Модель экономического человека - неоклассическая школа презентация

Модель «экономического человека» - Неоклассическая школа

Слайд 1РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ


Контрольная работа (Презентация)
по дисциплине «Методы социально-экономических исследований»
на тему «Модель «экономического человека» - Неоклассическая школа»

студента 1 курса
специальности (направление)
ЭиПРБ
заочной формы обучения,
группы 28Эм173з
Бирюшина А.В.
Проверил:
к.э.н, профессор Мильчакова Н.Н.


Тюмень 2018




Регистрационный номер (кафедра) Дата
________________ ______________201_


Слайд 2Модель «экономического человека»
- Неоклассическая школа


Слайд 3 Основные понятия:

•Модель человека в экономической теории

•Неоклассическая теория

•Потребительское поведение

•Принцип

методологического индивидуализма

•Принцип максимизации

•Принцип совершенной информации

•Принцип «Бюджетное ограничение»

•Принцип целенаправленности

•Принцип осознанности

Слайд 42. Определение основных понятий

Модель человека в экономической теории — это упрощенное

представление об экономическом поведении человека с точки зрения таких его характеристик, как мотивы, цели, способы данного поведения.

Неоклассическая теория исходит из предположений, что все потребители знают, чего они хотят, то есть каждый имеет свою совокупность известных ему потребностей, которые к тому же связаны функционально.

Потребительское поведение - преподносится неоклассиками, как индивидуальный рациональный выбор из множества потребительских благ, подчинённый цели максимального удовлетворения потребностей.

Принцип методологического индивидуализма означает, что экономическая деятельность, протекающая в обществе и поэтому являющаяся коллективной, может быть объяснена исходя из поведения отдельно взятого экономического агента.

.

Слайд 5Принцип максимизации, согласно которому потребительский выбор трактуется как решение оптимизационной задачи,

нацеленной на максимизацию потребительской функции, отражающей предпочтения при заданных ограничениях.

Единственным материальным ограничением является доход или так называемое «бюджетное ограничение».

Принцип совершенной информации: о всех доступных для потребления благах, их потребительских свойствах и ценах. В совокупности внешние факторы ситуации потребительского выбора характеризуют её как ситуацию полной определённости.

Принцип целенаправленности: экономическое поведение всегда подчинено цели удовлетворения потребностей, за которыми стоит система устойчивых потребительских предпочтений.

Принцип осознанности состоит в том, что индивидуум, всегда чётко осознавая собственные предпочтения, осуществляет выбор путём соотнесения доступных вариантов удовлетворения своих потребностей с затратами на их получения. При этом полнота доступной ему информации дополняется предпосылкой о совершенстве его аналитических и счётных способностей.

Слайд 63.Основные принципы и исследовательские процедуры

Объект исследования –
Экономический человек -оптимизатор(рациональный, калькулирующий,

максимизирующий). Сторонники неоклассической теории в качестве модели экономического поведения рассматривают потребительское поведение, которое преподносится как индивидуальный рациональный выбор из множества потребительских благ, подчинённый цели максимального удовлетворения потребностей.
Основные черты человека-оптимизатора :
Стремление к наибольшей полезности или прибыли.
Неизменность во времени системы индивидуальных предпочтений и независимость от внешних условий индивидов.
Способность к сопоставлению целей со средствами их достижения, выбору оптимального их варианта.
Обладание полной информацией, позволяющей находить оптимальный вариант, и способность безошибочного предвидения.
Мгновенная реакция на изменение внешних условий.


Слайд 74. История в персоналиях

Карл Менгер (1840- 1921) - ученый- экономист с

мировым именем, один из лучших представителей экономической науки второй половины XIX в.

Основные идеи:
*Впервые в истории экономической мысли уделил внимание когнитивным компонентам модели человека. Он отметил, что для строгой экономической теории аксиомы собственного интереса недостаточно: необходима также
предпосылка «всезнания» и «непогрешимости суждения». При этом в действительности экономический субъект не гарантирован от ошибок – он может неверно оценить как свои будущие потребности, так и средства их удовлетворения.
*Он утверждает, что ученые-экономисты должны исходить из субъективной перспективы действующего человека, так чтобы эта перспектива оказывала решающее влияние на формулирование всех экономических теорий.


Слайд 8Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882) - английский профессор логики, философии и политической

экономии. Основатель математической школы в политической экономии, один из основоположников теории предельной полезности.

Основные идеи:
Сформулировал модель человека, опирающуюся на психологические и физиологические основы. В концепцию человеческой природы У. Джевонс внёс основные компоненты:
1) интенсивность
2) продолжительность
3) вероятность (если речь идет о будущем)
4) доступность (пространственная)

В историю экономической мысли Джевонс вошел в первую очередь как автор книги «Теория политической экономии», выход которой одновременно с основными трудами Менгера и Вальраса ознаменовал начало «маржиналистской революции» ( маржиналистской теории модели экономического человека).

Считал, что экономическая наука должна стать точной, она нуждается в расширении и совершенствовании статистических данных, которые позволят дать формулам количественную определённость. Свою же теорию Джевонс характеризует как «механику полезности и собственного интереса».


Слайд 95. Краткие выводы по теме:

Неоклассическое направление исследует поведение экономического человека (потребителя,

предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты.

«Экономический человек» в неоклассической теории - человек-оптимизатор, обладающий такими свойствами, как: стремление к наибольшей полезности и наименьшим издержкам; неизменность во времени системы индивидуальных предпочтений; способность к сопоставлению целей со средствами их достижения; обладание полной информацией; мгновенная реакция на изменение внешних условий.

Неоклассическая экономическая теория так же, как и классическая, исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.


Слайд 106. Вопросы для размышления

Может ли современная неоклассическая экономическая теория помочь в

реализации и развитии теории управления социально-экономическими системами?

Связано ли происхождение формализма в рамках современной неоклассики с естественно-научным идеалом исследования?

Принимаются ли в неоклассической модели экономического человека редукционистские предпосылки рациональности экономических агентов?

Насколько правомерно исключение неоклассической теории из списка системных исследовательских программ?

Почему считается, что неоклассическая теория базируется на «жестких» мировоззренческих предпосылках?

Почему мало внимания уделяется несоответствию онтологических установок неоклассической теории и сопряженной с нею теорией управления?

Слайд 117. Рекомендуемая литература:

Бурганов Р. А. Экономическая теория: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2013.

– 416 с.

Бурганов Р.А. Экономическая теория: Доп.материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. – (Высшее образование:Бакалавриат)

Думная Н.Н. Экономическая теория. Экспресс-курс: Учебник.-М.: КНОРУС, 2013. – 590 с.

Медушевская И.Е. Экономическая теория: Учебник. – М.:КНОРУС, 2011. -223 с

Мильчакова Н.Н., Яркова Е.Н. Методы социально-экономических исследований: учеб.пособие/Мильчакова Н.Н., Яркова Е.Н. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014.380 с.

Тарасевич Л.С., Гребенщиков П.И., Леусский А.Н. Макроэкономика. Учебник.-М.:Юрайт-издат.,2016.- 490 с.

Чепурина М.Н. Курс экономической теории: Учебник. М.:Юрайт-издат.,2016.- 490 с.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика