Слайд 1кэн, доцент Ковалева Татьяна Юрьевна
модуль 1: «Бизнес-идея»
модуль 2: «Целевая аудитория»
Слайд 2Мои первые ассоциации со словами:
БИЗНЕС:
УСПЕХ:
ДЕНЬГИ:
Слайд 3ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
Обеспечение экономической безопасности
домохозяйств, в том числе:
Разрушение патерналистского стереотипа, взращивания культуры принятия домохозяйствами самостоятельный ответственных решений в области экономики и финансов, формирование у российских граждан нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;
Развитие навыков финансового планирования и формирования резервов на случай непредвиденных обстоятельств «Финансовой подушки» и т.д.
Слайд 4Финансовая беспечность;
Финансовая безграмотность:
- неумение зарабатывать деньги;
- неумение сохранять деньги;
- неумение приумножать деньги.
«Пессимист видит трудности при любой возможности!»
Уинстон Черчилль
Слайд 5Финансово грамотный человек должен с «холодной» головой подходить к предложению «купить
что-то в кредит без переплаты».
Ведь много раз говорено о том, что
«бесплатный сыр в не ограниченном количестве бывает только в мышеловке!»
Слайд 14Контакт-менеджмент
Что мне важно и хочется сделать, чтобы быть счастливым и успешным:
ВЫСАДИТЬ (совсем)_____________
________________________________;
ПОСАДИТЬ (пригласить)___________
________________________________;
ПЕРЕСАДИТЬ (подальше)__________
________________________________;
ПЕРЕСАДИТЬ (поближе)___________
________________________________
У входа в Царство Свободы стоят четыре стражника: это самоконтроль, дух познания, удовлетворенность и хорошая компания // Йога Вашишта.
Спросите себя, какие качества в Вас сейчас мешают прийти к тем людям, у которых Вы хотите учится?
Слайд 19SMART-технология правильной постановки цели
Слайд 20
Взаимосвязь S.M.A.R.T. и Дерево Целей
Слайд 27Шаг за шагом к достижению цели
Шаги такие маленькие, что их просто
невозможно не совершить!
Большая цель→страх→ограничение доступа к коре головного мозга→ неудача!
Маленькая цель→страх игнорируется→участие коры головного мозга→ успех!
Почему маленькие шаги приводят к большому прыжку?
Слайд 28Стратегия кайдзен
Маленькие вопросы, подавляющие страх и вдохновляющие на творчество;
Маленькие мысли, призванные
сформировать новые умения и привычки – не пошевелив при этом ни единым мускулом;
Маленькие действия, гарантирующие успех;
Решение маленьких проблем даже перед лицом сокрушительного кризиса;
Маленькие награды для себя и других, стимулирующие улучшение результатов;
Признание маленьких, но решающих моментов, которые перевешивают все остальные.
Слайд 29Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать ступеньку за ступенькой,
по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали // Маргарет Тэтчер
Слайд 36 Бизнес идея – это Ваше представление о том, как Вы будете
добиваться создания полезности, имеющей ценность для потребителя, о том в чем её отличительные особенности, которые позволят Вам добиться коммерческого эффекта.
Слайд 37
Бизнес идея – это идея создания нового конкурентного продукта или
услуги, для развития нового или существующего бизнеса с целью занятия свободной рыночной ниши и извлечения прибыли.
Слайд 38Актуальность бизнес-идеи
Бизнес-идея - это идея создания нового конкурентного продукта или услуги,
которые можно положить в основу нового или в развитие существующего бизнеса.
Что нового Я МОГУ предложить рынку?
Чтобы было выгодно и мне, и покупателю?
В чем уникальность
МОЕЙ ИДЕИ
для МОЕЙ территории?
Слайд 39потребность-желание-спрос
потребность это стремление получить удовольствие или уклонится от вреда;
желание это стремление
удовлетворить потребность;
Соединяясь с эмоциями, потребность превращается в желание, которое вместе с возможностью их удовлетворения формируют - СПРОС.
Слайд 40Изучение потребностей необходимо для понимание того, что сегодня имеет стоимость, вокруг
каких полезностей сегодня в обществе могут возникать отношения стоимости.
Слайд 41Бессмысленно влиять на спрос, когда нет желания, как и влиять на
желание, если нет потребности.
Абсолютные потребности – неудовлетворение этих потребностей ведет к гибели потребителя (еда, сон);
Относительные – удовлетворение этих потребностей создаёт потребителю относительные преимущества среди ему подобных (скоростной интернет);
Искусственные – потребности в приобретении товаров для демонстративного потребления (золотой айфон);
Родовые – первичные потребности;
Производные – особый технологический отклик (товар) на родовую потребность, а также объект желания (автомобиль)
Каждое последующее технологическое решение направлено на уточнение родовой потребности с тем, чтобы полнее удовлетворить её с помощью технологического отклика нового поколения.
Слайд 43Люди покупают не товар или услугу, а эмоцию, которая, с ним
связана!
Слайд 44За что заплатит Ваш потребитель?
Слайд 45Целевая аудитория
Описание целевой аудитории – это составление портрета будущего покупателя Вашего
товара или услуги
Земляки?
Инвесторы?
Туристы?
КТО ОНИ ?
Те, кто сделают Вас успешным и богатым?
Слайд 46Целевая группа, целевая аудитория — группа людей, объединённых общими признаками, или объединённой
ради какой-либо цели или задачи. Под общими признаками могут пониматься любые характеристики, например, неработающие замужние женщины от 25 до 35 лет, блондинки).
Слайд 471. Под что подбирается ЦА
Под существующий продукт
У Вас есть действующий бизнес и сформированная
услуга или товар, который сложно изменить или во все не требуется, так как и так большое количество клиентов покупают.
Например. Вы продаете детские игрушки в торговом центре. В данном случае ЦА поможет определиться какую, с каким посылом и где давать рекламу.
Продукт под “выгодную” ЦА
У Вас нет бизнеса и Вы только планируете начать свою деятельность. Или же есть бизнес, но требуется изменение/расширение направления.
Например. Клиент занимается продажей кофе оптом и в розницу, но не знает что лучше — розница, опт или вообще аренда кофемашин. Поэтому были выявлены все целевые группы в разных направлениях и далее отобраны из них самых “выгодные” по критериям:
большой чек
короткий цикл сделки
высокая частота транзакций
низкая стоимость привлечения лида, относительно чека.
Слайд 482. К какому сегменту рынка Вы относитесь?
b2b сегменте (business to business
– бизнес для бизнеса)
Если Ваши конечные потребители – сегмент b2b, считайте, что Вам немного повезло. Дело в том, что сфера b2b считается более стабильной и менее подвержена быстрым изменениям спроса, за исключением кризисных моментов. И продукт, как правило, приобретается ответственным лицом для перепродажи или для нужд компании.
b2c сегменте (business to customer – потребительский бизнес)
Что касается b2c, то здесь все очень нестабильно, поэтому кроме определения, нужно будет постоянно следить за изменениями.
Спрос и поведение покупателей могут изменяться в зависимости от:
политической и экономической ситуации
появления новых товаров/услуг
веяний моды и трендов
сезонных колебаний спроса и много другое
Из всего этого следует, что две самых распространенных ошибки в секторе b2c — слишком широкая целевая аудитория и единоразовое определение её на всю жизнь. Чтобы этой ошибки избежать, нужно взять себя в руки и сегментировать целевую аудиторию.
Слайд 493. Какую из задач нужно решить?
ГДЕ продавать.
Вы начали задумываться, где Ваша целевая аудитория
обитает? Где её искать и где подать рекламу, чтобы точно сработала?
Цель — определение каналов рекламы.
ЧТО продавать.
Вы знаете где Ваши потенциальные клиенты проводят время и остался вопрос — что нужно донести им.
Цель — понять с каким посылом нужно выйти на рынок, чтобы зацепить выбранный сегмент.
Слайд 50Этап 1. Кто они?
Нужно определить кто клиент и разделить его на
группы.
Причём, чем более понятным и жизненным языком Вы будете описывать их, тем лучше: “Эльф 90 уровня”, “Механик Иваныч из села”, “Гламурная фифа с богатым мужем”.
Задача не высмеять человека, а ёмко описать его особенности.
После такого деления мы знаем все возможные аудитории и уже можем решить кто для нас интереснее всего, выставляя к ним свои требования из серии: цикл сделки, покупательская способность, погружение в тему и т.д.
Слайд 51Этап 2 — Где искать?
Далее, после того как Вы выбрали свою основную категорию/тип
людей, Вы переходите к этапу ГДЕ ИСКАТЬ. И для этого Вам нужно просто взять и расписать:
Либо несколько дней жизни Вашей потенциальной ЦА.
В данном случае распишите отдельно будний день, отдельно выходной день и праздничный, если потребуется.
В случае, если Вы продаёте продукты импульсного спроса, по типу подарки для второй половинки/Концерт/Одежда (распродажа), то в данном случае нужно рекламироваться в тех местах и в тот момент когда у выбранного персонажа имеется пару минут свободного времени, чтобы произвести увидеть рекламу и приобрести в момент передвижения по своему заготовленному плану.
Слайд 52Либо как действует клиент, если возникла необходимость
В случае, если Вы продаёте продукты,
которые приобретаются при необходимости, по типу шин, сайтов, стульев и т.д.. В данном случае нужно рекламироваться в тот момент, когда у клиента появляется потребность.
Слайд 53Либо где человек находится/что делает за некоторое время до возникновения необходимости
(уровень профи).
В случае, если Вы знаете в какой момент появляется необходимость и заранее начинаете продвигать свой продукт.
Например, Вы продаёте натяжные потолки и, так как их берут в самом конце ремонта, Вы начинаете доносить информацию на этапе начала ремонта и в течение его осуществления.
Важно! Почему здесь ЛИБО? Потому что разные продукты нужно предлагать в разное время и на разных площадках.
Слайд 55
Этап 3 — Какой посыл?
У этому этапу в большинстве случаев переходят, минуя
предыдущие, при создании рекламного сообщения, коммерческого предложения или того же маркетинг-кита.
Для составления портрета нужно определить:
Потребности – какую проблему/задачу клиент хочет решить с помощью Вашего продукта. Так называемые “боли” клиента. Это поможет создать хорошее УТП;
Страхи клиента – на основе страхов рождаются возражения, которые, можно и нужно отрабатывать!;
Критерии выбора (Первичные и вторичные) — то, на что опирается клиент при выборе подходящей для него компании и предложения;
Какие эмоции вызывает Ваш товар или услуга, с чем ассоциируется? Может быть повышает статус, позволяет чувствовать себя здоровым и спортивным и т.д.
Причины купить именно Ваш продукт, а также причины купить аналогичный товар у конкурентов.
Слайд 57
Главные вопросы
Зачем создавать портрет ЦА:
В какой ситуации побирается ЦА?
под существующий продукт или наоборот, продукт под результаты анализа ЦА;
К какому сегменту рынка Вы относитесь – b2b или b2c;
Какая задачу нужно решить – ГДЕ продавать и КАК продавать.
Определить общую ценность и потребность, на основании которых выстраивается маркетинговая кампания;
Отобрать рекламные каналы, чтобы максимально эффективно использовать рекламный бюджет;
Определить и сформировать обращение к потенциальным клиентам.
Слайд 58Экономическое обоснование бизнес-идеи
Экономическое обоснование – это совокупность экономических показателей и маркетинговых
шагов, дающих представление о жизнеспособности предложенной бизнес-идеи
Рыночная ниша
Рентабельность
Маркетинговые исследования
Слайд 60Уникальность – отличность от других
Слайд 62
ФОРМУЛИРУЕМ БИЗНЕС-ИДЕЮ
за что нам заплатят;
целевая аудитория;
география ;
фишка, уникальность;
отличия от конкурентов.
Слайд 63Структура бизнес модели
Бизнес модель – про то, как мы делаем деньги.
Слайд 65Компоненты, из которых состоит бизнес-модель, должны объяснять суть и процесс генерирования
фирмой ценности или экономических рент.