Слайд 1Тема. Издержки производства и прибыль
1. Сущность и виды прибыли.
2. Условия максимизации
прибыли и минимизации издержек.
3. Концепция выявленной прибыльности.
Слайд 2
1. Сущность и виды прибыли
Максимизация доходов
Завоевание рынков сбыта
Максимизация дивидендов
Максимизация прибыли в
краткосрочном периоде
Без прибыли выживание маловероятно
Прибыль – это чистый доход фирмы (Clear Revenue; Profit)
Это выручка за вычетом издержек
Максимизируют ли фирмы прибыль?
Возможность других целей
Слайд 3Почти во всех странах валовая прибыль определяется как разница между выручкой
и совокупными издержками. В последние включаются: заработная плата, затраты на материалы, топливо, комплектующие изделия, амортизация, процент по ссудам, налоги, резервы и т.д.
В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем, характеризующим результаты деятельности предприятий.
Стремление к получению большей прибыли ориентирует товаропроизводителей на расширение объемов производства и реализации продукции, снижение затрат.
Слайд 4До сих пор в экономической теории не утихают дискуссии о сущности
и источниках прибыли.
Меркантилисты считали, что прибыль создается во внешней торговле и поэтому представляет собой разницу между ценами на внутреннем и внешнем рынках.
Классики - А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс видели источник прибыли в производстве.
Они определяли прибыль как часть стоимости прибавочного продукта,
т.е. прибавочной стоимости.
Слайд 5В современной экономической теории чаще всего прибыль рассматривают:
во-первых, как доход,
полученный в результате производительного использования факторов производства – труда, земли, капитала и предпринимательства (экономический подход);
во-вторых, как вознаграждение предпринимателя за его деятельность в условиях несовершенной конкуренции, для которой характерны риск, неопределенность, банкротство (рисковый подход);
в-третьих, как вознаграждение за осуществление функций нововведений, внедрения достижений НТП и как результат – за услуги экономической власти общества (функциональный подход);
в-четвертых, как монополистический доход, который может быть результатом проявления фирмой-монополистом власти на рынке – на патенты, особые привилегии и возможность устанавливать высокие цены на свои товары.
Слайд 6В количественном отношении прибыль представляет собой разность между общей выручкой (общим
доходом) и издержками, но если существуют два подхода к определению и измерению издержек, то и содержание понятия "прибыль" следует рассматривать в двух аспектах – бухгалтерском и экономическом.
В экономической теории под экономической прибылью понимается разница между совокупным (валовым) доходом и совокупными (т.е. внешними и внутренними) издержками.
Она получается, если из общей выручки (валового дохода) вычесть все издержки, т.е. не только внешние, но и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль предпринимателя.
Слайд 7Термин "прибыль" используется также для обозначения разности между совокупным доходом и
внешними издержками. Такая прибыль, напомним, называется бухгалтерской, так как при ее расчете учитываются только внешние (денежные) платежи, отраженные в бухгалтерских документах. Поэтому бухгалтерская прибыль количественно не совпадает с экономической. Последняя меньше бухгалтерской на величину внутренних издержек, т.е. разница между бухгалтерской и экономической прибылью равна внутренним издержкам.
Слайд 8
Определение объема выпуска, максимизирующего прибыль
Прибыль ( ) П = TR
- TC
Совокупный доход (TR) = PQ = R(q)
Совокупные издержки (TC) = C(q)
Следовательно:
Слайд 9
2. Условия максимизации прибыли и минимизации издержек
0
Издержки,
доход,
прибыль
($s за год)
Выпуск (ед. в
Слайд 10
0
Издержки,
доход,
прибыль
$ (в год)
Выпуск (ед. в год)
Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
Слайд 11
Предельный доход - это дополнительный доход от производства дополнительной единицы выпуска
продукции.
Предельные издержки - это дополнительные издержки на производство дополнительной единицы выпуска.
Предельный доход, предельные издержки, и максимизация прибыли
Слайд 12
Сравнение R(q) и C(q) Уровень выпуска: 0- q0:
C(q)> R(q) Отрицательная
прибыль
FC + VC > R(q)
MR > MC
Показывает более
высокую прибыль
и больший выпуск
0
Издержки,
доход,
прибыль
($s в год)
Объем
производства
(единиц в год)
Предельный доход, предельные издержки и максимизация прибыли
Слайд 13
Сравнение R(q) и C(q)
Вопрос: почему прибыль отрицательна, когда выпуск равен нулю?
Предельный
доход, предельные издержки и максимизация прибыли
Слайд 14
Сравнение R(q) и C(q)
Уровень выпуска: q0-q*
R(q)> C(q)
MR > MC
Показывает более высокую
прибыль при более высоком выпуске
Прибыль увеличивается
Предельный доход, предельные издержки и максимизация прибыли
Слайд 15
Сравнение R(q) и C(q)
Уровень выпуска: q*
R(q) > C(q)
MR = MC
Прибыль максимизируется
Предельный
доход, предельные издержки и максимизация прибыли
Слайд 16
Сравнение R(q) и C(q)
Объем производства превосходит q*:
R(q)> C(q)
MC > MR
прибыль уменьшается
Предельный доход, предельные издержки и максимизация прибыли
Слайд 17
Следовательно, можно сказать:
Поток прибыли максимизируется при MC = MR.
Предельный доход, предельные
издержки и максимизация прибыли
Слайд 18
Предельный доход, предельные издержки и максимизация прибыли
Слайд 19
Прибыль максимизируется в точке, где увеличение объема производства на 1 единицу
не изменяет прибыль,
т.е. Δ / Δq = 0
Слайд 20
Конкурентная фирма - ценополучатель
Фирма принимает цену как заданную извне
Рыночный объем производства
(Q) и объем производства фирмы (q)
Спрос рыночный (D) и спрос на продукцию фирмы (d)
R(q) - это прямая линия
Предельный доход, предельные издержки и максимизация прибыли
Слайд 21
Спрос и предельный доход конкурентной фирмы
Объем выпуска,
бушелей
Цена
$
Цена
$
Объем выпуска
(млн.бушелей)
100
200
100
Фирма
Отрасль
Слайд 22
Конкурентная фирма
Спрос конкурентной фирмы
Частный производитель продает каждую единицу за $4,
независимо от объема производства.
Если производитель стремится поднять цену, продажи равны нулю.
Предельный доход, предельные издержки и максимизация прибыли
Слайд 23
Конкурентная фирма. Спрос конкурентной фирмы
Если производитель стремится понизить цену, он не
может увеличить продажи
d = MR = AR = P = $4
Предельный доход, предельные издержки и максимизация прибыли
Максимизация прибыли совершенно конкурентной фирмы: она выбирает объем производства, при котором
MC(q) = MR = P
Слайд 24
Выбор объема производства в краткосрочном периоде
Необходимо объединить анализ производства и издержек
с анализом спроса, чтобы определить объем производства и прибыльность.
Слайд 25
Конкурентная фирма с положительной прибылью
10
20
30
40
цена
($ за единицу)
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
50
60
выпуск
В q*: MR = MC
и
P > ATC
D
A
B
C
q1 : MR > MC и
q2: MC > MR и
q0: MC = MR
ноMC падает
ABCD - прибыль
Слайд 26Условия максимизации прибыли:
Предельный доход должен быть равен предельным издержкам в точке,
где кривая предельных издержек возрастает
Правило выбора объема производства:
Фирма должна поддерживать уровень производства, при котором MC=MR
Слайд 27Постоянные издержки фирмы более высокие, а среднепеременные и предельные - прежние
Конкурентная
фирма, терпящая убытки
цена
($ за единицу)
объем выпуска
ABCD – общие убытки
Слайд 28Фирма, несущая убытки в краткосрочном периоде (P < ATC), но покрывающая
свои текущие обязательства (P > AVC), может ожидать получения прибыли в будущем, когда снизятся издержки.
При этом фирма, сравнивает прибыльность производства с прибыльностью закрытия.
– Ориентиром служат экономические издержки.
Убытки фирмы минимальны при объеме q* в точке А.
Слайд 29
Выбор объема производства в краткосрочном периоде
Итоги производственных решений
прибыль максимизируется при MC
= MR
Если P > ATC фирма имеет прибыль.
если AVC < P < ATC фирма может производить с убытками.
если P < AVC < ATC фирма должна закрыться.
Фирма закроется, когда средние экономические издержки выше цены товара.
Слайд 30Максимальную прибыль предприятие получит при условии:
Слайд 31
Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
цена
($ за единицу)
Объем выпуска
Слайд 32
Фирма увеличивает объем производства, пока цена не сравняется с предельными издержками
P = MR = MC
Фирма закроется, если цена будет ниже средних экономических издержек.
Кривая предложения фирмы – это часть кривой предельных издержек, которая проходит выше кривой средних переменных издержек.
Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Слайд 33
Цена
($ за единицу)
MC
Объем выпуска
AVC
ATC
P = AVC
P1
P2
q1
q2
S = MC над AVC
Кривая предложения
конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Закрытие
Слайд 34
Реакция фирмы на изменение цен факторов производства
Когда цены на ресурсы изменяются,
фирма изменяет объем производства так, чтобы предельные издержки производства оставались равными цене.
Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Слайд 35
Объем производства отрасли в краткосрочном периоде – это сумма объемов предложения
фирм, входящих в отрасль.
Кривую рыночного предложения отрасли можно получить сложением кривых предложения фирм.
Рассмотрим конкурентный рынок из трех фирм:
Предложение отрасли в краткосрочном периоде
Слайд 36
Отраслевое предложение в краткосрочном периоде
$ за единицу
0
2
4
8
10
5
7
15
22
Количество
Слайд 37При цене ниже P1 отрасль не будет выпускать продукцию.
При цене между
P1 и P2 будет производить только фирма 3, поэтому кривая предложения отрасли будет соответствовать этой части кривой МС3
При цене P2 отраслевое предложение будет равно сумме объемов предложений всех трех фирм – 15
При цене P3 отраслевое предложение также будет равно сумме объемов предложений всех трех фирм - 22
Слайд 38
Отраслевое предложение в краткосрочном периоде
Эластичность рыночного предложения по цене
Эластичность низкая,
когда рост предельных издержек опережает рост объемов производства
Эластичность высокая, когда предельные издержки возрастают медленнее, чем объем производства.
Небольшое увеличение цены достаточно для значительного увеличения объемов производства
Слайд 39
Совершенно неэластичное предложение в отрасли в краткосрочном периоде возникает, когда мощности
и оборудование настолько трудно утилизировать, что увеличение объема производства можно достигнуть только если построить новые заводы.
Совершенно эластичное предложение в краткосрочном периоде возникает, когда предельные издержки постоянны.
Отраслевое предложение в краткосрочном периоде
Слайд 40
Излишек производителя это сумма разниц между рыночной ценой товара и предельными
издержками производства для всех произведенных единиц .
Отраслевое предложение в краткосрочном периоде
Слайд 41
Излишек производителя для фирм
Цена
($ за единицу)
Объем производства
0
Слайд 42
Излишек производителя в краткосрочном периоде тесно связан с прибылью, но не
равен ей:
Отраслевое предложение в краткосрочном периоде
Слайд 43
В краткосрочном периоде с положительными постоянными издержками излишек производителя больше, чем
его прибыль.
Отраслевое предложение в краткосрочном периоде
Слайд 44
Излишек производителя для рынка
Цена
($ за единицу)
Объем выпуска
Слайд 45
Выбор объема производства в долгосрочном периоде
В долговременном периоде фирмы могут менять
факторы производства, включая размер завода.
Слайд 46
Выбор объема производства в долгосрочном периоде
Цена
($ за единицу)
Объем выпуска
$30
LAC
E
LMC
Слайд 47
q1
A
B
C
D
Выбор объема производства в долгосрочном периоде
Вопрос: получает ли производитель
прибыль после
увеличения
объема производства, если
это снижает цену до $30?
q3
q2
G
F
Цена
($ за единицу)
Объем выпуска
Слайд 48
Выбор объема производства в долгосрочном периоде
Бухгалтерская и экономическая прибыль
Бухгалтерская прибыль
= TR – wL- Ам-VK
Экономическая прибыль = TR - wL- Ам-VK - AK
wL = издержки на труд
Ам = амортизация
VK = переменный капитал
AK = альтернативные издержки капитала
Слайд 49
Выбор объема производства в долгосрочном периоде
Нулевая прибыль
если TR > wL +
rK, экономическая прибыль положительна
если TR = wL + rK, нулевая экономическая прибыль, но фирмы получают нормальную отдачу; отрасль является конкурентной
если TR < wL + rK, рассматривайте возможность выхода из бизнеса
Конкурентное равновесие
в долговременном периоде
Слайд 50
Выбор объема производства в долгосрочном периоде
Вход и выход
В долговременном аспекте реакция
на увеличение прибыли, произошедшей в краткосрочном периоде - увеличение объема производства и прибыли.
Прибыль привлечет других производителей.
Больше производителей увеличат предложение в отрасли, что снизит рыночную цену.
Конкурентное равновесие
в долговременном периоде
Слайд 51
Конкурентное равновесие в долговременном периоде
Объем выпуска
Объем выпуска
$ за ед.
$ за
ед.
$40
q2
Фирма
Отрасль
Слайд 52
Выбор объема производства в долгосрочном периоде
Конкурентное равновесие в долговременном периоде
1)
MC = MR
2) P = LAC
нет стимула войти или выйти
прибыль = 0
3) равновесная рыночная цена
Слайд 53
Выбор объема производства в долгосрочном периоде
Экономическая рента
Экономическая рента - это разность
между тем, что фирмы готовы заплатить за фактор производства, и минимальным количеством денег, необходимым, чтобы купить его.
Слайд 54
Фирмы получают нулевую прибыль. Равновесие в долгосрочном периоде.
Цена билета
Продажа сезонных билетов
(млн.)
Слайд 55
Цена билета
Команда с такими же издержками
в большем городе
продает билеты
за $10.
Фирмы получают нулевую прибыль. Равновесие в долгосрочном периоде.
Продажа сезонных билетов (млн.)
Слайд 56
С фиксированными факторами производства, такими как особое месторасположение, разница между издержками
производства (LAC = 7) и ценой ($10) - это ценность или альтернативные издержки факторов производства (месторасположение) и представляет экономическую ренту от факторов производства.
Фирмы получают нулевую прибыль. Равновесие в долгосрочном периоде.
Слайд 57
Если альтернативные издержки факторов производства (рента) не принимать во внимание, может
показаться, что экономическая прибыль существует в долговременном периоде.
Фирмы получают нулевую прибыль. Равновесие в долгосрочном периоде.
Слайд 58
Форма кривой предложения в долгосрочном периоде зависит от степени, в которой
изменения в объеме производства отрасли влияют на цены, которые фирмы должны платить за факторы производства.
Кривая предложения отрасли в долговременном аспекте
Слайд 59
Кривая предложения отрасли в долговременном аспекте
При определении предложения в долгосрочном периоде
мы предполагаем:
Все фирмы имеет доступ к производственной технологии.
Объем производства увеличивается с использованием большего количества факторов производства, а не изобретений.
Слайд 60
Кривая предложения отрасли в долговременном аспекте
При определении предложения в долгосрочном периоде
мы предполагаем:
Рынок факторов производства не меняется при расширении и ответных действиях отрасли.
Слайд 61
В отрасли с постоянными издержками кривая предложения в долгосрочном периоде является
горизонтальной линией при цене, равной минимальным средним издержкам производства.
Предложение в отрасли с постоянными издержками производства в долгосрочном периоде
Слайд 62
В отрасли с возрастающими издержками кривая предложения в долгосрочном аспекте имеет
положительный наклон.
Предложение в отрасли с возрастающими издержками в долгосрочном периоде
Слайд 63
В отрасли с понижающимися издержками, кривая предложения в долговременном аспекте имеет
отрицательный наклон.
Предложение в долгосрочном периоде в отрасли с понижающимися издержками
Слайд 64
Влияние налога
Рассмотрим, как фирма реагирует на налог, меняя объем производства.
Предложение отрасли
в долговременном аспекте
Слайд 65
Влияние налога на объем производства отрасли
цена
($ за единицу
объема производства)
объем производства
Слайд 66
Влияние налога на объем производства фирмы
цена
($ за ед.)
Объем выпуска
Слайд 67
Эластичность предложения в долгосрочном периоде
1) Отрасль с постоянными издержками
Предложение в долговременном периоде
горизонтально
Небольшое повышение цены повысит объем производства
Кривая предложения отрасли в долговременном периоде
Слайд 68
Эластичность предложения в долгосрочном периоде
1) Отрасль с постоянными издержками
Эластичность предложения в долговременном
периоде постоянна высока
Факторы производства доступны
Кривая предложения отрасли в долговременном периоде
Слайд 69
Эластичность предложения в долгосрочном периоде
2) Отрасль с возрастающими издержками производства
Предложение в долговременном
периоде имеет положительный наклон и эластичность положительна
Наклон (эластичность) будет зависеть от нормы повышения затрат на факторы производства
Эластичность в долговременном периоде, как правило, больше, чем эластичность предложения в кратковременном периоде.
Кривая предложения отрасли в долговременном периоде