Экономическая теория. Микроэкономика - 4 презентация

Содержание

14.06.2017 Тема 4. Основы теории потребительского поведения ©А.Ф. Титков

Слайд 1
©А.Ф. Титков
А.Ф. Титков
к.э.н., доцент
Экономическая теория
Микроэкономика-4


Слайд 214.06.2017
Тема 4. Основы теории потребительского поведения

©А.Ф. Титков


Слайд 314.06.2017
План 4.1. Маржинализм и теория потребительского поведения 4.2. Кардинализм: предельная полезность благ и

потребительское равновесие 4.3. Ординализм: категории потребительских предпочтений 4.4. Статическое и динамическое равновесие потребителя


©А.Ф. Титков


Слайд 414.06.2017
4.1. Маржинализм и теория потребительского поведения

©А.Ф. Титков


Слайд 514.06.2017
Три проблемы — полезность, цена и доход — составляют содержание теории

поведения потребителя


©А.Ф. Титков


Слайд 614.06.2017
Полезность блага (utility of good) - это его потребительский эффект, наличие

таких свойств и качеств, которые удовлетворяют конкретным субъективным запросам людей


©А.Ф. Титков


Слайд 714.06.2017
Классификация благ: - неэкономические; - экономические

©А.Ф. Титков


Слайд 814.06.2017
Ценность

©А.Ф. Титков


Слайд 914.06.2017
Кто любит попа, кто попадью, а кто свиной хрящик

©А.Ф. Титков


Слайд 1014.06.2017
Кардинализм и ординализм

©А.Ф. Титков


Слайд 1114.06.2017
Кардиналистская (количественная) теория предельной полезности

©А.Ф. Титков


Слайд 1214.06.2017
Теория ординалистской (порядковой) полезности

©А.Ф. Титков


Слайд 1314.06.2017
4.2. Кардинализм: предельная полезность благ и потребительское равновесие

©А.Ф. Титков


Слайд 1414.06.2017
Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или

нескольких потребностей человека


©А.Ф. Титков


Слайд 1514.06.2017
Общая полезность

©А.Ф. Титков


Слайд 16Рис. 4.1а. Общая полезность

max
A
B
0


Слайд 1714.06.2017
Предельная полезность

©А.Ф. Титков


Слайд 18Рис. 4.1б. Предельная полезность
A
B

0


Слайд 1914.06.2017
Функция полезности

©А.Ф. Титков


Слайд 20
 
0
 
 
Рис. 4.2. Зависимость общей полезности блага от его количества


Слайд 2114.06.2017
 

©А.Ф. Титков


Слайд 2214.06.2017
Парадокс воды и алмаза

©А.Ф. Титков


Слайд 23

0
 
 
Рис. 4.3а. Парадокс воды

S
D
Общие затраты
Излишек потребителя


Слайд 24

0
 
 
Рис. 4.3б. Парадокс алмаза
S
D
Общие затраты
Излишек потребителя


Слайд 2514.06.2017
Условия равновесия потребителя

©А.Ф. Титков


Слайд 2614.06.2017
Таблица 4.1 Предельная полезность и цена благ
©А.Ф. Титков


Слайд 2714.06.2017
Таблица 4.2 Положение равновесия потребителя (в кардиналистской теории)
©А.Ф. Титков


Слайд 2814.06.2017
Потребительский выбор (consumer choice) – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального

потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода)


©А.Ф. Титков


Слайд 2914.06.2017
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется

таким образом, что каждый последний доллар (рубль, евро, франк и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность


©А.Ф. Титков


Слайд 3014.06.2017
 

©А.Ф. Титков


Слайд 3114.06.2017
MU1 : MU2 : … : MUn = P1 : P2

: … : Pn.


©А.Ф. Титков


Слайд 3214.06.2017
 

©А.Ф. Титков


Слайд 3314.06.2017
MUi = Piλ

©А.Ф. Титков


Слайд 3414.06.2017
Разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод (МВ) и

дополнительных затрат (МС), но и равенство между ними: МВ = МС


©А.Ф. Титков


Слайд 3514.06.2017
Особенности потребительского спроса

©А.Ф. Титков


Слайд 3614.06.2017
.

©А.Ф. Титков


Слайд 3714.06.2017
Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими

самому экономическому благу (товару или услуге).


©А.Ф. Титков


Слайд 3814.06.2017
Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые

непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами


©А.Ф. Титков


Слайд 3914.06.2017
1. Эффект присоединения к большинству (bandwagon effect)

©А.Ф. Титков


Слайд 4014.06.2017
2. Эффект сноба (snob effect)

©А.Ф. Титков


Слайд 4114.06.2017
3. Эффект Веблена (Veblen effect)

©А.Ф. Титков


Слайд 4214.06.2017
Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность

повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем


©А.Ф. Титков


Слайд 4314.06.2017
Нерациональный спрос — это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания,

внезапного изменения настроения, прихоти или каприза


©А.Ф. Титков


Слайд 4414.06.2017
4.3. Ординализм: категории потребительских предпочтений

©А.Ф. Титков


Слайд 4514.06.2017
В современной теории потребительского выбора предполагается, что: 1) денежный доход потребителя

ограничен; 2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность


©А.Ф. Титков


Слайд 4614.06.2017
Основные постулаты в теории поведения потребителя

©А.Ф. Титков


Слайд 4714.06.2017
1. Множественность видов потребления.

©А.Ф. Титков


Слайд 4814.06.2017
2. Ненасыщаемость.

©А.Ф. Титков


Слайд 4914.06.2017
3. Транзитивность.

©А.Ф. Титков


Слайд 5014.06.2017
4. Субституция.

©А.Ф. Титков


Слайд 5114.06.2017
5. Убывающая предельная полезность.

©А.Ф. Титков


Слайд 5214.06.2017
Ранг вместо абсолютной величины потребности

©А.Ф. Титков


Слайд 5314.06.2017
Кривая безразличия

©А.Ф. Титков


Слайд 54Рис. 4.5. Кривая безразличия
в трехмерном пространстве


.
.


Слайд 5514.06.2017
Кривая безразличия (indifference curve) показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих

одинаковую полезность для потребителя


©А.Ф. Титков


Слайд 56
0
L`
Рис. 4.6. Кривая безразличия в двухмерном пространстве
K’
 
 
 
 
 
 


Слайд 57
0
Рис. 4.7. Карта кривых безразличия
 
 
 
 




Слайд 5814.06.2017
Зона замещения (субституции) - участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная

замена одного блага другим


©А.Ф. Титков


Слайд 590
S
Рис. 4.8. Зона замещение (субституции)
N
H
T
M
R

Зона субституции


Слайд 6014.06.2017
Предельная норма замещения (marginal rate of substitution – MRS) — количество,

на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу


©А.Ф. Титков


Слайд 610
Δx
Рис. 4.9. Предельная норма субституции
y
x + Δx
x
y - Δy
I

II


Δy


Слайд 6214.06.2017
 

©А.Ф. Титков


Слайд 6314.06.2017
Бюджетные возможности и бюджетная линия

©А.Ф. Титков


Слайд 6414.06.2017
Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов — budget constraint)

©А.Ф. Титков


Слайд 6514.06.2017
 

©А.Ф. Титков


Слайд 66 
0
Рис. 4.10. Бюджетное ограничение
 
 


Слайд 6714.06.2017
Смещение бюджетной линии

©А.Ф. Титков


Слайд 6814.06.2017
4.4. Статическое и динамическое равновесие потребителя

©А.Ф. Титков


Слайд 6914.06.2017
Равновесие потребителя

©А.Ф. Титков


Слайд 70
0
Рис. 4.11. Положение равновесия потребителя
(в ординалистской теории полезности)
 
 
M
 


 

D
C
N


Слайд 7114.06.2017
Кривая «доход – потребление»

©А.Ф. Титков


Слайд 720
Рис. 4.12. Кривая «доход – потребление»
(уровня жизни)
 
 
 
 





W
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Слайд 730
Рис. 4.13. Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста


Высококачественные
товары и услуги
Промышленные товары


стандартного потребительского качества

Продовольственные товары


Слайд 7414.06.2017
Кривая «цена – потребление»

©А.Ф. Титков


Слайд 750
Рис. 4.14. Кривая «цена – потребление»
 
 
N
 
 
 
 




 
 
 
D
 

 
 
 
а)


Слайд 7614.06.2017
Эффект дохода и эффект замещения

©А.Ф. Титков


Слайд 770
 
 
 
 

 
 
 
 
 

G
Эффект замещения
Эффект дохода
 
 
 
 


Слайд 7814.06.2017
Эффект дохода (income effect) — это воздействие, оказываемое на спрос потребителя

за счёт изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учёта эффекта замещения


©А.Ф. Титков


Слайд 7914.06.2017
Эффект замещения (substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств,

выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учёта эффекта дохода


©А.Ф. Титков


Слайд 8014.06.2017
Малоценные блага. Парадокс Гиффена

©А.Ф. Титков


Слайд 81
0
Рис. 4-16. Парадокс Гиффена
 
 
 
 



 
 
 
 
 
S


Слайд 8214.06.2017
Малоценный или низкокачественный товар (inferior good) – благо, спрос на которое растет

при росте цен и падает при их снижении


©А.Ф. Титков


Слайд 83Таблица 4.3.
Эффект дохода и эффект замещения
(субституции) при снижении цены товара Х

(Рх ↓)

1. Нормальный
(стандартный)товар

2. Низкокачественный
товар

3. Товар Гиффена


Слайд 8414.06.2017
Товар Гиффена (Giffen good) – это товар, занимающий большое место в

бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения


©А.Ф. Титков


Слайд 850
Рис. 4-17. Эффект дохода для товаров Гиффена
 
 

 
 
 
 
 
G
Эффект замещения
Эффект дохода
 
 
 
N

X
Товар Гиффена
Нормальное


благо

Слайд 8614.06.2017
4.5. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг

©А.Ф. Титков


Слайд 8714.06.2017
Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в

комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ


©А.Ф. Титков


Слайд 8814.06.2017
Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами (complementary good)

©А.Ф. Титков


Слайд 890
 
 
 
 
 
 
N
G
H
M
Рис. 4-18. Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость


Слайд 900
 
 
 
D
C

Рис. 4-19. Относительная взаимодополняемость


Слайд 9114.06.2017
Если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и

спросом на другой существует обратная связь


©А.Ф. Титков


Слайд 9214.06.2017
 

©А.Ф. Титков


Слайд 9314.06.2017
Свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за

счёт друг друга называется взаимозаменяемостью благ


©А.Ф. Титков


Слайд 9414.06.2017
Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами (substitutional goods)

©А.Ф. Титков


Слайд 950
 
 
 
G
H
Рис. 4-20. Совершенная взаимодополняемость


Слайд 960
 
 
Рис. 4-21. Относительная взаимодополняемость



Слайд 9714.06.2017
Если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и

спросом на другой существует прямая связь


©А.Ф. Титков


Слайд 9814.06.2017
Я свободен словно птица в небесах, Я забыл, что значит страх. Я

бы мог про всё забыть, Я бы мог тебя любить (микроэкономика) НО! В моей душе нет места больше для тебя…


©А.Ф. Титков


Слайд 9914.06.2017


Слайд 10014.06.2017
.

©А.Ф. Титков


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика