Конкуренция и монополия презентация

Содержание

      производство - рынок – покупатель  

Слайд 1 Лекция 5.3. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ


Конкуренция – монополия
Виды монополий
Виды конкуренции: свободная

(ценовая) и качества
Картельный сговор
Горизонтальная – вертикальная картелизация



Слайд 2 
 
 
производство - рынок – покупатель
 



Слайд 3
Конкуренция и монополия
или
монополия и конкуренция

Что порождает что?


Слайд 4Конкуренция порождает монополию
Стремление выстоять, удержаться на рынке, обойти соперников заставляют предпринимателя:


расширять и совершенствовать производство,
совершенствовать систему управления,
захватывать рынок,
контролировать ценообразование и вход и выход с рынка





Слайд 5Монополия модифицирует конкуренцию
Но не уничтожает конкуренцию

Этому препятствуют государство и ассоциации предпринимателей

и потребителей





Слайд 6Монополизация это контроль
1) на входе на рынок, в торговую сеть
2)

над источниками сырья
3) над производственной инфраструктурой
4) формирование собственного рынка покупателя-потребителя
5) контроль НИОКР
6) контроль фин. потоков
7) налаженная связь с административными ресурсами, с гос.струкртурами через механизм предоставления должностей чиновникам и их близким
8) ухудшение качества продукции и отсутствие стимулов к повышению качества
































Слайд 7Пример: качество – монополизация – конкуренция

Мосэнергосбыт: монополист, клиентов не видит, диктует

свои условия, работники не обязательны, контроль качества отсутствует.

Мобильная связь: в Москве несколько операторов, между ними конкуренция за каждого клиента, работники вежливы, внимательны, контроль качества исполняемой работы




Слайд 8Контроль над рыночной инфраструктурой
1) долгосрочные связи с финансовыми институтами через

механизм переплетающегося директората
2) формирование собственных фин. институтов, через которые устанавливается контроль над потенциальными конкурентами




Слайд 9Борьба за рыночную инфраструктуру
развитую сеть предприятий оптовой и розничной торговли,


аукционы, ярмарки, торговые дома,
валютную, фондовую и торговые биржи,
снабженческо-сбытовые организации и посреднические фирмы,
электронизация рыночной системы,
кредитно-финансовые службы: банковскую систему, небанковские фин. учреждения,
страховая система,
аудиторские и бухгалтерские фирмы,
транспортная система - Платон,
рекламные агентства
маркетинговый анализ рынка






















Слайд 10Экономическое назначение
рыночной инфраструктуры

проинформировать предпринимателей о рыночной ситуации

частично скоординировать деятельность

хозяйствующих субъектов



Слайд 11Рынок как абсолютная свобода хозяйственной деятельности
 
Первоначально на рынке господствовали
абсолютная свобода деятельности
стихийность
непредсказуемость

развития
неуправляемость
не соблюдались простейших правила игры
полная анархия и своеволие продавцов и покупателей
 
такой рынок называли «диким», «блошиным» нецивилизованным



Слайд 12Пути наведения порядка на рынке



Слайд 13Постепенно рынок стал приобретать цивилизованный характер под воздействием
централизации капитала
концентрации капитала

И
3) конкуренции, которая способствовала монополизации рынка




Слайд 14Конкуренция ведет к образованию монополии. Сл-но, монополия – это детище конкуренции.
Но

монополия не устраняет конкуренцию, модернизирует конкуренцию, придает ей новые качества



Слайд 15на рынке выживает сильнейший, большие компании, маленькие банкротятся

Крупные компании планируют свою

деятельность как настоящую, так и будущую

Планируют закупки ресурсов, расширение производства, освоение новых рынков



Слайд 16Централизация капитала – объединение нескольких
капиталов - компаний под единым управлением















В итоге получаем крупный капитал – одну
большую мощную компанию, которая контролирует большую часть рынка





Слайд 17






Монополизация – компания направляет, вкладывает прибыль на расширение производства, т.е. капитализирует

прибыль



Слайд 18Виды монополий:
искусственные
естественные
легальные


Слайд 19 Искусственные монополии



Слайд 20Монополия в определенной степени наводит порядок на рынке

Но достигнув определенной

зрелости лишает покупателя свободы выбора



Слайд 21Установить факт монополизации рынка
Критерии:
доля рынка
возможность диктовать свои цены
возможность контролировать

и регулировать действия субъектов рынка



Слайд 22Естественные монополии


Слайд 23Легальная монополия

Авторское право
кукла Барби


Слайд 24В ХХ в. в ЭРС принимаются законы по защите прав покупателя
 
Президент

США Кеннеди в 1962 г. озвучил билль о защите потребителя, содержащий шесть принципов:
право на безопасность;
право на информацию;
право выбора;
право быть услышанным;
право пользоваться чистой и здоровой окружающей средой;
право малоимущих и меньшинств на защиту их интересов.




Слайд 25Идеально:
покупатель и продавец обладают свободой выбора условий торговой сделки
 
Покупатель

обладает свободой:
выбирать товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ
отыскивать продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям
 
Продавец обладает свободой:
выбирать наиболее подходящего покупателя, используя маркетинговые методы
иметь возможность распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров, по своему усмотрению



Слайд 26Закон спроса + закон цены + закон предложения

Монополия может:
1) повышением цены

спровоцировать других предпринимателей нарастить производство , а затем резко сбросить цены и тем самым разорить конкурентов
2) резким повышением предложения сбить цены



Слайд 27Виды конкуренции на современном рынке
Отраслевая
Межотраслевая
Межрународная
Ценовая (скидки, …)
Качества

В торговых сетях конкуренция:

конкуренция ценовая и качества



Слайд 28Инструментарий конкуренции:
Административные ресурсы
Маркетинг
Реклама
Бренд
Демпинг
Использование совр.цифровых технологий
Использование СМИ
Качество - общительность
Опорочить в глазах рыночного

сообщества – змея в коробке
Силовые действия (поджог, взрыв, давление)







Слайд 29 Ценовая или свободная конкуренция

Прошлое или настоящее

В 2015 г. Apple снизила цены на свои девайсы в предверии вывода на рынок новой продукции Samsung

Россия = сотовый оператор ТЕЛЕ 2






Слайд 30Конкуренция качества


Брендинговые товары

Конкуренция маркетинговых программ, но не качества продукции

Качество и реклама
абсолютное


относительное



Слайд 31Рынок смартфонов поделен на сегменты между производителями и они стараются не

пересекаться

Samsung - Apple



Слайд 32BlackBerry
более известная как Research In Motion образована в 1984 г.

в Канаде
отказалась от разработки смартфонов, не выдержав конкуренции с Аpple
концентрируется на серверном программном обеспечении для управления данными и их защиты и предложении мобильных сервисов.



Слайд 33Монополизация
= отрицает в определенной степени ценовую конкуренцию, тем не менее

она существует
= порождает конкуренцию качества



Слайд 34

Авторынок
поделен
на потребительские сегменты


Слайд 35Внутриотраслевая конкуренция ведет к установлению внутриотраслевой нормы прибыли


Слайд 36Межотраслевая конкуренция ведет к установлению средней номы прибыли в национальном хозяйстве


Слайд 37Вертикальная монополизация – поглощение как борьба за качество


Слайд 38Горизонтальная монополизация – установление контроля на рынке


Слайд 39Картель – картельные соглашения


Слайд 40Картельный сговор — устное или письменное неформальное соглашение или джентельменская договоренность

хозяйствующих субъектов,
как правило, одной отрасли продавать или покупать товары или услуги по определенной цене и на определенных условиях;
договорное регулирование объемов закупок и продаж участниками рынка с целью влияния на уровень цен
цель – получение доп.прибыли.



Слайд 41Картельное соглашение – разновидность монополии (наряду с синдикатом и трестом), противозаконный

сговор сторон, являющийся мощным ограничителем конкуренции на рынке.

По российскому законодательству картель – это объединение независимых друг от друга структур, которые ставят своей задачей самостоятельное регулирование цен, производство и проведение маркетинговых операций.



Слайд 43Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо

официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений".
 
Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют
свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность
 
Практически подобный сговор невозможен без участия чиновника - коррупция



Слайд 45Участники картеля
сохраняют финансовую и производственную самостоятельность,
договариваются о регулировании объёмов производства, условиях

сбыта продукции, разделе рынков сбыта, источников сырья, условиях найма рабочей силы, определяют общую политику ценообразования, обмениваются патентами и технологиями, расширяют сферы влияния на потребительском рынке и др.
картели являются наиболее опасным и распространенным видом ограничительной деловой практики.



Слайд 46Цель образования картеля - максимизация прибыли
путём устранения и регламентации конкуренции

между участниками картеля,
и путем подавления «внешней» конкуренции и устранения посредников



Слайд 47Картельные соглашения по рос.законодательству являются незаконными, запрещены

За нарушение антимонопольного законодательства полагается

административное и уголовное наказание.

(п. 8 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ – внесение изменений в ФЗ о Защите конкуренции). Картель — это запрещенное законом соглашение между конкурентами:
о ценах;
участии в торгах;
разделе рынка;
создании дефицита;
бойкоте определенных покупателей (п. 1 ст. 11 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
 



Слайд 48Картель
контроль за объемом выпуска
контроль за ценовой политикой
устанавливает период действия соглашения
ограничивает

конкуренцию путем заключения тайных незаконных соглашений между конкурентами
затормаживает экономическое развитие
ущемляет интересы потребителей
извлечение сверхприбыли.
отсутствие новых, более качественных товаров;
меньший выбор товаров;
отсутствие у компаний мотивов для развития;
недопущение на рынок новых игроков;
подрыв доверия общества к основам рыночной экономики и политике власти
целью картельного сговора является уничтожение или существенное ослабление конкуренции в своем сегменте рынка.




Слайд 49В мировой практике существует двоякое мнение по картельным соглашениям
 
Одни считают, что

борьба с картельным сговором приносит больше вреда, чем пользы.
 
Австрийский экономист Хайек - проблемы картелей или монополий вообще не существует, поскольку сверхприбыльные картельные или монопольные цены делают отрасль сверхприбыльной и привлекательной для других хозяйствующих субъектов, которые начинают выпускать аналоги:
бумажная пресса - электронные СМИ
МГТС – мобильная связь

В конечном итоге картельный сговор оплачивается конечным потребителем.



Слайд 50Два типа картелей:
горизонтальные и
вертикальные.


Слайд 51Горизонтальные соглашения (картели)
сговор компаний одной отрасли с целью получения монопольной

прибыли посредством устранения или ограничения конкуренции на рынке
контроль над ценами, ограничение объемов производства, раздел рынков, вытеснение с рынка
расширение экономической власти на рынке
в итоге - рост цен, ограничение производства и сдерживание инноваций, снижение уровня жизни, снижение платежеспособности населения =



Слайд 52Вертикальные картельные соглашения
Установление контроля вплоть до поглощения над компаниями, с которыми

существуют жесткие технологические связи – технологически связанные производства
Необходимость обеспечить гарантированные поставки комплектующих и контроль качества
вертикальные соглашения заключаются между предприятиями
а) разных отраслей, но связанных рыночно-технологической цепочкой
б) находящимися на разных ступенях процесса производства и реализации товаров
 



Слайд 53вертикальные соглашения
носят антиконкурентный храктер
их последствия для экономики могут быть столь же

негативны, как и в случае горизонтальных картелей
считается, что они в целом менее опасны с точки зрения воздействия на конкуренцию
позволяют установить контроль качества
Итог – повышение качества конечной продукции и монополизация рынка



Слайд 54Картельные соглашения можно разделить на три основных вида:

1) ценовой сговор;
2) сговор по разделу территорий, клиентов,
рынков;
3) сговор при проведении торгов, тендеров
и аукционов.



Слайд 55Виды картельных соглашений
• на государственные заказы - во время торгов все члены

картеля – участники торгов предлагают продукцию по чрезвычайно завышенной цене
Часто картельным договором предусматриваются компенсационные платежи «победителей» тендера «проигравшим».



Слайд 56• участники картеля устанавливают только единые условия продажи (но не цены)

- гарантийные услуги, сроки поставок, условия оплаты
• согласование условий и размеров скидок для участников картеля
• согласование цен, которые в процессе торговли не могут быть снижены.
• установление единой цены на продукцию

Квотирование - каждому члену картеля устанавливают определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена – ОПЕК



Слайд 57• Закупочный картель — монопольное соглашение нескольких корпораций о закупке сырья и

товаров определенного вида в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.
• Картель специализации — каждый участник картеля обязывается производить один определенный продукт, получая монопольное положение на рынке определенной продукции.
• Патентный картель определяет направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.
• Трудовой картель, устанавливающий размеры заработной платы и условия найма рабочей силы.



Слайд 58• Синдикат — самая «жёсткая» форма картеля с потерей финансово-производственной самостоятельности
• Региональный

картель — соглашения между предприятиями о территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, исключающем взаимную конкуренцию, благодаря чему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе.
• Экспортный картель — соглашение по условиям сбыта продукции на иностранных рынках.
• Импортный картель — соглашение импортеров внутри страны, направленное против иностранных фирм экспортеров.



Слайд 59Возможности контроля внутри картельного соглашения
Сложность картельного сговора – его выполнение
Каждый участник

КС пытается скрытно нарушить соглашение, поэтому разрабатываются спец.приемы контроля:
ограничение точек отгрузки продукции картеля;
работа с небольшим количеством крупных покупателей;
штрафы (уровень штрафов должен быть достаточно высок, чтобы предупреждать обман, и в то же время, достаточно низок, чтобы не отпугнуть фирмы от картеля);
ограничение квоты производства;
формирование пула доходов (которые распределяются между всеми членами картеля на основе специально выработанной формулы);
наказание - в ответ на обман участники картеля немедленно увеличивают объемы своего производства и снижают цены. Данная мера считается эффективной, если удается быстро выявить обман. В противном случае, фирма-нарушитель успевает получить значительную прибыль до того, как понесёт издержки от наказания.



Слайд 60Картелизация
частнопредпринимательская картелизация
принудительная государственная картелизация



Слайд 61частнопредпринимательская картелизация
двойные стандарты – картели запрещены, но запрет на создание картелей

может быть снят:
ЕС - если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5% производства определенного продукта;
картель осваивает новый рынок;
если картель приносит пользу экономике всей страны, например, способствует техническому прогрессу;

поскольку двойные стандарты осуждаются обществом, то существуют
негласные, секретные статьи, дополняющие какой-либо официальный текст, или
в устной форме «джентльменских соглашений»
западноевропейское законодательство делит картели на
желательные и вредные
В США картели запрещены законом, но их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации, осуществляющие межфирменное регулирование рынка в масштабах отрасли.



Слайд 62принудительная государственная картелизация или картелизация «сверху»
используются для стабилизации социальных отношений в

обществе
гарантии занятости,
замораживания цен,
ограничения чрезмерных доходов и расходов предпринимателей,
прекращения забастовок

принцип: если государство требует, то оно должна давать,
если государство дает, оно имеет право требовать

Основа анализа рынка в антимонопольном процессе - определение продуктовых и географических границ исследуемого рынка - объема продаж.



Слайд 63США – штрафы за картельный сговор
для юр.лиц – 100 млн.долл.
для

физ.лиц – 1 млн.долл. + 10 лет лишения свободы
штраф в размере двойного размера прибыли или двойного размера убытков, понесенных потерпевшей стороной
 
в Европе штрафы за заключение губительных картельых соглашений достигают нескольких миллиардов долларов США.



Слайд 64 
Борьба с картельными соглашениями – это конфликт интересов государства/власти и корпораций



Слайд 65Еврокомиссия наложила на Apple штраф в 13 млрд.долл.

США встали на защиту

Apple, пригрозив прекращением инвестиций в экономику стран ЕС.
Россия обвинила Apple в сговоре с рос. ритейлерами при продаже продукции корпорации

Таможенная служба России приравняла смартфоны Apple к часам и наложила тамож.сбор в 10%, до этого смартфоны рассматривались как передающее устройство и были освобождены от уплаты пошлины




Слайд 66Россия = Правовое регулирование картельных соглашений осуществляется Законом «О защите конкуренции»
 
В

2011году был установлен картельный сговор между 8 участниками на рынке жидкого хлора, который используется в системе ЖКХ, что увеличило стоимость подачи воды.
 
В 2013 году территориальными органами ФАС России было возбуждено 213 дел по статье 11 Закона о защите конкуренции.
  = Больше половины дел возбуждается по сговору на торгах.
= Оставшиеся дела — это картели на товарных рынках, как
правило, ценовые или о разделе рынка.
 
Одним из самых крупных дел 2013 года стало дело о картельном соглашении в отношении «Группы компаний «Русское море» и семи других рыбных компаний - оштрафованы - общая сумма штрафа – около 400 млн.руб.
 
Самое резонансное картельное соглашение – 2016 г. – ценовой сговор на рынке мед.продукции – цены увеличены в 160 раз.
 



Слайд 67России= ст.10 Закона о защите конкуренции компаниям запрещено
злоупотреблять своим преимуществом

на рынке,
устранять или ограничивать имеющуюся конкуренцию.
 
Нарушением считаются следующие действия:
навязывание другому контрагенту своих условий договора;
создание условий, которые дискриминируют других участников рынка;
удерживание слишком высокой или, наоборот, низкой цены;
создание препятствий, не позволяющих вывести товары на рынок;
действия по разделу рынка в отношении объема продаж, установлению своих цен (тарифов), разделению по территориальному фактору, выставлению условий, ограничивающих конкуренцию.
 



Слайд 681990-е годы в российской экономике существовали 3 разновидности картелей:

1) картели продавцов – ценовой сговор;
2) картели покупателей – сговор крупных оптовиков в угольной и металлургической пром-ти + молочной отрасли;
3) смешанные картели – согласование интересов сторон – цивилизованные соглашения.
 
Картельные соглашения на рынке кредитования и страхования – суть - банки предоставляют кредиты с низкими процентными ставками, но получить такой кредит можно только при условии его страхования в рекомендованных страховых компаниях — партнерах банков по ставкам в 2-3 раза выше, чем можно найти на рынке.
 



Слайд 69ст. 11 Закона о Защите конкуренции устанавливает запрет на все действия,

ограничивающие конкуренцию
установление, поддержание монопольно низкой или монопольно высокой цены;
навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;
создание дискриминационных условий;
создание препятствий доступу на товарный рынок и пр.
 



Слайд 70сложно установить факт картельного сговора – только по косвенным признакам
В

2012 года ФАС признала сотовых операторов МТС и "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") виновными в ценовом сговоре при продаже в России смартфонов iPhone, опираясь на анализ установленных операторами единых цен на девайсы.
 
За нарушение закона в РФ предусмотрено наказание:
для должностных лиц - штраф в несколько десятков тысяч руб. или отстранение от работы до трех лет;
для юр. лиц – от 0,01 до 0,15 общего объема дохода, полученного от противозаконных действий.
 
 
Для сравнения = ЕС - 2008 г. = штраф на 4 компании, производящие лифты и лифтовое оборудование, на сумму 1,3 млрд долл.
 
 



Слайд 71РЕКЛАМА



Слайд 72антимонопольное ведомство России возбудило дело против российской «Самсунг Электроникс Рус Компани»

за нарушение закона о рекламе

В спорном рекламном ролике демонстрируется смартфон Samsung Galaxy S6 Edge с комментарием:
«Вот это флагман, не то что глюк фруктовой компании, реально крутой».
Ролик демонстрировался по федеральным телеканалам.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика