Слайд 1 Государственное
управление
экспертизой инновационных проектов в Республике Беларусь
Слайд 2Для определения эффективности управления инновационным проектом используется экспертиза.
Слайд 3Критериями экспертизы являются научно-технические, экономические, экологические и социальные показатели проекта.
Слайд 4
1. Научно-технический эффект нововведений заключается в развитии различных отраслей науки, техники
и технологии (при создании материальных инноваций).
Слайд 5* Научные знания являются базой реализуемых инновационных процессов.
* Научно-технические показатели
внедренного нововведения отражают коммерческую значимость осуществленных научных исследований.
Слайд 6
2. Экономический эффект инноваций выражается в ускорении хозяйственных процессов, сокращении затрат
на производство продукции и предоставление услуг.
Слайд 7
Экономическая эффективность нововведения
зависит от масштабов использования и степени его диффузии
в различных отраслях экономики.
Слайд 8
Высокий экономический результат новшества стимулирует дальнейшее развитие инновационной деятельности, укрепляет конкурентные
Слайд 9
3. Социальный эффект нововведений состоит в том, что они способствуют повышению благосостояния
общества, повышению качества жизни и условий труда, увеличению производительности, ускорению обновления жизненной среды.
Слайд 10Создаваемые человеком новшества значительно изменяют среду жизнедеятельности, облегчают трудовую деятельность. Инновационные
процессы ускоряют обновление жизненной среды. Так, для поколения, родившегося в 20-х гг., социальная среда меняется в третий раз.
Слайд 11
Социальная значимость нововведения, отражающая его вклад в улучшение социальной сферы, определяется
с помощью оценок:
Уровня жизни
(доходы населения).
Слайд 12
2. Образа жизни (занятость населения, количество новых рабочих мест, подготовка кадров,
социальная безопасность).
3. Здоровья и продолжительности жизни (улучшение условий труда, развитие сферы здравоохранения).
Слайд 134. Экологический эффект определяется способностью инновации при производстве, эксплуатации и утилизации не
оказывать негативного воздействия на окружающую среду.
Слайд 14Экологический эффект может быть выражен следующими показателями: ресурсоемкостью, энергоемкостью, выбросами и
сбросами в окружающую среду, сроками полезного использования, возможностью повторного использования после истечения срока годности.
Слайд 15При экологической оценке инновационного проекта учитываются потенциальные экологические риски, отражающие уровень
его экологической безопасности.
:
Слайд 16Инновация характеризуется как высокозначимая при наличии всех выше перечисленных эффектов.
Слайд 17Нововведениям одновременно могут быть свойственны положительные и отрицательные аспекты.
Слайд 18Так, инновация
может обладать экономическим эффектом (приносит прибыль), но при этом
быть антисоциальной.
Слайд 19Таким образом, для получения полной оценки инновационного проекта необходимо учитывать и
определять все возможные эффекты и последствия, которые могут возникнуть при создании и массовом использовании новшества.
Слайд 20
Для этого нужна государственная экспертиза инновационного проекта.
Слайд 21Объектами экспертизы
являются
инновационные проекты, комплекты заявочных документов, технические задания.
Слайд 22Экспертиза
представляет собой систему действий по анализу и оценке объектов экспертизы
и подготовке соответствующего заключения.
Слайд 23Она проводится государственными научно-техническими экспертными советами (далее - экспертными советами), создаваемыми
Государственным комитетом по науке и технологиям (ГКНТ) и Национальной академией наук Беларуси по приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Республике Беларусь.
Слайд 24В состав экспертных советов на договорной основе могут включаться ученые и
специалисты Национальной академии наук Беларуси, учреждений высшего образования, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и иных организаций, а также органов государственного управления по их представлению и другие специалисты, в том числе иностранные.
Слайд 25При создании экспертного совета определяются его председатель, заместитель председателя и секретарь.
Не допускается включение одного и того же ученого или специалиста в состав нескольких экспертных советов.
Слайд 26Обновление состава экспертного совета проводится не реже чем один раз в
два года и не менее чем на одну треть его численности. Составы экспертных советов утверждаются ГКНТ и Национальной академией наук Беларуси.
Слайд 27Для проведения экспертизы
ГКНТ направляет в экспертные советы объекты экспертизы, оформленные
в соответствии с установленными актами законодательства требованиями, в двух экземплярах.
Слайд 28Экспертный совет
проводит экспертизу объекта экспертизы в течение одного месяца со
дня его поступления в совет, если иное не предусмотрено актами законодательства.
Слайд 29Указанный срок проведения экспертизы может быть продлен экспертным советом при необходимости
доработки по результатам экспертизы объекта экспертизы организацией, его представившей,
Слайд 30но не более чем на две недели.
К проведению экспертизы экспертный совет
в порядке, определенном ГКНТ, привлекает на договорной основе не менее двух экспертов, являющихся высококвалифицированными специалистами в соответствующей области науки и техники.
Слайд 31В отдельных случаях в качестве экспертов могут привлекаться организации и иностранные
эксперты.
Слайд 32Не допускается совмещение в одном лице эксперта и работника организации, представившей
объект экспертизы, или лица, иным образом заинтересованного в реализации этого объекта.
Слайд 33Члены экспертного совета могут привлекаться в качестве экспертов. При этом они
имеют право на подготовку экспертного заключения как для экспертного совета, членами которого они являются, так и для других экспертных советов.
Слайд 34Не допускается совмещение в одном лице эксперта и работника организации, представившей
объект экспертизы, или лица, иным образом заинтересованного в реализации этого объекта.
Слайд 35По результатам рассмотрения объекта экспертизы эксперты готовят экспертные заключения, которые должны
Слайд 36для проектов и работ, технических заданий по мероприятиям, включенным в программы
информатизации, - однозначные выводы о целесообразности (нецелесообразности) их выполнения и финансирования за счет средств республиканского бюджета и (или) других источников финансирования;
Слайд 37для бизнес-планов инвестиционных проектов оценку научно-технического уровня технологий-, возможных социальных, экономических
и экологических последствий от их внедрения и однозначные выводы о целесообразности их реализации с учетом оптимальности выбранных технологий, их инновационности;
Слайд 38для комплектов заявочных документов - выводы об отнесении соответствующих товаров собственного
производства к категории инновационных или высокотехнологичных;
Слайд 39для предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о реализации мероприятий, включенных в программы
информатизации, - оценку научно-технического уровня, эффективности и достаточности таких предложений.
Слайд 40Экспертный совет на своем заседании проводит экспертизу объекта экспертизы с учетом
экспертных заключений и принимает заключение о ее результатах.
Заседание экспертного совета считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей его членов.
Слайд 41Объект экспертизы, получивший положительную и отрицательную оценку экспертов, может решением экспертного
совета направляться третьему эксперту для подготовки дополнительного экспертного заключения.
.
Слайд 42Объект экспертизы, получивший два отрицательных заключения, отклоняется без рассмотрения на заседании
Слайд 43Заключение экспертного совета о результатах экспертизы рассматриваемого объекта экспертизы считается принятым,
если за него проголосовали более половины членов экспертного совета, принимавших участие в голосовании.
Слайд 44При этом члены экспертного совета, являющиеся работниками организации, представившей рассматриваемый объект
экспертизы, не принимают участие в голосовании.
Слайд 45В случае равенства голосов председатель экспертного совета имеет право решающего голоса.
Слайд 46В случае необходимости экспертный совет может приглашать на свои заседания экспертов,
представителей организации, представившей объект экспертизы.
Слайд 47При наличии замечаний со стороны экспертного совета организация, представившая объект экспертизы,
должна устранить их в течение 7 дней.
Слайд 48При нарушении указанного срока экспертный совет имеет право возвратить материалы по
объекту экспертизы в ГКНТ без дальнейшего его рассмотрения.
Слайд 49Заключение экспертного совета, протокол заседания экспертного совета, подписанные председателем и секретарем
экспертного совета, направляются в ГКНТ.
Слайд 50Заключение экспертного совета оформляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми ГКНТ, а
по бизнес-планам инвестиционных проектов - по форме, утверждаемой ГКНТ совместно с Министерством экономики.
Слайд 51В случае несогласия с результатами экспертизы организация, представившая объект экспертизы, имеет
право обжаловать их в ГКНТ. В случае обжалования результатов экспертизы ГКНТ направляет объект экспертизы
Слайд 52на повторную экспертизу или создает специальную комиссию для рассмотрения жалобы с
участием представителей экспертного совета, ГКНТ и организации, представившей объект экспертизы.
Слайд 53Решение данной комиссии, а также заключение экспертного совета, принятые при повторном
рассмотрении объекта экспертизы, являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Слайд 54Оплата за проведение экспертизы организациям и иностранным экспертам производится за счет
средств республиканского бюджета на основании договоров, заключенных в соответствии с актами законодательства.
Слайд 55Порядок выплаты вознаграждения экспертам и членам экспертных советов и его размер
определяются ГКНТ по согласованию с Министерством финансов с учетом фактически затраченного времени на проведение экспертизы и сложности выполнения работ.