Слайд 2Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как
можно более тесного союза европейских народов” (ст. 1 Договора о Европейском Союзе).
Основательницами ЕЭС были 6 стран Западной Европы: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург.
Идея ЕС всегда подразумевала объединение большего количества участников, чем те шесть стран, которые основали Союз в 1957 г. С 1973 по 2013 гг. состоялись семь раундов расширения, в результате которых число членов ЕС выросло до сегодняшних 28:
1973 — Дания, Ирландия, Великобритания
1981 — Греция
1986 — Португалия, Испания
1995 — Австрия, Финляндия, Швеция
2004 — Чешская Республика, Кипр, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения
2007 — Болгария, Румыния
2013 — Хорватия
Слайд 4КОПЕНГАГЕНСКИЕ КРИТЕРИИ
Договор о Европейском Союзе гласит, что подавать заявку на вступление
в ЕС может любая европейская страна, которая стремится к соблюдению и продвижению демократических ценностей Союза. Более конкретные критерии членства известны как «копенгагенские критерии». Ими определено, что страна может вступить в ЕС только при соблюдении следующих условий:
в области политики — в стране обеспечивается надежная работа демократических институтов, верховенство закона и соблюдение прав человека;
в области экономики — в стране работает рыночная экономика, способная выдержать давление конкурентов и воздействие рыночных механизмов ЕС;
в области законодательства — страна принимает установленные в ЕС юридические нормы и практику, в частности в том, что касается основных целей политического, экономического и валютного союза.
Процедура расширения состоит из множества этапов, на каждом из которых необходимо одобрение всех стран-членов ЕС, прежде чем страна-кандидат сможет стать участником Союза. Сначала стране предоставляется перспектива членства. Затем страна официально признается кандидатом на членство, после чего переходит к официальным переговорам о вступлении в ЕС. По завершении переговоров и сопутствующих вступлению реформ страна может стать членом ЕС.
Слайд 5ОБЩИЙ КУРС В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ
Поддерживать мир и укреплять
международную безопасность в соответствии с принципами Устава ООН, содействовать международному сотрудничеству, развивать и консолидировать демократию, верховенство закона, соблюдение прав и основных свобод человека.
Слайд 6ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕС
Высшим руководящим органом Европейского Союза является Европейский Совет, состоящий
из глав 28 входящих в ЕС государств и их правительств. Заседания Европейского Совета проходят четыре раза в год. Члены Европейского Совета определяют принципы и общие направления политики.
Роль Верховного представителя Кэтрин Эштон состоит в обеспечении большей согласованности направлений внешней политики ЕС. Она возглавляет ежемесячное заседание Совета иностранных дел, на котором встречаются 28 министров иностранных дел Европейского Союза, а также посещает Европейский Совет и отчитывается по вопросам внешней политики.
Большинство решений по вопросам внешней политики и безопасности принимается по принципу единогласия, т. е. по единогласному одобрению большинства стран-членов Европейского Союза (и их голосующих представителей в Совете иностранных дел).
Задача службы внешнеполитической деятельности (СВД) заключается в оказании поддержки Верховному представителю. Кроме того, данный орган является дипломатической службой Европейского Союза. Эта служба располагает сетью из более чем 130 представительств и офисов, расположенных в разных странах мира и ответственных за продвижение и защиту интересов Европы. Дипломатическая служба тесно сотрудничает с Европейской Комиссией и Министерствами иностранных дел в странах-членах ЕС.
Слайд 7УРЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
В случае возникновения кризисных ситуаций ЕС может отреагировать в
дипломатическом, экономическом, финансовом, военном и законодательном плане, а также путем оказания помощи в целях развития. Способ санкционирования подхода зависит от того, какой подход выбран.
Самую большую трудность представляет координирование различных вариантов реагирования – как с гражданской, так и с военной точки зрения. Отдел Европейской службы внешнеполитической деятельности (ЕСВД) по вопросам реагирования на кризисные ситуации и оперативного координирования играет важную роль, помогая Верховному представителю обеспечивать согласованность действий. Кроме того, этот отдел пристально следит за событиями в мире для того, чтобы ЕСВД мог быстро отреагировать на потенциальные и возникающие кризисные ситуации.
Этот отдел также руководит работой ситуационного центра ЕС – контрольного органа, который находится в состоянии постоянной готовности, обеспечивая, в случае необходимости, предоставление необходимых услуг представительствам и миссиям ЕС за рубежом или запуск кризисной платформы.
Под эгидой общей политики безопасности и обороны (ОПБО) на постоянной основе функционируют политические и военные структуры, призванные поддерживать деятельность ЕС по урегулированию кризисных ситуаций. Миссии ОПБО проводились по всему миру – от Боснии и Косово до Нигера, Конго и Сомали. В основном, эти миссии направлены на повышение гражданской активности населения и поддержку реформ в области политики, законодательства и таможенных операций.
Слайд 8ТОРГОВЛЯ
На Евросоюз приходится 7% населения мира и 25,8% мирового ВВП, а
торговля с другими странами составляет 20% от объема экспортно-импортных операций в мире (без учета торговли между странами ЕС). Это делает Евросоюз крупнейшим игроком на мировых торговых рынках, а также крупнейшим импортером и экспортером, крупнейшим инвестором, крупнейшей экономикой в показателях ВВП и крупнейшим получателем прямых иностранных инвестиций, ведь в современном мире торговля — это не только перемещение товаров.
Слайд 9ДВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ
В настоящее время проводятся переговоры со странами ASEAN, Индией и
Канадой, а также странами, расположенными у южных и восточных границ ЕС; начинаются переговоры с Японией. Евросоюз надеется на углубление отношений с США, а также на дальнейшее совершенствование договоренностей в области инвестиций с КНР. Действует амбициозное соглашение с Южной Кореей. В Латинской Америке заключены соглашения с Колумбией и Перу. Кроме того, подписано также региональное соглашение со странами Центральной Америки. Проводятся также переговоры о заключении соглашений со странами южного Средиземноморья и Восточной Европы, в частности, с Грузией, Молдовой и Арменией.
Слайд 10ЦЕЛИ ЕС
Данная политика основывается на так называемых целях «20-20-20», достижение которых
запланировано на 2020 год:
сокращение выбросов парниковых газов в странах ЕС, по меньшей мере, на 20% по сравнению с уровнем 1990 года;
обеспечение выработки 20% энергии, потребляемой в странах ЕС, возобновляемыми источниками;
снижение потребления первичной электроэнергии на 20% по сравнению с прогнозируемым уровнем за счет внедрения энергоэффективных технологий.
Лидеры стран ЕС также предложили сократить выбросы парниковых газов еще больше — на 30% — при условии, что аналогичные обязательства возьмут на себя другие государства с развитой и развивающейся экономикой, ответственные за значительную часть выбросов.
Стратегию 20-20-20 дополняет документ под названием «Дорожная карта 2050». В нем представлены различные сценарии развития событий и пути достижения поставленных целей. Положения дорожной карты отвечают долгосрочной стратегии ЕС, направленной на сокращение выбросов к 2050 году на 80-95% по сравнению с уровнем 1990 года при обеспечении надежных поставок и поддержании конкуренции на рынке энергоресурсов.
Слайд 11
СИМВОЛЫ ЕС
Флаг Европейского Союза
Ода к радости
День Европы, 9 Мая
“Единство в многообразии”
– девиз Европейского Союза
Слайд 12ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И РОССИЯ
Ключевым приоритетом Европейского союза является строительство сильного стратегического
партнерства с Россией, основанного на твердом фундаменте взаимного уважения.
Россия стремится поддерживать и уважать основные ценности и принципы демократии, прав человека, верховенста права и рыночной экономики. Эти ценности поддерживают отношения между ЕС и Россией.
Российская Федерация является также важнейшим партнером в деле противостояния изменениям климата
Слайд 13СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
Несколько раз в год проводятся встречи между Европейским
парламентом и Российским парламентом (Государственной Думой и Советом Федерации) в Совете по парламентскому сотрудничеству между ЕС и Россией (СПС), либо на уровне самого комитета, либо на уровне рабочих групп, учрежденных комитетом.
Европейский Союз является основным торговым и инвестиционным партнером России.
В 2011 году объём торговли между ЕС и Россией составил около 308 миллиардов евро.
Вступление России во Всемирную Торговую Организацию в 2012 году предоставляет большие возможности для дальнейшего развития торговых отношений.
Слайд 14СОТРУДНИЧЕСТВО, ОСНОВАННОЕ НА ДИАЛОГЕ
все предпринимаемые действия – это результат непрерывного диалога
между Россией и ЕС, что способствует развитию партнерских отношений и выполнению взаимных обязательств
ЕС объединяет опыт и знания 28 государств-членов, что делает разработанные им программы намного более совершенными и жизнеспособными по сравнению с теми, в реализации которых участвует всего одно государство
соглашение о партнерстве и сотрудничестве и соглашение о четырех общих пространствах предусматривает тесное взаимодействие с правительственными органами