Особенности экономики образования на современном этапе развития презентация

Содержание

Тема 3 Особенности экономики образования на современном этапе развития Понятие экономической системы и её факторов Методология рыночной экономики. Теория рынка образования Теория производства и издержек Образовательная услуга и

Слайд 1 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
ОПД. 07. ДППП «Методика профессионального образования»

Разработчик программы:
Алексеева Наталья Георгиевна, к.

э. н.
alexchirpo@rambler.ru
2017 г.

Министерство образования и науки Челябинской области
«Челябинский институт развития профессионального образования»


Слайд 2Тема 3 Особенности экономики образования на современном этапе развития

Понятие экономической

системы и её факторов
Методология рыночной экономики.
Теория рынка образования
Теория производства и издержек
Образовательная услуга и её особенности как товара


Слайд 3
1. Понятие экономической системы и её факторов
Экономические явления, процессы и закономерности

формируются в рамках определённой экономической системы

Экономическая система представляет собой определённую организационную форму национального общества, модель его организационной структуры

Экономическую систему можно характеризовать с точки зрения взаимодействия производительных сил (ресурсы и МТБ) и производственных отношений (отношения субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ)
Субъектами экономической системы являются домохозяйство, предприятие (фирма), государство

Экономическая система воспроизводится.
Воспроизводство – непрерывное восстановление основных черт и важнейших пропорций экономической системы. Оно бывает простым, расширенным и суженным



Слайд 4Нужда, принявшая специфическую форму
в соответствии со способом организации экономической системы и

культурным уровнем экономического субъекта

Чувство ощущаемой человеком или иным субъектом нехватки чего-либо

Потребности

Нужда


Для функционирования любой экономической системы необходимо, чтобы удовлетворялись потребности действующих в ней субъектов. Потребность возникает из нужды, поэтому имеет объективную основу

Потребность

Способы удовлетворения :
Самообеспечение (охота, садоводство и огородничество, рыболовство)
Отъём (воровство, нападение на желаемый объект)
Попрошайничество (иногда принимающее хроническую форму)
Обмен (получение желаемого объекта с предложением чего-либо в замен – денег или другого блага)


Слайд 5Виды потребностей
Потребности разнообразны и группируются по различным признакам









Потребности также делятся на:
первичные

(пища, безопасность, жильё, одежда)
вторичные (удовлетворение которых возможно после удовлетворения первичных потребностей)
Потребности лежат в основе формирования экономических интересов
Экономический интерес – это осознанная потребность
Потребности изменчивы, подвижны, динамичны, часто взаимозаменяемы



Слайд 6Понятие факторов экономической системы
Материальную основу экономической системы образует производство
В процессе

производства происходит соединение факторов производства в определённой комбинации с целью создания материальных благ и их последующей реализации
Понятие «факторы производства» часто отождествляется с категорией экономических, или производственных ресурсов
Отличие факторов производства от экономических ресурсов состоит в том, что экономические ресурсы – понятие более широкое по сравнению с факторами производства.


Слайд 8Факторы производства приносят своим владельцам доход:
Земля - ренту

Капитал – процент

Труд -

заработную плату

Предпринимательство - прибыль (убыток)

Слайд 9 2. Методология рыночной экономики
Сущность науки заключается в

научном методе — беспристрастной разработке и проверке теорий о том, как устроен мир.
Экономисты делают допущения, поскольку они упрощают сложность мира, делают его более легким для понимания.
Например, занимаясь изучением международной торговли, можно сделать допущение о том, что мир состоит только из двух стран, каждая из которых производит только два вида товара.
Экономические модели — диаграммы, графики и уравнения.
Экономическим моделям не хватает многих деталей, но именно их отсутствие позволяет глубже осознать действительно важные вещи. Модель, используемая экономистом, учитывает далеко не все экономические факторы.

Слайд 10Производственные возможности экономики
Экономические ресурсы общества всегда ограничены.
Экономические ресурсы (факторы производства) могут

использоваться эффективно либо неэффективно.
Эффективность обозначает наилучшее использование ресурсов общества для удовлетворения нужд и потребностей людей.
Экономика работает эффективно, если полностью использует доступные ограниченные ресурсы с максимально возможным результатом.
Одни и те же ресурсы могут использоваться различным образом.
Ограниченность ресурсов предполагает ограниченные возможности их использования. Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.
Ограниченные ресурсы, направляемые на удовлетворение неограниченных потребностей обнаруживают свою абсолютную ограниченность, но тех же ресурсов оказывается достаточно для удовлетворения ограниченных потребностей. При этом ресурсы становятся относительно ограниченными.
Ограниченность ресурсов предполагает необходимость выбора


Слайд 11Графическое представление производственных возможностей экономики
0 1

2 3 4 5 6

5 4 3 2 1


А

С

D


E

B





Благо Б

Благо А

Выпуклая линия АСDEB показывает совокупность всех возможных вариантов производства выбранных товаров
Полученная кривая называется Кривой производственных возможностей КПВ или
Линией производственных возможностей ЛПВ

Кривая производственных возможностей обозначает границы максимально возможного одновременного производства двух видов блага при полном использовании ограниченных производственных ресурсов


Слайд 12Достижение объемов производства, находящихся в какой-либо точке за пределами границы производственных

возможностей, невозможно.
Граница производственных возможностей ставит общество перед выбором, поскольку единственный способ увеличения предоставления одного блага — это уменьшение производства другого. Когда общество увеличивает производство блага В, оно отказывается от производства определенного количества блага А.
Это издержки упущенных возможностей, или альтернативные издержки.


Слайд 13Практическое занятие по методологии рыночной экономики
Учебные цели:
Сформулировать три

основные проблемы, которые должна решать любая экономическая система, независимо от её социальных характеристик и политической ориентации.
Раскрыть понятие «экономическая эффективность».
Уяснить, что представляет собой модель и кривая производственных возможностей, каковы их основные функции в экономическом анализе.
Раскрыть с помощью кривой производственных возможностей сущность альтернативных издержек и закона убывающей отдачи факторов производства.
Понять, как технология влияет на производственные возможности общества.



Слайд 14УПРАЖНЕНИЯ
1. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они

занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц.

а) Начертите на рисунке кривую производственных возможностей экономики этого острова.

б) Предположим, на остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти его работающих жителей ежедневно может собирать 30 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей экономики этого острова.

в) Сделайте выводы механизация процессов повышает производительность труда

Слайд 15Черепаховые яйца

Кокосы




Слайд 162. В группе каждому студенту заданы домашние задания к следующему дню

по пяти дисциплинам. Студент за один день может выполнить либо задания по первым 3-м дисциплинам, либо задания по 2-м другим дисциплинам.

Начертите кривую производственных (учебных) возможностей студента.

Сделайте выводы:
назовите варианты возможностей студента по выполнению домашнего задания по первым 1, по другим 1
- сможет ли студент выполнить полностью домашние задания по 2-м первым дисциплинам, и по 2-м другим дисциплинам. НЕТ
- по скольким первым и другим дисциплинам он сможет выполнить задания полностью. Либо задания по первым 3-м дисциплинам, либо задания по 2-м другим дисциплинам В каком случае у него не будут полностью использованы производственные возможности Все варианты, лежащие ниже кривой возможностей студента



Слайд 17Кривая производственных (учебных) возможностей студента


Слайд 18Пять фундаментальных вопросов, на которые должна отвечать любая экономическая система:
Сколько следует

производить? В каком объёме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные и нематериальные потребности общества?

Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какую применять технологию?

Кто должен производить эту продукцию и как она должна распределяться между индивидуальными потребителями?

Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться необходимых коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и в технологии производства


Слайд 19ТЕСТЫ
1. В экономике действует закон убывающей отдачи

факторов производства. Каким образом в этих условиях поддерживается экономический рост:
Потребуется всё меньше и меньше производственных ресурсов.
Прирост дополнительных ресурсов не увеличит, а уменьшит общий объём производства.
Необходим прирост ресурсов, но цена дополнительной единицы ресурсов будет возрастать.
Потребуется всё больше и больше ресурсов.

2. Проблемы того, «что, как и для кого производить» могут иметь отношение:
Только к тоталитарным системам или к обществам, где господствует централизованное планирование.
Только к рыночной экономике.
Только к отсталой экономике.
К любому обществу безотносительно его социально-экономической и политической организации.


