Слайд 1ИЗМЕРЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Слайд 2Эффективность КСО
Для общества: а) количество людей, получивших социальные блага; б) количество
денег, потраченных на КСО.
Для бизнеса: а) узнаваемость бренда (%); б) увеличение прибыли.
Слайд 3Эффективность
Результативность = результат / цель (соц.+пол. оценка)
Экономичность = результат / затраты
(эк. оценка)
Целесообразность = цель / социальные проблемы (соц.+пол. оценка)
Слайд 4Недостатки экономического подхода:
эффективность не всегда измеряется деньгами (пример –
социальные программы);
эффективность может быть и социальная (увеличение числа рабочих мест), и политическая (повышение рейтинга бизнесмена-политика), и психологическая (новые знания, умения, навыки).
Слайд 5
Управленческое решение считается эффективным, если в результате происходит достижение целевых значений
наиболее важных характеристик.
Слайд 6Оценки управления:
процесса выполнения,
результатов,
последствий,
экономической эффективности.
Слайд 7Научные исследования эффективности управленческого решения:
социологические опросы;
наблюдение;
экспертные оценки;
моделирование;
эксперимент;
case-study;
статистические методы.
Слайд 8Традиционные исследования эффективности управленческого решения:
проверка соответствия нормативу отчетов;
финансовый
контроль;
аудит и т.п.
Слайд 9Показатели, оценивающие выгоду от социальных программ (Институт экономики города, Москва):
1) Показатель
окупаемости социальных инвестиций = затраты на социальную политику / доля прироста капитала, которая возникла благодаря этой деятельности.
2) Эффективность социальных программ по сравнению с эффективностью рекламы (кач.)
3) показатель процесса реализации социальных программ – наличие (отсутствие) связи между социальной политикой компании и ее основной деятельностью. Case-studies, объясняющие, что достигнуто в результате социальных программ и что не могло бы быть достигнуто без них.
4) экспертные оценки.
Слайд 10Эффективность программ КСО с точки зрения финансовой политики фирмы:
Увеличение дохода от
инвестиций (10%)
Увеличение дохода от активов (3,55%)
Увеличение дохода с продаж (2,8%)
Увеличение прибыли (63,5%)
(Исследование в 1997 в США. В выборке 22 фирмы, из которых 11 с высокими показателями КСО, 11 – с низкими)
Слайд 11
Увеличение доходов акционеров с 19 % до 43%.
(Towers Perrin, 1999; в
выборке 25 фирм с КСО + фирмы без КСО).
Слайд 12Эффективность КСО с точки зрения маркетинговой политики:
Увеличение продаж;
Узнавание брэнда;
Интерес к продукции;
Мотивация
покупателей;
Эффективность PR-кампаний.
Слайд 13Примеры:
78% покупателей охотно купят продукцию, если часть денег пойдет на благотворительность;
66%
сменят торговую марку на другую, поддерживающую КСО;
33% после цены и качества третьим главным критерием при выборе товаров называют КСО.
(Опрос потребителей, Cone/Roper, 1997)
Слайд 14Эффективность КСО с точки зрения имиджа компании:
Положительная репутация;
Преданность торговой марке.
Слайд 15Эффективность КСО (Peopleinvestor.ru; 2010; 50 компаний)
Слайд 18Измерение социальной ответственности (АМР)
Количественные индексы социальных инвестиций
Качественные индексы социальных инвестиций
Слайд 19
IL – величина социальных инвестиций (расходов компании на социальную политику) на
1-го работника, руб.
IS – отношение социальных инвестиций к валовому объему продаж, %.
IP – отношение социальных инвестиций к суммарному объему прибыли (до налогообложения), %.
Слайд 20Оценка эффективности КСО (Г.Л.Тульчинский)
Динамика затрат на внутреннюю и внешнюю КСО (увеличение
затрат)
Сравнение затрат на КСО в конкретной фирме со средними затратами по отрасли (у конкурентов) или в регионе
Сравнение с целевыми нормативами
Слайд 21Эффективность КСО перед потребителями:
Объем СИ/чел.= тыс.руб./чел.
% возвращаемых товаров
Сертификаты качества, награды
Отсутствие судебных
исков
Слайд 22Эффективность КСО в отношении работников
Количество работников, имеющих полисы медицинского страхования
Затраты на
профилактику профзаболеваний и диспансеризацию (тыс.руб./чел.)
Затраты на сан.-гигиенические условия труда (тыс.руб./чел.)
Количество работников, чьи дети отдыхают за счет работодателя
Затраты на повышение квалификации (тыс.руб./чел.)
Наличие профсоюза
Сравнение ср.зарплаты с минимальной по региону
Производственный травматизм (%)
Текучесть кадров (%)
Слайд 23Эффективность КСО в отношении местного сообщества
Участие в поддержке инфраструктуры (тыс.руб./мероприятие)
Соглашение с
ОГВ о стратегическом развитии территории
Развитие ЖКХ (тыс. руб./мероприятие)
Слайд 24Эффективность экологической ответственности
Экономия потребления природных ресурсов (%)
повторное использование и утилизация
отходов (%)
Экологически безопасная продукция (сертификаты)
Акции по озеленению и благоустройству территории
Слайд 25Эффективность КСО в отношении ГО
Поддержка социально незащищенных групп населения / детства
и юношества / культуры и искусства / образования / спорта / здравоохранения
(тыс.руб./чел.)
Слайд 26Оценка эффективности КСО во внешней среде
Количество публикаций в СМИ (позитивных, негативных,
нейтральных; всего)
Узнаваемость бренда (результаты соцопроса, %)
Слайд 27Эффективность КСО в отношении деловых партнеров
Отсутствие судебных исков от партнеров
Участие в
программах развития бизнеса (тыс.руб./мероприятие)
Участие в совместных с конкурентами мероприятиях (тыс.руб./мероприятие)
Слайд 28
Опыт измерения КСО компаниями: case-studies
Слайд 29ОАО «Северсталь», программа «Дорога к дому»:
Слайд 30ЗАО «Аудекс», благотворительный фонд поддержки детей-сирот и инвалидов «Наз»
Слайд 33Трансаэро, программа «Назад в будущее»:
Задачи:
развитие здравоохранения в области детской онкологии,
повышение транспортной доступности ЛПУ для пассажиров из регионов,
повышение уровня социальной адаптации больных детей,
повышение квалификации медперсонала,
вовлечение сотрудников компании в социальные программы,
повышение лояльности к компании.
Слайд 34Эффективность программы:
1. Транспортная доступность: за 2008-2010 г. перевезено на лечение около
600 детей.
2. Реабилитационная программа: приняло участие около 550 детей.
3. Вовлечение сотрудников: 200 сотрудников компании работало волонтерами.
4. Психологический климат: анкетирование зафиксировало улучшение показателей.
5. Сбор пожертвований сотрудников: в 2009 г. собрано 800 000 р.
6. Публикации в СМИ: 100 публикаций.
7. Общественное признание: премия People Investor.