Слайд 1Экономика образования
Утукина Виктория Николаевна
Слайд 2
Экономика – это хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для
обеспечения жизни и удовлетворения потребностей путем создания необходимых человек благ, условий и средств существования с применением труда.
Слайд 3Экономические потребности и блага
Экономические потребности – это внутренние мотивы, побуждающие к
экономической деятельности.
Экономические блага – средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве.
Экономические блага делятся на продукты и услуги.
Слайд 4Человек ограничен в своих возможностях.
Ограничены его физические и интеллектуальные способности.
Ограничено
время, которое он может уделить тому или иному занятию.
Ограничены средства, которые он мог бы использовать для достижения желанной цели.
Слайд 5Экономисты исходят из гипотезы о рациональном поведении людей.
Рациональное поведение - это
поведение, направленное на достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях.
Обычно предполагается, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей, или полезность, а предприятия - прибыль, тогда как государство призвано максимизировать нечто, называемое общественным благосостоянием.
Слайд 6Экономисты исходят из гипотезы о рациональном поведении людей.
Рациональное поведение - это
поведение, направленное на достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях.
Обычно предполагается, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей, или полезность, а предприятия - прибыль, тогда как государство призвано максимизировать нечто, называемое общественным благосостоянием.
Слайд 7Рациональный выбор индивида: соотношения выгод и издержек
Экономический выбор – выбор наилучшего
из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при заданных затратах (издержках).
Слайд 8Экономическая эффективность
Получение максимума блага от имеющихся ресурсов.
Для этого нужно постоянно соотносить
выгоды и издержки.
Слайд 9Экономические ресурсы
Это виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и оказания
услуг:
Природные ресурсы
Трудовые ресурсы
Капитал
Предпринимательские способности
Знания (технологии, наука, информация)
Слайд 10Проблемы использования ресурсов
Проблема редкости или ограниченности.
Проблема эффективного использования ресурсов.
Проблема экономического выбора.
Выбор
– это отказ от одного ради получения другого.
Слайд 11Е.А. Барановская, доцент кафедры предпринимательского права БФУ им. Канта, рекомендует студентам
Юридического института
Слайд 12
Анисовец, Т. А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие; Санкт-Петербургский
филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. – 180 с.
http://www.hse.ru/data/2013/08/16/1290216420/zaichenko_anisovez.pdf
Слайд 13
Экономика образования – это экономические отношения экономических агентов по поводу распределения,
использования, обмена ограниченных ресурсов для достижения наилучшего результата.
Слайд 14
Объектом экономики образования как науки является сфера (система) образования как часть
экономики страны, народного хозяйства, включающая образовательные учреждения и систему управления.
Рассматриваем образовательные учреждения дошкольного и среднего общего образования.
Слайд 15Предметом экономики образования является изучение
Распределения ограниченных ресурсов между альтернативными способами их
применения для получения результатов, соизмеряемых с затратами этих ресурсов.
Слайд 16
Рынок образовательных услуг – это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся,
организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги.
Слайд 17
Рынок образовательных услуг - это система социально-экономических отношений между учебными заведениями
и потребителями с целью продажи и покупки образовательных услуг.
Слайд 18
Рынок образовательных услуг, как всякий другой рынок, предполагает наличие специфического продукта
или услуги (в данном случае - передачу знаний, умений и навыков личности); цены обучения.
Слайд 19И. Л. Решетникова и В. М. Смирнова считают, что образовательные услуги
- это довольно специфический «товар».
Они обладают высокой потребительской стоимостью, поскольку увеличивают интеллектуальный потенциал личности, будущих рабочих или специалистов. (Проявляется в дальнейшем в стоимости услуг квалифицированной рабочей силы и правомерности высоких цен на образовательные услуги).
Для образовательных услуг характерна:
продолжительность периода их предоставления,
отсроченность выявления результативности образовательных услуг.
зависимость эффективности работы выпускников учебных заведений от условий их труда и жизни.
На объем предоставления образовательных услуг влияет месторасположение учебных заведений, места жительства потенциальных учеников, студентов.
Особенностью предоставления образовательных услуг является творческое сотрудничество между преподавателем и лицом, который учится.
Слайд 20
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации"
http://минобрнауки.рф
Письмо Минобрнауки России № ДЛ-151/17 от 10.06.2013 г. "О наименовании образовательных учреждений"
Слайд 21Основные понятия рынка ОУ (Статья 2. ФЗ № 273-фз)
Образовательная деятельность -
деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Слайд 22Основные понятия рынка ОУ (Статья 2. ФЗ № 273-фз)
Образовательная программа -
комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Слайд 23В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное
общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Слайд 24
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2)
высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Слайд 25
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды,
как дополнительное образование детей
и взрослых;
дополнительное профессиональное образование.
Слайд 26
Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Слайд 27Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной,
муниципальной или частной.
Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
Слайд 28В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные
программы:
1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Слайд 29В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные
программы:
1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Слайд 30Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
Статья 99.
Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
1. Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Слайд 31Статья 99.
2. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в
соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Слайд 32Статья 99.
3. Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в
сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
Слайд 33Статья 99.
5. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность
по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.
Слайд 34Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и
юридических лиц
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.
Слайд 35Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и
юридических лиц
3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.