Слайд 12017 г.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ.
ТЕМА 1.НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ И ЕГО БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Алексеева Елена
Анатольевна
Доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ
Слайд 2
Потребности и блага
Потребность - это недостаток чего-либо или стремление к чему-либо,
необходимому для
поддержания жизнедеятельности или развития
человека, фирмы, общества;
Блага- это товары, услуги, продукты, работы,
с помощью которых удовлетворяются потребности человека, группы, общества;
Слайд 3
Экономические блага
Свободные блага –это блага доступные в неограниченном количестве (воздух, солнечный
свет, дождевая вода, атмосферное давление, сила земного притяжения);
Экономические блага- доступные в ограниченном количестве, обладающие стоимостью, результат деятельности.
Слайд 4
Ресурсы
Ресурсы – это то, из чего производятся блага;
Факторы производства – это
ресурсы, вовлеченные в процесс производства;
Факторы производства- труд, земля, капитал, предпринимательский капитал (предпринимательские способности), информация, время.
Слайд 5
Ресурсы (факторы производства)
Труд- способности, навыки, квалификация людей, которые задействуются в производстве
благ(товаров и услуг);
Земля –природные условия и природные ресурсы, вырабатываемое из них и с их использованием сырье, необходимое для производства благ (товаров и услуг);
Капитал- благо, созданное прошлым трудом, используемое для дальнейшего производства товаров и услуг и получения дохода;
Слайд 6
Рыночная экономика
Предпринимательский капитал (предпринимательские способности) – это способность наилучшим образом комбинировать
факторы производства для получения прибыли;
Информация как фактор производства- это «сведения», «оповещение» из внешнего мира, полученные в процессе приспособления к нему и используемые в процессе производства;
Слайд 7
Экономическая аксиоматика
Аксиома неограниченности индивидуальных и общественных потребностей: потребности ненасыщаемы;
Аксиома ограниченности
ресурсов: ресурсы ограничены;
Как удовлетворить максимальное количество потребностей с помощью ограниченных ресурсов: что, сколько и для кого производить;
Предмет экономики –проблема выбора в условиях ограниченности ресурсов (экономический выбор)
Слайд 8
Экономический выбор
Экономический выбор – рациональный выбор лучшей из альтернатив в условиях
ограниченных ресурсов.
Цель экономического выбора- максимизация полезности, минимизация затрат;
Полезность-свойство удовлетворять потребности;
Затраты (издержки)-ресурсы, затраченные в процессе производства и обмена;
Альтернативные издержки – упущенная выгода в результате принятого экономического решения.
Слайд 9
Экономические агенты
Экономические агенты- это субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении,
обмене и потреблении экономических благ и ресурсов, реализуют экономический выбор, стремясь к достижению своих целей:
Домохозяйство;
Фирма;
Государство;
Заграница.
Слайд 10
Домохозяйство: экономическая цель и функции
Домохозяйство (лицо или группа лиц) -
это экономический агент, который
1 )обладает ресурсами ( труд, земля, капитал, предпринимательские способности);
2) получает за них плату (заработную плату, ренту, процент, часть чистой прибыли)+ социальные трансферты от государства, из которых формируются доходы домохозяйства и
3)расходует их на приобретение и потребление благ(товаров и услуг);
Экономическая цель домохозяйства: максимизация доходов для наиболее полного удовлетворения потребностей членов домохозяйства с учетом бюджетных ограничений
Слайд 11
Экономические агенты
Фирма (организация, индивидуальный предприниматель) – это экономический агент, выполняющие три
основные функции:
1) приобретение ресурсов (факторов производства) на рынках факторов производства;
2) использование факторов производства для производства новых благ (товаров/услуг);
3) реализация произведенного и получение дохода (выручки).
Экономическая цель фирмы: минимизация затрат (издержек), максимизация чистой прибыли
Слайд 12
Экономические агенты
Государство (совокупность учреждений и организаций)- это экономический агент, который
обеспечивает домохозяйствам и фирмам те блага, которые не являются экономически эффективными, т.е. общественные блага ( обеспечение правопорядка, оборона, охрана окружающей среды, образование, здравоохранение, культура, наука ,социальная поддержка населения);
Экономическая цель государства: максимизация национального благосостояния
Слайд 13
Цель экономического выбора
Экономические агенты совершают экономический выбор. Экономический выбор – это
выбор лучшей из альтернатив в условиях ограниченных ресурсов:
Максимизирует полезность приобретаемых благ (домохозяйство);
Максимизирует прибыль (фирма);
Максимизирует национальное благосостояние (государство).
Слайд 14
Экономический кругооборот
Домохозяйства:
выступают в роли собственников ресурсов. Эти ресурсы, вовлеченные в процесс
производства станут факторами производства ( труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информацию);
продают принадлежащие им ресурсы на рынке ресурсов с целью получения денежных доходов;
тратят полученные денежные доходы на рынке благ на товары и услуги, т.е. несут денежные расходы.
Слайд 15
Экономический кругооборот
Фирмы:
изначально не владеют факторами производства , поскольку все ресурсы
принадлежат домашним хозяйствам, приобретают на рынке ресурсов факторы производства, неся денежные расходы;
заняты производством благ (товаров и услуг), которые продают на рынке благ домашним хозяйствам, получая денежные доходы;
получаемые денежные доходы тратят на приобретение ресурсов для дальнейшего производства.
Слайд 16
Экономический кругооборот
Государство максимизируют благосостояния общества в целом;
с этой целью обязывает
домашние хозяйства и фирмы выплачивать налоги и сборы в бюджет;
производит общественные блага;
аккумулированные в бюджете денежные средства использует для оказания помощи экономическим агентам в виде трансфертных платежей (выплаты, которые не сопровождаются встречным движением товаров и услуг ), домашним хозяйствам- пенсии, стипендии, пособия; фирмам- субсидии.
Слайд 17
Экономический кругооборот
Экономический кругооборот - это движение
рабочей силы,
природных ресурсов и
сырья,
средств производства (имущества),
потребительских товаров(услуг) и
встречных денежных потоков
между экономическими агентами.
Слайд 18
Рыночная экономика
Рыночная экономика – это экономика, основанная
на частной собственности на
факторы производства (без частной собственности не может быть обмена);
и на решениях, принимаемых экономическими агентами самостоятельно, независимо друг от друга в процессе экономического выбора;
Слайд 19
Рыночный механизм
Независимые решения экономических агентов
координируются рыночным механизмом.
Рыночный механизм включает в себя
механизм свободного ценообразования и конкурентный механизм, которые обеспечивают эффективность использования ограниченных ресурсов;
Механизм ценообразования действует через изменение спроса и предложения на распределение ограниченных благ и ресурсов;
Конкурентный механизм через состязательность на распределение и использование ограниченных благ и ресурсов.
Слайд 20
Механизм ценообразования
Цена покупателя определяется полезностью приобретаемого блага;
Цена продавца – издержками и
нормой прибыли;
Цена продавца и цена покупателя имеет разную природу;
Рыночный механизм стремится их уравновесить – сформировать рыночную цену.
Слайд 21
Эффективность рыночного механизма
Рынок предполагает распределение экономических благ путем добровольного и эквивалентного
обмена;
В чистом виде рыночный механизм исключает какое-либо государственное вмешательство в определение цен или объемов производства;
Каждый экономический агент самостоятельно, исходя из собственных интересов, решает, сколько и каких ресурсов, благ предложить рынку, кому и по каким ценам их продавать и у кого и по каким ценам приобретать.
Слайд 22
Спрос
Спрос –это потребность в товарах, подкрепленная наличием платежных средств у покупателя;
Объем
(величина) спроса- количество товаров и услуг, которое потребители хотят и могут купить в определенное время при данной цене;
Цена спроса максимальная цена, которую потребители готовы заплатить за товар
Слайд 23
Цена и неценовые факторы спроса
Закон спроса- при прочих равных условиях с
увеличением цены спрос на товар падает и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар. Цены – основной элемент рыночного механизма, влияющего на спрос;
Неценовые факторы спроса:
Изменение предпочтений потребителя (вкус, мода, престиж);
Изменение дохода;
Цены других товаров(субститутов и комплиментов);
Количество покупателей на рынке;
Ожидания потребителей в отношении изменения цен.
Слайд 24
Кривая спроса
Характеризуя обратную зависимость между ценой и спросом, кривая спроса имеет
отрицательный наклон;
Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается движением по (вдоль) кривой спроса;
Действие на спрос неценовых факторов сдвигает кривую спроса:
«вправо –вверх» (если спрос увеличивается) и
«влево – вниз» (если спрос уменьшается).
Слайд 25
Предложение
Предложение – это то количество товаров и услуг, которое продавцы хотят
и могут произвести при данном уровне цен;
Объем предложения - это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени;
Цена предложения – это цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество данного товара
Слайд 26
Ценовые и неценовые факторы предложения
Закон предложения – при прочих равных
условиях при увеличении цены предложение растет, при падении –сокращается;
Неценовые факторы, влияющие на предложение:
Величина издержек производства: цены на ресурсы;
Величина издержек производства: уровень технологий;
Налоги и субсидии;
Количество продавцов на рынке;
Цены других товаров;
Ожидание в отношении изменения цен
Слайд 27
Кривая предложения
Характеризуя прямую зависимость между ценой и предложением кривая предложения имеет
положительный наклон;
Изменение цены ведет к изменению величины предложения, что отражается движением по (вдоль) кривой предложения;
Действие на предложение неценовых факторов сдвигает кривую предложения:
«вправо –вниз» (если предложение увеличивается) и
«влево – вверх» (если предложение уменьшается).
Слайд 28
Рыночное равновесие
Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором спрос на
товар соответствует предложению, ни один из хозяйствующих субъектов не заинтересован в изменении этого положения;
Природа цены покупателя (потребителя): максимизация полезности с учетом бюджетного ограничения;
Природа цены продавца (производителя): минимизация затрат и максимизация прибыли;
На рынке формируется цена товара, в которой учитывается и полезность , и затраты, и получение прибыли для дальнейшего развития производства
Слайд 29
Рыночное равновесие
Равновесная цена – это цена, при которой спрос равен предложению;
Равновесный
объем - это объем спроса и предложения при равновесной цене
Слайд 30
Движение рынка к равновесию
Излишек- это состояние рынка, когда предложение больше спроса,
а рыночная цена выше равновесной;
В этих условиях между продавцами возникает конкуренция, заставляющая снижать цену;
Предложение сокращается, а спрос возрастает;
Рынок движется и приходит к равновесию.
Слайд 31
Движение рынка к равновесию
Дефицит- это состояние рынка, когда спрос больше предложения,
а рыночная цена ниже равновесной.
В этом случае конкуренция возникает между покупателями. Они готовы заплатить больше- цена растет;
Предложение возрастает, а спрос сокращается.
Рынок движется и приходит к равновесию.
Слайд 32
Эффективность рыночного механизма
Конкуренция - состязательность между экономическими агентами в условиях ограниченных
ресурсов;
Конкуренция заставляет производить те товары, которые необходимы потребителям и самым эффективным способом (снижая издержки и повышая качество);
Свободное ценообразование- в рыночной экономике цены никем не устанавливаются;
Цены формируются на основе соотношения спроса и предложения;
Рыночный механизм обеспечивает эффективное использование ограниченных ресурсов и удовлетворение потребностей экономических агентов.
Слайд 33
Функции рынка
Ценообразующая- под воздействием спроса и предложения формируется цена, отражающая
потребность экономических агентов в определенном товаре (услуге) и возможности производства этого товара другими экономическими агентами без воздействия государственных органов;
Информационная - посредством изменяющих цен рыночный механизм информирует экономических агентов о количестве и качестве товаров(услуг) на данном рынке;
Слайд 34
Функции рынка
Стимулирующая- через конкурентный механизм и механизм ценообразования рынок стимулирует
производителей создавать необходимые обществу экономические блага с наименьшими затратами ;
Санирующая- неэффективные, неустойчивые предприятия вытесняются с рынка. Предприятия оказываются нежизнеспособными, если не снижают издержки, не повышают качество товара, не внедряют достижение НТП.
Слайд 35
Функции рынка
Регулирующая – рыночный механизм регулирует производство, увеличение спроса ведет
к расширению производства, падение спроса – к падению производства ;
Контрольная- рыночный механизм выявляет соответствует ли производство экономических благ потребностям общества;
Слайд 36
Функции рынка
Посредническая(коммуникативная)- соединение отдельных экономических агентов, потребитель выбирает оптимального продавца
(поставщика), а производитель выгодного покупателя;
Интегрирующая – рыночный механизм соединяет части общественного производства, все сферы и отрасли экономики в целостную систему.
Слайд 37
Методологические основы неоклассической теории
«Экономический человек» (модель экономического выбора):
эгоист, «атомарен» (его решения
не зависят от решений других экономических агентов);
склонен к обмену ( основа обмена- частная собственность на ресурсы);
полная информированность ( ценовая динамика предоставляет эту возможность);
рациональность: максимизировать результат и минимизировать затраты;
его выбор определяется ценой и бюджетными ограничениями, определен максимизацией полезности и минимизацией издержек(затрат) в условиях ограниченных ресурсов.
Слайд 38
Методологические основы неоклассической теории
Экономические агенты осуществляют выбор рационально ( максимизирующее поведение),
их предпочтения стабильны и носят экзогенный характер (зависят от только от экономических факторов);
Предмет выбора, внешние социальные, политические , культурные условия осуществления выбора, историческая эпоха особой роли не играют;
Неоклассическая экономическая теория претендует на способность точно предсказать поведение экономических агентов, совершающих любой выбор в ситуации ограниченных ресурсов.
Слайд 39
Методологические основы неоклассической теории
Экономические агенты в мире неоклассической теории – это
«черные ящики»;
Модель «черного ящика»- для оценки эффективного использования ограниченных ресурсов экономическими агентами важен только «вход и выход»:
на входе – объем ресурсов, на выходе – результативность - близость достижения экономической цели ( удовлетворенность, прибыль, национальное благосостояние);
если внутренние структуры и процессы, обеспечивают эффективность использования ограниченных ресурсов, то их особенности неважны.
Слайд 40
Методологические основы неоклассической теории
Ценовой и конкурентный механизмы приводят к формированию наиболее
точных сигналов об итогах всех независимых выборов, реализованных экономическими агентами: это цена, а шире ценовая динамика;
Рынки стремятся к равновесию. Равновесие на рынках достижимо;
Равновесие единственно и совпадает с оптимумом по Парето;
Парето оптимум – это такое распределение благ и ресурсов между экономическими агентами, изменяя которое нельзя улучшить чье-либо благосостояние, не нанося ущерба другим лицам;
Слайд 41
Парето - оптимальный мир
В Парето- оптимальном мире:
все сделки равноправны, добровольны,
эквивалентны (симметричны);
все рынки стремятся к рынкам совершенной конкуренции;
все права собственности четко определены (иначе механизм цен не отразит использование ограниченных ресурсов);
издержки на получение информации отсутствуют;
издержки при определении наилучшей из возможных альтернатив отсутствуют;
значение имеют только производственные издержки.