Экономика медиа: модели финансирования медиа презентация

Содержание

Бизнес-модель и модель финансирования Бизнес-модель Модель финансирования Ориентация на рыночное извлечение прибыли (бизнес-модель предполагает, что целью медиа является привлечение прибыли) Ориентация на расходы: каким образом и откуда берутся деньги на то,

Слайд 1Экономика медиа: модели финансирования медиа


Слайд 2Бизнес-модель и модель финансирования
Бизнес-модель
Модель финансирования
Ориентация на рыночное извлечение прибыли (бизнес-модель предполагает,

что целью медиа является привлечение прибыли)

Ориентация на расходы: каким образом и откуда берутся деньги на то, чтобы обеспечивать расходы медиа



Ориентация на бизнес-задачи

Ориентация на цели


Слайд 3Двойственность природы медиа
Медиа с одной стороны являются «товаром», который потребляется аудиторией
С

другой стороны медиа выполняют важную общественную функцию

Два основных принципа разделения благ на коллективные и индивидуальные: принцип исключения (исключение некоего объема благ из оборота в результате их купли/продажи индивидом – сокращение запасов), принцип соперничества за благо (приобретение блага одним индивидом препятствует его получению другим)
Samuelson, 1954

Общественное благо –
информация, содержащаяся
в СМИ + контент телематических сетей
+ телерадиовещание

Индивидуальное благо –
носитель информации,
который отделим от продукта:
CD, DVD, экземпляр газеты, журнала,
трансляционная сеть


Слайд 4Дуализм целей
То есть либо медиа нужны владельцам, чтобы зарабатывать на них

деньги путем максимизации количества клиентов
Либо медиа нужны владельцам (группам лиц, обществу, олигархам, государству и т.п.) для решения определенных задач в сфере формирования общественного мнения, установления общественной повестки, информирования о деятельности власти и т.п.

Слайд 5Медиа в докоммерческую эпоху
Партия Х
Партия Y
Партия Z



Газета Х
Газета Y
Газета Z
Медиа обеспечивают

плюрализм суждений и идеи конкурируют за благосклонность потребителя

содержит

содержит

содержит


Слайд 6Медиа в коммерческую эпоху
Партия Х
Партия Z
Газета Х
Газета Y
Газета Z
Медиа конкурируют друг

с другом за доступ потребителя, а партии – за внимание прессы



Если потребитель может узнать обо всех партиях в газете Х, то зачем ему газета Y


Партия Y

Собственник X

Собственник Y




Слайд 7Три основных модели финансирования медиа
Коммерческая
СМИ финансируются за счет рекламы, за счет

платы потребителя или частично за счет того и другого.
Пример: федеральные телеканалы зарабатывающие основную часть средств на рекламном рынке, массовые книги, музыка

Обслуживания
интересов

Общественная

Медиа финансируются отдельными лицами или группами лиц, отдельными государственными структурами, партиями, НКО и т.п. с целью формирования общественного мнения
Пример: советские СМИ

Медиа финансируются за счет ежегодного взноса (взимаемого по налоговому принципу), что позволяет таким медиа не зависеть от рейтингов и обслуживать потребности самых разных категорий населения. Управление осуществляется через общественные советы, неподконтрольные государству.
Пример: Британское телевещание Би-Би-Си


Слайд 8Коммерческая модель СМИ
Первоначально эта модель предполагала полное финансирование за счет рекламы

(радио и телевидение) или частичное финансирование из средств рекламы и доходов от продаж (классическая газетная и журнальная индустрия)

Слайд 9Печатные СМИ: одно предложение и два спроса
Издатель
Рекламодатель
Читатель
Информация и развлечения
Аудитория
Продажа публикаций
Продажа площадей
Покупка

доступа к аудитории

Возможная покупка благ


Слайд 10Тенденции изменения коммерческой модели
Переплетение видов финансирования. Если раньше считалось, что в

чистом виде рекламные доходы извлекают лишь электронные медиа (ТВ, радио), а для печатных СМИ характерна смешанная модель, то теперь некоторые печатные СМИ перенимают в чистом виде рекламный способ финансирования (бесплатная пресса)
Появление сервисов и видов СМИ, не предполагающих финансирование за счет рекламы, а, в первую очередь, из средств самих пользователей (как книжная или культурная индустрия):
Кабельное и спутниковое платное ТВ: объем рекламы сокращен до минимума, основная часть доходов приходит от самих зрителей такого ТВ
Индивидуальная подписка на различные информационные сервисы (мобильные, интернет)
Читатель/зритель/слушатель стал менее чувствителен к цене продукта: он готов платить за то, что нравится


Слайд 11
Почему коммерческая модель несовершенна?
Медиа Х
Медиа Y
Аудитория развлечений

Собственник X
Собственник Y

Рекламодатель
Рекламодатель
Рекламодатель
Аудитория политического контента
Аудитория

образовательного контента

развлечения

политический контент

Медиа невыгодно производить контент для узкой аудитории, если есть возможность производить для широкой
Стремление к максимизации прибыли убивает стремление к выполнению общественной функции


Слайд 12
Общественное ТВ
Общество
Представительный орган (общественный совет, CSA, Trust)


Менеджмент ТВ
Программы, призванные обслуживать общественный

интерес: образовательные, культурные, политические и пр.



Государство


Фонд

Коммерческие вещатели

Осуществляет организационно сбор средств в фонд общественного ТВ


Налоги


Ограничения институционального характера:
Ограничение объемов рекламы
Ограничение времени трансляции рекламы
Ограничения на собственное производство
Установление налоговых планок


Слайд 13Характеристики общественного вещания (Siune & Hulten)


Слайд 14Почему в России нет ОВ
В нашей социальной традиции государственного доминирования в

сфере медиа, представляется сложным обеспечить общественную подотчетность и потребности в общественном вещании. В результате реализация некоторых задач ОВ через государственное ТВ выглядит адаптивной формой. Государство отождествляет себя с обществом

Слайд 15Стратегии выполнения общественной функции
Нишевые каналы для трансляции того типа контента, который

невозможно транслировать целиком в рамках государственных коммерческих телеканалов

Финансирование производства некоторых программ, трансляция которых также оплачивается государством. Похоже на классическую рекламную модель.


Слайд 16Нишевые каналы как «условное общественное»


Среднесуточная доля 5,6%


32,8%


Слайд 17Исторически
Исторически сложилась ситуация, при которой государственные каналы (Россия 1 и Первый),

которые имеют наибольший охват, являются самыми главными игроками на рекламном рынке (получив в собственность инфраструктуру).
В период, когда эти каналы складывались, у государства не было денег их содержать, поэтому им разрешалось зарабатывать на открытом рынке
Отсутствие внятных требований и задач, которые государство ставит перед государственным ТВ: непрозрачность требований

Слайд 18Устойчивая форма






Слайд 19СМИ в российской региональной системе (по факту)
Издатель
власти
Покупка лояльности
Материалы о себе любимом
Газета

для одного человека или группы лиц: не бизнес




Слайд 20СМИ в российской региональной системе (как могло бы быть)
Издатель
Власти
Читатель
Информация и развлечения
Аудитория
Продажа

публикаций

Продажа площадей

Покупка доступа к аудитории

Лояльность и голоса


Слайд 21Стратегии компенсации рыночных «провалов» в России
Государственное финансирование
Строка в бюджете
Договоры информационного обслуживания
Гранты
Те

или иные формы государственного субсидирования.
Квазирынок.

Слайд 22Высшая школа экономики, Москва, 2015
Исследование госконтрактов
Эмпирическая база исследования – информационные контракты,

заключенные между государственными структурами и медиа компаниями в период с 2011 по 2014 гг.
44 и 94 ФЗ (то есть только бюджетные средства). Контракты по 223 ФЗ не рассматривались.
База была создана с помощью ресурсов http://clearspending.ru и http://zakupki.gov.ru
Затем контракты были закодированы

Слайд 23Высшая школа экономики, Москва, 2015
Общее количество контрактов в области медиа в

2011-2014 гг.

Слайд 24фото
фото
фото
Объем контрактов (2011-2014)


Слайд 25фото
фото
фото
Средний объем контракта


Слайд 26Среднее количество контрактов на исполнителя


Слайд 27фото
фото
Красные – заказчики
Зеленые – исполнители
Красные связи – самые дорогие
ОАО «Татмедиа»
Агентство «Татмедиа»
ТРК

«Новый век»

Сетевая модель


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика