Меркантилизм. Физиократы. (Лекция 1) презентация

Содержание

ЛЕКЦИЯ 1 Введение. Меркантилизм. Физиократы

Слайд 1ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Преподаватель: к.э.н., доцент Ипатова А.В.


Слайд 2ЛЕКЦИЯ 1
Введение. Меркантилизм. Физиократы


Слайд 3ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
Вопросы лекции по М.1.Т.1
Предмет и задачи курса
Периодизация основных экономических

школ и течений во времени



Слайд 4ПРЕДМЕТ КУРСА
процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений по

мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере.


Эволюция взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ




Слайд 5ВАЖНО
Взгляды – суждения, вытекающие из анализа экономических процессов, отражающих их сущность,

причинно-следственные и функциональные связи, характерные тенденции
Течения – совокупность согласованных и устоявшихся взглядов, отражающих как основные, так и менее существенные положения
Школа – это содружество экономистов, которых объединяет общность исходных положений (концепций и методологии)
Направление – более широкое понятие, предполагающее выделение какой-либо характерной черты, особенности, ведущей тенденции в формировании и развитии эк.взглядов



Слайд 6ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
выявление объективных закономерностей в развитии экономики
понимание логики, взаимосвязи

экономических категорий, законов, концепций;
формирование у экономиста необходимой эрудиции и навыков для ориентации в проблемах экономической теории, теоретических подходах и принятии решений по реализации практических задач;
формирование экономической культуры.



Слайд 7ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
 исследует
под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую

действительность,
как эволюционируют трактовки базовых категорий,
как совершенствуются методы экономических исследований.



Слайд 8МЕТОДОЛОГИЯ ИЭУ
Позитивная экономическая теория — часть экономической науки, которая изучает факты и

зависимости между этими фактами. 



Слайд 9МЕТОДОЛОГИЯ ИЭУ
Нормативная теория занимается суждениями о том, хороши или плохи экономические условия

или политика, эти суждения имеют рекомендательный характер, говорят о том, каким должен быть мир.



Слайд 10СООТНОШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Экономическая мысль
Экономические учения


Слайд 11СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
неоклассическое,
неокейнсианское,
неоинституциональное,
неолиберальное.



Слайд 12ФАКТОРЫ, ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И КОНЦЕПЦИИ
Потребности экономической практики.


Труды и взгляды представителей более ранних концепций.
Прогресс в областях знаний, смежных с экономикой.
Расширение и изменение взглядов на предмет экономической науки.



Слайд 13КРИТЕРИИ СТРУКТУРИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
по географическому принципу, национальной принадлежности
по классовому принципу


по критерию классовых общественно-экономических формаций
по степени регулирования экономики
по временному признаку






Слайд 14ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ И ТЕЧЕНИЙ ВО ВРЕМЕНИ


Слайд 15ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
Вопросы лекции по М.1. Т.2 Накопление экономических знаний: ранний и

поздний меркантилизм.
Меркантилизм: общая характеристика
Сравнительный анализ этапов развития меркантилизма



Слайд 16меркантилизм (от итальянского слова mercante – торговец, купец)



Слайд 17ПЕРИОД:
XV — XVI вв. — ранний
XVII в. — поздний



Слайд 18ИМЕНА:
Англия:
Tомас Ман (1571-1641) "Богатство Англии — во внешней торговле,

или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства« ;
Уильям Стаффорд (1554-1612) «Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников» (1581);
Дадли Норс (1641-1691) «Рассуждение о торговле: особливо касательно процента, монетной системы, сокращения и увеличения денег» (1691).



Слайд 19ИМЕНА:
Франция:
Антуан де Монкретьен (1575-1621) «Трактат политической экономии» (1615);
Жан

Боден (1530-1596) «Метод легкого познания истории» (1566), «Ответ на вопросы г-на Мальтруа…» (1568);
Жан Батист Кольбер (1619-1683)
и др.



Слайд 20ИМЕНА:
Италия:
Бернардо Даванзатти (1525-1606) «Чтение о монете» (1582);
Антонио Серра

(16 в.) «Краткий трактат о средствах снабдить в изобилии золотом и серебром королевства, лишенные рудников драгоценных металлов»;
Гаспер Скаруффи (1519-1584) «Рассуждения о монете и истинной пропорциональности между золотом и серебром» (1579).



Слайд 21ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ:
Истинное богатство – деньги (золото, серебро
Общий подход: всякий экспорт дает

выгоду; всякий импорт - потерю.
Меньше покупать, больше вывозить. Развивать собственное ремесленное и мануфактурное производство.



Слайд 22ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ (М. БЛАУГ):
золото и сокровища любого рода являются выражением сути

богатства;
с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;
поддержка промышленности путём импорта дешёвого сырья;
протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
поощрение экспорта, особенно готовой продукции;
рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы.



Слайд 23ИТАК!!!


Слайд 24ПОЛИТИКА МЕРКАНТИЛИЗМА


Слайд 25СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ


Слайд 26СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ


Слайд 27РОЛЬ МЕРКАНТИЛИЗМА
Обращение концепции почти целиком к практике хозяйственной жизни;
-Введение в научный

оборот многих экономических категорий, выявление закономерности в области торговли, ссудных операций и денежного обращения (и плюс, и минус!)
- Безработица рассматривалась как несущественная проблема;





Слайд 28РОЛЬ МЕРКАНТИЛИЗМА
Влияние на специфику формирования рыночных экономических отношений и особенности сменившей

его классической политэкономии в развитых европейских странах, прежде всего в Англии и во Франции.
- Во Франции…..
- В Англии …..



Слайд 29РОЛЬ МЕРКАНТИЛИЗМА
введение в научный оборот не только термина «политэкономия», но и

её новое название.



Слайд 30ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
Вопросы лекции по М.2.Т.1 Физиократы – первая школа экономистов
Общая характеристика

течения «физиократы»
«Экономическая таблица» Ф.Кенэ
Экономические идеи А.Р.Ж.Тюрго



Слайд 31ФИЗИОКРАТЫ
«физиократизм» (от лат. «физио» - земля, «кратос» - власть) (власть природы)




Слайд 32ПЕРИОД:
80-е гг. XVIII в., первый макроэкономический анализ национального хозяйства.



Слайд 33ИМЕНА:
Франсуа Кенэ (1694-1774) «Экономическая таблица» » (1758)- основатель физиократического учения;


Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781) «Размышления о создании и распределении богатств»;
Виктор де Мирабо (1715-1789),
Дюпон де Неймур (1739-1817)



Слайд 34ПРИНЦИПЫ ФИЗИОКРАТИИ:
Богатство создается не в сфере торговли, а в сельском хозяйстве.
Общество

делится на три класса: фермеры; ремесленники, промышленные рабочие, торговцы, прислуга; землевладельцы.
Производителен труд только в сельском хозяйстве, труд фермеров.
Особую роль играет земля: землевладелец собирает хлеба больше, чем посеял зерен.



Слайд 35ТЕОРИЯ ФИЗИОКРАТОВ
Переходный этап на пути от меркантилизма к полной экономической свободе


Слайд 36ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ.
богатство нации прирастает в том случае, если

существует и постоянно воспроизводится разница между продукцией, которая производится в сельском хозяйстве, и продукцией, которая была использована для производства этой продукции в течение года
-эта разница есть «чистый продукт» (Ф.Кенэ)



Слайд 37Ф. КЕНЭ:
«среди всех средств для приобретения имущества нет ни одного, которое

было бы для человека лучше, выгоднее, приятнее и приличнее, даже достойнее для свободного человека, чем земледелие».



Слайд 38МОДЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ
хозяйственный процесс представлялся как естественная гармония, которая

может быть даже описана строго математически.



идея получила дальнейшее развитие в формализованных вариантах теорий макроэкономического равновесия и экономического роста




Слайд 39ИДЕЯ НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВА 
государство должно установить такие законы, которые бы соответствовали «естественным

законам» природы (Ф.Кенэ)



Слайд 40Ж.ТЮРГО
чистый продукт производится не только в сельском хозяйстве, но и в

промышленности
классовая структура общества более сложна, чем по Кенэ, за счет внутренней ее дифференциации
«бесплодный класс» делит на класс предпринимателей и наемных работников



Слайд 41Ж.ТЮРГО
закладывает научную основу анализа заработной платы наемных работников, которую сводит к

минимуму средств существования в результате конкуренции между лицами наемных профессий на рынке труда



Слайд 42«ЗАКОН УМЕНЬШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРОДУКТА»
увеличение приложения труда к земле приводит к тому,

что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной, т.е. действует закон убывающего плодородия почв


в современной экономической теории трактуется в виде закона убывающей производительности.




Слайд 43«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА» Ф.КЕНЭ
Деление общества на три класса:

производительный класс земледельцев;
«бесплодный класс»

— люди, занятые не в сельском хозяйстве.
класс земельных собственников;



Слайд 44СТАДИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА
фермеры-земледельцы арендуют за деньги у земельных собственников землю и выращивают

на ней урожай;
собственники земли скупают продукты у земледельцев и промышленные изделия у ремесленников, в результате чего часть полученных ими за аренду земли денег переходит к сельским хозяевам и ремесленникам;
фермеры закупают промышленные товары у промышленников;
промышленники закупают сельскохозяйственные товары у фермеров.


фермеры вновь получают денежные средства для аренды земли




Слайд 45ЗАСЛУГА
не только описание хозяйственных процессов, но и стремление сформировать проблемы в

экономической науке



От чисто практических рекомендаций в области хозяйственной практики - к поиску взаимосвязей и закономерностей в развитии отдельных сфер экономики, выявлению интересов социальных групп.




Слайд 46Ж.ТЮРГО
«Земледелец является первой движущей силой в ходе (всех) работ; это он

производит на своей земле заработок всех ремесленников. Труд земледельца — единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он единственный источник всякого богатства».



Слайд 47ТЕОРИЯ ДЕНЕГ
Деньги из драгоценных металлов рассматриваются в качестве одного из товаров


- «особенно золото и серебро более, чем всякий другой материал, пригодны служить монетой», ибо они «по самой природе вещей сделались монетой и притом всеобщей монетой независимо от всякого соглашения и всякого закона» 



Слайд 48ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ
как и Ф. Кенэ, сторонник затратной концепции происхождения стоимости.
-однако, обосновывая

механизм формирования цен на рынке, А. Тюрго выделяет цены текущие и основные.
- Редкость - «один из элементов оценки» при приобретении товаров



Слайд 49ТЕОРИЯ КЛАССОВ
выделяет в обществе три класса: 
производительный (люди, занятые в
сельскохозяйственном производстве);

«работающие или
занятые классы»,

бесплодный (люди, занятые в промышленности и
других отраслях материального производства и сферы услуг);


собственники земли.

 каждый из них «распадается на два разряда людей:
- на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы,
- на простых рабочих, получающих заработную плату».


именно бесплодный класс включает в себя «членов общества, получающих заработную плату».





Слайд 50ТЕОРИЯ ДОХОДОВ
Заработная плата формирует «общее экономическое равновесие».

- т.е. равновесие «между

ценностью всех произведений земли, потреблением различного рода товаров, различными видами изделий, числом занятых (их производством) людей и ценой их заработной платы».



Слайд 51ССУДНЫЙ (ДЕНЕЖНЫЙ) ПРОЦЕНТ
низкий денежный процент — это и последствие и показатель

избытка капиталов



Слайд 52ВКЛАД ФИЗИОКРАТОВ
Основная идея – это теория «чистого продукта»: производительным считается сельскохозяйственный

труд
Превращение экономической мысли из нормативной в позитивную
Экономика рассматривается как единый организм, развивающийся по объективным законам, а экономические процессы обладают внутренними закономерностями
Тезис о приоритете производства, а не обращения, применение макроэкономического анализа

Однако: перейдя в сферу материального производства, сузили его до сектора сельского хозяйства



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика