Общественный выбор: коллективное принятие решений презентация

Содержание

Общественный выбор: коллективное принятие решений Лекция 4

Слайд 1Экономика общественного сектора

ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова.
Лектор к.э.н., доцент

кафедры экономики инновационного развития ФГУ МГУ
Каширова Анна Владимировна

Слайд 2Общественный выбор: коллективное принятие решений
Лекция 4


Слайд 3Общественный выбор
Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования.
Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе.
Теорема

медианного избирателя.
Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии.
Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии.


Слайд 4 Теория общественного выбора
Теория общественного выбора сформировалась в рамках неоинституционального направления

современной экономической теории.
Процесс общественного выбора по существу является политическим. Анализ этого политического процесса осуществляется в теории общественного выбора с помощью экономических методов.

Слайд 5 Теория общественного выбора
Большой вклад в развитие современной теории общественного

выбора внесли американские экономисты Кеннет Эрроу (р. 1921) и Джеймс Бьюкенен (р. 1919) – лауреаты Нобелевской премии по экономике (1986).
Экономическая теория общественного выбора представляет собой одно из направлений современной экономической теории, в котором рассматриваются экономические принципы, лежащие в основе принятия нерыночных, главным образом политических, решений.

Слайд 6Теория общественного выбора
Процесс принятия политических решений анализируется с позиций сравнения затрат

и результатов, с микроэкономических позиций.
В конечном итоге на принятие решений в сфере общественного сектора влияют и политики, и избиратели. Их поведение анализируется исходя из предпосылок рациональности и разумного эгоизма.
Предполагается, что участники процесса общественного выбора руководствуются прежде всего своими частными интересами.

Слайд 7Теория общественного выбора
В теории общественного выбора используются следующие общие принципы микроэкономического

анализа:

• принцип сопоставления затрат и результатов;
• принцип рациональности и личного интереса;
• принцип предельного подхода.

Слайд 81. Голосование в условиях демократии. Парадокс голосования

Концепция рационального избирателя представляет собой

микроэкономическую теорию поведения избирателей.

Вопрос о том, почему люди голосуют, вполне закономерен, если учитывать тот факт, что часто индивидуальный голос практически не влияет на исход голосования.

Слайд 9Парадокс голосования

Парадокс голосования состоит в том, что голосовать нерационально, но, несмотря

на нерациональность голосования, многие люди голосуют. Люди голосуют, хотя ожидаемая полезность голосования является отрицательной.

Слайд 10Парадокс голосования
Представим себе, что избиратель хочет, чтобы победила устраивающая его политика

или чтобы на выборах победила какая-то партия. Обозначим этот положительный исход голосования как Х.
Предположим, что избиратель каким-то образом оценивает полезность положительного для него исхода выборов. Представим эту полезность как U (X).

Слайд 11Парадокс голосования

Модель рационального избирателя предполагает также оценку вероятности того, что его

голос является решающим (вероятность решающего значения голоса). Обозначим эту вероятность как
Р (0 ≤ P ≤ 1).

Слайд 12Формула расчета вероятности того, что голос избирателя будет решающим
где q –

ожидания избирателей в отношении доли голосов, которую может получить каждая партия;
N – масштабы электората.
Вероятность решающего значения голоса данного избирателя будет зависеть от того:
как скоро предстоят выборы;
каковы ожидания избирателей в отношении доли голосов, которую может получить каждая партия;
каковы масштабы электората.

Слайд 13Парадокс голосования
Вероятность того, что голос избирателя будет решающим, наибольшая в том

случае, если:
выборы скоро состоятся,
ожидания распределены относительно равномерно,
а численность электората небольшая.

Слайд 14Издержки голосования и ожидаемая полезность
Издержки голосования – это прежде всего потраченные

вами время и энергия на рассмотрение различных вариантов возможного голосования, анализ вариантов, на сам процесс голосования.
Конечная оценка ожидаемой полезности от голосования с учетом степени влиятельности вашего голоса [E(U)] – это разница между оценкой полезности от ожидаемого положительного исхода голосования Р [U(X)] и издержками голосования С.
Е (U) = P[U (X)] – С

Слайд 15Парадокс голосования
Вероятность влиятельности одного голоса является наибольшей при небольшой численности электората.

Лишь в последнем случае стоит голосовать, во всех же остальных случаях ваше голосование бесполезно.
Таким образом, вероятность воздействия на результат голосования очень мала, конечная ожидаемая полезность голосования по сравнению с издержками голосования, как правило, отрицательна. Тем не менее многие люди голосуют. Они поступают нерационально.
В этом состоит парадокс голосования.

Слайд 16Почему люди голосуют?

Существуют различные объяснения того, почему люди голосуют. Эти объяснения

включают в себя:

так называемую стратегию минимакса;
позицию «нравственного избирателя»;
другие факторы общественного характера.

Слайд 17«Стратегия минимакса»
– модель поведения избирателя, в которой голосование связано с желанием

минимизировать в наибольшей степени возможное сожаление, а не с желанием максимизировать ожидаемую полезность от голосования.

Слайд 18Оценка степени сожаления при голосовании в условиях неопределенности

(стратегия минимакса)

Слайд 19Нравственный избиратель

Нравственный избиратель – это человек, который обладает свойством альтруизма и

который при голосовании исходит не только из своих личных интересов, но и из интересов других людей.

Слайд 20Другие факторы общественного характера
Это могут быть такие факторы, как:
гражданственность;
семейные и национальные

традиции;
политическое устройство общества.
Избиратели, голосующие под воздействием других факторов, получают определенную дополнительную пользу (Uad). Любую дополнительную пользу, получаемую избирателем от участия в процессе голосования, можно включить в общую оценку ожидаемой полезности Е (U ).

Слайд 21Способы получения дополнительной полезности от активного участия в процессе голосования
возможность выразить

свои политические взгляды;
поддержка правого дела, даже если оно безнадежно с точки зрения победы на выборах;
желание сохранить демократию;
возможность общения и участия в местной общественной жизни;
возможность просто пообщаться с соседями;
нежелание, чтобы к вам приходили из избирательной комиссии и напоминали о своих обязанностях;
желание выглядеть порядочным гражданином в глазах своих знакомых;
другие способы.

Слайд 22Мотивы голосования
Все вышеперечисленные мотивы голосования с разных сторон объясняют парадокс голосования,

почему при нерациональности голосования люди все-таки часто голосуют.
Таким образом, в оценку ожидаемой полезности голосования можно включить и дополнительную полезность от голосования
(Uad): E(U) = P[U (X)] – С + Uad.

Слайд 232. Механизм общественного выбора. Парадокс Кондорсе
Прямая демократия представляет собой политический механизм

общественного выбора, при котором люди непосредственно должны выразить свое личное мнение по поводу масштабов конкретных государственных расходов.

Представительная демократия предполагает, что люди голосуют за партии, выступающие со своими программами. Решения по поводу программ государственных расходов делегируются избранным представителям этих партий.

Слайд 24Теорема о невозможности
К. Эрроу доказал теорему о невозможности.
Теорема о невозможности

утверждает, что не существует функции общественного выбора, удовлетворяющего одновременно всем четырем требованиям:
принципу Парето (единогласие),
универсальности,
отсутствию «диктатора»,
независимости от посторонних альтернатив.

Слайд 25Парадокс Кондорсе
Иллюстрацией того, что названные выше критерии являются несовместимыми, является парадокс

Кондорсе, или парадокс циклического голосования.

Слайд 263. Теорема медианного избирателя
Медиана – это центральное или срединное значение вариационного

признака; другими словами, вариант, находящийся в центре ранжированного ряда.
Медианный избиратель – это избиратели, голосующие за средние, а не за крайние варианты того или иного общественного проекта, избиратели, находящиеся в середине избирательного спектра.
Теорема медианного избирателя: при мажоритарном голосовании победит тот вариант, который предпочитает медианный избиратель.

Слайд 27Власть медианного избирателя


Слайд 284. Проблемы мажоритарного голосования в условиях прямой демократии
Одной из проблем теории общественного

выбора является повышение эффективности общественного выбора путем мажоритарного голосования.
Вопрос заключается в том, дает ли эта система эффективный результат, т. е., отражают ли результаты прямого голосования взгляды избирателей. Речь идет о мажоритарном голосовании в условиях прямой демократии.
Мажоритарное голосование даже в условиях прямой демократии может привести к неэффективному результату.

Слайд 29Результаты неэффективного голосования


Слайд 30Оценка голосующими общей полезности государственных расходов


Слайд 31Недостатки механизма общественного выбора
Механизм общественного выбора в условиях прямой демократии при

мажоритарном голосовании обладает существенными недостатками:
голосование ведет к избыточным масштабам государственных расходов;
процедура голосования влияет на эффективный выбор;
имеет место искажение своих предпочтений избирателями.

Слайд 32Данные о масштабах производства и получаемой пользе от общественного блага (условный пример,

освещение улиц), ден.ед.

Слайд 33Оптимальный объём общественного блага
Определяя оптимальный объем производства общественного блага, общество стремится

максимизировать пользу от общественного блага. Правило оптимального объема производства предполагает соизмерение предельной пользы с предельными издержками.
В нашем примере необходимо установить такое количество фонарей, при котором предельная польза, получаемая всеми жителями, равна предельным издержкам на установку последнего фонаря.
MU=MC

Слайд 34Предельная польза и предельные издержки производства общественного блага (освещение улиц)


Слайд 35Вывод 1
общественный выбор в условиях прямой демократии может привести к эффективному

результату – оптимальному объему государственных расходов на производство общественных благ – при условии, что налогообложение пропорционально личной выгоде каждого от осуществления программ государственных расходов.

Слайд 36Вывод 2
при прямой демократии существует тенденция расходовать на общественные программы меньшие

суммы по сравнению с оптимальными объемами, если расходы выбирающих (налоги) распределяются равномерно, а выгоды распределяются неравномерно среди участников общественного выбора.


Слайд 37Вывод 3
при прямой демократии существует тенденция расходовать на общественные программы большие

суммы по сравнению с оптимальными объемами, если расходы распределяются неравномерно, а выгоды распределяются равномерно среди участников общественного выбора.

Слайд 385. Мажоритарное голосование в условиях представительной демократии
Другой подход к анализу проблем мажоритарного

голосования в условиях представительной демократии осуществляется с позиций концепции медианного избирателя.
Рассмотрим издержки медианного избирателя при фиксированном и пропорциональном налогообложении в условиях разного характера распределения доходов (равномерное и неравномерное распределение).

Слайд 39Фиксированное налогообложение
При фиксированном налогообложении все потребители платят одинаковые суммы независимо от

их доходов.
Если общие издержки предоставления общественных благ – это С, а N – общее число голосующих, то издержки каждого будут равны С/N.
Издержки медианного избирателя (cmed) также будут равны С/N:
сmed = С/N.

Слайд 40Пропорциональное налогообложение
При пропорциональном налогообложении величина налога зависит от уровня дохода и

ставки налога. При этом издержки каждого голосующего составят сi = t · Yi,
где t – ставка налога на доход Yi.
При таком механизме компенсации государственных расходов богатые платят больше, чем бедные. Издержки медианного избирателя также будут зависеть от ставки подоходного налога и от уровня медианного дохода
(Ymed): сmed = t · Ymed .

Слайд 41Неэффективный результат
В условиях пропорционального налогообложения при Ymed < Ymean мажоритарное голосование

ведет к чрезмерному объему производства и потребления общественных благ, т. е. к неэффективному результату голосования

Неэффективный результат голосования возникает также и потому, что при мажоритарном голосовании условие эффективности по Парето в производстве общественных благ (MRS = MRT) не соблюдается

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика