Слайд 3Сотрудничество Государств-членов ЕС – в глобальном разрезе
28 стран сидят вокруг
стола
Слайд 4Выход Великобритании из Европейского союза (сокр. Brexit от сочетания слов англ. Britain —
Британия и англ. Exit — выход) — главная политическая цель консервативной оппозиции и некоторых отдельных лиц (националистов и евроскептиков) в Великобритании.
Во время референдума 2016 года за выход Великобритании из Европейского союза высказалось 51,9 % проголосовавших, соответственно за продолжение членства в ЕС выступило 48,1 % избирателей[1]. В субъектах Великобритании итоги голосования различались: так, жители Шотландии и Северной Ирландии высказались преимущественно против выхода, а представители Англии (не считая столицы) и Уэльса — за. Первая реакция мировой общественности была несколько удивлённой — результаты референдума даже привели некоторых в шок, так как многие политологи предсказывали другой исход голосования.
Слайд 6Топ-10 самых экономически развитых стран Евросоюза (статистика 2016 года):
Самой развитой страной
мира, входящей в Евросоюз, является Лихтенштейн. Несмотря на свою маленькую площадь, в этой стране невероятно сильная экономика, о чём свидетельствует показатель ВВП на душу населения, который равнялся в 2015 году 85 400 евро.
Второе место отводится Нидерландам. Эта страна обладает ВВП на душу населения в размере 42 400 евро.
Ирландия занимает третье место. Размер ВВП на душу населения равен 40 000 евро.
В Австрии показатель ВВП на душу населения равен 39 700 евро.
Швеция обладает показателем на уровне 38 900 евро.
Слайд 7Топ-10 самых экономически развитых стран Евросоюза (статистика 2016 года):
Согласно статистике в
Финляндии уровень ВВП равен 38 100 евро.
Восьмое место занимает Италия с ВВП в 35 800 евро.
В Великобритании наблюдается темп роста ВВП. В 2015 году этот показатель был равен 34 600 евро.
Десятое место занимает Испания с показателем 33 700 евро.
Слайд 8Таблица: уровень ВВП стран Европы, входящих в ЕС
Слайд 9Размер ВВП по ППС Европейского союза, млрд. долларов США
год значение
2006 13060.0
2007 14430.0
2008 14910.0
2009 14430.0
2010 14820.0
2011 15390.0
2012 15830.0
2013 15830.0
2014 17610.0
2015 19180.0
2016 19180.0
Источник - CIA
World Factbook
Слайд 10Дефицит государственного бюджета и госдолг сократились в Евросоюзе и еврозоне за
прошлый год в относительном выражении. Об этом свидетельствуют данные европейского статистического агентства Eurostat, передает собкор Банки.ру в Брюсселе.
В зоне евро дефицит государственного бюджета снизился с 2,1% в 2015 году до 1,5% в 2016-м, а в ЕС — с 2,4% до 1,7%. Государственный долг к ВВП в еврозоне снизился с 90,3% на конец 2015 года до 89,2% на конец 2016-го, а в ЕС — с 84,9% до 83,5%.
В 2016 году Люксембург (+ 1,6%), Мальта (+ 1%), Швеция (+ 0,9%), Германия (+ 0,8%), Греция (+ 0,7%), Чешская Республика (+ 0,6%), Нидерланды (+ 0,4%), Эстония и Литва (+ 0,3%) зарегистрировали профицит бюджета. Самый низкий государственный дефицит бюджета был зарегистрирован в Ирландии (-0,6%), Хорватии (-0,8%) и Дании (-0,9%).
Слайд 11Только четыре страны из ЕС зафиксировали дефицит, равный или превышающий 3%
от ВВП (критерий Европейского пакта стабильности и роста): Испания (-4,5%), Франция (-3,4%), Румыния и Соединенное Королевство (обе -3%).
Самые низкие показатели государственного долга к ВВП в конце 2016 года были зафиксированы в Эстонии (9,5%), Люксембурге (20%), Болгарии (29,5%), Чешской Республике (37,2%), Румынии (37,6%) и Дании (37,8%). 16 стран ЕС превысили критерий пакта по размерам госдолга не выше 60% ВВП, причем самые высокие показатели были зафиксированы в Греции (179%), Италии (132,6%), Португалии (130,4%), на Кипре (107,8%) и в Бельгии (105,9%).
В 2016 году государственные расходы в еврозоне составили 47,7% от ВВП, а государственные доходы — 46,2%. В ЕС эти показатели составили 46,6% и 44,9% соответственно. В обеих зонах соотношение государственных расходов сократилось в период между 2015 и 2016 годами, а коэффициент государственных доходов уменьшился в зоне евро и остался стабильным в ЕС.
Слайд 12В июне 2017 года уровень инфляции в Евросоюзе составил -0,02%, что
на 0,01 больше, чем в мае 2017 года и на 0,18 меньше, чем в июне 2016 года. Вместе с этим, инфляция с начала 2017 года составила 0,74%, а в годовом исчислении - 1,43%.
В 2017 ЕС занимает 7 место по уровню инфляции в мире.
Инфляция в ЕС рассчитывается на основеГармонизированного Индекса Потребительских Цен на Товары и Услуги (HICP), более конкретно - Европейского Индекса Потребительских Цен на Товары и Услуги (EICP). Этот индекс рассчитывается одинаковым методом во всех странах Европейского Союза, используя единый набор определений, а также список товаров и услуг.
Под Потребительскими Ценами подразумевается (усредненная) конечная цена, которую платит покупатель товара или услуги и которая включает в себя все налоги и сборы. Индексы рассчитывается с 1996 года, года образования ЕС.
Слайд 13Текущий уровень инфляции
Уровень инфляции в июне 2017: -0,02%
Уровень инфляции с начала 2017
года: 0,74%
Уровень инфляции в мае 2017: -0,03%
Уровень инфляции в июне 2016: 0,16%
Уровень инфляции в июне 2016 с начала года: 0,47%
Уровень инфляции в 2016: 1,16%
Уровень инфляции за 12 месяцев:
(годовое исчисление) 1,43%
Уровень инфляции за 60 месяцев (5 лет): 4,11%
Уровень инфляции за 120 месяцев (10 лет): 17,61%
Слайд 14Вызовы, стоящие перед Союзом I.
1.) Новые глобальные вызовы:
глобальная экономическая конкуренция,
терроризм,
иммиграция,
изменение климата,
энергетика,
отношения с Соединенными Штатами,
конкурс с новыми центрами силы (Китай, Россия, Индия, Бразилия).
2.) Конкурентоспособность Союза - Европа отстает в глобальной конкуренции, в частности в области исследований и развития (1200 патентов на миллион человек в Японии, 350 в США, 218 в России, в то время как в ЕС-28 только 30).
3.) Экономический и социальный кризис – Политика жесткой экономии сталкивается с экономической политикой роста (инвестиции, создание рабочих мест), если есть общая валюта (денежная политика), то почему бы не синхронизировать национальные экономические политики стран-членов (бюджетно-налоговая политика)?
4.) Уровень безработицы среди молодежи (в рамках программы Гарантия для Молодежи, главы государств и правительств предлагают только 8 млрд. € на сокращение безработицы среди молодежи между 2014-2020 гг).
5.) Экономическое управление – банковский союз.
Созданием Банковского союза ЕС можно избежать подобные настоящему финансовые и экономические кризисы, а также обеспечить стабильность финансовой системы. У банковского союза есть три опоры: единая система банковского надзора, фонд ликвидации банков и фонд страхования вкладов.
Фонд ликвидации банков и фонд страхования вкладов должен защищать деньги европейских налогоплательщиков (вкладчиков ниже 100 тыс. евро). После создания банковского союза, рахсоды банкротств банков, должны быть профинансированы прежде всего, финансовыми учреждениями и их кредиторами, владельцами акций и вкладчиков свыше 100 тысяч евро.
На основе единой системы надзора, системно важные банки будет напрямую контролированы (стресс-тесты на основе критериев Базель III) Европейским Центральным банком, в то время как маленькие, но на национальном уровне крупные финансовые институты ЕЦБ будет проверять через национальные власти, на основе единых правил.
Слайд 15Что же такое Европейский Союз?
1) Европейский союз не является государством.
ЕС
< государство
2) Европейский союз не является только сотрудничеством между государствами.
ЕС > сотрудничество государств
3) Европейский союз не является простым объединением различных государств
ЕС > простое объединение государств
4) Европейский союз является таким сообществом государств-членов, в котором участвующие государства-члены добровольно ограничивают свой суверенитет и некоторые компетенции (полномочия) они делегируют Союзу. НО! В коллективном принятии решений они также сохраняют свою автономию, то есть, принимают участие только в коллективных, всесоюзных инициативах, которые не противоречат их воле. (См. Пакт ЕвроПлюс, как межправительственное соглашение)
Слайд 16Что же такое Европейский Союз?II.
5.) Европейский союз это не больше и
не меньше, чем государства-члены готовы вкладывать в сотрудничество сообщества.
6.) Европейский союз > конфедерация
7.) Европейский союз < федерация
больше, чем
меньше, чем
Слайд 17Факторы, указывающие в сторону федерации
1) Европейский союз имеет единую территорию
2) Граждане
ЕС имеют двойное подданство: одновременно граждане и Европейского союза, и государств-членов
3) ЕС имеет высшую законодательную, исполнительную и судебную организацию как на уровне сообщества, так и на уровне государств-членов
4) ЕС имеет единое законодательство (Acquis Communautaire - общий свод законодательных актов ЕС), которое соответствует правовой системе государств-членов
5) ЕС имеет общую торговую политику, общую сельскохозяйственную политику (CAP), общую рыболовную политику, общую транспортную политику
6) Европейский Союз, а точнее еврозона, имеет общую валюту, единую финансовую (денежную) систему
Слайд 18Факторы, оспаривающие федерацию I.
1.) Европейский союз ≠ федерация
2.) Европейский союз= состояние
перед федерацией
3.) В ближайшем будущем ЕС не станет федерацией, даже федерацией национальных государств
3a. Федерация не имеет народной поддержки в государствах-членах
см. В 2005-м году, граждане двух стран-основателей ЕС (Франции и Нидерландов), на референдуме отвергли Конституцию (проект, предшествующий Лиссабонскому Договору)
3b. Лиссабонский Договор подписали в 2007-м году главы государств и правительств, но это больше не называлось Конституцией
Европейский союз не имеет Конституции
Слайд 19Факторы, оспаривающие федерацию II.
4.) Лиссабонский Договор не содержит ряд конституционных
атрибутов
4a. Нет Гимна (Ода к радости)
4b. Нет Флага (на синем фоне двенадцать желтых звезд)
5.) Референдум о Лиссабонском договоре был проведён только в Ирландии, в остальных странах договор был ратифицирован в национальных парламентах
6.) У ЕС нет и основ экономической федерации. Несмотря на то, что существует единый рынок, таможенный союз, свободное перемещение товаров, капитала, услуг и рабочей силы, единая валюта (валютный союз) в еврозоне, общий бюджет ЕС очень далёк от федеральной экономической структуры :
Между 2007-2013 1,12% ВНД
Между 2014-2020 1% ВНД
Европейский союз в обозримом будущем не станет федерацией
Государства-члены вносят в Европейский бюджет
только 2% государственных средств!
Слайд 20Бюджетное перераспределение в федеральных государствах и в ЕС
Государства могут влиять бюджетным
перераспределением на размер и распределение доходов, возникших в народном хозяйстве и имеющихся в распоряжении предприятий и населения.
Бюджетным перераспределением можно уравновесить разницу в доходах, государство может помочь обездоленным слоям общества, а также может снизить разницу между различными регионами
В некоторых федеральных государствах, несмотря на то, что государства-члены имеют свои перераспределительные полномочия, появляется центральное бюджетное перераспределение.
Доля в процентах к ВВП:
Германия: 43,7%
США: 38,9%
Россия: 35,95%
Швейцария: 32%
EС (взятие обязательств, в процентах к ВНД):
Между 2007-2013: 1,12%
Между 2014-2020: 1 %
Слайд 21Бюджеты различных государств: нетто-доноры и реципиенты
Германия:
4 земли являются
нетто-донорами
12 земель являются нетто-реципиентами помощи
США:
21 штат является нетто-донором
29 штата являются нетто-реципиентами помощи
Европейский Союз:
11 государств-членов являются нетто-донорами
16 государств-членов являются нетто-реципиентами
Россия (2012):
11 субъектов федерации являются нетто-донорами
72 субъектов федерации являются нетто-реципиентами
Слайд 22Взносы нетто-доноров в бюджет ЕС
2007-2013 (в среднем за год)
Слайд 23Нетто-реципиенты бюджета ЕС
2007-2013 (в среднем за год)
Слайд 24Субсидии из бюджета ЕС
2007-13 (за семь лет)
Слайд 25Распределение ресурсов развития фонда кохезии (сближения) ЕС (2014-20)
Слайд 26Различия в Европейском Союзе I.
Искажения между государствами-членами: прямые выплаты за гектар
с 2014
Источник: Европейская комиссия, 2013. г.
ОСП с 2014-го г. : Конвергенция прямых выплат: на основе решения Европейского совета в феврале 2013 года. для каждого из государств-членов, помощь на гектар должна быть не менее 196 евро / га;
Слайд 27Различия в Европейском Союзе II.
Искажения между государствами-членами: ожидаемое распределение ресурсов
Общей сельскохозяйственной политики по государствам-членам, 2014-2020
Источник: Европейский Парламент, 2013. г.
Слайд 28Великобритания — один из основных спонсоров европейского бюджета В 2014 году
ее вклад был четвертым после Германии, Франции и Италии и составил в общей сложности 11,34 млрд евро (при бюджете в 116.53 млрд евро). В 2015 году эта цифра выросла до 18,20 млрд евро (при бюджете в 118.60 млрд евро).
Справка, подготовленная для европейских законодателей и попавшая в распоряжение CNBC, гласит: «В 2015 году Великобритания была третьим по величине нетто-плательщиком в бюджет ЕС после Германии и Франции. В том же году она стала шестым в абсолютных цифрах получателем расходов ЕС, но ее доля в расходах в процентах от валового национального дохода была самой низкой и составила около 0,3%».
Слайд 29Большую часть своих европейских субсидий Великобритания тратит на сельское хозяйство и
развитие регионов. Еще эти средства тратятся на борьбу с терроризмом, создание новых рабочих мест и на проекты в странах, не входящих в ЕС. Кроме того, эти деньги покрывают расходы всех европейских учреждений, пенсии работников европейских структур и школы для их детей.
Сколько британцев работает в европейских институтах?
Цитата из того же документа: «Средняя доля британских граждан в учреждениях ЕС составляет около 4% от общего числа в 45 845 человек. Таким образом, число постоянных и временных сотрудников ЕС с британским гражданством можно оценить примерно в 1800 человек, не считая специалистов на временных контрактах, фрилансеров, внешних поставщиков услуг, помощников депутатов Европейского парламента и командированных местных специалистов».
Слайд 30В спорном «законопроекте о выходе из ЕС» также говорится о расходах
на передислокацию институтов блока, расположенных в Великобритании. Кроме 52 сотрудников Европейской комиссии в Великобритании и 17 сотрудников Европейского парламента, рассеянных по Лондону и Эдинбургу, предстоит также переместить два ведомства: Европейское агентство лекарственных средств и Европейскую систему банковского надзора.
Когда Великобритания перестанет платить взносы в европейский бюджет?
Это один из самых больных вопросов в переговорах в рамках Brexit. Бюджет ЕС формируется в рамках семилетнего плана, на основе которого рассчитываются ежегодные расходы. Последний из них покрывает период с 2014 по 2020 год.
Великобритания планирует покинуть Европейский союз в марте 2019-го, и с этого момента и до конца 2020 года бюджет блока под вопросом.
Слайд 31 Существующая сложная система скидок и перерасчетов приведет к тому, что страны-доноры
будут вынуждены платить даже выше своей доли в ВВП Евросоюза. Годовой взнос Германии в брюссельскую казну увеличится на 3,5 миллиарда евро, Франции — на 1,5 миллиарда евро, Нидерландов — на 761 миллионов евро, Швеции — на 536 миллионов евро, а маленькой Австрии — на 400 миллионов евро. Это весьма скромные официальные подсчеты Европейского института Жака Делора в Париже.
Согласно другим источникам, нагрузка на страны-доноры будет значительно больше. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле оценивает дополнительные годовые расходы своей страны в 4,5 миллиарда евро, поскольку после выхода Великобритании доля Германии в европейском ВВП увеличится с 21 до 25%.
Слайд 32 До сих пор главными донорами в бюджет ЕС были Германия, Великобритания,
Франция и Нидерланды. Их годовой взнос составлял соответственно 14,3 миллиарда, 11,5 миллиарда, 5,5 миллиарда и 3,7 миллиарда евро. Основными получателями помощи были Польша, Чехия, Румыния и Греция (9,5 миллиарда, 5,7 миллиарда, 5,2 миллиарда, и 4,9 миллиарда евро). «Чемпионами» среди нетто-получателей в расчете на душу населения являются страны Балтии и Греция.
Только для стран Балтии доля брюссельских дотаций составляет до 20% ВВП. Именно на них и обрушится основной финансовый удар в результате выхода Великобритании из ЕС. Балтийские страны настоятельно требуют от ЕС продолжения финансовой помощи и предлагают Брюсселю в крайнем случае урезать программы развития для Африки и Азии.
Слайд 33 При этом аналитики отмечают, что сокращать расходы в целом Брюссель не
намерен, средства будут изыскиваться другим путем. Две трети бюджета (всего 158 миллиардов евро, или около 1% ВВП Евросоюза) составляют прямые взносы государств — членов ЕС, но остальная сумма обеспечивается за счет таможенных и налоговых поступлений в рамках общего рынка.
В целях наполнения бюджета Еврокомиссия хочет увеличить именно налоговую составляющую, в том числе ввести налоги на финансовые трансакции, выбросы СО2 и дизельные моторы, прибыль транснациональных корпораций. В конечном счете эти налоги лягут на плечи граждан, но формально Брюссель не будет столь зависим от государств — членов ЕС.
Слайд 34Бюджет ЕС — схема доходов и расходов Европейского союза, устанавливаемая на семь
лет. Бюджет используется для финансирования общесоюзной политики (в области сельского хозяйства; развития транспортных сетей; помощи отстающим регионам; исследований и для поддержки развивающихся стран вне ЕС) и административного аппарата союза. На администрацию уходит около пяти процентов бюджета, на политику — около 95 %.
Слайд 35 Формирование бюджета
Три института ЕС официально ответственны за формирование бюджета: Совет Европейского
союза, куда входят министры из каждого государства-члена, Европейская комиссия, представляющая исполнительную власть союза, и избранный народом напрямую Европейский парламент. На практике переговоры по бюджету больше определяются интересами государств-членов. Это особенно заметно в Совете, где необходимо единогласное утверждение бюджета.
Помимо семилетнего бюджета в его рамках ежегодно принимается годовой бюджет. Его предлагает Еврокомиссия, рассматривают и вносят поправки Европарламент и Совет. Годовой бюджет планируется заранее (до начала года), но окончательные расчеты платежей, взимаемых с каждого государства, производятся только в конце бюджетного года, когда известны доходы и расходы. В самом конце рассчитывают возврат части взносов Великобритании, так как он зависит от количества взносов, сделанных этой страной, и количества средств, выделенных ЕС Великобритании на реализацию союзных проектов.
Слайд 36Европейская счётная палата
Европейская счётная палата — один из семи институтов, управляющих Европейским
союзом. Палата создана в 1975 году для аудиторской проверки бюджета союза и его учреждений. Счётная палата представляет собой следственное аудиторское агентство. Её главная цель — оценка правильности применения бюджета союза, борьба с незаконными тратами и неумелым руководством средствами. Палата может проверить документацию любого института или должностного лица, имеющего дело с финансами союза. После окончания бюджетного года палата готовит ежегодный отчёт, который направляется в другие учреждения союза, в том числе в Европарламент. Кроме того, аудиторы могут в любое время направить специальный доклад, касающийся отдельных проблем использования средств[2].
Слайд 37 Доходы
Традиционные собственные ресурсы
Традиционные собственные ресурсы — налоги, взимаемые Европейским союзом, в основном
импортные пошлины на товары, ввозимые в ЕС. Пошлины собирает государство, в которое прибывает импортируемый товар. Государствам разрешено забрать себе часть импортной пошлины, чтобы покрыть расходы на администрацию (до 25 %). Еврокомиссия следит за правильным сбором пошлин, и страны несут ответственность за ошибки в таможенном администрировании[3].
Слайд 38 Доходы
Доходы, основанные на НДС
Доходы от НДС устанавливают, исходя из гармонизированной по
правилам ЕС базы НДС каждого государства, с которой взимают одинаковый для всех стран процент. Однако база НДС, подлежащая гармонизации, не может превышать 50 % от ВНД страны. Это правило было введено, чтобы менее богатые государства не платили непропорционально их возможностям, так как потребление и соответственно НДС имеют самый большой вклад в ВНД в сравнительно малоразвитых странах. С 2007 года ставка, взимаемая с гармонизированной базы НДС каждой страны, установленa на уровне 0,3 %[4].
Слайд 39 Доходы
Доходы от ВНД
Доходы от ВНД составляют наибольшую часть бюджета ЕС. Для
определения суммы отчисления используется простое умножение ВНД страны за год на некоторую ставку. Ставка одинакова для всех стран. Она определяется количеством дохода, необходимого для покрытия разницы между расходами, заложенными в бюджете ЕС, и доходами, идущими из других ресурсов. Таким образом, доход от ВНД — последний ресурс, которым обеспечивают наполнение бюджета; устанавливая его величину, добиваются бездефицитного бюджета. В 2012 году ставка, на которую умножается ВНД страны, была установлена на уровне 0,7554 %, а вклад дохода от ВНД к общему доходу бюджета составил 76 % (98 161,8 миллионов евро).
Слайд 40 Доходы
Другие доходы
Другие доходы включают налоги на зарплаты сотрудников институтов ЕС, ставки
по банковским вкладам, взносы от стран, не входящих в ЕС, возврат неиспользованных средств, штрафы на компании, нарушающие законодательство ЕС, и профицит бюджета за предыдущий год. В 2012 году другие доходы составили 8 613,8 миллионов евро, профицит из 2011 был 1 497 миллионов евро.
Слайд 42Расходы
Для расходной части бюджета Европарламент, Совет и комиссия вводят многолетние финансовые
рамки, которые ограничивают траты союза за фиксированный период и устанавливают максимальные суммы, разрешённые для использования по главным направлениям расходной части бюджета (эти направления называют заголовками или главами).
Финансовые рамки выделили три приоритетных направления, для достижения которых созданы 4 главы расходной части бюджета:
использование преимуществ европейской интеграции (Единого рынка) для достижения устойчивого роста и развития (главы 1 и 2);
укрепление концепции европейского гражданства путём продвижения свободы, справедливости, безопасности и доступа к основным общественным благам (глава 3);
определение роли Европы на мировой арене, основанной на главных европейских ценностях, а именно: содействие устойчивому развитию и безопасности (глава 4).
Слайд 44Треугольник процесса принятия решений в ЕС
„Европейская троица”
Совет: одно из правительств
Союза
Европейский Совет
Совет Европейского Союза
Европейская комиссия:
другое правительство Союза
„общеевропейские интересы”
Контролирующая роль за
подготовкой и исполнением
законов (Разработка и принятие
«декретов правительства",
правил декретов,
принятых на уровне
министров)
Национальные интересы
Европарламент
Совместное принятие решений
– вместе с
Европарламентом
Совместное принятие решений
вместе с
Советом, а также контролирует Европейские институты
Главы правительств и государств, высший политический орган принятия решений, но не правовых
Слайд 45Институты, участвующие
в принятии решений ЕС
Европейская комиссия (COM) - инициируют и
исполняет законопроекты и законы;
Совет ЕС (Council) – принимает решения , возглавляется государством-председателем (заседает на сессиях 10 различных формаций на уровне министров, активный участник законодательства)
Европейский парламент (ЕP) – решает, утверждает или выражает мнение (в зависимости от процедуры) ;
Европейский Совет (European Council) - Совещания глав государств и правительств, определяют политические направления и принимают политические решения; возглавляется постоянным президентом
Европейский суд (Court of Justice) – разрешает юридические споры (его решения имеют прямое воздействие на страны-члены)
Европейский центральный банк (European Central Bank) - формирует монетарную политику еврозоны
Европейская счётная палата (European Court of Auditors) - проверяет использование фондов ЕС
Не считаются институтами ЕС, но обладают правом на мнение:
Комитет регионов (Committee of the Regions) - 344 члена и столько же заместителей. Количество членов и кандидатов определяется государствами-членами, утверждается Советом Европейского Союза, как правило, это мэры, советники, члены областных собраний
Экономический и социальный комитет (ECOSOC) – Состоит из 353 членов . Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наёмного труда и свободных профессий, а также представителей общественный организаций)
Существует мало межведомственных функций , первым примером стала Кэтрин Эштон - одновременно Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности (Совет) и Заместитель председателя Еврокомиссии
Слайд 46Органы, участвующие
в принятии решений ЕС II.
1. полугодие 2014
28 комиссаров
Разработка законопроектов
Контроль
за соблюдением законодательства ЕС – стаж договоров
Разработка „правительственных решений”
Председатель: Жозе Мануэл Баррозу
Министры от 28 государств
Принятие решений вместе с Парламентом
Бюджетные полномочия вместе с Парламентом
Внешнеполитические решения (ЕП только имеет право консультации)
Президентсво по системе ротации (С 1-го января 2014 г.: Греция)
С 1-го июля 2014. г. 751 депутат (MEP)
Принятие решений вместе с Советом
Бюджетные полномочия вместе с Советом
Предложения по законодательству к Комиссии
Контроль над других органами
Председатель: Мартин Шульц
Европейский совет
Высший орган ЕС: состоит из глав государств и правительств, а также его Президента и Председателя Комиссии
Определяет общее политические направление и приоритеты ЕС, заседает каждый месяц
Европейский совет, как правило, принимает решение консенсусом, а в некоторых случаях он решает единогласно или квалифицированным большинством
Председатель: Херман Ван Ромпёй
Слайд 47Принятие решений в ЕС
КОМИССИЯ
-законопроект
СОВЕТ
ЕВРОПАРЛАМЕНТ
АКТЫ ЕС
регламенты
директивы
рекомендации
КОМИТЕТ РЕГИОНОВ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
СУД
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
Слайд 48Четыре элемента системы правил принятия решений в ЕС
Акты ( „законы”) не
принимаются без инициативы Европейской комиссии, но комиссия не может решить судьбу инициативы . Есть исключения: ЕП или Совет может попросить Комиссию инициировать законопроект, в любом вопросе в рамках законодательства Сообщества . Комиссия инициируют законопроект в течение одного года или интегрирует его в другую инициативу.
Акты ( „законы”) не принимаются без решения Совета, но можно принять решение совместно с Европейским парламентом, и только о том, что включено в законопроект Европейской комиссии.
Акты ( „законы”) не принимаются без одобрения Европейского парламента, но Европейский парламент совместно с Советом может принять решение только о том законопроекте, который выдвинула Европейская комиссия.
Комиссия может отозвать любой законопроект, если решения ей неприемлемы. (Это случается редко)
Слайд 49Подготовка решений: Европейская комиссия разрабатывает и представляет законопроект
2a. Совет и Парламент,
как совместные законодатели, принимают решение
2b. В исключительных случаях, Совет действует в одиночку, когда
Парламент имеет только консультативную роль
3. Все это дополняется решениями Европейского Совета, стратегическими руководящими указаниями, которые часто влияют на формирование законодательного процесса
Принятие решений в ЕС
Слайд 50РЕШЕНИЕ
Европейский Совет
(Главы государств и правительств)
ЕвроПарламент
(представительство интересов граждан политическими партиями)
Совет
(Преставительство национальных интересов
нац. правительствами)
Совет Министров
КОРЕПЕР
Рабочие группы
Европейская Комиссия
(представительство интересов Евросоюза)
инициатива
Занятие позиции
Правительства государств-членов
Национальныепарламенты
Совместное решение или консультация
Нац-ные позиции
инициатива
Механизм принятия решений в ЕС
Слайд 51Европейская Комиссия
Инициирует законодательство: согласование между отделами (unit), межведомственные консультации (inter-service consultation)
между генеральными директоратами (DG), юридическая служба, кабинет комиссара, после чего коллегия комиссаров принимает официальную позицию Комиссии;
В первом чтении после принятия мнения ЕП, вносит поправки в законопроект;
Во втором чтении высказывает мнение о предложении ЕП;
После принятия законодательства контролирует претворение его в жизнь;
В случае необходимости, создаёт правила претворения в жизнь (delegated act) на основе действуюших правовых норм;
Слайд 52
Подготовка решений в Европейской Комиссии
Зеленая книга - Основной документ, который
выдается Европейской комиссией. Она приглашает заинтересованные стороны обсудить и занять ту или иную позицию о наиболее важных нерешенных вопросах того или иного сектора.
Например : Зеленая книга о реформе Общей сельскохозяйственной политики ОСП
Выдвижение публичной консультации - Комиссия проводит консультации с правительствами государств-членов и институтами, а также с заинтересованными в этой отрасли сторонами и с широкой общественностью. ЕС, используя результаты консультаций, определяет основные цели реформы ОСП:
через вебсайт, доступный общественности, поступило 5473 замечаний;
80 аналитических центров (think tank), научно-исследовательских институтов и других организаций прислали свои мнения;
22 национальные сети по развитию сельских районов (государственные и муниципальные органы, общественные организации, профессиональные организации, информационная и сотрудническая сеть фермерских организаций), а также 11 евросоюзных организаций, участвующих в Европейской Сети по Развитию сельских районов, прислали свои комментарии.
Организация слушаний (с появления Зеленой книги до завершения реформы ОСП, только в Брюсселе, были организованы 50 конференций еженедельно о реформе Общей сельскохозяйственной политики)
Слайд 53Совет Европейского союза
Традиционный центр принятия решений – порядок переговоров на разных
уровнях;
Рабочие группы Совета (около 200);
COREPER I. Встреча заместителей послов (подготовкой занимается Группа Мертенс) – обсуждаются социальные, экологические, транспортные, культурные, сельскохозяйственные вопросы и вопросы конкуренции
COREPER II. Встреча послов (подготовкой занимается Группа Античи) - является связующим звеном между высокой политикой и профессиональными рабочими группами – занимается общими вопросами, внешней политикой, экономическими и судебно-правовыми вопросами
Комитет политики и безопасности (PSC) - представители внешней политики и политики безопасности (также послы)
Формации Совета - министры государств-членов (например, Совет по общим вопросам, Совет по внешним отношениям) - 10, A (без обсуждения) и Б (с обсуждением)
Слайд 54Каковы компетенции ЕС?
Исключительные компетенции
таможенный союз
установление в конкурсе правила, необходимые
для функционирования внутреннего рынка
денежно-кредитная политика для стран-членов, валюта которых является евро
сохранение морских биологических ресурсов в соответствии с Общей рыболовной политики
Общая торговая политика
заключать международные соглашения,
когда их вывод требует законодательного акта ЕС
когда их вывод необходимо позволит ЕС осуществлять свою внутреннюю компетенцию
в той мере, их заключение может повлиять на общие правила или изменять сферу их применения.
Общая компетенция
внутренний рынок
социальная политика , ограничены аспектами, определенных в TFEU
экономической, социальной и территориальной сплоченности
сельское хозяйство и рыболовство , за исключением сохранения морских биологических ресурсов
среда
защита прав потребителей
транспорт
транс-европейские сети
энергия
пространство свободы, безопасности и правосудия
общие проблемы безопасности в области общественного здравоохранения вопросам, ограниченные аспекты, определенных в TFEU
исследования, технологическое развитие и пространство
сотрудничество в целях развития и гуманитарной помощи
Компетенция поддерживать, координировать и дополнять действия государств-членов
защита и улучшение здоровья человека
промышленность
культура
туризм
образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт
гражданская оборона
административное сотрудничество
Юридически обязательные акты ЕС в этих областях не может означать гармонизацию национального законодательства или правил.
Компетентность, чтобы обеспечить меры, в рамках которой государства-члены ЕС должны координировать политику
экономическая политика
занятость
социальная политика
http://ec.europa.eu/citizens-initiative/public/competences/faq
Слайд 55Исполнение решений
Исполнение решений Сообщества является, по правилам,
задачей государств-членов
Директива (directive)
Государства-члены обязаны
перенести в национальное законодательство (перенести содержание директивы в законодательство соответсвующего уровня согласно национальному праву – напр. Директива об Услугах)
Регламент (regulation)
Государство и субъекты обязаны непосредственно применять правовую норму, не нужно создавать отдельный национальный закон (действителен после опубликования в официальном журнале Европейского союза – напр. Регламент о маркировке пищевых продуктов)
Но в некоторых случаях, допустимо создание общеевропейских правил исполнения, что является компетенцией Комиссии
Слайд 56Законопроект Европейской Комиссии
Назначение соответствующего парламентского комитета
Назначение докладчика
Обсуждение в комитете
Презентация доклада
Представление поправок
Переговоры,
компромисс
Представление поправок
Голосование на пленарном заседании
Голосование в комитете
Обсуждение на пленарном заседании
Принятие решений в Европарламенте
Слайд 57ЕС как постиндустриальное объединение
Промышленность – 30% ВВП;
Сельское хозяйство – 5% ВВП;
Сфера
услуг – 65% ВВП.
Более 70% ВВП ЕС дают четыре ведущие страны- Германия, Великобритания, Франция и Италия.
Слайд 58ЕС в структуре мировой экономики
На долю ЕС приходится:
Население – 7%;
ВВП по
ППС – 24%;
Мировая торговля – 25%;
Экспорт – 43%;
Инвестиции – 19%;
Патентный фонд – 25%;
Государственные расходы – 40%;
Потребление энергии – 19%.
Слайд 59Структура промышленного производства ЕС
Слайд 60Энергетический сектор экономики ЕС
Энергетика ЕС зависит от импорта, на который приходится
40% энергоносителей и 75% других видов сырья;
Великобритания наращивает добычу нефти и газа в Северном море и экспортирует их в другие страны;
Германия поддерживает неэффективные отрасли энергетики и выделяет около 200 млрд. марок;
Франция получает 70% электроэнергии на атомных электростанции.
Слайд 61Металлургия стран ЕС
Отрасль развита в Германии, Великобритании, Бельгии, Люксембурге;
Страны ЕС производят
18% мирового чугуна и 20% стали;
Италия быстро наращивает производства металла и дает 40% металла ЕС.
Слайд 62Машиностроение стран ЕС
Лидерами станкостроения являются ФРГ, Великобритания и Швеция;
Промышленное роботостроение развито
в ФРГ, Швеции, Италии;
В судостроении сохраняют свои позиции ФРГ (3-е место в мире), Дания, Испания, Великобритания
( 6-е, 7-е, 8-е место);
На мировом рынке автомобилей имеют большой удельный вес «Фольксваген» (ФРГ)-7,9%, «Даймлер-Крайслер» (ФРГ-США)-7,%, «Фиат» (Италия) -5,3%, «Пежо-Ситроен» (Франция) -3,9%.
Слайд 63Сфера услуг стран ЕС
Ведущую роль играет туризм в таких странах как
Франция (65 млн.чел. туристов ежегодно), Италия, Испания по 50 млн.человек;
В Великобритании в туризме занято 7% трудоспособного населения и он приносит ежегодно доход в 12 млрд. долл.;
Во Франции и Дании туризм дает около 12% доходов от экспорта товаров и услуг, в Италии и Швейцарии – более 20%, а в Испании и Австрии – 35%.
Слайд 64Сфера финансовых услуг ЕС
В сфере финансов в Великобритании создается 25% ВВП
и занято 12% трудоспособного населения;
В Лондоне представлены 50 ТНБ, работающих на рынке евровалюты;
Немецкий Франкфурт претендует на лидирующую роль после размещения в нем Центрального банка ЕС;
Развита финансовая деятельность на родине банков в Италии, где 67% населенных пунктов имеют банковские учреждения.
Слайд 65Особенности экономических моделей стран ЕС
Активная роль государства и жесткое государственное
регулирование рынка;
Высокий удельный вес государственного сектора;
Социально ориентированный характер модели;
Своеобразная и эффективная внешнеэкономическая модель, которая компенсирует неконкурентоспособность европейских товаров на мировых рынках.
Слайд 66Характерные черты экономики Германии
Постиндустриальная экономика. Удельный вес сферы услуг в ВВП
64,4%;
Мощное государство, удельный вес бюджета которого в ВВП превышает 50%;
Четкая социальная ориентация экономики. Отчисления в социальные фонды – 80%;
Низкий уровень иностранных инвестиций (7.5%);
Сильная интеграция в мировую экономику;
Высокий уровень вывоза капитала;
Огромные затраты на выравнивание уровней жизни восточных земель.
Слайд 67Экономическая модель Франции
Значительная роль государства в экономике. Госбюджет составляет 54% ВВП
Государственный
сектор показывает пример успешного предпринимательства;
Государственное индикативное планирование;
На социальные нужды тратится 20% ВВП страны;
Остро стоит проблема безработицы. Число безработных составляет 12% экономически активного населения;
Велика иммиграция в страну. Иностранная рабочая сила с семьями составляет 4,5 млн. чел.
Слайд 68Итальянская экономическая модель
Постиндустриальная страна, где сфера услуг дает 68% ВВП;
Государственный сектор
контролирует 50% экономики и 70% банковской системы;
Самая регулируемая страна в Западной Европе, где действует 150 тыс. экономических законов;
Упор на средний и мелкий бизнес;
Региональные различия в экономике и уровне жизни;
Кластерный тип размещения производства.
Слайд 69Английская экономическая модель
Сфера услуг в Великобритании дает 66,8% ВВП;
Невысокий удельный вес
государства в экономике - 20% ВВП страны;
Низкий уровень безработицы, составляющий 4,6% экономически активного населения;
Низкая инфляция;
Низкий уровень налога на прибыль и индивидуального подоходного налога;
Благоприятный инвестиционный климат( 13 тыс. иностранный компаний);
Относительно слабая общественная структура.
Слайд 70Тенденции развития ЕС
Образование в ЕС новой экономики, базирующейся на высокотехнологичных ТНК;
Возникновение
Трансатлантической экономики;
Постепенная и взвешенная приватизация государственной собственности;
Объединение европейских компаний;
Стратегическая инициатива уходит от банков к страховым компаниям и инвестиционных фондам;
Быстро нарастает число слияний .
Слайд 71Европейский центральный банк
Его структура, задачи
Слайд 72Европейский центральный банк (ECB)
Основан 1 июня 1998
Находится во Франкфурте-на-Майне (Германия)
Собственный
капитал к началу деятельности определен в 5 млрд. евро.
Капитал формируется за счет взносов НЦБ (NCB).
Слайд 75Европейская Система Центральных Банков
Слайд 77Euro area national central banks (NCBs)
Слайд 79Доля центральных банков в уставном капитале устанавливалась исходя из доли их
стран в ВВП и населении ЕС.
Уставный капитал составлял 5 млрд.€
Капитал ЕЦБ на 01.01.2014 – 7,6 млрд. €
Уставный капитал ЕЦБ пересматривается каждые 5 лет.
Слайд 80Цели и функции ЕЦБ
Главной целью деятельности Европейского Центрального Банка является
поддержание ценовой стабильности в зоне евро.
Слайд 81Основные цели ЕЦБ:
защита и обеспечение покупательной способности евро;
поддержание совместно
с национальными центральными банками ЕС стабильного функционирования платежной системы Еврозоны;
поддержание макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе;
содействие бесперебойному функционированию и развитию банковской системы ЕС.
Слайд 82Важнейшей функцией ЕЦБ является разработка и реализация единой и независимой денежно-кредитной
политики для стран Еврозоны.
Применительно к Евросоюзу денежно-кредитная политика осуществляется на двух уровнях:
Слайд 83первый уровень - это, безусловно, единая независимая ДКП, которая разрабатывается и
реализуется ЕЦБ;
второй уровень - это уровень национальных государств, членов Евросоюза, на котором их же национальные центральные банки совместно со своими правительствами проводят ДКП в жизнь.
Слайд 84Все решения, касающиеся проведения независимой единой политики по части целевых ориентиров,
принимаются ЕЦБ и реализуются централизованно по всей Еврозоне,
инструменты ДКП практически используются национальными центральными банками ЕС децентрализованно.
Слайд 85Инструменты кредитно-денежной политики
- Это операции и способы, при помощи которых центральный
банк может изменить банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики.
Слайд 86ЕЦБ использует следующие инструменты кредитно-денежной политики
Установление текущих целевых значений для основных
денежных агрегатов для контроля уровня инфляции;
Определение диапазона колебаний основных процентных ставок, в том числе для сближения их по всей зоне евро;
Слайд 873. Устанавливаются минимальные резервные требования для коммерческих банков
(-0,20%);
4.
Совокупность операций по регулированию ликвидности на денежном рынке евро. (учетная политика)
5. Операции на открытом рынке
Слайд 88
Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) относится к резервным требованиям как к необходимому
инструменту денежно-кредитной политики (ДКП) и применяет его в обязательном порядке.
Слайд 89Cтавки ЕЦБ
Европейский центральный банк (ЕЦБ) понизил базовую процентную ставку с 0,05 до 0%,
процентную ставку по кредитам — с 0,3 до 0,25% и ставку по депозитам — с минус 0,3 до минус 0,4%, сообщает регулятор. Решения вступят в силу с 16 марта.
Также в четверг ЕЦБ принял решение о расширении программы политики количественного смягчения (QE) с €60 млрд в месяц до €80 млрд. Запущенная в январе 2015 года программа по скупке долговых облигаций с инвестиционным рейтингом, как ожидалось, должна принести в экономику стран еврозоны не менее €1,1 трлн ликвидных денежных средств. Теперь в список активов для покупки будут дополнительно включены евробонды, эмитированные небанковскими организациями еврозоны. Скорректированная программа начнет действовать с апреля.
Слайд 90Cтавки ЕЦБ
Регулятор также объявил о запуске в июле 2016 года серии четырех целевых долгосрочных
операций рефинансирования банков (TLTRO II) со сроком погашения через четыре года.
Такими мерами ЕЦБ рассчитывает подстегнуть рост европейской экономики и стимулировать инфляцию, которая до сих пор недотягивает до приемлемого для развитых экономик уровня в 2%. В январе 2016 года инфляция в странах еврозоны составила 0,3%.
Слайд 91Валютные операции как инструмент ДКП
проводятся Европейским Центральным Банком для поддержания ценовой
стабильности и покупательной способности евро. С этой целью ЕЦБ осуществляет куплю-продажу иностранных валют, валютные интервенции, валютные сделки с Международным валютным фондом (МВФ) или выступает в качестве агента третьих стран на валютном рынке.
Слайд 92Классификация инструментов денежно-кредитной политики
Слайд 93Обеспечение правильного функционирования платежно-расчетных систем
Это предполагает создание системы при посредстве
которой крупномасштабные трансграничные сделки могли бы обслуживаться в течение того же дня.
Такая система была создана и получила название TARGET (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Ekspress Transfer).
Слайд 94TARGET
Эта связующая система построена на основе системы финансовых сообщений Сообщества всемирных
межбанковских финансовых телекоммуникаций — SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication).
Слайд 95TARGET был разработан для решения трех основных задач:
обеспечение безопасности и надежности
межнациональных банковских расчетов в евро в режиме реального времени;
повышение эффективности межбанковских операций в рамках ЕС;
создания технической основы для осуществления Европейской Системой Центральных банков своих функций.
Слайд 97Европейская банковская ассоциация (ЕВА)
Вторая система расчетов -
представляет собой
систему горизонтального многостороннего клиринга.
Слайд 98Проведение кредитно-денежной политики.
основные операции по рефинансированию Стандартные операции по выдаче кредитов
коммерческим банкам сроком на две недели. Проводятся в форме тендеров (аукционов) на залоговой основе и поставляют основную часть денег, необходимых для нормального функционирования финансовой системы.
долгосрочные операции по рефинансированию. Кредиты выдаются на три месяца на залоговой основе.
Слайд 99Проведение кредитно-денежной политики.
сглаживающие операции. Операции по добавлению в финансовую систему или
удалению из нее денежных средств.
структурные операции. Проводятся в случае необходимости изменения структуры финансовой позиции ЦБ против остальной части финансового сектора страны. Могут использоваться как кредитные, так и транзакционные сделки на двусторонней основе.
Слайд 100Европейская система Центральных Банков осуществляет также следующие функции:
эмиссия банкнот и монет
сотрудничество
в области банковского надзора
консультативные функции
сбор статистических данных
Слайд 101 Европейская банковская система диверсифицирована
Активы банков 17 стран зоны евро составляют
34 триллиона евро (ЕЦБ) в 5677 кредитных организациях.
Европейские банки имеют высокий рейтинг по активам на мировом уровне: Креди Агриколь и БНП (Франция) занимают 3 и 4 место, Дойче Банк (Германия) находится на 8 месте, Сантандер (Испания) на 18 месте.
Структура банковских систем в странах очень разнообразна и в большой степени она связана с историей каждой страны. Для Франции и Великобритании характерны крупные банки, немногочисленные и активные на международном уровне. Банки Германии более многочисленны и привязаны к регионам или промышленным конгломератам.
Для Франции ключевые показатели такие: 99% населения имеют счета в банках, уровень сбережений составляет 15,1% доходов населения. Объем кредитов физическим лицам и предприятиям составляет 2 триллиона евро на апрель 2014 г. (т.е. более 75% ВВП).
В 2013 г. прибыль Креди Агриколь составила 5,1 млрд евро, у БНП - 4,8 млрд евро и у Сосьете Женераль - 2,2 млрд евро (рост на 175% по сравнению с 2012 г.)
Слайд 102 Кризис 2007-2008 гг. и его последствия
Существующая система надзора
уже не удовлетворяет всем требованиям. Это связано прежде всего с тем, что кризис оказал сильное давление на государственные и частные финансы отдельных стран, разрушив доверие к банкам этих стран. Единый механизм надзора уменьшит зависимость между банками и государствами, повысит уровень общего доверия.
Функция контроля, которая ранее принадлежала национальному надзорному органу, теперь переходит в ЕЦБ. В своем выступлении на открытии Европейского банковского конгресса «Будущее Европы» 22 ноября 2013 г., Марио Драги напомнил, что основной целью ЕЦБ является прозрачность для всех сторон, инвесторов, государств, граждан и пр.
В этих условиях, основные причины выбора в пользу ЕЦБ следующие:
- Его независимость по отношению к государствам;
- Его компетентность, поскольку это единственный орган, который располагает возможностями для анализа банков и рынков всего ЕС;
- Четкое распределение его функций, между денежной политикой и надзором, который ему поручен.
Слайд 103Основные этапы введения
Единого Механизма Надзора
30 мая 2012 г. Европейская Комиссия
призвала к созданию Европейского Механизма банковского надзора и в декабре того же года президенты ЕЦБ и Европейской Комиссии согласовали план действий по его созданию.
12 сентября 2013 г. Европейский парламент утвердил предложение Комиссии.
15 октября 2013 г. Совет ЕС (т.е. страны-члены ЕС) утвердил документ.
3 ноября 2013 г. положение о Европейском Механизме банковского надзора вступило в силу и официально применяется с 4 ноября 2013г. До начала применения Механизма в банках прошли крупные проверки качества активов, а также стресс-тесты для изучения способностей банков реагировать в условиях определенных сценариев.
Эти проверки прошли под руководством г-жи Даниель Нуи, председателя Совета по надзору ЕЦБ, которая до 31 декабря 2013 г. возглавляла Орган пруденциального надзора Банка Франции
Слайд 104Основные инструменты
Единого Механизма Надзора
Не все банки подлежат прямому контролю; был осуществлен
отбор банков, которые отчитываются напрямую в ЕЦБ и тех, которые по-прежнему контролируются национальными органами надзора совместно с ЕЦБ. Основным критерием отбора был объем активов, которые должны составлять более 30 млрд евро для того, чтобы надзор осуществлялся на европейском уровне. В эту категорию автоматически включаются три крупнейших банка каждой страны, независимо от уровня активов.
130 банков, которые контролируются напрямую ЕЦБ, представляют около 85% банковских активов зоны евро.
Для этих банков, контроль будет осуществляться, при необходимости непосредственно на местах. Каждому банку придана Совместная Надзорная группа, в состав которой входят представители ЕЦБ и национальных надзорных органов. Управляет работой групп ЕЦБ.
ЕЦБ будет проводить оценку соответствия всем пруденциальным нормам ЕС и, при необходимости, устанавливать более высокие требования для банков. Он также будет выдавать и отзывать лицензии для всех банков зоны евро.
По менее крупным банкам, ЕЦБ будет осуществлять непрямой контроль. Однако в любой момент он сможет осуществить проверку любого банка, если сочтет это необходимым.
Слайд 105Принятие решений в рамках
Единого Механизма Надзора
Управляющим органом Единого Механизма Надзора является
Совет по надзору. Председателем Совета является г-жа Даниель Нуи, заместителем председателя является г-жа Сабина Лаутеншлагер, член правления (в него входят президент и вице-президент ЕЦБ и 4 члена правления).
В Совет по надзору входят также 3 представителя ЕЦБ, а также по одному представителю от каждого национального надзорного органа. В том случае, если Центральный банк страны этим органом не является, он тем не менее направляет своего представителя в Совет, вместе с представителем надзорного органа.
Совет по надзору передает проекты своих решений (разрешения, проверки, санкции) Совету Управляющих ЕЦБ (по одному представителю от каждой страны зоны евро). Выбранная процедура рассмотрения – «отсутствие возражений», решение считается утвержденным через 10 дней после его передачи, если не поступило никаких возражений.
Вопросы пруденциального надзора будут рассматриваться отдельно от денежной политики, в рамках других совещаний и встреч.
Слайд 106Организационная структура Единого Механизма Надзора
Единый Механизм Надзора управляется Советом по надзору,
однако он включает также четыре генеральных дирекции микро-пруденциального надзора.
Первая и вторая генеральные дирекции занимаются ежедневным надзором за банками, которые подлежат прямому контролю ЕЦБ.
Третья генеральная дирекция занимается банками, над которыми осуществляется непрямой контроль и она работает совместно с национальными надзорными органами.
Четвертая генеральная дирекция выполняет «горизонтальные» задачи для трех других, помогая им в работе и выполняя, в частности проверки на местах, анализ рисков, разрабатывая внутренние модели, занимаясь при необходимости управлением кризисными ситуациями и т.д.
При Совете по надзору был также создан секретариат, который, помимо обеспечения работы Совета, занимается юридической поддержкой при разработке мер в рамках надзора.
Для выполнения всех своих задач, Единый Механизм Надзора располагает программой по набору персонала: таким образом в ЕЦБ появилась 1000 новых сотрудников.
Слайд 107Подотчетность
Единый Механизм Надзора отчитывается о выполнении своих задач перед различными органами.
Самым значимым из этих органов является Европейский парламент, в котором предусмотрены слушания и дебаты. Депутаты Европарламента могут направлять письменные запросы председателю Совета по надзору, который отвечает на них напрямую на сайтах Европарламента и ЕЦБ.
Ежегодно Единый Механизм Надзора направляет отчет о своей деятельности в Европейский парламент, в Совет Европы и в Еврогруппу (совещание министров финансов стран зоны евро). Эти отчеты затем передаются в парламенты государств зоны евро.
В течение переходного периода, с ноября 2013 г. по ноябрь 2014 г., в Европейский парламент, в Совет Европы и в Европейскую Комиссию направляются ежеквартальные отчеты о работе по созданию Единого Механизма Надзора.
Слайд 108Новая архитектура, новая штаб-квартира
Новая штаб-квартира ЕЦБ во Франкфурте
Слайд 109Налоговая система ЕС
В данный момент страны ЕС самостоятельно определяют размер ставки
корпоративного налога, так как это их суверенное право. Последняя попытка ввести единый корпоративный налог в Европе была проведена в 2011 году, однако тогда Великобритания и Ирландия были против. Сейчас Еврокомиссия рассматривает возможность повторного уравнения налоговой ставки для всей Европы без исключений.
Слайд 110 В 2016 году Еврокомиссия утвердила ограничение на добавление в расходы процентов,
превышающих 30% от EBITDA или 1 млн. евро. Расходы по процентам, превысившие данные лимиты, будут перенесены на следующие отчетные периоды. Правда, в силу данное требование должно вступить не позднее 1 января 2024 года.
Слайд 111 С целью борьбы с «налоговыми уклонистами» в ЕС ввели налогообложение разницы
между рыночной и налоговой ценами активов при их передаче в другую юрисдикцию:
если сменилась налоговая резиденция компании
если активы головного офиса были переведены постоянному представительству (или наоборот), находящемуся в государстве – члене ЕС или в государстве за пределами ЕС
при перенесении деятельности, осуществляемой постоянным представительством, из страны-участницы ЕС
Государства Евросоюза, в чью пользу переведены активы, обязаны принимать их рыночную цену, установленную страной-участницей ЕС, из которой происходит передача активов, в качестве исходного значения для задач налогообложения. Нововведение должно заработать не позднее 2020 года.
Слайд 112 Еще одна инновация касается введения налогообложения на доходы и поступления от
продажи акций в компаниях из низконалоговых юрисдикций, которые расположены за пределами Евросоюза. Таковыми юрисдикциями считают страны, где уровень налогов на 40% ниже, чем в соответствующей стране ЕС.
По мнению экспертов, если европейское правительство не согласится на условия британского, Великобритания готова ввести 10-процентную ставку корпоративного налога. Это самый низкий показатель в Европе! Если это произойдет, большинство континентальных компаний переедут в Лондон, что значительно ударит по бюджету Евросоюза.
Слайд 113 Еще один «бунтарь» Евросоюза, не согласный с европейской налоговой «уравниловкой» –
Мальта. Это еще одна островная страна, куда континентальный бизнес уходит от высоких налогов. И мальтийскому правительству совершенно не хочется менять ситуацию, ведь выгодная налоговая система Мальты – один из основных источников наполнения бюджета, наряду с программой получения гражданства за инвестиции.
Официально корпоративный налог на Мальте для компаний составляет 35%. Однако существует гибкая система возврата налога по итогам прошедшего отчетного периода. Зачастую возврат составляет до 6/7 уплаченного налога. И таким образом, сам налог составляет лишь 5%.
Слайд 114 Недавно Еврокомиссия предложила ввести консолидированную базу корпоративного налога, уравняв ставку для
всех стран ЕС. Однако для того, чтобы решение было принято, нужно одобрение всех членов Евросоюза, а пока что данной идее, кроме Мальты, сопротивляются Нидерланды и Люксембург, где также заинтересованы в привлечении как можно большего числа налогоплательщиков. Пока сопротивление не сломлено, можно утверждать, что Мальта наряду с Кипром остается наиболее благоприятной резиденцией для бизнеса в Европе.
Слайд 115 Швейцарское правительство стоит на пороге уже 3-го этапа корпоративных налоговых реформ.
Цель нововведений – сохранить привлекательность налоговой системы Швейцарии для крупного бизнеса и при этом привести ее к соответствию международным стандартам.
Проблема в давлении, которое оказывает международное сообщество. Сейчас в Швейцарии действуют сниженные ставки для холдингов, компаний домицильного, смешанного типа, имеющих иностранные доходы. Это привлекает в страну бизнесменов, а их налоговые выплаты достигают 50% налоговых поступлений в госбюджет.
Под давлением ЕС Швейцария года готова рассмотреть отмену льготных ставок. В самой стране находится много оппонентов данного решения. По их мнению, нововведение приведет к оттоку инвесторов. Признавая очевидность этих выводов, правительство Швейцарии готовит новые льготы, которые компенсируют убытки компаний.
Слайд 116 В частности, будут введены льготы для инвесторов, работающих в сферах научных
исследований и разработок. На уровне кантонов планируется снизить налоги на прибыль до следующих размеров:
Цюрих — 18.2%
Во — 13.8%
Женева — 13.5%
Люцерн — 12.3%
Цуг — 12%
Однако эксперты уже сейчас сходятся во мнении, что эти инновации лишь частично компенсируют потери бизнеса от отмены корпоративных льгот. Что же касается программы оформления ВНЖ в Швейцарии, предусматривающую уплату аккордного налога, то в ней условия остаются стабильными.
Слайд 117Основные принципы и развитие системы НДС в ЕС
НДС (Value Added Tax,VAT)
— это общий налог на добавленную стоимость на всех стадиях процесса производства товаров и услуг, взимаемый с конечного потребления и по мере создания стоимости:
(1) за все виды коммерческой деятельности , а именно: поставки товаров и услуг, импорт и сделки внутри Сообщества (товары, перевозимые из одного государства-члена в другое);
(2) на каждой стадии процесса производства и распространения товара или услуги посредством отчисления процентной доли от цены каждой сделки . Однако в итоге НДС уплачивает конечный потребитель;
(3) по схеме , предусматривающей , что определенные лица , облагаемые налогом (лица, зарегистрированные в качестве плательщика НДС ), начисляют НДС на свои продажи (выходной налог) и имеют право возврата НДС , начисленного на приобретаемые ими товары и услуги , используемые в их коммерческой деят ельности (входной налог ). Разница между выходным и входным налогом представляет собой взимаемый НДС .
Слайд 118Основные принципы и развитие системы НДС в ЕС
Налог взимается посредством системы
частичных платежей , которые позволяют налогоплательщикам (идентифицированным по НДС фирмам) получать вычеты с суммы налога , который они уплатили другим налогооблагаемым лицам , с покупки в коммерческих целях ранее.
Сумма налога, вырученная производителем (продавцом) уплачивается в бюджет, но за вычетом сумм налога, включенного в цены купленных им ранее товаров или услуг. НДС является косвенным налогом, поскольку сумма налога включается в стоимость товара (услуги) и выплачивается при покупке потребителем продавцу, который, в свою очередь, уплачивает налог государству.
Слайд 119Основные принципы системы НДС в ЕС:
принцип полной экономической нейтральности
принцип эквивалентного
применения к всем видам хозяйственной деятельности независимо от ее цели и результативности (простое распоряжение собственностью владельцем не является хозяйственной деятельностью в этом смысле)
принцип недопустимости двойного налогообложения
принцип фракционированных платежей
принцип итогового налогообложения потребления
принцип окончательного возложения налогового бремени на конечного потребителя
принцип целевой принцип взимания налогов только в стране происхождения потребляемых товаров и услуг