Слайд 1Экономика знания и корпоративная социальная ответственность
А.Н.Пилясов
Директор Центра экономики Севера и
Арктики, СОПС
Слайд 2
Арктика: как ее видели мы
и как ее видят наши дети
Слайд 3Четыре модели арктической экономики
Слайд 4Экономические и социальные предпосылки инновационного развития:
доля населения с высшим образованием,
%
Слайд 6Пять меридианных профилей России «юг-север-арктика»
Слайд 7Знание, присутствие, рост
Новая трактовка российского суверенитета в Арктике: интеллектуальное присутствие важнее
военного
Постоянное наращивание и концентрация нового знания о природно-ресурсном потенциале, динамике природных условия
Исследовательское присутствие, укрепление элементов инновационной инфраструктуры
инновационная модернизация во имя интересов национальной безопасности, устойчивого природопользования, сбережения уникальных экологических систем Арктики и жизнеспособности местных сообществ.
Слайд 8Перспективы развития Севера и Арктики России
Инвестиционные северные и арктические проекты могут
стать рычагом инновационного прорыва для национальных компаний
Эксплуатация морских объектов сырья – это высокотехнологичный процесс, определяющий инновационное развитие комплекса отраслей и территорий
Освоение месторождений Севера и шельфа Арктических регионов полностью соответствует стратегической линии перевода экономики России на инновационный путь развития.
Слайд 9Навигация по СМП: от венчурного искусства к малорисковой рутине
Темпы модернизации навигационного
сервиса быстрее, чем флота
Модернизация старых и строительство новых арктических портов и создание в них транспортно-логистических комплексов
Арктический флот – расширение роли средств двойного и универсального назначения: «облегчение» технических решений, большая маневренность и экономичность (в условиях изменения климата)
Сочетание ледоколов-лидеров и ледоколов-снабженцев на разных трассах СМП
Слайд 10Арктический интеллектуальный сервис
Сектор услуг в Арктике как гарант безопасности гражданской и
военной
В условиях экономики знания безопасность в Арктике от степени интеллектуальности сервиса
Системное единство арктического наукоемкого производственного сервиса («кольцо информации» с разных платформ)
Хвост виляет собакой: арктический наукоемкий сервис – главный фактор экономической эффективности и борьбы с высокими издержками
Слайд 11Города российской Арктики
Более 80% населения российской Арктики проживает в городах и
поселках численностью более пяти тысяч человек .
В сравнении с зарубежным Севером Россия имеет очень мощные заполярные индустриальные города, с обширными промышленными зонами, которые впору сравнивать не с арктическими городами других стран, а с Руром, Уэльсом и Силезией.
На фоне сокращения с конца 1980-х годов общего населения российской Арктики во многих регионах на 30-50%, в отдельных – в два и более раза, крупные города укрепили свои позиции, их сравнительный «вес» в своих регионах стал еще больше.
В современную эпоху все города российской Арктики сталкиваются с вызовом трансформации своего профиля от индустриальных к сервисным, интеллектуальной модернизации старых промышленных производств, необходимостью превращения в инновационные центры для своих окрестных территорий.
Слайд 12База данных муниципальной статистики
22 арктических горпоселений
численность населения – определяет размер
местной экономики и статус городского поселения;
средняя занятость – определяет количество людей, вовлеченных в создание валового городского продукта;
средняя заработная плата характеризует сложившуюся конъюнктуру местного рынка труда (в ряде случаев рассматривалась в разрезе отдельных видов экономической деятельности);
соотношение зарплаты муниципальных служащих и работников промышленных и некоммерческих организаций определяют внутренние контрасты на местном рынке труда;
объем промышленного производства определяет степень индустриальности, а нередко и монопрофильности, города;
основные фонды коммерческих фирм всех форм собственности характеризуют накопленный экономический потенциал города за всю историю его индустриального освоения;
инвестиции в основной капитал всех предприятий на территории города определяют современные финансовые возможности субъектов городской экономики;
доходы местного бюджета характеризуют возможности муниципальных властей влиять на социально-экономическую ситуацию;
подушевое измерение единого налога на вмененный доход определяет степень развитости малого бизнеса в городе, что в совокупности с показателями его поддержки со стороны местной власти дает представление о предпринимательском климате в городе;
подушевые бюджетные расходы на образование косвенно характеризуют возможности города по развитию элементов экономики знания;
расходы на содержание одного муниципального чиновника в расчете на одного жителя определяют финансовое бремя муниципальной власти для городской экономики.
Слайд 13Численность населения
Архангельск является лидером среди городов российской Арктики
В тройку первых
городов попадают также Мурманск и Норильск. В мировом Заполярье нет таких крупных городов, и это является важным преимуществом российского сектора с точки зрения новой экономики знания, ориентированной прежде всего на городские центры.
Население свыше ста тысяч человек имеют также города Воркута, Ноябрьск, Новый Уренгой.
Пять городов Ямало-Ненецкого автономного округа, Мурманской области и Таймырского района в середине списка имеют около 30 тысяч человек.
Города западной Арктики находятся вверху и в середине списка, а немногочисленные города восточной Арктики его замыкают.
Слайд 14Предпринимательская активность
размер предпринимательских налогов в местный бюджет на душу населения
города (единый налог на вмененный доход в подушевом исчислении) - лидерами являются Губкинский, Нарьян-Мар, Салехард и Лабытнанги, Анадырь. В большинстве этих городов оказывается и самая большая поддержка развитию малых предприятий, т.е. показатели муниципальной поддержки и размера подушевых предпринимательских налогов коррелируют между собой.
Низкие показатели предпринимательского налога в большинстве моногородов Мурманской области, но также и в самом Мурманске - уровень Воркуты: хотя возможности развития предпринимательства в областном центре, конечно, выше. Это связано с существенной долей теневых малых предприятий в Мурманске (в более крупном городе уйти в тень малому бизнесу проще, чем в малом и среднем монопрофильном городе).
Слайд 15 Типы городов российской Арктики
Первый тип – это крупные административные
университетские центры, с диверсифицированной экономикой, со средним сегментом промышленного производства, значительным размером местного бюджета, с активным коммутированием части работников на ближайшие ресурсные объекты, с умеренными зарплатными контрастами на местном рынке труда, с существенным теневым предпринимательским доходом.
Второй самый многочисленный тип – это монопрофильные города разного размера, для которых характерны либо активное вахтование части местных работников на соседние рынки труда, либо, наоборот, присутствие пришлых вахтовиков в городской экономике; значительные объемы промышленного производства, особенно в подушевом выражении; значительные зарплатные контрасты на местном рынке труда; средние и высокие расходы местного бюджета на образование. Развитие таких монопрофильных городов зависит от конъюнктуры мировых цен на минеральные и топливно-энергетические ресурсы и применения мер господдержки мер по диверсификации местной экономики (например, в рамках комплексных инвестиционных планов модернизации моногорода).
Тип портового города – Дудинка, Тикси, Певек (некоторые города первого типа выполняют портовые функции, которые не являются для них экономически определяющим видом деятельности). По многим показателям города-порты являются наиболее экономически слабыми в нашей выборке городов Арктики.
Слайд 16Реструктуризация городов разных типов
Для крупных административных центров важно стать полноценными инновационными,
университетскими центрами, способными к диффузии инноваций на значительную окрестную территорию.
Для монопрофильных городов важно преодолеть индустриальное наследие, комфортизировать и разнообразить местную социальную среду и экономику для придания большей устойчивости социально-экономическому развитию.
Для портовых городов конструктивным может быть создание интеллектуальных логистических комплексов, центров комплексной безопасности по трассе Северного морского пути, включающих службы прогнозирования, мониторинга и информационного обмена.
Слайд 17Арктические агломерации
Мурманская (Кольская), Архангельская, Билибинская, Анадырская, Салехардская, Норильская и Воркутинская и
др.
Новые городские агломерации способны одолеть десятилетиями существовавшую обособленность муниципальных образований и сформировать единые эффективные рынки труда, жилья и товаров, обеспечивающие условия для свободного перемещения людей, товаров и услуг.
Речь идет не просто о межмуниципальном сотрудничестве, но мощнее - о формировании единых регламентов деятельности малого и среднего бизнеса, единых правилах работы рынков жилья и труда (например, единых правилах отвода земельных участков под индивидуальное жилое строительство), единых нормах деятельности кредитных организаций и внешних инвесторов, едином графике работы учреждений муниципального управления и социальной сферы в пределах городской агломерации. Городская агломерация позволяет уменьшить дублирование и более экономно доставлять услуги домохозяйствам и бизнесам, в результате, например, создания единых (общих) центров обслуживания сложного медицинского оборудования, специализированных медицинских центров, единых транспортно-логистических центров и др.
Слайд 18Объект исследования
г. Губкинский г. Муравленко
Осн. в 1986 г. Возраст
Осн. в 1984 г.
Нефтегазодобыча Градообразующая Нефтедобыча
отрасль
25 тыс. чел. Население (2012) 33 тыс. чел.
3,3 млрд. руб. Доходы местного бюджета (2011) 3,9 млрд руб
Слайд 19Радикальное различие в уровне и характере развития малого бизнеса
Причина различий
Малый
бизнес
Локальная система власти и собственности
Экономико-географическое положение (в новой трактовке)
Слайд 20Переосмысление ЭГП:
экономико-географическое положение как транслятор внешних институциональных условий развития города
Классическое
определение:
«положение города по отношению
к вне его лежащим данностям,
имеющим то или иное экономическое значение»
Индустриальная эпоха
Информационнаяэпоха
«Твердые» факторы ЭГП
Инерционные: размещение источников сырья и энергии, транспортных путей и т.п.
«Мягкие» факторы ЭГП
Мягкие и неосязаемые: инстуциональные услови (размещение центров принятия решений и др.), конфигурация
информационных потоков и др.
Слайд 21ЭГП Губкинского и Муравленко: «твердые факторы»
Слайд 22Роль нефтедобывающего сектора в жизни города Муравленко сводится к трем основным
тенденциям:
Нефтяной сектор - наиболее высокодоходная отрасль экономики города. Занятые в секторе обеспечивают потребительский спрос на наиболее современные виды досуга и товаров, а предприятия - существенную спонсорскую помощь в развитии социальной сферы.
2. С точки зрения количества рабочих мест роль нефтяного сектора невысока и имеет тенденцию к снижению; место нефтяного сектора на рынке труда постепенно замещается малым бизнесом.
3. Занятые в нефтяном секторе наименее привязаны к городу на фоне других категорий горожан.
Численность занятых в некоторых
секторах экономики Муравленко (по данным паспорта города), 2009 г.
Слайд 23«Мягкие» факторы формирования ЭГП монопрофильного города
(период от основания городов до
2005 г.)
Слайд 24Риски, слабости/проблемы, возможности и сильные стороны города Муравленко
Слайд 25Сценарии развития г. Муравленко:
«плюсы», «минусы» и риски сценариев
Слайд 26Местная система власти и собственности
Слайд 27«Укоренненность» местной власти: внимание к городскому сообществу
Иллюстрация 1. Губкинский
«Но самым большим
достижением В. Лебедевич считает то, что из города стал постепенно выветриваться дух временности, характерный для вахтовых поселений. Люди перестают ощущать оторванность от Большой земли, обустраиваются на новом месте основательно, собираясь здесь жить долго-долго...»
Иллюстрация 2. Муравленко
«Я когда училась в Филиале ТюмГУ в Муравленко, на 2-м курсе у нас преподавал наш уважаемый мэр, он нам сказал фразу которую я не могу забыть "Уезжайте отсюда, вам тут делать нечего, со своим образованием ГМУ вы нам тут не нужны, у меня и своих людей хватает работать в администрации, нам нужны рабочие и нефтяники"!!!! и это слова мэра, заинтересованного в развитии и процвитании города!!!!??»
Слайд 28Развитие культуры как косвенный индикатор степени «укорененности» местной власти
Слайд 29Экономический смысл территориальной идентичности: чувство хозяина на своей территории и развитие
Слайд 30Выводы
Учет «мягких» (институциональных) факторов в ЭГП расширяет спектр возможных инструментов воздействия
на социально-экономическое развитие моногородов.
«Мягкие» факторы ЭГП
(центр/периферия)
Степень укорененности
местной власти
Воздействие на формирование
чувства собственника
в местном сообществе
Местная собственность
(в малых городах создается
усилиями малого бизнеса)
Диверсификация
Слайд 31Губкинский и Муравленко:
ландшафт креативности
и ландшафт традиционности
Слайд 32Риски и ограничения развития города
(специфичные для Ноябрьска)
Невыстроенность институтов взаимодействия между различными
субъектами городского развития в самых разных сферах: крупным и малым бизнесом, общественными организациями и управляющими компаниями в сфере ЖКХ, между старожилами и недавними мигрантами.
Диспропорции в обеспеченности инфраструктурой отдельных микрорайонов города
Нехватка коммуникационных пространств, крытых помещений для активных форм семейного досуга.
Риск развития молодежной наркомании
Нехватка квалифицированных кадров
Постепенное старение населения
Значительная доля жилого фонда низкого качества, установка на временное проживание.
Риск неподтвреждения запасов, экономические риски применения инновационных методов добычи.
Конкуренция более крупного города Сургута
Риск развития конкуренции с соседними городами Губкинский и Муравленко, где планируется создание дублирующих объектов культурно-досуговых и спортивных объектов.
Слайд 34Система устойчивых конкурентных преимуществ
экономического и социального развития города
1. Природно-ресурсный потенциал
Добыча
природного газа ключевыми дочерними компаниями ОАО «Газпромнефть»,
млрд м3
Источник: Нефть и капитал. 2013. № 1-2.
2. Накопленный кадровый
потенциал
(«человеческий капитал»)
в сфере нефтегазодобычи
и нефтегазосервиса.
3. Положение в южной части ЯНАО,
развитая городская инфраструктура
(в результате Ноябрьск выполняет
ряд столичных функций для других городов)
Слайд 35Система устойчивых конкурентных преимуществ
экономического и социального развития города
1. Природно-ресурсный потенциал
Добыча
природного газа ключевыми дочерними компаниями ОАО «Газпромнефть»,
млрд м3
Источник: Нефть и капитал. 2013. № 1-2.
2. Накопленный кадровый
потенциал
(«человеческий капитал»)
в сфере нефтегазодобычи
и нефтегазосервиса.
3. Положение в южной части ЯНАО,
развитая городская инфраструктура
(в результате Ноябрьск выполняет
ряд столичных функций для других городов)
Слайд 36
Направления
социально-экономического
развития
Ноябрьска
Патерналистское
Синергетическое
Равнение на Юг
База для Севера
Слайд 37Важнейшие инвестиционные проекты Ноябрьска
1. Ввод в промышленную эксплуатацию профильными предприятиями нефтегазового
комплекса новых месторождений углеводородов, введение инновационных методов нефтегазодобычи.
2. Создание и дальнейшее развитие комплекса предприятий по глубокой переработке углеводородного сырья, ориентированных на региональный и общероссийский рынки.
3. Значительное усиление законодательной, финансовой и организационной поддержки малого и среднего предпринимательства в различных отраслях и секторах экономики, в т.ч. в нефтегазовом комплексе на основе стимулирования и всесторонней поддержки использования низкодебитных нефтяных скважин малыми и средними добывающими предприятиями.
4. Существенный рост масштабов строительства новых жилых домов с современной инженерной инфраструктурой, строительства новых и модернизации действующих объектов здравоохранения, образования, молодежной политики, культуры и спорта, что позволит обеспечить в целом кардинальное повышение качества жизни горожан и закрепить молодые квалифицированные кадры в экономике города.
5. Опережающее развитие имеющего большое межрегиональное значение транспортно-логистического комплекса Ноябрьска.
6. Строительство в городе Ноябрьске многофункционального торгово-развлекательного комплекса (центра), рассчитанного на интересы широкого круга потребителей (в т.ч. на удовлетворение потребностей горожан в высокостатусных товарах и услугах); завершение реализации проектов второй очереди Зоны активного отдыха и аквапарка. Данные объекты будут ориентированы не только на жителей самого Ноябрьска, но и на приезжающих в город из сопредельных муниципальных образований - городов Губкинского и Муравленко, а также на временно находящихся в городе людей с деловыми и прочими целями из различных регионов России и зарубежных стран.
7. Существенное усиление инновационной составляющей муниципальной экономики за счет создания (на основе целевой окружной и муниципальной поддержки) в Ноябрьске Технопарка межрегионального значения, призванного аккумулировать имеющийся в городе инновационный потенциал.
Слайд 38КСО вчера, сегодня, завтра?
Модели КСО: американская открытая, европейская закрытая, британская смешанная,
российская - ?
Советская практика ведомственной социалки – теперь КСО корпоративных структур – передовая практика Kinross Gold месторождения Купол, Двойное (ЧАО)
Социальные отчеты российских компаний
Слайд 39Тренды последнего десятилетия
1. Возрастающая интернализация арктических рынков труда российских городов.
2.
Увеличение местной вовлеченности в арктические проекты всех видов и размеров в форме занятости и в форме участия образовательных структур.
В Губкинском за десять лет количество вахтовиков в местной экономике сократилось на четверть – с 11 тысяч человек в 2001 году до 7800 человек в 2010 году. Подразделения нефтегазовых компаний, которые размещаются в Губкинском, частично переориентируются на привлечение работников с местного рынка труда. Но это означает новые вызовы для местной системы образования и новые области совместных интересов муниципальной власти и ресурсных компаний, которых раньше не было.
3. Увеличение доли капитальных вложений, инвестиций в шельф. На суше сдвиг в новые области разведки и освоения
4. Экономическая проблемность монопрофильных ресурсных городов и поселков, которые на этапе роста в попытках диверсификации.
Обособления многочисленных сервисных структур стало катализатором процессов диверсификации местной экономики, источником нового взаимодействия с местным малым бизнесом; с другой стороны, социальные и экономические проблемы этих трудовых коллективов стали городскими проблемами.
5. Возвышение арктических городов и их притяжение для дальнего коммутирования «монопрофильные города - многофункциональные центры».
С одной стороны, город становится все более похожим на другие российские города, в смысле – более «стационарным», социально укорененным. Статистически это отражается, например, в изменении структуры оборота розничной торговли. Если в 2006 году доля непродовольственных товаров составляла лишь 34%, то теперь – более 70%, что соответствует общероссийским пропорциям. Жители города в возрастающем количестве хотят жить здесь комфортно и обустроенно, а не «на чемоданах», как это было принято еще десять-пятнадцать лет назад. С другой стороны, большая мобильность трудоспособного населения, потому что в возрастающей степени работники его нефтегазовых структур будут задействованы на новых дальних ресурсных промыслах.
6. Арктические ресурсные корпорации. Ухудшение состояния природных активов повсеместное. Тенденции истощения местных нефтегазовых ресурсов начинают обозначаться уже вполне явно. трудной стабилизации добычи углеводородов. Сдвиги в территориальной структуре ресурсных корпораций. Десять лет назад основным (подчас единственным) местом их деятельности были город Губкинский и Ямало-Ненецкий автономный округ. Теперь губкинские предприятия «Роснефть-Пурнефтегаз», «Пургаз» работают в Камчатском крае, в Республике Саха-Якутия, в Свердловской области. Но и на самом Ямале сфера их приоритетных интересов в добыче углеводородов смещается на север и восток округа.
7. Всюдность малого бизнеса постепенно возникает.
8. Сервис вообще растет в значении и арктический КИБС, интеллектуальный наукоемкий сервис начинает обособляться постепенно как особый феномен российской арктической экономики.
Слайд 40КСО в России: противоречивая картина
Мнение оптимистов: завершение периода «дикого капитализма» первых
лет реформ и переход к более социально ориентированной модели экономики.
Мнение пессимистов: компании подвергаются неоправданному внешнему давлению, что отрицательно сказывается на их эффективности и конкурентоспособности
Мнение оптимистов: российские компании «гиперответственны» – их расходы на социальные цели многократно превышают аналогичные расходы зарубежных фирм
Мнение пессимистов: российский бизнес глух к нуждам общества, ставит перед собой краткосрочные коммерческие задачи и не принимает во внимание интересы устойчивого развития
Слайд 41Старая форма – новое содержание
Советская модель развития Севера предполагала создание
«территориально-производственных комплексов». Предприятия несли ответственность за экономическую и социальную инфраструктуру, жилищно-коммунальное хозяйство и пр.
В современной версии крупные компании участвуют в решении инфраструктурных и социальных проблем городов и регионов в рамках соглашений с обществом, местной властью и другими «стейкхолдерами»
Слайд 42КСО на российском севере
Вызовы устойчивого развития и жизнедеятельности, нерешенные (“отложенные”)
проблемы инфраструктуры, демографии и социальной сферы
Неадекватность законодательства, запаздывание государственной политики в отношении Севера
Недостаточность полномочий и ресурсов на местах
Доминирование крупнейших предприятий
Экономическое неравенство и проблема прав коренного населения
«Гражданский капитал» местных сообществ
Слайд 43Нефтедобыча из битумных песков
Syncrude Canada: региональное развитие, диалог со стейкхолдерами
и поддержка местных сообществ
Компания взаимодействует с коалициями общественных организаций и аборигенных групп для достижения устойчивого развития районов добычи и предотвращения возможного экологического, экономического и иного ущерба
Партнеры компании:
Regional Issues Working Group (инициатива нефтяных компаний по содействию экономическому развитию районов добычи)
Cumulative Environmental Management Association (альянс более 40 организаций для выработки рекомендаций по снижению неблагоприятных последствий промышленного развития северо-востока провинции Альберта)
Wood Buffalo Environmental Association (в ассоциации представлены коренные народы, экологические движения, бизнес и государственные органы; цель ассоциации – мониторинг состояния воздушной среды)
Regional Aquatic Monitoring Program (мониторинг состояния водных ресурсов и экосистем)
Reclamation Advisory Committee (работа с учеными, представителями общественности и государственными органами по реабилитации районов добычи).
Athabasca Tribal Council/Industry Agreement (работа с Советом Племен Атабаски по доступу аборигенного населения к ресурсам экономического развития)
Слайд 44Блоки КСО
Безопасность труда
Развитие персонала
Охрана здоровья
Природоохранные вопросы
Развитие местного сообщества
Индикаторы развитости: объемы
административных расходов на реализацию КСО, наличие сайта с социальным отчетом, мониторинг и социологические опросы
Слайд 45Стандарты 2010
Международный
ISO 26000
Корпоративное управление
Права человека
Трудовые взаимоотношения
Окружающая среда
Лучшие технологии
Интересы потребителя
Вовлечение внешнего сообщества и развитие
Российский
Создание и сохранение рабочих мест
Налоговая дисциплина
Выполнение обязательств перед работниками
Роль в поддержании региональной социальной инфраструктуры
оценка рейтинга КСО российских компаний проводится ежемесячно группой экспертов
Слайд 46Рейтинг КСО российских компаний, сентябрь 2010,
(всего оценивалось 75 компаний по
10-бальной системе,
по российскому стандарту)
Слайд 47Риски корпоративной социальной ответственности
КСО может стать средством пиара или оказаться
сведенной к формальной отчетности «для галочки»
КСО открывает возможность давления на компании со стороны органов власти и введения в «добровольно-принудительном порядке» непрозрачных и непредсказуемых налогов, выведенных из-под процедур бюджетного планирования и контроля
КСО может легитимизировать негласные договоренности между бизнесом и властью, в которых «нужные» инвестиции компаний обмениваются на лояльность чиновников, конкурентные преимущества, налоговые и иные привилегии. Коррупция может быть частью таких соглашений
Слайд 48Условия результативности КСО
Прозрачность и открытость диалога с бизнесом с обязательным
участием в нем представителей общественности
Ориентация КСО на решение решение задач устойчивого социально-экономического развития
Уважение законных интересов сторон, включая права собственности и условия честной конкуренции, а также интересов различных групп населения, и достижение соглашений на паритетной основе
Четкая фиксация принятых обязательств с указанием индикаторов их выполнения, транспарентность социальных инвестиций и открытые для публики процедуры отчетности
Обмен опытом КСО и информацией о достигнутых результатах между предприятиями, отраслями и регионами
Слайд 49Соглашения о сотрудничестве между компаниями и региональными/местными властями ЯНАО
бюджетная и налоговая
сфера,
надежное газоснабжение потребителей автономного округа,
развитие ресурсного потенциала добычи углеводородов,
переработка попутного газа и развитие нефтегазохимии,
имущественно-земельные отношения,
развитие и стимулирование инвестиционных процессов,
поддержка объектов физкультуры, спорта, культуры округа;
развитие промышленного и научного потенциала округа, повышение уровня жизни населения
Слайд 50Соглашение о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Открытым акционерным
обществом "Газпром" на 2007 – 2011 годы
бюджетная и налоговая сфера,
надежное газоснабжение потребителей автономного округа,
развитие ресурсного потенциала добычи углеводородов,
переработка попутного газа и развитие нефтегазохимии,
имущественно-земельные отношения,
развитие и стимулирование инвестиционных процессов,
развитие промышленного и научного потенциала округа, повышение уровня жизни населения,
- поддержка объектов физкультуры, спорта, культуры округа.
Слайд 51Соглашение о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и
Открытым акционерным обществом «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» 2008 года
сотрудничество в области экономического, нормативно-правового, информационного и научно-технического обеспечения процессов, связанных с транспортировкой нефти, осуществляемой трубопроводным транспортом;
обмен информацией при рассмотрении проектов федеральных законов, законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
развитие материально-технической и производственной базы дочерних обществ Компании, расположенных на территории автономного округа;
повышение надежности работы объектов магистральных нефтепроводов, своевременное проведение технического перевооружения, капитального ремонта, реконструкции и модернизации;
обеспечение экологической безопасности при строительстве и эксплуатации трубопроводного транспорта и рекультивации земель, подвергшихся неблагоприятному экологическому воздействию;
совместное участие в реализации социально значимых для региона проектов и программ.
Слайд 52Северные обучаемые сообщества как цель
Местные сообщества, не регионы
Центры и программы профессионального
переобучения в каждом городе
Укрепление структур среднего профессионального образования в российской Арктике
Слайд 53Шпицберген: пример диверсификации старопромышленной экономики
Слайд 54Бизнес и программы переобучения – доступ северянам в креативный класс
Система поддержки:
творческие
виды деятельности (промышленный сервис, веб-дизайн, уникальное ремесло и др.);
обучающий блок внутри любого инвестпроекта на территории;
поддержка местных структур профессионального образования