Обоснование и принятие управленческих решений в экономике презентация

Содержание

Основная литература 1. Голикова, Г.В. Управленческая экономика: Учеб. пособие / Г.В. Голикова, Д.С. Петров, И.В. Трушина и др. - М.: ИНФРА-М, 2015. – С.107-135. znanium.com 2. Моделирование управленческих решений в сфере

Слайд 1
ОБОСНОВАНИЕ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ

Л.А. Миэринь, д.э.н., проф.,
зав.каф. Национальной

экономики

Ноябрь, 2016 г.


Слайд 2Основная литература
1. Голикова, Г.В. Управленческая экономика: Учеб. пособие / Г.В. Голикова,

Д.С. Петров, И.В. Трушина и др. - М.: ИНФРА-М, 2015. – С.107-135. znanium.com
2. Моделирование управленческих решений в сфере экономики в условиях неопределенности: Монография/И.И.Белолипцев, С.А.Горбатков и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 299 с. //http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=47919
3. Управленческие решения: технология, методы и инструменты [Текст] : учебное пособие по специальности "Менеджмент организации" / П.В.Шеметов, В.В.Радионов, Л.Е.Никифорова, С.В.Петухова . – 3-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2013 . – 398 с. // http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=480352
Дополнительная литература
1. Миэринь Л.А. Факторы безопасного развития национального хозяйства //Экономическая безопасность: региональный аспект: сборник материалов II Межвуз. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 19 декабря 2014 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. Т.И. Безденежных, д-ра пед. наук, проф. В.В. Шапкина. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015.
2. Миэринь Л.А. Интеграция России в глобальное инновационное пространство: концептуально-управленческий подход /Миэринь Л.А., Глазман Г.Л. // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2015. - №1 (23).
 

Слайд 3
Менеджмент – это искусство решения управленческих проблем.

Проблема – расхождение между

тем, что мы хотим иметь, и что мы имеем.


Слайд 4

Принятие управленческого решения представляет собой сознательный выбор руководителем одного из

имеющихся вариантов или альтернатив действий, которые сокращают разрыв между текущим и будущим желательным состоянием организации.

Варианты всегда неравноценны по различным параметрам, требуется выявить лучший на основе заданных критериев выбора.


Слайд 5



ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблемы
методы разработки

и оптимизации альтернатив



Слайд 6планирование





Принятие решений
Коммуникации
технологии




планирование
организация
мотивация
контроль





Слайд 7



ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ:
состав и последовательность процедур
анализ ситуации
идентификация проблемы
разработка альтернатив
определение критериев выбора
выбор

альтернативы
согласование решения

Слайд 8Определение проблемы


Формулировка цели и ограничений


Формирование вариантов/ альтернатив и их анализ




Принятие решения







Слайд 9Каждое управленческое решение должно включать:
субъекта (инициатора)
объект (исполнителя)
предмет решения
цель
причины
адресата (персонал или население)








Слайд 10Модель поведения лица,
принимающего решение (ЛПР)

возможности


Слайд 11Классификация управленческих решений


Слайд 12Классификация управленческих решений


Слайд 13
Виды ситуаций принятия решения
Все управленческие решения принимаются в разных обстоятельствах или

состояниях окружающей среды жизнедеятельности, которые классифицируются как:

условия неопределенности,

условия риска,

условия определенности.

Слайд 14Условия неопределенности означают, что вероятность потенциальных результатов того или иного события

оценить невозможно;
условия определенности – результат известен в точности;
условия риска – результаты не являются определенными, но их вероятность известна.

Ситуация риска качественно отличается от ситуации неопределенности.

Рискованная ситуация – разновидность неопределенной, когда наступление событий вероятно и может быть определено, т.е. объективно существует возможность оценить вероятность событий.

Слайд 15Если для нас главное показать объективную сторону существования риска, обусловленную вероятностной

сущностью многих природных, социальных и технологических процессов, многовариантностью отношений, в которые вступают субъекты в процессе жизнедеятельности, то
сущность риска – не ущерб, наносимый реализацией решения, а возможность отклонения от цели, ради достижения которой принималось решение или, что очень близко,
риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта.



Слайд 16
Коридор жизнедеятельности субъекта (системы)
Деградация

Развитие Бифуркация
 
 
Порог Порог Точка
разрушения безопасности бифуркации
 





Слайд 17Где мы находимся (в какой ситуации) и какими ресурсами располагаем

Какие существуют

опасности и помехи

Что является нашим сильными и слабыми сторонами

Что является факторами, подконтрольными и неподконтрольными управляющим воздействиям:
на что можем влиять
на что можем влиять слабо
на что влиять не можем







Слайд 18



ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ:
МЕТОДЫ и ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА

1) Инструменты стратегического анализа:
SWOT-анализ, PEST-анализ,

STP-анализ, PIMS-анализ, SNW-анализ, отраслевой и конкурентный, ситуационный, финансовый анализ;
2) факторно-уровневый анализ
3) зональный анализ

Слайд 19



ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА

SWOT-анализ позволяет определить не только актуальные проблемные области, опасности

и угрозы, связанные с исследуемым объектом, но и выявить перспективы, шансы и тенденции развития с учетом факторов внешней среды.
На основании анализа различных сочетаний сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с угрозами и возможностями, формируется проблемное поле исследуемого объекта.
Наличие такой информации - необходимое условие для определения целей (направлений) развития и путей их достижения.

Слайд 20



SWOT-анализ


Слайд 21



SWOT-анализ российской национальной инновационной системы


Слайд 22



SWOT-анализ российской национальной инновационной системы


Слайд 23Модель взаимосвязей субъектно-уровневого взаимодействия




Природа
Общество
Человек
Регион
Государство
Экономика
Фирма


Слайд 24ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент,

предназначенный для выявления
политических (Political),
экономических (Economic),
социальных (Social) и
технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.



Слайд 25ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА

PESTLE-анализ является расширенной двумя факторами (Legal и Environmental) версией

PEST-анализа.

Иногда применяются и другие форматы, например,
SLEPT-анализ (плюс Правовой фактор) или
STEEPLE-анализ: социально-демографический, технологический, экономический, окружающая среда (природный), политический, правовой и этнические факторы.

Также может учитываться и географический фактор.


Слайд 26Факторно-уровневый анализ как инструмент принятия решений

Например, для формирования стратегии национального развития,

на наш взгляд, следует четко разграничивать 4 группы факторов, выделяемых по степени подконтрольности/неподконтрольности управляющим воздействиям отдельного государства как внутри него, так и на международном уровне.




Слайд 27Мировое хозяйство
1. Факторы мирового развития,

2. Факторы мирового развития,
неподконтрольные национальному подконтрольные национальному регулированию регулированию

Слабый - Уровень контроля - Сильный

4. Факторы национального 3. Факторы национального
развития, неподконтрольные развития, подконтрольные
национальному регулированию национальному регулированию

Национальное хозяйство







Слайд 28
Анализ степени управляемости и контроля со стороны государства за факторами национального

и мирового развития позволяет формировать вектор стратегического участия государства в развитии национального хозяйства.




Слайд 29
Стратегия безопасного развития страны в условиях глобализации все в большей степени

формируется на основе стремления правительств обеспечить контроль и регулирование факторов развития национального хозяйства.



Слайд 30Группировка факторов развития национального хозяйства



Слайд 31Группировка факторов развития национального хозяйства



Слайд 32Группировка факторов развития национального хозяйства



Слайд 33Группировка факторов развития национального хозяйства



Слайд 34Группировка факторов развития глобальных инновационных процессов



Слайд 35Группировка факторов развития глобальных инновационных процессов



Слайд 36Группировка факторов развития глобальных инновационных процессов



Слайд 37Группировка факторов развития глобальных инновационных процессов



Слайд 38

У России сегодня сохраняются некоторые благоприятные факторы вхождения в глобальный постиндустриальный

мир

Специфические, характерные именно для российской ситуации
- историко-культурный,
- территориальный,
- демографический,
- военно-политический, - энергетический

Интернациональные, свойственные любому национальному хозяйству
экономические (управленческие, инновационные, структурные, глобализационные, временной и др.),
социальные (религиозный, национальный, пассионарный, культурологический и др.)




Слайд 39

Учет и правильное использование данных факторов при формировании стратегии экономического

развития государства является сложной управленческой задачей.
Острота ее решения связана с тем, что взаимовлияние факторов в большинстве случаев противоречиво, и даже их попарная корреляция на разных исторических промежутках может иметь различные следствия.
Это наиболее четко проявляет себя в настоящее время в связке «геополитические – экономические факторы».

Слайд 40

Претензии России на место в мировом сообществе в качестве одного

из развитых государств сталкиваются с усилением противодействия со стороны конкурентов.

Геополитические факторы и угрозы в последнее время выходят на первое место в ряду факторов национальной безопасности.

Слайд 41

Выстраивая систему национальных целей, страна должна, с одной стороны, реализовывать

свои национальные интересы, и при этом вписываться в «надсистему» целей развития человеческого сообщества в целом.
С другой, необходимо усиление партнерских отношений в тех межстрановых союзах, где вектор коллективных интересов не противоречит национальным, с тем, чтобы реализовывать стратегию «активной» безопасности.
 

Слайд 42

Зоны безопасности фирмы


Слайд 43

I. Зона полного контроля

местонахождение;
выбор сферы деятельности;
организационная форма;

размер фирмы;
структура фирмы (технологическая и административная);
стадия жизненного цикла;
уровень предметной и технологической специализации;
состав постоянных издержек;
организация труда;
профессионально-квалификационный состав работников;
система мотивации;
выбранная стратегия поведения;
наличие или отсутствие системы безопасности;
уровень техники безопасности.

Слайд 44

II. Зона частичного контроля

Уровень безопасности не по всем параметрам

подконтролен руководству фирмы, так как вступают в силу интересы других субъектов, не всегда совпадающие с интересами фирмы.

Слайд 45

III. Зона скрытой неопределенности

Разработка стратегии безопасности и мер по

ее обеспечению должна учитывать прогнозные данные о вероятности изменения следующих внешних факторов риска: положение дел в экономике страны в целом; положение в отрасли, где функционирует фирма; изменчивость хозяйственной среды (включая внешнеэкономическую); поведение конкурентов; изменяемость спроса на продукцию фирмы.

Слайд 46

IY. Зона полной неопределенности

Выработка инструкций и положений, предусматривающих порядок действий

в чрезвычайных ситуациях и создание необходимых резервов для их ликвидации.

Внешние факторы, определяющие возможность наступления чрезвычайной ситуации – это: стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, вызванные крупными авариями промышленных объектов.

Слайд 47



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика