Экономический рост и развитие презентация

Содержание

Экономический рост Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» Если рост прекратился, близок конец. Сенека, древнеримский философ и финансист

Слайд 1Экономический рост и развитие
Учитель истории и обществознания
Михайлова Надежда Михайловна
Экономика

ЕГЭ по обществознанию

УРОК

по обществознанию

Слайд 2Экономический рост
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Если рост прекратился,

близок конец.
Сенека,
древнеримский философ и финансист

Слайд 3Цели экономического роста
Улучшить условия жизни населения
Реализовать на практике достижения НТП
Увеличить производственные

возможности экономики
Сгладить социальную дифференциацию доходов населения и стабилизировать экономическую систему

Экономический рост

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 4Главная цель экономического роста
Рост
благосостояния
населения страны
Увеличение
национального
богатства
Экономический рост


Автор:

Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


ЦЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА — УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, ПРИЧЕМ НЕ ТОЛЬКО УРОВНЯ, НО И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.


Слайд 5Экономический рост – это долговременное увеличение реального объема валового внутреннего продукта

(ВВП) как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны.

Экономический рост не означает, что рост ВВП должен увеличиваться каждый год, но в целом направление движения экономики должно идти вверх

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 6В ЭТОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ НЕОБХОДИМО ПОДЧЕРКНУТЬ ТРИ ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ МОМЕНТА:
ВО-ПЕРВЫХ, ТОЛЬКО РЕАЛЬНЫЙ

ВВП, ПОТОМУ ЧТО НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП МОЖЕТ РАСТИ, ИНФЛЯЦИЯ, А ЗНАЧИТ, И ЦЕНЫ МОГУТ РАСТИ ЕЩЕ БЫСТРЕЕ, И В РЕЗУЛЬТАТЕ, РЕАЛЬНЫЙ ВВП МОЖЕТ ДАЛЕЕ УМЕНЬШАТЬСЯ;

ВО-ВТОРЫХ, ПОДСЧИТЫВАТЬ ВВП НУЖНО НЕ ТОЛЬКО В АБСОЛЮТНЫХ ЗНАЧЕНИЯХ, НО И НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, ТАК КАК НАСЕЛЕНИЕ МОЖЕТ ВЫРАСТИ И ТОГДА НА КАЖДОГО ЖИТЕЛЯ ДАЖЕ ПРИ РОСТЕ АБСОЛЮТНЫХ РАЗМЕРОВ ВВП БУДЕТ ПРИХОДИТЬСЯ МЕНЬШЕ;

В-ТРЕТЬИХ, ТОЛЬКО ДОЛГОСРОЧНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ВВП МОЖНО СЧИТАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТОМ. Например, в РОССИИ в 90-х гг. XX в. в ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧ­НЫМ ОТНОШЕНИЯМ РЕАЛЬНЫЙ ВВП УМЕНЬШАЛСЯ (около 7,5% в год), но в 1997 г. он возрос, а в 1998 г. снова уменьшился.

Слайд 7
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ИЗМЕРЯЕТСЯ СРЕДНЕГОДОВЫМИ ТЕМПАМИ ПРИРОСТА ВВП, ВЫРАЖЕННЫМИ В ПРОЦЕНТАХ.
ДЛЯ

КРАТКОСТИ ЭТОТ ПОКАЗАТЕЛЬ ЧАСТО НАЗЫВАЮТ ПРОСТО ТЕМПОМ РОСТА ВВП.
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВЫЧИСЛИТЬ ТЕМПЫ РОСТА ЗА ДАННЫЙ ГОД, НАДО ВЗЯТЬ РЕАЛЬНЫЙ ВВП ЗА ДАННЫЙ ГОД, ВЫЧЕСТЬ ИЗ НЕГО РЕАЛЬНЫЙ ВВП ЗА ПРЕДЫДУЩИЙ ГОД — ПОЛУЧИМ ПРИРОСТ РЕАЛЬНОГО ВВП ЗА ДАННЫЙ ГОД.
ТЕПЕРЬ РАЗДЕЛИМ ЕГО НА РЕАЛЬНЫЙ ВВП ПРЕДЫДУЩЕГО ГОДА И УМНОЖИМ НА 100% .

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 8Темпы экономического роста
ВВП (реальный) 2012 г. – ВВВ (реальный) 2011 г.

= прирост ВВП за 2012 г.


Прирост ВВП________ x 100%
ВВП (реальный) 2011 г.

Экономический рост

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Например, реальный ВВП за данный год составил 210 млрд. долл., а за предыдущий год — 200 млрд долл., тогда 100% =5%. Экономический рост за данный год составил 5%.


Слайд 9Россия заняла первое место среди стран "большой восьмерки" (G8) по росту

экономики в 2011г. Такие предварительные данные сообщает Росстат.
Рост валового внутреннего продукта (ВВП) РФ в 2011г. по сравнению с 2010г. составил 4,3%.
На втором месте оказалась Германия с ростом ВВП на 3%, за ней следуют Канада (+2,3%), США (+1,7%) и Франция (+1,6%).
В Великобритании экономика выросла за прошлый год на 0,9%, в Италии - на 0,5%, а экономика Японии продемонстрировала падение на 0,9%.

Чем богаче страна, тем ниже её годовые темпы роста (как правило)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 10Факторы экономического роста
Количество и качество природных ресурсов
Трудовые ресурсы
Капитал
Технический прогресс
Инвестиции
Экономический рост
Автор:

Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 11ПРЯМЫЕ ФАКТОРЫ
непосредственно вызывают экономический рост

Количество и качество ресурсов
Уровень технологии
Организационные возможности

и т.п.

Экономический рост

Факторы экономического роста

КОСВЕННЫЕ ФАКТОРЫ
позволяют реализовать прямые факторы экономического роста

Кредитно-денежная система
Налогово-бюджетная система
Инвестиционный климат
Степень монополизации рынка

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 12 ФАКТОРЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
численность населения,
уровень образования;
квалификации рабочей силы

и т.п.

Экономический рост

ФАКТОРЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КАПИТАЛА
уровень технической вооруженности,
производственные приоритеты,
сроки амортизации и т.п.

Факторы экономического роста

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 13Факторы, негативно влияющие на рост
Недостаточный объем и качество используемых ресурсов,
Природно-охранные мероприятия,
Социальные

издержки, связанные с ростом производства (трудовые конфликты и т.п.),
Неэффективная экономическая политика государства,
Неблагоприятные природно-климатические условия.

Экономический рост

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 14Пути достижения экономического роста
Экстенсивный
Увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов
Интенсивный
Увеличение

ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности

Экономический рост

Развитые страны мира

Развивающиеся
страны Азии и Африки

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 15Факторы экстенсивного роста
Увеличение количества станков
Прием дополнительных рабочих
Сохранение в неизменном виде технологии


производства
Увеличение площади обработанных земель
Разработка новых месторождений

Экономический рост

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 16ЭКСТЕНСИВНЫЙ РОСТ
ВОЗЬМЕМ ТАКОЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА, КАК ЗЕМЛЯ.
ИЗВЕСТНО, ЧТО ПЛОДОРОДНЫЕ ЗЕМЛИ

ОГРАНИЧЕННЫ.
НО ОНИ НЕ ВСЕ СРАЗУ БЫЛИ ВОВЛЕЧЕНЫ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ.
ИЗ ИСТОРИИ ИЗВЕСТНО, ЧТО В США, НАПРИМЕР, ДОВОЛЬНО ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ПРОИСХОДИЛ ЗАХВАТ ЗЕМЕЛЬ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ СТРАНЫ.
В 60-Е ГГ. XX В. В СССР ВЕЛОСЬ ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ.
СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ТОГО ВРЕМЕНИ ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНОЙ БЫЛА ПЕСНЯ С ТАКИМИ СЛОВАМИ:
ЕДЕМ МЫ, ДРУЗЬЯ, В ДАЛЬНИЕ КРАЯ,
СТАНЕМ НОВОСЕЛАМИ И ТЫ, И Я.
ВОВЛЕКАЮТСЯ В ОБОРОТ НОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ХОТЯ СТАРЫЕ НЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ДО КОНЦА, НО ИМЕЮЩАЯСЯ ТЕХНИКА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ ПОЛНОСТЬЮ.
ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЭКОНОМИКА РАЗВИВАЕТСЯ ЭКСТЕНСИВНЫМ СПОСОБОМ.


Слайд 17Факторы интенсивного роста
Научно-технический прогресс
Экономия на масштабе (укрупнение производства)
Повышение квалификации работников
Рациональное распределение

ресурсов

Экономический рост

носит качественный характер;
имеет долгосрочный характер;
требует значительных инвестиций в наукоемкие отрасли и в человеческий капитал.

Научная организация труда

Эффективные методы
государственного регулирования

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 18ИНТЕНСИВНЫЙ РОСТ
ПЕРВЫЙ, САМЫЙ ВАЖНЫЙ ФАКТОР ИНТЕНСИВНОГО РОСТА — НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП),

КОТОРЫЙ ЗАТРОНУЛ ВСЕ СТОРОНЫ ЭКОНОМИКИ И ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
ОСОБЕННО БУРНО ОН РАЗВИВАЛСЯ С 80-Х ГГ. ПРОШЛОГО ВЕКА, КОГДА ПРОИЗОШЛА ТАК НАЗЫВАЕМАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (сравните с промышленным переворотом XVIII—XIX вв. и электрической революцией).
ЭЛЕКТРОНИКА И ИНФОРМАТИКА РЕЗКО ПОВЫШАЮТ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, УВЕЛИЧИВАЮТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА, ИЗМЕНЯЮТ ТЕХНОЛОГИИ, СОЗДАЮТ НОВЫЕ ПРОДУКТЫ И ДАЖЕ НОВЫЕ РЕСУРСЫ, НЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ПРИРОДЕ.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 19
ВТОРОЙ ФАКТОР ИНТЕНСИВНОГО РОСТА — ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ.
ОБРАЗОВАНИЕ РАБОТНИКА СТАЛО

ИГРАТЬ ОЧЕНЬ БОЛЬШУЮ РОЛЬ.

ПОЯВИЛАСЬ ДАЛЕЕ ТАКАЯ КАТЕГОРИЯ, КАК «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ», т. е. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ЛЮДЕЙ, НАКОПЛЕННЫЕ ИМИ БЛАГОДАРЯ ОБУЧЕНИЮ И ПРАКТИЧЕСКОМУ ОПЫТУ.

ПОЭТОМУ ВЛОЖЕНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЧАСТО ЯВЛЯЮТСЯ ДАЖЕ БОЛЕЕ ВАЖНЫМИ, ЧЕМ ИНВЕСТИЦИИ В ФИЗИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ (оборудование и инструменты).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 20ТРЕТИЙ ФАКТОР ИНТЕНСИВНОГО РОСТА - РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ
В ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РОСТА КАПИТАЛ И РАБОЧАЯ СИЛА ПЕРЕХОДЯТ ИЗ МЕНЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ОТРАСЛЕЙ В БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ.

ПРОИСХОДИТ СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ: НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ ЗАНИМАЮТ ВЕДУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ,
А ТРАДИЦИОННЫЕ ОТРАСЛИ СТАНОВЯТСЯ БОЛЕЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМИ БЛАГОДАРЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 21Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 22Политика стимулирования экстенсивного экономического роста
Увеличение рабочего времени;
Половое, возрастное, социальное расширение рабочей

силы;
Государственное стимулирование инвестиций и сбережений.

Экономический рост

Политика стимулирования интенсивного экономического роста

Стимулирование повышения квалификации рабочей силы;
Стимулирование увеличения расходов на НИОКР;
Стимулирование развития конкуренции.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 23Типы экономического роста
Равномерный рост стран-лидеров (США, Европа)
Чудеса роста (Япония, Южная Корея,

Гонконг)

Трагедии роста (некоторые страны Центральной
Африки)

Отсутствие экономического роста (Зимбабве)

Экономический рост

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 24Экономический рост
Положительные эффекты экономического роста
Рост уровня благосостояния
Рост продолжительности жизни
Расширение социальных

программ
Развитие науки и образования

Рост материальных благ
Рост экономического благосостояния страны

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»




Слайд 25Отрицательные эффекты экономического роста

сокращение текущего потребления,
уменьшение отдачи от инвестиций
увеличение неравенства в

доходах,
рост эмоционально- психологической нагрузки..
усиление нагрузки на природу, ухудшение экологической среды обитания человека.

Экономический рост

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 26Издержки экономического роста
Издержки , связанные с загрязнением окружающей среды и истощением

природных ресурсов

Издержки , связанные с усилением стрессовых ситуаций у работника

Альтернативные издержки - необходимость жертвовать текущим потреблением ради обеспечения роста и увеличения потребления в будущем

Издержки , связанные с убывающей отдачей от капитала – высокая норма сбережений повышает производительность, но не ускоряет темпы роста. Только НТП обеспечивает рост

Экономический рост

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 27Ограничения экономического подъема в российской экономике
Высокая зависимость от сырьевого экспорта
Низкая

конкурентоспособность обрабатывающих отраслей промышленности, ориентированных на товарное покрытие внутреннего спроса
Отсутствие системности и последовательности в экономической политике государства
Высокий риск для инвесторов
Слабое стимулирование научно-образовательной и научно-исследовательской работы

Экономический рост

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 28Экономическое развитие
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 29Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 30Экономическое развитие
Экономическое развитие — структурная перестройка экономики в соответствии с потребностями

технологического и социального прогресса.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Показатели уровня экономического развития

ВВП и национальный доход на душу населения

Производство основных видов продукции

Отраслевая структура экономики (соотношение между отраслями материального и нематериального производства)

Уровень и качество жизни населения
Показатели экономической эффективности производства (отношение эффекта, результата к затратам)


Слайд 31Экономическое развитие
Развивающиеся страны
Китай, Бразилия, Индия, Мексика, Турция и др.), в том

числе наименее развитые (в основном государства Тропической Африки

Страны с переходной экономикой

страны Центральной и Восточной Европы, Китай, Вьетнам, Монголия

Развитые страны


США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и др.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

СТРАНЫ РАЗВИВАЮТСЯ ПО-РАЗНОМУ, ПОЭТОМУ ЕСТЬ ВСЕ ОСНОВАНИЯ РАЗДЕЛИТЬ ИХ НА ГРУППЫ:


Слайд 32Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 33СУЩЕСТВУЕТ ДАЖЕ ТАКОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ: «БЕДНЫЕ СТРАНЫ ОСТАЮТСЯ БЕДНЫМИ ПО ПРИЧИНЕ СВОЕЙ

БЕДНОСТИ».

НИЗКИЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ (менее 1 долл. на человека в день) ОЗНАЧАЮТ НЕ ТОЛЬКО НИЗКИЙ СПРОС, НО И ПРАКТИЧЕСКИ ОТСУТСТВИЕ СБЕРЕЖЕНИЙ, А ЗНАЧИТ, ОТСУТСТВИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ФИЗИЧЕСКИЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И, КАК СЛЕДСТВИЕ ЭТОГО, НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА.
НО ЕСЛИ ДАЖЕ И НАБЛЮДАЕТСЯ РОСТ ВВП, ЭТО НЕ УВЕЛИЧИВАЕТ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ПОТОМУ ЧТО САМО НАСЕЛЕНИЕ РАСТЕТ ЕЩЕ БОЛЕЕ БЫСТРЫМИ ТЕМПАМИ. ДАННАЯ СИТУАЦИЯ ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ «ПОРОЧНЫЙ КРУГ БЕДНОСТИ».

ЧТО ОНО ОЗНАЧАЕТ?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

-Нет достаточного объема внутренних капиталов,
-Низкий уровень квалификации рабочей силы,
-Низкий уровень производительности труда,
-Преобладание с\х и добывающих отраслей,
-Высокий уровень рождаемости.


Слайд 34

КОГДА ОВОРЯТ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ И ФАКТОРАХ ЕГО ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ,

ТО ИМЕЕМ В ВИДУ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - ЭТО КАРДИНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИКИ.

ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН БОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМ ТЕРМИН «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 35ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ ПРЕОБЛАДАЕТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ПОЧТИ ОТСУТСТВУЕТ

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЖИВЕТ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭТИХ СТРАН ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЦЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.

ИМ ПРЕДСТОИТ СОЗДАТЬ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ИНФРАСТРУКТУРУ, ГОРОДА, А САМОЕ ГЛАВНОЕ - ОБУЧИТЬ НАСЕЛЕНИЕ, КОТОРОЕ В ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕГРАМОТНЫМ.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 36ПРАВДА, В XXI В. ЭТИ НАРОДЫ НЕ ОДИНОКИ, ИМ ПОМОГАЮТ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

ОРГАНИЗАЦИИ, ТАКИЕ, КАК МИРОВОЙ БАНК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД И ДР., ,

НАПРАВЛЯЯ ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЦЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НЕ ДОПУСКАЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДРУГИХ ЦЕЛЯХ.
КАК ГОВОРИТ НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ, ПОДАРИ ЕМУ УДОЧКУ, А НЕ РЫБУ, ТОГДА ОН НЕ УМРЕТ С ГОЛОДА.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 37МОГУТ ЛИ СЛАБОРАЗВИТЫЕ СТРАНЫ РАЗОРВАТЬ ПОРОЧНЫЙ КРУГ БЕДНОСТИ?

МОГУТ, ЕСЛИ ОСОЗНАЮТ

ЦЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ И БУДУТ СТРЕМИТЬСЯ К ДОСТИЖЕНИЮ РОСТА ДОХОДОВ, СБЕРЕЖЕНИЙ, ИНВЕСТИЦИЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ОСНОВЕ СВОИХ ВНУТРЕННИХ ИСТОЧНИКОВ, А НЕ ЖДАТЬ, КОГДА ИХ НАКОРМЯТ «БОГАТЫЕ ДЯДИ».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 38«За десятилетие мы должны
как минимум
удвоить валовой
внутренний продукт страны»


Из послания Президента Федеральному собранию

1) Консолидация всех властей.
2) Объединение лучших
интеллектуальных сил.
3) Достижение полной
конвертируемости рубля
4) Интеграция в мировую экономику

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

16 мая 2003 года

«Чтобы удвоиться, надо было каждый год идти 7,2%. И мы шли этим темпом. Могу сказать сейчас общую цифру — включая с 2000 года по 2014 год, мы получили примерно 94%. Пусть не за 10 лет, а за 15, но мы близки к удвоению ВВП страны», — подчеркнул министр финансов Кудрин.


Слайд 39«В современном мире на экономические циклы смотрят примерно также, как древние

египтяне на разливы Нила. Это явление повторяется через некоторые промежутки времени, имеет важнейшее значение для всех, а его действительные причины скрыты от взгляда».
Дж.Б. Кларк

Экономические циклы

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 40ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ВИДНО, ЧТО ОН ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ, Т. Е.

В ИДЕАЛЕ ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ ПОСТОЯННОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ВВП.
НО В РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ТАКОГО НЕ ПРОИСХОДИТ: РОСТ ПРОИЗВОДСТВА И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ СМЕНЯЕТСЯ СПАДОМ ПРОИЗВОДСТВА, УМЕНЬШЕНИЕМ ВВП, ЗАТЕМ ЭКОНОМИКА СНОВА РАСТЕТ.
ЭКОНОМИКА, ТАКИМ ОБРАЗОМ, РАЗВИВАЕТСЯ ЦИКЛИЧЕСКИ.
РЕЗКОЕ ПАДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА, КАК ВЫ ЗНАЕТЕ, НАЗЫВАЮТ ЭКОНОМИЧЕСКИМ КРИЗИСОМ.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 41Рыночная экономика развивается не по прямой, а циклически: от подъема к

кризису, от кризиса опять к подъему

Промежуток между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.

Года

ВВП

(цикл – от греч. kyklos - круг )

Экономический цикл

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 42Экономический цикл – периодические спады и подъемы деловой активности.

Экономический цикл

– периодические колебания деловой активности.

Экономический цикл – периодические колебания Уровней занятости, производства и инфляции.

Экономический цикл – период развития экономики между двумя одинаковыми состояниями деловой конъюнктуры.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ-
чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП

Экономический цикл

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 43Экономический цикл
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 443.2 Классификация циклов по их продолжительности

КРАТКОСРОЧНЫЕ ЦИКЛЫ (3-4 года

)
Накапливание и сокращение запасов на потребительском рынке

СРЕДНЕСРОЧНЫЕ (ПРОМЫШЛЕННЫЕ) ЦИКЛЫ (8-10 лет)
Продолжительность сроков службы основного капитала, колебания спроса на оборудование и сооружения

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦИКЛЫ (48-55 лет)
Обновлением пассивной части основного капитала (инвестиции в здания, сооружения, коммуникационные системы). Повышательная тенденция цикла обусловлена изменениями в технологии производства, географическими открытиями, войнами, революциями и т.д.

Экономический цикл

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 45Экономический цикл
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 46Оживление (подъем)
Пик (бум)
Рецессия (спад, кризис)
Депрессия (дно спада)

ВВП
Оживление
Пик (бум)
Рецессия (спад, кризис)
Депрессия


Оживление
Фазы экономического

цикла

Годы

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 47Оживление (подъем)

Национальный доход растет,
безработица сокращается до естественного уровня,
инвестиции и размер

реального капитала растут, но этот рост замедляется.
Повышение потребительского и инвестиционного спроса и, как следствие, рост цен и ставки процента.

Фазы экономического цикла

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 48Пик (бум)
Сверхвысокая занятость и перегрузка мощностей.
Уровень цен, ставка зарплаты и

ставка процента очень высокие.
Постоянное расширение производства всех товаров и услуг.
Рост доходов.
Расширение совокупного спроса.
Высокая инфляция.

Фазы экономического цикла

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 49Рецессия (спад, кризис)

Производство и занятость сокращаются.
Из-за снижения спроса падают цены

на товары и услуги. Рост незагруженных мощностей.
Новые капиталовложения не осуществляют.
Многие фирмы терпят убытки или становятся банкротами.

Годы

Фазы экономического цикла

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 50Депрессия (дно спада)
Темпы спада замедляются и стабилизируются. Спад производства и уровень

безработицы достигают максимума. Цены минимальны. Выжили только самые сильные фирмы. Накапливается потенциал для будущего роста – при низких ставках процента объем инвестиций возрастает.

Фазы экономического цикла

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 51Фаза спада (Стимулирование)

Снижение налоговых ставок
Рост государственных расходов
Налоговые льготы на новые инвестиции
Понижение

ставки рефинансирования
Сокращение нормы обязательных резервов
Покупка государственных ценных бумаг

Фаза оживления (Сдерживание)
Повышение налоговых ставок
Сокращение государственных расходов
Отмена налоговых льгот
Повышение ставки рефинансирования
Увеличение нормы обязательных резервов
Продажа государственных ценных бумаг

Антициклическая политика государства



Экономический цикл

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 52Меры государства по стабилизации экономики
- понижение показателя
- повышение показателя
Экономический цикл
Автор:

Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 53Причины кризисов


экзогенные
эндогенные
внешние
внутренние


войны
Крупные нововведения
Природные катаклизмы
Монетарная (денежная)
политика
Сокращение производства
Изменение соотношения
совокупных спроса и


предложения


ДАЖЕ ПЯТНАМИ НА СОЛНЦЕ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА УРО­ЖАЙНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР, А НЕУРОЖАИ МО­ГУТ ПРИВЕСТИ К КРИЗИСУ ВСЕЙ ЭКОНОМИКИ.


Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 54Причины циклического развития экономики

Внешние:
природные (истощение ресурсов, стихийные бедствия, открытие новых месторождений);
демографические

(изменение численности населения и его миграция);
технологические (изобретение конвейера, компьютера, мобильной телефонной связи ...);
политические (войны, выборы президента)
Внутренние:
кризис перепроизводства;
старение основного капитала;
инвестиции в основной капитал. Циклическое обновление основного капитала;
инновации.


Экономический цикл

(ЭКЗОГЕННЫЕ)

(ЭНДОГЕННЫЕ)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 55 Особенности современных промышленных циклов
государственное регулирование экономики
фаза экономического спада стала короче,

а фаза подъема – продолжительнее, удается избегать продолжительной депрессии
сокращается диапазон колебаний объемов производства и уровня занятости
монополистическая структура рынков
высокий уровень цен сохраняется даже в период спада
научно-технических прогресс
ускоренное обновление основного капитала, вместо перепроизводства товаров перепроизводство капитала
глобализация производства
высокая синхронизация и мировой характер циклических колебаний

Экономический цикл

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 56Виды кризисов

перепроизводства
сезонный
структурный
конъюнктурный
Цикличность колебания спроса и предложения на рынке
-Технологическая специфика некоторых отраслей
-

Рождение новых отраслей и технологий и отмирание старых

- Перепроизводство товаров и рост производственных мощностей


Слайд 57Виды кризисов


Слайд 58Не так все страшно
Падение спроса ⇒ сжатие импорта и импортозамещение. Процесс

пошел.
ИМЕННО КРИЗИС ПОЗВОЛЯЕТ ПРИВЕСТИ В СООТВЕТСТВИЕ СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сокращение занятости – оптимизация издержек, вытеснение наименее эффективного труда, отъезд гастарбайтеров
Осознание неизбежности структурной перестройки
Кризис позволяет ВЫЯВИТЬ НАИБОЛЕЕ ЖИЗНЕСПОСОБНЫЕ ФИРМЫ И ПРОДОЛЖИТЬ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ НА НОВОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ.

Экономический цикл

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 59§3, вопросы
Домашнее задание
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
В рыночной

экономике с определенной периодичностью наблюдаются спады и подъемы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.

Написать эссе
«Самый бедный – это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает»
П. Буаст (1765-1824), французский лексикограф)


Слайд 60ТРЕНИНГ
ТРЕНИНГ
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 61Фазы экономического цикла
Кризис
Депрессия
Оживление
******




ТРЕНИНГ
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
ПОДЪЕМ


Слайд 62Какой ситуации соответствует положение точки А на графике экономического цикла?




1) высокая инфляция 2) высокая

безработица 3) падение курса акций 4) банкротство предприятий
5) спад производства
6) при низких ставках процента объем инвестиций возрастает

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2456


Слайд 63Какой ситуации соответствует положение точки В на графике экономического цикла:
высокая

инфляция
высокая безработица
падение курса акций
банкротство предприятий
сверхвысокая занятость и перегрузка мощностей
расширение совокупного спроса



Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

156


Слайд 64ТРЕНИНГ
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
За­пи­ши­те сло­во­со­че­та­ние, про­пу­щен­ное в

таб­ли­це.

По­ка­за­те­ли эко­но­ми­че­ско­го роста

Национальный доход


Слайд 65Укажите, что из перечисленного относится к экзогенным (внешним) причинам циклического развития

экономики:

Монетарная политика государства
Войны
3. Сокращение производства
4. Все перечисленное


ТРЕНИНГ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 66


ТРЕНИНГ
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Установите

соответствие

122211


Слайд 67Установите порядок фаз экономического цикла, начиная с экономического подъема.

1. Оживление
2. Депрессия
3.

Экономический спад
4. Экономический подъем

4321

ТРЕНИНГ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 68Верны ли следующие суждения?

А. Экономическим развитием называют важные изменения в хозяйственной

деятельности страны , ее экономике.
Б. Экономическое развитие характерно для развивающихся стран, развитым государствам присущ экономический рост.
1. верно только А 3. верны оба суждения
2. верно только Б 4. оба суждения неверны


ТРЕНИНГ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 69Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и фак­то­ра­ми эко­но­ми­че­ско­го роста: к каж­дой по­зи­ции,

дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

21112

ТРЕНИНГ


Слайд 70135
ТРЕНИНГ
Найдите в приведённом списке проявления интенсивного экономического роста. Запишите цифры, под

которыми они указаны

1) рациональная организация производства
2) повышение процентной ставки по кредиту
3) внедрение более производительной технологической линии
4) разведка новых месторождений цветных металлов
5) обучение персонала новым приёмам обработки информации

Слайд 71Фирма ока­зы­ва­ет услу­ги по убор­ке не­жи­лых по­ме­ще­ний. Най­ди­те в при­ведённом ниже

спис­ке при­ме­ры по­сто­ян­ных из­дер­жек этой фирмы в крат­ко­сроч­ном пе­ри­о­де и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. 

1) из­держ­ки на при­об­ре­те­ние мо­ю­щих средств
2) аренд­ная плата за офис фирмы
3) из­держ­ки на вы­пла­ту окла­дов ра­бот­ни­кам ад­ми­ни­стра­тив­но­го ап­па­ра­та
4) из­держ­ки на по­га­ше­ние про­цен­тов по ранее взя­то­му кре­ди­ту
5) из­держ­ки на вы­пла­ту сдель­ной за­ра­бот­ной платы ра­бот­ни­ков
6) опла­та элек­тро­энер­гии

234

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ТРЕНИНГ


Слайд 72Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке опе­ра­ции, ко­то­рые долж­ны учи­ты­вать­ся при под­сче­те ВВП,

и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

ТРЕНИНГ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

25

По­яс­не­ние.
ВВП, ва­ло­вый внут­рен­ний про­дукт — ры­ноч­ная сто­и­мость ко­неч­ной про­дук­ции, про­из­ве­ден­ная на тер­ри­то­рии дан­ной стра­ны за опре­де­лен­ный пе­ри­од.
Ос­нов­ны­ми прин­ци­па­ми рас­че­ты ВВП яв­ля­ет­ся: 1)учет толь­ко ко­неч­ных то­ва­ров и услуг (тех, ко­то­рые при­об­ре­те­ны для ко­неч­но­го ис­поль­зо­ва­ния, а не для даль­ней­шей об­ра­бот­ки), 2)ис­клю­че­ние из рас­че­та не­про­из­во­ди­тель­ных сде­лок (по­куп­ка-про­да­жа цен­ных бумаг, го­су­дар­ствен­ные вы­пла­ты пен­сий, по­со­бий, сти­пен­дий, част­ные транс­фер­ные пла­те­жи: по­дар­ки, вы­пла­ты ро­ди­те­лей, опла­та труда до­мо­хо­зяй­ки.
Таким об­ра­зом в при под­сче­те ВВП будут учи­ты­вать­ся: по­куп­ка но­во­го ком­пью­те­ра, опла­та ком­му­наль­ных пла­те­жей.
 


Слайд 73В ком­па­нии Z при­ня­то стра­те­ги­че­ское ре­ше­ние об от­кры­тии но­во­го на­прав­ле­ния по

про­из­вод­ству бы­то­вой тех­ни­ки. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке под­твер­жде­ния того, что речь идёт об ин­тен­сив­ном эко­но­ми­че­ском росте дан­но­го пред­при­я­тия. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

ТРЕНИНГ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ис­поль­зо­ва­ние со­вре­мен­ных ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий про­из­вод­ства
при­об­ре­те­ние пар­тии обо­ру­до­ва­ния про­шло­го по­ко­ле­ния
инвестиции в инновационные разработки
по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции ра­бот­ни­ков
по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда
уве­ли­че­ние мас­шта­бов про­из­вод­ства за счёт от­кры­тия новых цехов

1345


Слайд 74Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Выделяют

долгосрочные и краткосрочные цели социально-экономического развития. (Б) Председатель правительства области дал интервью корреспонденту местной ежедневной газеты. (В) Он назвал цели, которым будут посвящены планы социально-экономического развития региона, среди которых – строительство водопроводов, очистных сооружений, дорожной сети, ремонт ветхого и аварийного жилья, а также строительство жилья в сельских населенных пунктах. (Г) Эти планы чрезвычайно современны. (Д) публикация в газете должна вызвать большой интерес.

Определите, какие положения текста носят: 1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретического положения.

31122

ТРЕНИНГ


Слайд 75Учёные опро­си­ли граж­дан стра­ны Z. Им за­да­ва­ли во­прос: «С чем, по

Ва­ше­му мне­нию, свя­за­но от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние людей?». Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.
 

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
 
1) Наи­мень­шая доля опро­шен­ных юно­шей видит при­чи­ну от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния во вли­я­нии со­ци­аль­но­го окру­же­ния.
2) Доля тех, кто счи­та­ет, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние че­ло­ве­ка свя­за­но с его об­ра­зом жизни, среди де­ву­шек выше, чем среди юно­шей.
3) Оди­на­ко­вые доли опро­шен­ных в обеих груп­пах счи­та­ют, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние яв­ля­ет­ся след­стви­ем пси­хо­ло­ги­че­ских черт ха­рак­те­ра.
4) Три чет­вер­ти опро­шен­ных каж­дой груп­пы счи­та­ют, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние свя­за­но с об­ра­зом жизни че­ло­ве­ка.
5) Доля тех, кто видит био­ло­ги­че­ские при­чи­ны от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния, среди де­ву­шек выше, чем среди юно­шей.

123


Слайд 76В ходе дискуссии было выражено мнение о том, что экстенсивный путь

развития экономики исчерпал себя. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения.

Могут быть приведены такие аргументы:
1) в поддержку:
- большая часть земель, пригодных для обработки уже находится в сельскохозяйственном обороте;
- строительство новых промышленных предприятий требует слишком больших капиталовложений и связано с длительным периодом ввода в строй промышленных объектов;
2) в опровержение:
- в условиях открытого рынка труда сохраняется возможность привлечения дополнительной рабочей силы для расширения производства.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Слайд 77Домашнее задание
Написать эссе
«Самый бедный – это тот, кто не умеет

пользоваться тем, чем располагает»
П. Буаст (1765-1824), французский лексикограф)

ТРЕНИНГ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В рыночной экономике с определенной периодичностью наблюдаются спады и подъемы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.

В ответе должны быть:
1) указаны причины цикличности экономического развития, например:
- периодическое обновление капитала, связанное с достижениями научно-технического прогресса и инновационной деятельностью;
- нарушение и последующее восстановление равновесия между спросом и предложением денег;
2) дана конкретизация, допустим: банки снижают требования по предоставлению кредитов населению и предприятиям, вначале это приводит к подъёму, росту спроса на товары и услуги, однако в дальнейшем с ростом просроченных кредитов может начаться финансовый кризис, затрагивающий всё сферу экономики.   


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика