мотивации труда и повышении качества труда;
в совершенствовании форм и методов подбора и расстановки кадров, их оценки, аттестации и продвижении по лестнице карьеры.
Слайд 96Человеческий фактор – главный компонент общественного развития; человек, являющийся активной производительной
силой и активным субъектом отношений производства, обмена, распределения и потребления, способный осуществить ускорение НТП, совершенствовать систему управления и методы хозяйствования.
Слайд 97Категория «Человеческий капитал» выражает отношения по активизации экономического ресурса «Труд» с
целью получения дохода, прибыли.
«Капитал» - ценности, используемые для их приумножения.
Слайд 98
Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений,
навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности.
Человеческий капитал – набор качеств, которые могут стать источником доходов для человека, предприятия, общества.
Слайд 99Виды человеческого капитала:
Общий – теоретические общие знания, нужные во всех областях;
Специальный
– конкретные знания, необходимые для работы в данной организации.
Слайд 100Человеческий капитал рассматривается как особый вид капиталовложений или совокупность затрат на
развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы.
Слайд 101Инвестиции в человеческий капитал направлены на следующие цели:
- формирование рабочей силы
(повышение квалификации);
- обеспечение благоприятных условий труда (повышение работоспособности);
- организацию здравоохранения, социального обеспечения;
- воспитание детей и др.
Слайд 102Управление – это деятельность по согласованию и контролю работы отдельных работников,
подразделений, коллективов, которые охватываются кооперацией труда на том или ином уровне.
Функции управления:
- плановая (выработка и принятие управленческих решений);
- организационная (исполнительская деятельность);
- регулирующая (учет и контроль за деятельностью).
Слайд 103Дисциплина труда – совокупность организационных отношений взаимной ответственности людей, обеспечивающая согласованную
деятельность работников в рамках кооперации труда.
Слайд 104Три вида дисциплины труда:
- собственно дисциплина труда – точное соблюдение установленного
распорядка;
- технологическая дисциплина – согласованность действий различных структур предприятия по производству продукции;
- производственная дисциплина – охрана труда, техника безопасности, обеспечение производства всем необходимым.
Слайд 105Показатели дисциплины труда:
- потери рабочего времени в связи с нарушениями
трудовой дисциплины;
- число работников, допустивших нарушения трудовой дисциплины;
- нарушение технологической дисциплины (брак, аварии и т.д.).
Слайд 106Нарушениями трудовой дисциплины считаются:
1. Несоблюдение установленной продолжительности рабочего времени:
* Прогулы;
* Появление
на работе в нетрезвом состоянии;
* Опоздание и преждевременный уход с работы;
* Самостоятельные перерывы в работе;
* Использование рабочего времени в личных целях.
2. Нарушение порядка выполнения работ:
* Недобросовестная работа;
* Невыполнение трудовых обязанностей по умыслу или халатности.
* Невыполнение распоряжения руководства.
3. Нарушение бесперебойного хода производства:
* Самовольное нарушение регламента работы и графиков сменности.
* Необоснованная частая перемена места работы.