Слайд 1
Автор и лектор:
д.э.н., заведующая кафедрой экономики инновационного развития
Кудина Марианна
Валерьевна
Инновационная экономика
Московский государственный университет
имени М.В.Ломоносова
Слайд 2Лекция 4
Тема: Человеческий капитал в новых моделях роста
и инноваций
Вопросы:
Новые теории эндогенного роста
Индекс развития человеческого потенциала
Эволюция теории человеческого капитала
Индивидуальный, корпоративный и национальный человеческий капитал
Слайд 3Теории эндогенного экономического роста
Положительные внешние эффекты :
обучение работников в процессе
производственной деятельности способствуют тому, что технологический прогресс выступает в качестве внутреннего фактора моделей эндогенного роста
нейтрализуют уменьшение предельного продукта капитала,
способствуя долгосрочному росту дохода на душу населения
возрастающая отдача от научных и технологических инноваций
достается не только тем, кто их осуществляет, но и всему обществу
За активное вмешательство государства в процесс развития
Слайд 4Качественные детерминанты экономического роста
Величина интенсивных, качественных детерминант экономического роста определяется в
теориях эндогенного роста с помощью следующих факторов:
накопление не физического, а человеческого капитала
качество человеческого капитала, зависящего от инвестиций в
развитие человека (образование, здравоохранение)
создание необходимых условий и предпосылок для защиты прав
интеллектуальной собственности в условиях несовершенной
конкуренции
государственная поддержка развития науки и технологий
роль правительства в создании благоприятного инвестиционного
климата и заимствовании новых технологий
Слайд 5Теория экономического роста Саймона (Семена) Кузнеца
Нобелевская премия по экономике (1971)
Первичный фактор
развития – уровень накопления национального человеческого капитала, пороговое значение которого позволяет перейти к следующему технологическому укладу
Волны Кузнеца - среднесрочные, длительностью в 15—25 лет, циклы экономической конъюнктуры, лежащие между длинными волнами Кондратьева и короткими бизнес-циклами
В совместной с М.Фридменом в работе «Доход от независимой профессиональной практики» (1946), построил профили «возраст-доход» по отдельным родам занятий и профессий
Исследовал влияние на рост: структуры выпуска, отраслевой и профессиональной структуры занятости, численности, возрастного состава и территориального распределения населения, межстрановых потоков товаров, капитала, рабочей силы и знаний, организации промышленности и государственного регулирования, связи и взаимовлияния научно-технических (инновационных) и институциональных сдвигов, а также внешних по отношению к экономике факторов, например, тех, которые обуславливают морально-политический климат в обществе
Слайд 6Модель П.Ромера
«Increasing Returns and Long-Run Growth» (1986) «Наука, экономический рост
и общественная политика» (Science, Economic Growth and Public Policy) (1996).
Темп экономического роста находится в обратной зависимости от ставки банковского процента и в прямой зависимости от величины человеческого капитала, сосредоточенного в сфере получения нового знания
НТП порождается внутренними причинами, т.е. эндогенный фактор роста
Сфера НИОКР влияет на экономику непосредственно через новые прикладные идеи и разработки и обеспечивает накопление человеческого капитала
Четыре основных признака природы экономического роста:
знания являются благом без соперничества, так как их могут использовать одновременно многие, но фирма или индивид могут временно получать монопольную ренту на открытия (знания)
технический прогресс происходит благодаря деятельности людей
физическая деятельность допускает копирование
в рыночной экономике функционирует большое число фирм
Слайд 8Гипотеза Р. Лукаса
Нобелевская премия (1995) «за развитие и изменение гипотезы рациональных
ожиданий, изменение основ микроэкономического анализа и точки зрения на экономический анализ»
Бессистемная монетарная политика может вводить людей в заблуждение и меняет ожидания (поведенческие мотивы)
Модель Лукаса-Удзавы - накопление человеческого капитала как «запаса», о перетоке человеческих ресурсов
Согласно новой модели роста «Лукаса-Ромера». основным фактором экономического роста является рост капиталовложений в НИОКР и инвестиции в человеческий капитал
Один из выводов моделей Ромера и Лукаса состоит в том, что экономика, располагающая ресурсами человеческого капитала и развитой наукой, имеет в долгосрочной перспективе лучшие шансы роста, чем экономика, лишённая этих преимуществ
Слайд 9Интеллектуальный капитал в производственной функции
разделение исследований на фундаментальные и прикладные
наличие сектора образования и затраты на него
запаздывание между вложением средств в получение знаний и повышением эффективности труда (временной лаг)
зависимость эффективности труда от текущих затрат на трудовые ресурсы и прирост капитала
зависимость эффективности труда от суммы накопленных капитала и знаний
необходимость обновления физического капитала и знаний работников
целевая функция
Слайд 10Выводы модели Ромера-Лукаса
Деление на три сектора:
Фундаментальная наука как составляющая человеческой
культуры, формирует мировоззрение, нравственность и духовность человека – основа обновления общества, до 2/3 должно финансироваться государством
Технологические разработки
Производство
Приоритеты государственной научно-технической политики определяют распределение бюджетных ассигнований:
национальные цели (безопасность, конкурентоспособность, образование, здравоохранение),
решений острых проблем (экономия энергии, экология, заболевания)
реализация современных научных достижений
Слайд 11Взаимосвязь между экономическим ростом и человеческим развитием
Продуманная государственная политика, включающая меры:
Экономические
Институциональные
Социальные
Способы
взаимосвязи между эк.ростом и ЧК (Махбуб Уль Хак):
Рост инвестиций в человеческий капитал – реализация способностей и участие в производстве и распределении благ
Справедливое распределение НД и богатства
Государственная социальная политика
Свобода выбора
+
Активное гражданское общество
Эффективная система управления
Человек и личность – как цель экономического роста и человеческого развития
Слайд 12Индекс развития человеческого капитала
Индекс человеческого развития (ИЧР), до 2013 года «Индекс
развития человеческого потенциала» (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия. Разработан в 1990 г. как альтернативный показатель общественного прогресса
Публикуется в рамках Программы развития ООН с 1990 года
При подсчёте ИЧР учитываются 3 вида показателей:
Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие
Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения
Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности
Обобщённая система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития
Слайд 13Индекс развития человеческого капитала
В 2010 введены три новых индикатора:
Индекс человеческого
развития, скорректированный с учётом социально-экономического неравенства (ИЧРН),
Индекс гендерного неравенства (ИГН)
Индекс многомерной бедности (ИМБ)
В зависимости от значения ИЧР страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень
В некоторых переводах оригинального термина Human Development Index (HDI) его также называют Индекс гуманитарного развития
Слайд 14Этапы формирования теории человеческого капитала в концепциях роста
1 этап
– «человеческий капитал» - как экономическая категория - знания и способность человека к труду как производительный фактор (Т.Шульц)
+ образование (Т.Шульц, Э.Денисон)
+ экономическая эффективность образования - дополнительный доход от высшего образования (Г.Беккер)
2 этап – «человеческий капитал» - расширенная трактовка - инвестиции в воспитание, образование, науку, здоровье, информационное обслуживание, культуру и искусство
+ на уровне организации – теория конкуренции, прогнозирования и стратегии развития фирмы (Г.Беккер), + инвестиции в работников – оценка методом дисконтирования (И.Фишер)
+ зависимость уровня заработков от образования, производственной подготовки, стажа и т.д. (Дж. Минцер)
Слайд 15 Источники накопления человеческого капитала
Расширенная трактовка
Слайд 16Человеческий капитал как социально-экономическая категория
3 этап – «человеческий капитал»
как социально-экономическая категория - инвестиции в:
Качество жизни
Социальный капитал
Инструментарий интеллектуального труда
+ составляющие, обеспечивающие безопасность, подготовку эффективной элиты, в формирование и развитие гражданского общества
Слайд 17Индивидуальный
человеческий капитал
Индивидуальный человеческий капитал - накопленный запас особенных
и специальных знаний, профессиональных навыков индивидуума, позволяющие ему получать дополнительные доходы и другие блага
Взаимосвязь капитала и потребностей
П.Бурдье о трех состояниях «культурного капитала»:
Инкорпорированное – устойчивые и демонстрируемые способности, которыми наделен обладатель капитала
Объективированное – овеществленная форма
Институционализированное – признание капитала в качестве ресурса
Слайд 19 Корпоративный
человеческий капитал
Накопленный фирмой специальный и особенный по
сравнению с конкурентами индивидуальный человеческий капитал, ноу-хау, интеллектуальный капитал, особенные управленческие и интеллектуальные технологии, включая компьютерные и информационные технологии, повышающие конкурентоспособность
Включает в себя корпоративную трудовую культуру и этику персонала, традиции и этику предпринимательства самой фирмы, совокупные знания, которыми обладает организация в лице своих сотрудников, методологии, интеллектуальный капитал в форме патентов, программных продуктов, ноу-хау, архитектуры и взаимосвязей внутри фирмы, внешние связи фирмы, способствующие повышению величины и качества ее HC, инновационный потенциал и организационный потенциал фирмы
Слайд 20Национальный человеческий капитал
часть инновационных (креативных) трудовых ресурсов - элита
ведущие
специалисты
накопленные конкурентоспособные и высокопроизводительные знания
накопленная креативная (инновационная) доля национального богатства от инвестиций в образование, культуру, здоровье людей
инновационная система
интеллектуальный капитал
социальный капитал
качество жизни
Обеспечивают в совокупности развитие конкурентоспособность инновационной части экономики страны и государства на мировых рынках в условиях глобализации
Слайд 21 Источники формирования национального человеческого капитала
Слайд 22Национальный креативный (инновационный) класс
Инновационный класс - креативная часть трудовых
ресурсов - ядро накопленного национального человеческого капитала +
квалифицированная часть трудовых ресурсов, обеспечивающая эффективное функционирование ЧК, среда его функционирования и инструментарий интеллектуального труда
Производительность ЧК существенно определяют культура и связанные с ней этика труда и предпринимательства
Креативность - совокупность конструктивных способностей и качеств талантливого и профессионально подготовленного специалиста:
готовность специалиста к принятию, развитию и созданию новых идей, инноваций
способность находить оптимальные решения в сложных ситуациях
способность решать проблемы ускорения развития субъекта или объекта
обладание системным и стратегическим мышлением
Слайд 23 Выводы по теме:
Модель обучения в процессе деятельности - К.Эрроу
(1962), П.Ромер (1986)
Модель накопления («запаса») человеческого капитала – Р.Лукас (1988)
Модель человеческого капитала как эндогенного фактора роста – Мэнкью, Ромер, Лукас, Уэйл (1992)
HDI – Human Development Index ООН – инвестиции в человеческий капитал (образование, здравоохранение) и ликвидация бедности
Упрощенная, расширенная и широкая трактовка человеческого капитала
Индивидуальный и корпоративный человеческий капитал
Национальный человеческий капитал – цель экономического роста
Креативный (инновационный) класс – ядро национального человеческого капитала – основа и движущая сила экономического роста и развития цивилизации