Слайд 1Тема 4
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОТРАСЛИ «ТОРГОВЛЯ»
Слайд 21.Организационная структура отрасли
охватывает предприятия,
объединения,
территориально-отраслевые комплексы,
научно-исследовательские и проектные
институты,
конструкторские бюро,
учебные заведения,
центральный аппарат и
функциональные органы управления министерства
Совершенствование организационной структуры отраслей и комплексов должно осуществляться на основе оптимального сочетания крупных, средних и мелких предприятий.
Слайд 32. Характеристика рынка
Сущность рынка:
совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами
фирм и организаций, прежде всего крупными компаниями, и государством, включая наднациональные органы, по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также как механизм реализации таких отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.
Слайд 4Структура рынка
Рынок представляет собой организованную структуру, в которую входят продавцы и
покупатели, производители товаров (услуг) и их потребители. Их взаимодействие приводит к установлению рыночных цен
Рынок имеет собственную инфраструктуру. Под инфраструктурой понимается совокупность государственных и коммерческих предприятий и учреждений, которые обеспечивают функционирование рыночных отношений. Основные элементы рыночной инфраструктуры - торговая сеть, таможенная и налоговая системы, банки и биржи
Слайд 6Инфраструктура рынка
это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров
и услуг на рынке.
Это комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих его нормальное функционирование
Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи
Слайд 7Функции рынка определяются задачами:
Регулирующая
Ценообразующая
Посредническая
Информационная
Станирующая
Созидательно-разрушительная
Дифференцирующая
Побудительная
Слайд 8Элементы рынка:
Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие
в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции. На рынке возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей. К его основным элементам относятся: спрос, предложение и цена.
Спрос и предложение на рынке уравновешиваются ценой. Если спрос растет, а предложение не изменяется, то цена растет. Соответственно, если спрос падает, снижается и цена. При росте предложения, при не изменяющемся спросе, цена снижается. Соответственно, если предложение снижается, то цена растет.
Слайд 9Виды рынков:
Товарно-сырьевые рынки
Финансовые
Рынок недвижимости
Земли
Труда
Слайд 10
Функционирование отрасли торговли осуществляется на основе взаимодействия
- материальных,
- финансовых,
- информационных и
трудовых ресурсов
Ресурсы используются предприятиями торговли для организации процесса закупки товаров, транспортировки, хранения, подработки, реализации, а возмещаются за счет выручки от реализации товаров и услуг.
Слайд 11Материальные ресурсы (в производстве):
В процессе производства участвуют три элемента: живой труд,
орудия труда и предметы труда. В качестве предметов труда выступают как природные ресурсы в добывающих отраслях (полезные ископаемые, растительный и животный мир), так и материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, энергия и т. п.) в обрабатывающих производствах
Материальные ресурсы - это потребляемые в процессе производства предметы труда, к которым относятся основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические нужды
Сырьевые
Топливно-энергетические
Слайд 12Структура материальных ресурсов сферы обращения
Слайд 13Оборот фондов обращения:
1 стадия – денежные средства авансируются на закупку и
хранение товаров
2 – осуществляются процессы доставки, хранения, доработки товаров
3 – по мере реализации товаров производится возмещение затрат на их выполнение.
Денежные средства могут быть вновь авансированы на покупку/
! В торговле СТРУКТУРА оборотных средств - в значительной доле средств, авансированных в товарные запасы;
! В общей сумме основных и оборотных средства преобладают оборотные средства, что обусловлено экономической функцией, выполняемых торговлей, и недостаточной технической ее оснощенностью
Слайд 14Материальные ресурсы – важнейшие факторы по следующим причинам:
Развитие и совершенствование основных
производственных фондов и ускорение оборачиваемости оборотных средств способствуют увеличению объемов товарооборота и более полному удовлетворению спроса населения на товары и услуги, сокращению издержек обращения;
Основные производственные фонды обеспечивают необходимое сохранение потребительской стоимости огромной массы товаров, постоянно находящихся в каналах товародвижения;
По мере роста технической оснащенности отрасли торговли улучшаются условия труда, повышается производительность труда работников, что способствует снижению уровня издержек и повышению доходности отрасли.
Слайд 15Показатели эффективности использования материальных ресурсов:
Скорость оборота материальных ресурсов
Продолжительность одного оборота авансированных
ресурсов
Ресурсоотдача или фондоотдача
Фондоемкость
Слайд 16Факторы, оказывающие влияние на уровень и динамику материальных ресурсов:
Скорость оборота и
ресурсоотдача в отдельных отраслях товарного обращения или интегрированных каналах товародвижения;
Отраслевая структура системы товарного обращения или соотношение между основными каналами товародвижения;
Уровень и динамика эффективности в отраслях товарного обращения или каналах товародвижения определяются скоростью оборота и отдачей отдельных видов материальных ресурсов – основных и материальных фондов, фондов обращения, а также соотношением между отдельными видами ресурсов.
Слайд 17Частные показатели, характеризующие эффективность использования материальных ресурсов в торговле:
Товарооборот на 1
м кв общей, складской или торговой площади
Товарооборот на одно посадочное место на предприятиях питания
Отпуск товаров со склада на единицу складской площади
Коэффициент загрузки – отношение фактической загрузки к паспортной
Коэффициент соотношения общей и полезной площади
Соотношение площади торгового зала и количества посадочных мест
Прибыль на 1 м кв общей и торговой площади
Слайд 18Факторы, влияющие на эффективность использования материальных ресурсов:
Народохозяйственные (законодательное регулирование, макроэкономическая политика,
уровень развития экономики, уровень доходов и материального благосостояния)
Внутриотраслевые
На стадии формирования материальных ресурсов – стимулирование инвестиций
На стадии потребления (эксплуатации) материальных ресурсов: экстенсивные, связанные с увеличением времени их полезного использования, и интенсивные, связанные с качественным совершенствованием материальных ресурсов
Слайд 19Трудовые ресурсы отраслей товарного обращения
Труд работников сферы обращения включает в себя
следующие компоненты:
Средства труда, с помощью которых осуществляется процесс труда
Результаты труда
В торговле выделяют трудовые операции, связанные с обслуживанием форм стоимости, доведением товаров от производителей до потребителей, а также с оказанием дополнительных услуг производителям и потребителям товаров.
Предмет труда – не товар, а обращение товаров
Затрату труда на смену форм собственности занимают наибольший удельный вес в розничной торговле
Слайд 20Состав и динамика трудовых ресурсов:
Совокупность занятых в ее отраслях и потенциальных
работников
Средства, авансированные на оплату труда, в течение года делают несколько оборотов
Один оборот включает три стадии
Авансирование денежных средств для найма рабочей силы
Осуществление ее производственного потребления
Начисление заработной платы
ПОКАЗАТЕЛЬ – индекс трудового потенциала
Слайд 21Показатели оценки трудового потенциала:
Численность
Возраст
Пол
Образование
Занятость
Распределение по отраслям
Слайд 22Методы оценки производительности труда:
Натуральный метод
Стоимостной метод
Слайд 23Направления повышения эффективности использования трудовых ресурсов
Причины отставания производительности труда в
России:
Различия в структуре отрасли (более высокая доля менее эффективных форм торговли)
Разница в производительности труда одних и тех же форматов (по сравнению с другими странами)
Низкая заработная плата работников
В розничной торговле до сих пор присутствует неэффективная форма – прилавочная (требует на 30-40 процентов больше персонала, имеет низкий объем реализации)
Низкая эффективность труда в магазинах самообслуживания (неэффективная организация труда, небольшие размеры предприятий, низкий уровень конкуренции современных форматов, неудобные часы работы предприятий)
Слайд 24Финансовые ресурсы в торговле
Издержки обращения – денежное выражение текущих затрат авансированных
ресурсов в процессе обращения товаров
Текущие затраты на закупку
Транспортировку
Хранение
Реализацию товаров.
Не включаются
затраты, связанные с производством товаров
затраты на проведение культурно-бытовых мероприятий
убытки от стихийных бедствий
штрафы
выплаты социального характера
Некоторые другие текущие затраты
Слайд 25
Затраты авансированные в отрасль товарного обращения материальных и нематериальных ресурсов (амортизация,
аренда, содержание основных фондов, расход топлива и упаковочных материалов, износ малоценных и быстроизнашиваемых предметов)
Материальные потери
Проценты за пользование текущими заемными средствами, отчисления на социальное и медицинское страхование, в фонд занятости, земельный налог, транспортные налоги и др.
Явные затраты – бухгалтерские издержки, отнесённые на бухгалтерские счета предприятия
Скрытые – стоимость использованных собственных ресурсов
Транзакционные издержки
Слайд 26Показатели
Доля издержек обращения в валовом общественном продукте
Доля издержек обращения в
реализованном общественном продукте
Доля издержек обращения в общей сумме издержек производства и обращения
Слайд 27Факторы, определяющие экономический эффект динамики издержек обращения
факторы:, способствующие снижению уровня издержек
Рост
объема товарооборота и его структуры
Рационализация товародвижения и товароснабжения
Внедрение прогрессивных методов организации и управления торгово-технологическими процессами
Повышение эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и отраслей товарного обращения
Слайд 28
факторы, связанные с повышением качества торгового обслуживания и конкурентоспособностью предприятия:
Развитие
материально-технической базы
Увеличение численности работников и повышение их средней заработной платы
Расширение фасовки и упаковки товаров
Развитие рекламной деятельности
Инфляция издержек в отраслях народного хозяйства, обслуживающих отрасли товарного обращения.
Слайд 29
Факторы, влияющие на значительную часть издержек
Изменение объёма товарооборота
Изменение структуры товарооборота
ПЕРЕМЕННЫЕ: на
перевозку, на оплату труда (сдельную), износ спецодежды, расходы на пользование краткосрочными займами, потери товаров, расходы на тару
ПОСТОЯННЫЕ: на оплаты труда, аренду и содержание помещения, амортизацию и ремонт основных средств
Факторы, влияющие на отдельные статьи издержек обращения
Слайд 31Доходы отраслей товарного обращения
Валовой доход
Прибыль
Рентабельность