Слайд 20 3. Линия производственных возможностей показывает:
Точные

количества двух товаров, которые субъект намерен производить.
Лучшую из возможных комбинаций двух товаров.
Альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов.
Время, когда вступает в действие закон убывающей отдачи факторов производства

4. Экономика эффективна, если в ней достигнуты:
Полная занятость.
Полное использование производственных ресурсов.
Или полная занятость, или полное использование остальных ресурсов.
И полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов.

Слайд 213. Теория рынка образования
Действие рыночного механизма основано на установлении соответствия между

спросом и предложением образовательных благ на рынке.
Благо – это всё то, при помощи чего человек осознанно удовлетворяет свои потребности
Рынок – институт (механизм), который сводит покупателей и продавцов.
Спрос - это потребность, представленная на рынке в течение определённого времени и обеспеченная денежными средствами, т.е. не любая, а платёжеспособная потребность.
Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке по некоторой цене в течение определённого времени.
Цена – это денежное выражение стоимости товара или услуги
Ценовая эластичность - это измеритель степени чувствительности потребителей к изменениям цены

Слайд 22ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Действие рыночного механизма основано на установлении соответствия между спросом и

предложением экономических благ на рынке.
Благо – это всё то, при помощи чего человек осознанно удовлетворяет свои потребности
Рынок – институт (механизм), который сводит покупателей и продавцов.
Спрос - это потребность, представленная на рынке в течение определённого времени и обеспеченная денежными средствами, т.е. не любая, а платёжеспособная потребность.
Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке по некоторой цене в течение определённого времени.
Цена – это денежное выражение стоимости товара или услуги
Ценовая эластичность - это измеритель степени чувствительности потребителей к изменениям цены

Слайд 23

Закон спроса
Между ценой и величиной спроса существует только

обратная связь

Причины наличия обратной связи:
Для потребителя цена – барьер
Высокая цена является препятствием для совершения покупки.

Потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности

Эффект дохода и замещения

Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене люди могут позволить себе купить больше данного товара, не отказывая себе в приобретении других

Эффект замещения указывает на то, что потребители склонны замещать дорогие товары более дешёвыми






Слайд 24

Цена в денежных единицах

Слайд 25Неценовые детерминанты спроса
Изменение вкусов покупателей
Физическое здоровье становится всё более

популярным. Это повышает спрос на спортивную одежду
Изменение числа покупателей
Снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование
Изменение дохода
Увеличение доходов приводит к повышению спроса на более качественные товары
Изменение цен на сопряжённые товары
Снижение стоимости авиабилетов сокращает спрос на железнодорожные перевозки
Изменения в ожиданиях потребителей
Ожидание повышения цен на товар в будущем повышает спрос на него в текущий момент

Слайд 26Цена в денежных единицах


Слайд 27Закон предложения
Между ценой и предложением существует только прямая связь

Причины наличия

прямой связи:
Для производителя цена – выручка

Высокая цена является стимулом для развития производства


Слайд 28Цена в денежных единицах


Слайд 29Неценовые детерминанты предложения
Изменение ресурсных цен
Снижение цен на компьютерную

технику увеличивает предложение информационных технологий
Изменение технологии
Создание более прогрессивной технологии использования средств обучения увеличивает предложение на эти средства.
Изменение налогов и дотаций
Повышение налога на аренду помещений сокращает их предложение; уменьшение бюджетного финансирования образования сокращает предложение бюджетных мест в образовательных учреждениях
Изменение цен на другие товары
Снижение цен на учебную мебель увеличивает предложение на учебную литературу
Изменение ожиданий
Ожидание существенного снижения в будущем цен на образовательную услугу заставляет образовательные учреждения увеличивать текущее предложение
Изменение числа поставщиков
Увеличение количества образовательных учреждений, предоставляющих одинаковые образовательные услуги, увеличивает предложение на эти услуги



Слайд 30Цена в денежных единицах


Слайд 31Цена в денежных единицах

РАВНОВЕСИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Излишек
Дефицит


Слайд 32Практическое занятие: основы теории спроса и предложения
Изобразите кривые спроса и

предложения на рынке товара «Х»
в координатах Р, Q

Ответьте на вопросы:
Какова равновесная цена товара «Х»?
Каков равновесный объём купли/продажи товара «Х»?
Если цена товара «Х» составит 30 д.е., какова величина дефицита
на этом рынке?
Если цена товара «Х» повысится до 60 д.е., какова величина излишка
на этом рынке?


Слайд 33ПРОБЛЕМА


Слайд 34ЗАДАНИЕ
Постройте кривые спроса потребителей X, Y, Z.
Постройте кривую рыночного спроса. Объясните,

каким образом вы построили эту кривую.
Предположим, что спрос на этот товар со стороны потребителей X и Y удвоится, но наполовину сократится со стороны Z. Соответственно измените кривые спроса X, Y, Z и кривую рыночного спроса


Слайд 35ТЕСТЫ
1. Закон спроса предполагает, что:
а) Превышение предложения над спросом вызовет снижение

цены
б) Если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров
в) Кривая спроса обычно имеет положительный наклон
г) Когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.

2. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х?
а) Предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось
б) Цена товара Х выросла, и как следствие этого потребители решили меньше покупать этого товара
в) Вкусы потребителей вызвали интерес к товару Х, и поэтому они хотят покупать его при любой цене больше, чем раньше.
г) Цена товара Х упала, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше.



Слайд 36
3. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара, вызовет:
а) Сдвиг

кривой спроса вверх (или вправо)
б) Сдвиг кривой предложения вверх (или влево)
в) Сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх
г) Сдвиг кривой предложения вниз (или вправо).

4. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?
а) Потребность
б) Необходимость
в) Спрос
г) Желание.

5. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
а) Спрос равен предложению
б) Цена равна издержкам плюс прибыль
в) Уровень технологии меняется постепенно
г) Объем предложения равен объему спроса.




Слайд 37 6. Если цены растут, а прочие условия неизменны, закон предложения

проявляется:
а) В росте предложения
б) В снижении предложения
в) В росте объема предложения
г) В падении объема предложения.

7. Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены:
а) На любом рынке
б) На рынке ресурсов
в) На валютном рынке
г) На товарном рынке

8. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый, вызовет:
а) Падение спроса на второй товар
б) Рост спроса на второй товар
в) Увеличение объема спроса на второй товар
г) Падение величины спроса на второй товар.


Слайд 384. Теория производства и издержек
В микроэкономическом исследовании наряду с поведением потребителя

важную роль играет анализ поведения производителей.

Производство – это процесс использования экономических ресурсов (факторов производства): природных ресурсов, капитала, труда и предпринимательских способностей для производства необходимых товаров и выполнения услуг.

Взаимоотношения между факторами производства в условиях конкретной технологии и результатами производства описываются производственной функцией
Q = F (L, K),
где Q – максимальный выпуск продукции (максимальное количество обучающихся),
L – трудовые факторы,
K – материальные факторы.


Слайд 39Общие свойства функциональных зависимостей для разных видов образовательных услуг

Существует предел увеличения

количества обучающихся, которым можно предоставить образовательные услуги за счёт роста затрат одного ресурса при прочих равных условиях.
Например, существует предел увеличения количества обучающихся при привлечении дополнительных педагогических работников и ограниченных учебных площадях и оборудовании.

Существует определённая взаимная дополняемость факторов образовательной деятельности. Без сокращения количества обучающихся возможна и определённая взаимозаменяемость этих факторов.
Например, большое количество педагогических работников может быть заменено ПК (применимо к дистанционной технологии)

Слайд 40Издержки производства
Внимание!
Выбор оптимального сочетания факторов производства всегда связан с определением издержек.

ИЗДЕРЖКИ

– это стоимость всех видов затраченных материалов и услуг.

Точки зрения бухгалтеров и экономистов на издержки


Слайд 41Типы рыночных периодов
КРАТКОСРОЧНЫЙ
Постоянные затраты
не меняются,
меняются переменные
ДОЛГОСРОЧНЫЙ
Все затраты становятся
переменными.
Образовательное

учреждение
может обновить качественно и
количественно все ресурсы

Действует объективный
экономический закон:
закон убывающей отдачи
Начиная с определённого
количества обучающихся
затраты растут

Действует объективный
экономический закон:
эффект масштаба
положительный и
отрицательный
Затраты растут при
увеличении аппарата
управления


Слайд 42Поведение организации в краткосрочном периоде (на примере образовательного учреждения)
В этот период образовательному

учреждению крайне сложно изменить состав своего капитала, как фактора образовательной деятельности.

За короткий период оно в состоянии изменить только интенсивность использования капитала.

Объём предоставляемых образовательных услуг и издержки образовательной деятельности зависят от использования различных переменных ресурсов: трудовых ресурсов, материалов для образовательных и хозяйственных целей, книг и учебных пособий, электроэнергии и т.д.

В краткосрочном периоде образовательные учреждения могут расширять свою образовательную деятельность, используя переменные (текущие) и постоянные (долгосрочные) факторы.

Слайд 43Общие издержки (TC) складываются из переменных (VC) и постоянных (FC) издержек:



TC = VC + FC

Средние издержки (издержки на обучение одного обучающегося) ATC определятся путём деления общих издержек на количество обучающихся (Q):

ATC = TC : Q

Средние издержки можно разбить на две составляющие:
средние переменные расходы AVC и средние постоянные расходы AFC:
AVC = VC : Q
AFC = FC : Q

Предельные издержки MC – это изменение совокупных затрат при изменении количества обучающихся (затраты, связанные с обучением дополнительно принятого обучающегося):

MС = ∆TC : ∆Q






Слайд 44Закон убывающей отдачи (данные гипотетические)


Слайд 45Выводы:
Валовой продукт (общий объём производства) увеличивается до тех пор, пока предельный

продукт является величиной положительной, при этом видны два участка: сначала валовой продукт увеличивается нарастающими темпами, а затем, когда начинает действовать закон убывающей отдачи и предельный продукт снижается, Валовой продукт растёт замедляющимися темпами.

При предельном продукте, равном нулю, валовой продукт имеет максимальную величину.

Когда предельный продукт становится отрицательным, валовой продукт организации начинает уменьшаться.

Если предельный продукт каждого дополнительного работника превышает средний продукт, который производится до его привлечения, то последний будет увеличиваться.

Если предельный продукт дополнительного работника становится ниже среднего, то последний начинает уменьшаться


Слайд 46Действие закона убывающей отдачи в краткосрочном периоде
С определённого момента, последовательное присоединение

одинаковых единиц какого-либо переменного ресурса (например, количество ПР) к неизменному постоянному ресурсу (например, учебные кабинеты, лаборатории, мастерские) приводит к уменьшению количества часов на каждого дополнительного ПР. Это означает, что в краткосрочном периоде количество обучающихся может увеличиваться до тех пор, пока каждый преподаватель будет иметь не менее 720 часов учебной нагрузки в год.
Если количество часов на одного ПР становится меньше установленного норматива (720 часов), а предлагаемые образовательные услуги имеют спрос, то образовательное учреждение вступает в долгосрочный период, когда оно должно увеличивать количество постоянного ресурса.
Отношение изменения количества обучающихся ΔQ к изменению количества ПР ΔL является показателем предельной производительности педагогического труда MP.
MP = ΔQ :ΔL

Предельная производительность педагогического труда является критерием эффективности его образовательной деятельности.

Слайд 47 ВЫВОДЫ:
Постоянные расходы FC в краткосрочном периоде одинаковы при всём

возможном количестве обучающихся.
Переменные расходы VC увеличиваются, но разными темпами (первоначально их прирост уменьшается, а затем возрастает).
Общие расходы TC меняются аналогично переменным, поскольку величина FC неизменна.
Предельные расходы MC сначала уменьшаются, достигают минимума при учебной нагрузке ПР 720 часов, а затем увеличиваются.
Средние постоянные расходы AFC по мере увеличения количества обучающихся снижается.
Средние переменные издержки AVC сначала уменьшаются, достигая своего минимума, а затем увеличиваются.
Средние общие расходы ATC сначала уменьшаются, доходя до минимального значения, а затем начинают расти.
Существует определённая закономерность. Предельные расходы равны средним переменным и средним общим расходам при их минимальных значениях (МС = min АVC = min ATC)

Слайд 48Модель долгосрочного периода (на примере образовательного учреждения)
Все ресурсы в долгосрочном периоде

являются переменными, поскольку образовательное учреждение имеет возможность обновить их как качественно, так и количественно.

Образовательное учреждение расширяет номенклатуру своих образовательных услуг. Сначала это вызовет сокращение средних общих затрат ATC-1, но, когда вступит в действие закон убывающей отдачи, они начнут расти.
Образовательное учреждение, имеющее спрос на свои образовательные услуги, для снижения затрат начнёт увеличивать количество учебных мест, что вызовет новое снижение средних общих затрат ATC-2. С определённого момента средние общие затраты ATC-2 опять начнут расти и т. д.

Внимание!
В долгосрочном периоде часть действующих образовательных учреждений может быть реструктурировано (либо закрыто, либо войти в состав ресурсных центров или образовательных комплексов). При этом новые образовательные учреждения могут войти в образовательную систему.


Слайд 49ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Теория производства и издержек»
Учебные цели:
Изучить производственную функцию, выяснить, каким образом

она выражает связь между структурой затрат и объёмом производства. Изобразить производственную функцию графически.
Обратить внимание на действие закона убывающей отдачи.
Раскрыть содержание всех видов издержек и изучить их динамику.
Выявить условие минимизации экономическим субъектом своих издержек



Слайд 50УПРАЖНЕНИЯ


Слайд 51Алгоритм решения
Рассчитать общие издержки ТС

Рассчитать средние издержки AFC, AVC, ATC

Рассчитать предельные

издержки MC (VCq+1 - VCq или TCq+1 - TCq)

По таблице сделать анализ изменения предельных издержек

По таблице сделать анализ изменения средних постоянных издержек AFC

По таблице сделать анализ изменения средних переменных издержек AVC

По таблице сделать анализ средних валовых издержек ATC

Построить графики:
- FC, VC, TC
- MC, AFC, AVC, ATC

Слайд 52
FC,
VC,
TC












900





600





300




0


0 1 2 3

4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Q


Слайд 53ТЕСТЫ
1 Средние общие издержки производства продукции достигают минимальной величины при том

объеме продукции, когда:
а) AVC = АFC
б) Прибыль будет максимальной
в) MC = AVC
г) ATC = MC

2 Постоянные издержки фирмы - это:
а) Затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения
б) Минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства
в)Издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится
г) Ни один из ответов не является правильным.




Слайд 543 Издержки в экономическом смысле слова (экономические издержки):
а)Включают в себя явные

и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль
б) Включают в себя явные издержки, но не включают неявные
в) Включают в себя неявные издержки, но не включают явные
г) Не включают в себя ни явные, ни неявные издержки

4 Какое из следующих утверждений является правильным?
а) Бухгалтерские издержки + экономические издержки = нормальная прибыль
б) Экономическая прибыль - бухгалтерская прибыль = явные издержки
в)Бухгалтерская прибыль - неявные издержки = экономическая прибыль
г) Экономическая прибыль - неявные издержки = бухгалтерская прибыль


Слайд 55 5. Какое из следующих выражений представляет собой предельные издержки?
а) TC

: Q
Б)ΔVC : ΔQ
в) FC : Q
г) (P х Q) : ΔQ
д) ΔFC : ΔQ

6 Какое из следующих выражений представляет собой общие издержки?
а) MC
б) VC - FC
в) FC + VC
г) (FC + VC) : Q.
 




Слайд 563. Образовательная услуга и её особенности как товара
Основным видом деятельности образовательных

учреждений является создание образовательных услуг.
Образовательные услуги удовлетворяют личные (конечный потребитель), групповые (предприятия-работодатели) и общественные потребности (государство).
С позиции отдельной личности образовательная услуга – это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе.
С позиции предприятия образовательная услуга – это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях.
С позиции государства образовательная услуга – это процесс, обеспечивающий расширенное производство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества.

Слайд 57 Отличительные особенности, присущие образовательным услугам:
Потребительная стоимость образовательных услуг очень высока,

что влечет за собой достаточно высокую стоимость этой услуги, на рынке это проявляется в высоких ценах.
Процесс образования растянут во времени, в результате мы имеем большую длительность оказания подобного рода услуг.
Предоставление образовательных услуг имеет четко выраженную сезонность.
Потребителями образовательных услуг являются в большей части достаточно молодые люди.
Процесс предоставления образовательной услуги предполагает результат, который может быть получен только по истечении срока обучения, поэтому уместно говорить об отсроченности выявления результата.
Образовательную услугу невозможно перепродать.
Образовательная услуга подлежит лицензированию
Существует конкурсный характер предоставления образовательных услуг.
Для поддержания образовательной услуги на соответствующем уровне важно обеспечить ее сопровождение в дальнейшем.




Слайд 58Тема 4. Экономическая деятельность образовательного учреждения в условиях рыночной экономики

Основы экономической

деятельности образовательного учреждения
Хозяйственный механизм образовательного учреждения
Имущество образовательного учреждения
Виды деятельности образовательного учреждения


Слайд 59
Основы экономической деятельности образовательного учреждения

Основными факторами экономической деятельности образовательного учреждения

являются:

Слайд 60Основные черты экономической деятельности образовательного учреждения


Слайд 61Экономические функции образования


Слайд 632. Хозяйственный механизм образовательного учреждения
Причины формирования хозяйственного механизма в образовании:
Рынок представляет

собой хорошо отлаженный механизм, способный решать экономические задачи стоящие перед обществом.
В отдельных случаях рынок оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров – так называемых общественных товаров (благ). Это относится к отраслям социальной сферы.
Финансовые ресурсы бюджетных учреждений формируются за счет средств государственных и муниципальных органов, получающих их через систему всеобщего налогообложения.
Особый характер товара – образовательные услуги - затрудняет его точную денежную оценку.
С переходом к рынку экономический механизм в образовательных учреждениях оказался менее приспособленным, чем экономические механизмы промышленных и других предприятий, для хозрасчетной формы управления и рыночного механизма саморегулирования
Рынок и рыночные инструменты в системе образования в большей мере нуждаются в государственном регулировании.


Слайд 64Определение хозяйственного механизма


Хозяйственный механизм означает определенный способ организации и функционирования отрасли

и профессиональных организаций

В целом, его можно определить как способ хозяйствования, определенную совокупность форм, методов и инструментов управления.

Современный хозяйственный механизм в системе образования строится на принципах:
правового регулирования экономических отношений в отрасли
развития самостоятельности образовательных учреждений в решении вопросов производственного и социального развития

Особенности современного хозяйственного механизма в образовании:
доминирование некоммерческих организаций
сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования
некоторое отличие системы экономических отношений в общем образовании от той, что сложилась в профессиональном образовании



Слайд 65Функции хозяйственного механизма в системе образования
Наделение каждого образовательного учреждения статусом юридического

лица
Регулирование взаимоотношений образовательного учреждения с учредителем на основе действующего законодательства и утвержденных учредительных документов
нормативное бюджетное финансирование
привлечение в отрасль внебюджетных средств
Важным инструментом регулирования образования на отраслевом и региональном уровне становятся целевые программы его развития


Слайд 66Программно-целевой подход в управлении бюджетной сферой в образовании

Программа, с помощью которой

проводится государственная политика в системе образования, включает следующий инструментарий:

Регулятивные меры:
закон об образовании
лицензирование и аккредитация
ЕГЭ (в школах) и ГИА (в профессиональных учебных заведениях)
стандартизация образовательного процесса и оказания услуг, в т.ч. Болонский процесс
квалификационные требования к работникам образовательных организаций

2. Ресурсное обеспечение:
- бюджетные субсидии
- налоги и налоговые льготы
- государственное имущество
- привлечение кредитных ресурсов


Слайд 67Хозяйственный механизм образовательного учреждения – это совокупность организационных структур, конкретных форм

и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы и процесс воспроизводства

Слайд 68ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ– элемент хозяйственного механизма, который включает: организационную структуру образовательной организации



ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ

Штатное расписание является организационно-распорядительным документом, в котором отражается структура учреждения, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов (ставок), а также компенсационных и стимулирующих выплат

Внимание! Штатное расписание является производным от экономической и финансовой модели деятельности образовательного учреждения, от механизма распределения финансовых ресурсов, выделяемых или зарабатываемых образовательным учреждением


Слайд 69Локальная нормативно-правовая база, регулирующая хозяйственный механизм образовательного учреждения, включает:
Устав образовательного учреждения
Лицензия

на право осуществления образовательной деятельности
Свидетельство о государственной аккредитации
Положение о структуре управления образовательным учреждением
Приказ о ведении бухгалтерского учёта в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учёте»
Штатное расписание
Правила внутреннего распорядка
Должностные инструкции профессиональных обязанностей
Тарификация в соответствии с учебным планом
Смета доходов и расходов на предстоящий финансовый год
Положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников
Приказы по аттестации педагогических работников

Слайд 70ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ– элемент хозяйственного механизма, который включает: организационную структуру образовательной организации



ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ

Штатное расписание является организационно-распорядительным документом, в котором отражается структура учреждения, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов (ставок), а также компенсационных и стимулирующих выплат

Внимание! Штатное расписание является производным от экономической и финансовой модели деятельности образовательного учреждения, от механизма распределения финансовых ресурсов, выделяемых или зарабатываемых образовательным учреждением


Слайд 71
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ – элемент хозяйственного механизма. Представляет собой совокупность

экономических методов, способов, форм, инструментов, рычагов воздействия на экономические отношения и процессы, происходящие в образовательном учреждении

Подсистемы экономического механизма образовательного учреждения:
Подсистемы обеспечения:
внутренние экономические отношения
нормы и нормативы

Функциональные подсистемы:
планирование
прогнозирование
регулирование
система оплаты труда
ценообразование
анализ
учет

Экономические рычаги:
цены
тарифы
процентные ставки
экономическое стимулирование
льготы
санкции






Слайд 72
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ — элемент хозяйственного механизма, совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм

и способов регулирования финансовых отношений

Подсистемы финансового механизма:

– финансовое планирование и прогнозирование
– финансовые показатели, нормативы и лимиты
– управление финансами
– финансовые рычаги и стимулы
– оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности
финансовый контроль



Слайд 733. Имущество образовательного учреждения Имущество образовательного учреждения, находящееся в его оперативном управлении,

включает:

Недвижимое имущество - имущество, использование которого по назначению и без ущерба его характеристикам и ценностным свойствам, исключает его перемещение: здания, сооружения, земельные участки и иное имущество, прикрепленное к земле и связанное с ней.

Особо ценное движимое имущество:
движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. руб.
иное движимое имущество, балансовая стоимость которого не превышает 500 тыс. руб., но без которого осуществление образовательной организацией своей основной деятельности будет существенно затруднено

Обратить внимание! К особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности образовательной организации, а также имущество, приобретенное образовательной организацией за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.



Слайд 74Правовой статус имущественного права бюджетного образовательного учреждения
ГБОУ является юридическим лицом и

от своего имени может осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Имущественные права - это субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом.
ГБОУ получает имущество от собственника на праве оперативного управления.
Право оперативного управления имуществом относится к вещным правам (ст. 216 ГК РФ) которые являются для ГБОУ ограниченными
ГБОУ без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закреплённым за ним собственником или приобретённым ГБОУ за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества
Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, ГБОУ вправе распоряжаться самостоятельно.



Слайд 754. Виды деятельности образовательного учреждения
Основная деятельность направленная на достижение целей ради

которых образовательное учреждение создано

Иная деятельность, обеспечивающая достижение целей, ради которых образовательное учреждение создано. Эта деятельность должна находиться в технологической связи с основной деятельностью.

Приносящая доход деятельность


Внимание! Образовательное учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не указанные в его учредительных документах (Уставе)









Слайд 76Основные виды деятельности (примеры)

Внимание! Услуги по основным видам деятельности реализуются на основе

бюджетного и внебюджетного финансирования.

Слайд 77Иные виды деятельности (примеры)
Виды деятельности, приносящей доход
(примеры)

1. реализация интеллектуальной собственности
2.

оказание экскурсионных услуг
3. реализация отдельных видов товаров, произведенных на учебно-производственных участках образовательного учреждения
4. другие услуги

Слайд 78ЗАДАНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Слушатель, выполнивший задание, должен уметь:
- формировать

виды деятельности для своего образовательного учреждения

Задание: Разработать предложение по видам деятельности для своего образовательного учреждения


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика