ДРОБЫШЕВСКАЯ
Лариса Николаевна
Должность: профессор.
Образование: Кубанский государственный университет, «Планирование промышленности».
Ученая степень, звание: доктор экономических наук, профессор.
Преподаваемые дисциплины: Организация инвестиционной деятельности, Венчурное инвестирование, Инновационный менеджмент. Оценка эффективности инновационных проектов
Общий стаж работы: 31 лет.
Стаж работы по специальности: 29 лет.
В статье рассматриваются актуальные проблемы развития научно-исследовательской и национальной инновационной системы Италии. Выделяются и описываются характерные особенности участников инновационной деятельности, раскрыты ключевые направления их взаимодействия. Систематизированы основные цели и задачи государства в области повышения инновационной активности. Значительное внимание уделяется анализу источников финансирования исследований и разработок.
В системе государственных научных исследований участвуют университеты (65), государственные научно-исследовательские институты (70), государственные и местные лаборатории и другие научные организации.
Согласно законодательству заявки на финансирование научных исследований рассматриваются и принимаются Министерством образования, университетов и научных исследований (Ministero dell'Istruzione, dell'Università e della Ricerca – MIUR)). На высшем политическом уровне управление научно-исследовательской и национальной инновационной системой Италии, включая разработку, финансирование и реализацию инновационной политики и соответствующих программ страны, находится в ведении Совета министров и Межведомственного комитета экономического планирования (CIPE).
Национальная научно-исследовательская программа (Programma Nazionale della Ricerca – PNR) – это основной правительственный план реализации политики в области ИР.
С целью повышения уровня и качества высшего образования правительством Италии была инициирована реформа университетов не только для повышения стандартов университетского образования, но одновременно и для снижения процента студентов, бросивших учебу.
Для итальянских региональных промышленных зон (РПЗ) характерны стабильные и прочные связи между предприятиями в условиях культурной и организационной близости, а также коллективное воспроизводство и распространение знаний.
Италия относится к числу европейских стран с относительно невысокой инновационной активностью, что во многом вызвано общей ситуацией в итальянской сфере исследований и разработок (далее – ИР).
Очень часто малые и средние высокотехнологичные итальянские компании – резиденты РПЗ сосредоточиваются на инновациях, диктуемых потребностью локального рынка.
Доля изобретателей с высшим образованием в Италии ниже среднего показателя по Европе и составляет всего лишь 56,7%, а доля изобретателей с ученой степенью – только 3,1%.
В Италии насчитывается немногим более 70 тыс. исследователей. Ее интеллектуальный потенциал по сравнению с другими странами G8, такими как США, Германия, Франция, Великобритания, Канада, довольно низкий.
Методология
Исследование делится на теоретическую и практическую части. Теоретическая построена на историко-хронологическом и функциональном подходах; практическая (результаты социологического опроса) – на методах статистической обработки данных, сравнительном анализе.
Проблемы статьи
- смысл социального государства в России;
- вопрос о взаимной ответственности за функционирование социальной сферы власти, коммерческих структур и третьего сектора;
- уровень правозащитной активности гражданского общества в России в области социальных прав [перед лицом государства].
Позиция автора
Российское социальное государство выполняет роль гаранта населения против социальных рисков. Оно защищает граждан от издержек свободной нерегулируемой экономики и старается поручить некоторые социальные функции бизнесу. НПО, действующие от имени третьего сектора во имя обеспечения лучшей реализации социальных прав людей, вынуждены обращаться к помощи центральных, субъектных и местных властей и говорят об этом открыто и прагматично.
Трифонов Олег Александрович
Должность: профессор
Профессиональные интересы: экономика, управление
Увлечения: Нумизматика, бильярд
Регион: Московская область
Место работы: ГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет
Звание, ученая степень: кандидат экономических наук, доцент
Общий стаж работы: 50 лет
Стаж работы по специальности: 17 лет
Подходы: В статье рассматриваются актуальные проблемы развития взаимодействия власти, гражданского общества и бизнеса в России. Выделяются и описываются уже установленные направления в деятельности трех институтов гос-ва. Систематизированы основные цели государства, общества и бизнеса. Значительное внимание уделяется анализу существующих проблем.
Выводы автора
Взаимодействие общества, власти и бизнеса в России не стало пока существенным фактором экономического и социального развития. . Гражданское общество не играет существенной роли и в совершенствовании национальной внешней торговли и политики. Причина в невостребованности и недостаточной изученности накопленного в мире опыта.
В статье обоснована необходимость системного подхода к взаимодействию органов государственной власти, бизнеса и населения региона, который в наиболее общем виде можно определить как «социальное партнерство». Комплексный подход к модели взаимодействия, предлагаемый автором, содержит стратегию, принципы, базовые элементы и основные механизмы реализации, а также оценку эффективности. Приводится пример использования системного подхода в Новгородской области.
Система взаимодействия власти, бизнеса и населения в Новгородской области
Добровольный характер социального партнерства
Содействие государства развитию социального партнерства
Реальный и прагматичный характер социального партнерства
Принцип интеграции социального партнерства в основную деятельность сторон
Принцип разноуровневости социального партнерства
Принцип информационной открытости социального партнерства, которая является залогом эффективности работы всей системы
подсистему целей социального партнерства , закрепленных в нормативно-правовых актах (закон «О социальном партнерстве») и базовых концепциях (Стратегия развития области, Стратегия развития социального партнерства);
подсистему элементов социального партнерства, классифицирующую формы и содержание социального партнерства в регионе;
подсистему инструментов мониторинга эффективности и обратной связи взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций, а также информационной открытости социального партнерства.
И т.д.
В целях мониторинга эффективности социального партнерства в Новгородской области должна быть сформирована следующая система показателей:
— общие — характеризуют развитие как области в целом, так и сфер, непосредственно связанных с реализаций социального партнерства; включают показатели экономического, социального, экологического и этического развития региона;
— специальные — характеризуют уровень и качество развития социального партнерства в Новгородской области; включают количественные и качественные индексы социального партнерства.
Создание непосредственно инфраструктуры экономической системы;
Обеспечение благоприятных условий эффективного функционирования экономики;
Формирование и реализация промышленной политики; размещение государственных и муниципальных заказов;
Институционализация лоббистской деятельности структур бизнеса;
Институциональное оформление корпоративного сектора и т.д.
Внимание акцентируется на необходимости коренного пересмотра природы властных отношений в отечественном обществе, роли и места властных структур в организации конструктивного диалога с субъектами бизнеса.
В современной России сформировалась специфическая модель взаимоотношений власти и бизнеса, определяемая в первую очередь особенностями государственной политики в данной сфере и характером функционирования основных административно-политических институтов страны.
Очевидно сохранение приоритетных позиций в системе отношений власти и капитала за крупным бизнесом, тесно интегрированным с политической элитой страны, все более тесного слияния крупного бизнеса и власти при отсутствии реальных успехов в модернизации отечественной экономики.
Подмена политических ресурсов административными
Отчужденность бюрократического аппарата от нужд общества
Высокая криминализация общественных отношений, несовершенство законодательной базы
Противоречивое использование ресурсов федеральной и региональной властей
Противоречивые аспекты духовной культуры и т.д.
Для современной России характерен низкий уровень развития малого и среднего бизнеса. Сфера малого и среднего предпринимательства нуждается в качественной оптимизации и увеличении количества малых и средних фирм и предприятий, а также индивидуальных предпринимателей.
Оптимизация взаимоотношений между властью и бизнесом в современной России возможна лишь в случае выработки такой стратегии взаимодействия, которая бы в наиболее оптимальной степени учитывала как экономические интересы и потребности социально-экономической модернизации страны, так и социокультурную составляющую.
Только развитие партнерских отношений власти и бизнеса может явиться в настоящее время гарантией дальнейшей модернизации российской экономики и повышения общего уровня демократии в стране.
Рассматриваются основные модели взаимодействия гражданского общества и бизнес-структур; предлагается авторская модель взаимодействия власти и бизнес-структур; указываются наиболее перспективные формы трехстороннего взаимодействия.
Формы взаимодействия власти и бизнеса
Партнерство:
Сотрудничество (ВС БС)
Одностороннее «сотрудничество» (ВС ? БС, БС ? BC)
Доминирование
Властных структур
Бизнес-структур
Конфликт
Игнорирование
Симбиоз
Власть-бизнес-Гражданское общество
Государственно-частное партнерство
Социальное партнерство
НКО
Общественное объединение
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть