Механизм рынка несовершенной конкуренции. (Тема 7) презентация

Содержание

1. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции. 2. Особенности поведения фирмы в условиях несовершенной конкуренции. 3. Ценовая дискриминация.

Слайд 1Тема 7. Механизм рынка несовершенной конкуренции

.


Слайд 2
1. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции.

2. Особенности поведения фирмы в условиях

несовершенной конкуренции.

3. Ценовая дискриминация.





Слайд 31. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции


Слайд 4




Признаки несовершенной

конкуренции

1. Продукция
уникальна

3. Наличие барьеров

2. Значительная доля рынка у отдельных производителей

4. Несовершенная
информация


Слайд 5Наличие барьеров
Административные барьеры, в качестве которых выступают лицензии, патенты.
Право собственности

на важнейшие сырьевые ресурсы.
Отрасли естественной монополии, конкуренция в которых либо затруднена, либо просто невозможна.
Эффект масштаба производства.

Слайд 6 Формы монополистических объединений:

Картель — соглашение предпринимателей

о размерах производства, рынках сбыта, ценах. Сохраняется финансовая и производственная самостоятельность.

Синдикат - соглашение картельного типа, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую контору.

Трест: участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.

Слайд 7



Модель
рынка
Количес
тво
фирм
Характер
продук
ции
Вход
ные
барье
ры
Конт
роль
над
ценой

Чистая
монополия
Одна
фирма
Уникальная

Высо
кие
Пол
ный
Дуополия
Две
фирмы
Однород
ная

Высо
кие

Части
чный

Олиго
полия

Малое

Одно
родная

Высо
кие

Части
чный

Монопо
листичес
кая
конкуренция

Множество
фирм

Разноро
дная

Низкие

Сла
бый


Слайд 8
Для измерения
монопольной власти отдельной фирмы
используется индекс Лернера (1934 г.) -

по имени английского экономиста
Аббы Лернера:

L = P — MC
P


При совершенной
конкуренции, когда Р=МС,
L = 0

Чем больше степень
монопольной власти,
тем больше L


Слайд 9Пример: средний универсам и
круглосуточный магазин,
работающие в одном районе.
В универсамах

торговая наценка
 обычно составляет
15-20 %,
а в круглосуточных магазинах
25-30 % 

Слайд 10
Для измерения
степени контроля рынка ведущими фирмами используется индекс Герфиндаля-Хиршмана

2 2 2
HHI = S1+S2+...+Sn

Где S1, S2, … Sn — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определямые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли


Слайд 11По значению индекса
Герфиндаля — Хиршмана
выделяются три типа рынка:
I

тип: 2000 < HHI < 10000 –
высококонцентрированные
рынки;
II тип: 1000 < HHI < 2000 —
умеренноконцентрированные
рынки;
III тип: HHI < 1000
низкоконцентрированные
рынки

Слайд 12Пример: если в отрасли две фирмы-дуополии и рыночные доли их равны

(50% у каждой),
2 2
то HHI = 50 + 50 = 5000

Рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда
HHI < 1000

Слайд 13
2. Особенности поведения фирмы в условиях
несовершенной
конкуренции


Слайд 14 В деятельности фирмы —

несовершенного конкурента
существует особенность-

IIускоренное
падение предельного
Дохода монополиста
по сравнению со снижением цен
на его продукцию


Слайд 15Динамика предельного дохода фирмы в условиях
несовершенной конкуренции
Выпуск
продук
ции
(Q)
Цена
(P)
Валовой


доход
(TR)

Предель
ный
доход
(MR = TRn –TRn-1)

1

2

3

10

9

8

10

18

24

10=10-0

8=18-10

6=24-18


Слайд 16
Q
P
1
2
3
10
9
8
6
D
MR
Ускоренное падение предельного дохода монополиста (MR) по сравнению со снижением цен

на его продукцию (D)

Слайд 17В отличие от совершенно конкурентной фирмы
фирма- монополист является ценоискателем:
она решает

не только проблему выбора оптимального количества производимой продукции, но и определяет цену на эту продукцию.

Слайд 18Q
P
D
MR

MC (S)
Q0
P0
Q1
P1
E1
E0


Слайд 19Типичными последствиями несовершенно
конкурентного рынка
являются:
недопроизводство товаров:
Q0

< Q1;
завышение цен:
р0 > p1;
как результат двух названных выше особенностей –
получение монополистической прибыли

Слайд 20Распространение монополий снижает экономическую эффективность.
Возникает явление
Х-неэффективности.
Х-неэффективность означает

бесхозяйственное ведение дела,
ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

Слайд 21Q
С

ATC

ATC + X
Х-неэффективность как характеристика деятельности монополии была предложена американским экономистом

Х. Либенстайном

Слайд 223. Ценовая дискриминация


Слайд 23 Монополист стремится присвоить
себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою

прибыль


Ценовая дискриминация -
продажа одного и того же товара
разным потребителям или группам
потребителей по разным ценам,
причём различия в ценах не
обусловлены различиями в
издержках производства


Слайд 24


В зависимости от того, в какой степени удаётся монополисту присвоить излишек

потребителя и максимизировать свою прибыль ценовая дискриминация
подразделяется на три вида

Первой
степени

Второй
степени

Третьей
степени


Слайд 25При ценовой дискриминации первой степени монополист продаёт каждую единицу товара каждому

покупателю по его максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за каждую единицу товара.


Весь излишек потребителя
присваивается монополистом, и
кривая предельного дохода MR
совпадает с кривой спроса D


Слайд 26
Q
P
MC
Q1
P1
Q2
P2
Qn
Pn
D(MR)
E
Излишек потребителя (SPEPn)
присваивается монополистом


Слайд 27При ценовой дискриминации второй степени монополист устанавливает различные цены в зависимости

от количества покупаемой продукции:
при покупке большего количества товаров потребителю устанавливают более низкую цену за каждый дополнительно купленный экземпляр товара



Слайд 28При ценовой дискриминации третьей степени монополист продаёт товары разным группам покупателей

по разной цене. Происходит сегментация рынка, т. е. разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности.
Монополист создаёт «дорогой» и «дешёвый» рынки

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика