Историография ЭИЗС и подходы к периодизации истории глобальной экономики презентация

План лекции 1) Что изучает ЭИЗС? 2) Методы и историография глобальной экономической истории 3) Различные подходы к периодизации экономической истории мировой экономики

Слайд 1Лекция № 2 Историография ЭИЗС и подходы к периодизации истории глобальной

экономики




Слайд 2План лекции
1) Что изучает ЭИЗС?
2) Методы и историография глобальной экономической

истории
3) Различные подходы к периодизации экономической истории мировой экономики

Слайд 3Источник: Thompson, 2012.
Глобальная экономическая история «одним графиком»


Слайд 4
Выявление «природы и причины богатств народов» (Адам Смит)
Почему современный тип

экономического развития начался в Европе?
Какие факторы обусловили старт «великой дивергенции» или почему одни народы разбогатели, а другие нет?
Почему другие страны за пределами Европы и «Западных ответвлений» (Ангус Мэддисон) «опоздали» с запуском промышленной революции (или до сих пор ее не инициировали)?





Главные вопросы ЭИЗС


Слайд 51. ≈ до середины XIX столетия экономическая наука = экономическая история

/ ЭИ
2. ≈ к концу XIX в. ЭИ перерастает в самостоятельную отрасль экономического знания Первым эк. историком, получившим постоянную позицию в университете, стал Уильям Эшли в 1892 г. (Гарвардский университет)
3. ≈ до середины XX в. практически все крупные экономисты «по совместительству» являлись экономическими историками (Йозеф Шумпетер, Альфред Маршалл, Густав Шмоллер, Вернер Зомбарт, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл, Ричард Эли, др.)
4. 1960-1970-е гг. – «клиометрическая революция» в ЭИ (Роберт Фогель, Дуглас Норт). Рождение «новой ЭИ»
5. 2000-2010-е гг. – ренессанс ЭИ (исследования Дарона Асемоглу, Томаса Пикетти, Фабрицио Зилиботти, др.)








Некоторые вехи в эволюции экономической истории, как дисциплины


Слайд 6Формационный подход [Карл Маркс (1818-1883 гг.), Ф. Энгельс (1820-1895 гг.)]
Основные

идеи:
1)Прогресс общества зависит от развития материального базиса / производительных сил
+
2)Развитие производительных сил сопровождается развитием производственных отношений (отношений между эк. агентами, складывающимися в ходе процесса производства)
+
3) Общественная надстройка (культурные, институциональные особенности общества) определяется развитием материального базиса
+
4) В условиях, когда производственные отношения не могут обеспечить дальнейший прогресс производительных сил возникает революционная ситуация
+
5) Важным двигателем развития общественного прогресса является классовая борьба
=
Материалистическое понимание истории

Некоторые подходы к интерпретации истории


Слайд 7Первобытно-общинный строй (формация)
Рабовладельческий строй (формация)
Феодальный строй (формация)
Капиталистический

строй (формация)
Коммунистический строй (формация)
Недостатки марксистской интерпретации истории:
Марксизм страдает от европоцентризма. (дискуссия об «Азиатском способе производства»)
Однолинейность (можно ли «перескакивать» через формацию?)

Периодизация истории в марксизме


Слайд 8Цивилизационный подход: [Николай Данилевский (1822-1885 гг.), Освальд Шпенглер (1880-1936 гг.) Арнольд

Тойнби (1889-1975 гг.), др.]
Основные идеи:
Выделение разнообразных типов цивилизаций
Уподобление развития цивилизаций жизни живого организма с аналогичными стадиями: рождение, расцвет, упадок.
Преимущество: постулируется равенство всех цивилизаций
Недостатки:
Размытые критерии выделения цивилизаций
Расплывчатое объяснение причин «рождения» цивилизаций и их заката (например, «внешние вызовы» и потеря авторитета «творческого меньшинства»)


Некоторые подходы к интерпретации истории


Слайд 9Немецкая историческая школа:
«Старая» историческая школа [Вильгельм Рошер (1817-1894 гг.), Карл

Книс (1821-1898 гг.)]
«Новая» историческая школа [Густав Шмоллер (1838-1917 гг.), Адольф Вагнер (1835-1917 гг.)]
«Новейшая» историческая школа [Вернер Зомбарт (1863-1941 гг.), Макс Вебер ? (1864-1920 гг.)]
Основные идеи:
Принцип отсутствия универсальных экономических законов, валидных для всех стран и эпох
Провозглашение основной целью экономической науки аккумуляцию фактологического материала
Выдвижение идеи существования «национальных» экономических законов
Основной недостаток:
Отсутствие генерализаций

Некоторые подходы к интерпретации истории


Слайд 10Школа «Анналов» [Марк Блок (1886-1944 гг.), Люсьен Февр (1878-1956 гг.), Фернан

Бродель (1902-1985 гг.), др.]
Основные идеи:
Создание «тотальной» / междисциплинарной истории, пытающейся объяснить развитие человечества при помощи методов из арсенала экономики, социологии, лингвистики, археологии, географии, пр.
Изучение сдвигов в общественных представлениях широких масс разных эпох / история ментальностей
Акцент на изучение длительных исторических периодов
Поиск в прошлом ответов на вопросы современности
Недостаток:
Повышенное внимание к жизни обывателей иногда приводит к недооценке значимости крупный хозяйственных явлений


Некоторые подходы к интерпретации истории


Слайд 11Мир-системный подход [Андре Гундер Франк (1929-2005 гг.), Джованни Арриги (1937-2009 гг.),

Иммануил Валлерстайн (р. 1930 г.), Самир Амин (р. 1931 г.)]
Основные идеи:
1) Отказ от рассмотрения истории в качестве истории отдельных государств. Переход к анализу мировой экономики как взаимосвязанной системы
2) Выделение внутри мир-экономики ядра, полупериферии и периферии
3) Представление истории как постоянного перемещения государств из периферии к полупериферии и ядру и наоборот
4) Постулирование мысли о том, что страны ядра постоянно изымают ресурсы государств периферии
Недостаток:
Недостаточная изученность «внутриядерных», «внутри полупериферийных» и «внутри периферийных» отношений


Некоторые подходы к интерпретации истории


Слайд 12«Новая экономическая история» / клиометрика [Альфред Конрад (1924-1970 гг.), Джон Мейр

(1927-2009 гг.), Роберт Фогель (1926-2013 гг.), Дуглас Норт (1920-2015 гг.), Чарльз Файнстайн (1932-2004 гг.), Питер Матиас (1928-2016 гг.), Кристина Ромер (р. 1958 г.), Питер Темин (р. 1937 г.), Марк Харрисон (р. 1949 г.), Стивен Бродберри (р. 1956 г.), др.]
Основные идеи:
1) Задействование концепций и подходов экономической теории к анализу истории
2) Использование математических методов к изучению различных исторических событий / периодов / явлений
3) Применение количественных методов к исследованию знаковых событий в истории (например, отмена рабства в США), которые приводят к парадоксальным результатам, иногда ломающим устоявшуюся экономико-историческую картину
Недостатки:
1)«Манипуляция статистикой и моделями с целью доказательства спорных исторических моментов или даже в большинстве случаев ради опровержения уже сказанного другими» (Kindleberger, 1990. P.3)
2) Вырождение экономической истории в «прикладную форму неоклассической экономической теории» (Boldizzoni, 2011. P. 10).

Некоторые подходы к интерпретации истории


Слайд 13
Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика