Слайд 1Тема 1. Экономическая сущность предпринимательской деятельности и ее место в рыночной
экономике
Понятие предпринимательской деятельности.
История предпринимательства.
Факторы и мотивы, обусловливающие развитие предпринимательства
Субъекты, объекты, функции предпринимательства.
Предпринимательство в зарубежных странах
Условия и проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь.
Слайд 2Гражданский кодекс Республики Беларусь
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и
физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Слайд 3Предприимчивость
Предприимчивость – деловое качество личности, проявляющееся как энергичность, находчивость, изобретательность,
практическая сметка и деловитость в решении задач, связанное прежде всего с умением эффективно решать поставленные задачи, извлекая в конкретной ситуации максимальную пользу для себя, коллектива и общества в целом, при соблюдении правовых и моральных норм.
Предприимчивость – необходимая черта руководителя в условиях самофинансирования и рыночных отношений. Без нее невозможен успех в предпринимательской деятельности. Предприимчивость проявляется в умении находить неординарные решения, доводить выгодное дело до конца, в способности пойти на обоснованный риск.
Слайд 4История предпринимательства
Начало в ХIХ веке - возникли первые торговые
дома и промышленные объекты предпринимательского типа.
Период НЭПа.
В 1925 году в промышленности действовало 1 882 408 мелких частных и кустарных ремесленных предприятий с 1,3 работающих в среднем на одну единицу (доля наемного труда в них составляла 6,5 % от общего числа занятых).
На них приходилось 19 % промышленного производства страны, в т. ч. 32 % выпуска потребительских промышленных товаров.
На частную торговлю приходилось 25 % всего товарооборота страны и более 50 % розничной торговли, в которой было сосредоточено около 60 % всех финансовых ресурсов частного сектора.
Слайд 5История предпринимательства
Возрождение в 1986 г. с создания кооперативов по заготовке
и переработке вторичных ресурсов и отходов производства в системе бывшего Госснаба СССР.
Затем Верховным Советом СССР были приняты законы: в 1987 г. – «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1988 г. – «О кооперации», в 1991 г. – «О предпринимательстве в СССР».
С провозглашением Беларуси самостоятельным государством Верховным Советом был принят ряд законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность:
«О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О предприятиях в Республике Беларусь», «О ценных бумагах и фондовых биржах»,
«О товарных биржах», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республики Беларусь»,
«О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» и др., а также ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь, в той или иной мере регулирующих предпринимательскую деятельность.
Слайд 6По состоянию на 1 января 2015 года в Гомельской области
количество субъектов
малого и среднего предпринимательства в целом по области составляет 38 889, в том числе 10 496 организаций, относящихся к малому и среднему предпринимательству и 28 393 индивидуальных предпринимателей (на 412 субъектов больше чем на 1января 2014 года).
В доходную часть бюджета за 2014 год от деятельности субъектов МиСП поступило 3,6 трлн. рублей, что является вторым результатом после Минской области. Темп роста платежей в сопоставимых условиях составил 100,9%.
Удельный вес поступлений в доходную часть бюджета области за 2014 год составил 17,5 %.
Слайд 7Статистика по Гомельской области за 2014 г.
За 2014 год в области
создано 1 033 организации, в том числе 321 в производственной сфере.
На территории средних, малых городских поселений и сельской местности области создано 254 новых предприятия.
За 2014 год в области создано 185 организаций, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, из них 62 организации имеют численность 15 и более человек.
Для оказания оперативного содействия предприятиям частной собственности во всех райисполкомах созданы и работают комиссии по развитию предпринимательства и организации новых производств.
Слайд 8Основными факторами, обусловливающими развитие предпринимательства в РБ, являются:
Повышение материального и культурного
уровня трудящихся, расширяющее круг их интересов и запросов, порождающее потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера, более качественно и оперативно удовлетворять которые могут мелкие предприятия.
Развитие предпринимательства как одна из реальных форм связи производителя с собственностью на средства производства.
Необходимость создания конкуренции производства в условиях действия антимонопольного законодательства.
Необходимость коренным образом соединить интересы науки и производства, создавая заинтересованность предпринимателей во внедрении научных разработок с целью снижения себестоимости, а значит и цены, повышения конкурентоспособности продукции и расширения рынка ее сбыта.
Желание западных партнеров в большей мере иметь дела с предприятиями негосударственных форм собственности, т. е. с предпринимательскими структурами.
Слайд 9Мотивы предпринимательской деятельности
возможность самовыражения личности, позволяющая работнику в максимальной мере проявлять
свое искусство, способности и трудовые навыки для общего блага.
возможность включения в производство части финансовых средств населения и дополнительные трудовые ресурсы.
желание граждан законным путем повышать свои доходы.
Слайд 10Причины начать собственное дело:
создатели высоко ценят экономическую независимость и предпочитают собственную
ответственность;
создатели создают свой бизнес, предполагая возможность потери своего рабочего места;
создатели ожидают более высоких доходов;
создатели надеются на более высокий статус.
Слайд 11Предпринимательство в зарубежных странах
уровень развития малого и среднего бизнеса в
РБ пока еще существенно отстает от экономически развитых стран;
господдержка малых и средних предприятий находится еще на довольно слабом уровне;
знание зарубежного опыта было бы очень полезно для применения в экономиках развивающихся стран, в частности, и в РБ;
анализ и изучение зарубежного опыта малого и среднего бизнеса позволит государственным и местным органам разрабатывать различные программы поддержки предпринимательства.
Зачем нам нужно его знать?
Слайд 12В экономически развитых странах:
малый и средний бизнес представляет собой средний
класс, который служит базой для стабильного развития экономики, а также обеспечивается занятость большинства населения.
В этих странах около 50–70% ВВП производится именно малыми и средними предприятиями.
Слайд 13Малый и средний бизнес в США
В настоящее время в США насчитывается
около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек,
из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек,
кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий,
две трети рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащие к категориям малого и среднего бизнеса.
Слайд 14Малый и средний бизнес в США
ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых
предприятий и ликвидируется около 500 тыс.
очень чуткая и гибкая реакция на динамику спроса. Если в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый
Слайд 15Малый и средний бизнес в США
Вклад в развитие науки и освоение
новой продукции:
основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм.
освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на малых и средних предприятиях.
Значительный вклад!
Слайд 16Малый и средний бизнес в США
государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
Федеральные программы с 1932 г.
после времен Великой Депрессии государство стало субсидировать малые и средние предприятия, пострадавшие в результате войны,
именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая важную социальную значимость.
в 1942 г. принимается Закон о малом бизнесе.
в 1953 г. в США создается Федеральное агентство — Администрация по делам малого бизнеса
Слайд 17Малый и средний бизнес в США
Основными задачами Администрации по делам малого
бизнеса являются:
помощь в получении кредита и предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
непосредственное субсидирование и кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств собственного бюджета;
техническая и информационная поддержка бизнеса;
важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.
Слайд 18Малый и средний бизнес в США
Программы финансового содействия малому бизнесу
в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программа государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.
На малый бизнес в США распространяются специальные налоговые льготы, например «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы.
Реализуется также специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам.
Слайд 19Малый и средний бизнес в США
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
осуществляется и в условиях мирового финансового кризиса (Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства 2010 г.)
Данный проект законов предусматривает увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса, а также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей.
Государственная поддержка малым и средним предприятиям в США оказывается на очень высоком уровне
создает благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства в стране.
Слайд 20Статистика Евросоюза
В ЕС-27 из 21 миллиона коммерческих субъектов доля МСБ
составляет 99,8%.
Микропредприятия составляют 92%, малые предприятия – 6,7%, средние – 1,1%.
При этом на микропредприятия приходится 29% всех рабочих мест, на малые – 20,5%, на средние – 17,2%, а на большие, доля которых в общей численности составляет только 0,2%, приходится 33,3% рабочих мест.
Доля большого бизнеса в производстве добавленной стоимости тоже существенная – 41,4% от общего объема.
Устойчивая работа большого бизнеса является важнейшим условием модернизации экономики, но совершенно очевидно, что большой бизнес не заменит и не заместит МСБ.
В ЕС-27 он производит 58,6% добавленной стоимости и 66,7% рабочих мест.
Слайд 21Малый и средний бизнес во Франции
зарегистрировано около 3 млн. малых и
средних предприятий.
из них 1,5 млн. работает в сфере услуг, 780 тыс. — в торговле, 350 тыс. — в строительстве, 303 тыс. — в промышленности.
ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых предприятий, а банкротится 50 тыс.
при этом 40–50% новых рабочих мест создается на малые предприятия.
из 3-х млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 предприятий трудится менее чем по 10 человек.
доходы фирм и малого бизнеса не имеют четких и законодательных ограничений.
Слайд 22Малый и средний бизнес во Франции
Создана внушительная государственная система стимулирования малого
и среднего бизнеса:
новые малые предприятия на два года освобождаются от налогов на акционерные общества и от местных налогов.
особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах.
на таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных).
для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки (освобождение от налогов на три года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха).
практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий и т.д.
Слайд 23 Перспективы
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к 2030
году вырастет в 1,3 раза до 7,7 млн,
причем в это число войдут и 5,4 млн индивидуальных предпринимателей (ИП),
задача, чтобы не менее 50% ВВП создавал малый бизнес,
необходимо – изменение структуры экономики.
Слайд 24Перспективы
Согласно прогнозам основные направления господдержки МСП на 2013-2030 годы предполагают:
снижение уровня
финансовой нагрузки от избыточных административных барьеров,
расширение мер имущественной поддержки, снижение финансовых расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности, упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры,
совершенствование трудового законодательства.
Слайд 25Перспективы
В долгосрочной перспективе будет продолжена финансовая поддержка малых инновационных компаний, осуществляющих
разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, поддержка компаний, выходящих на биржу, программы обучения),
а также финансовая поддержка средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования),
особое внимание власти уделят поддержке экспортно- ориентированных предприятий.
Слайд 26Предпринимательство в РБ
Согласно законодательству, к субъектам малого предпринимательства в Республике Беларусь
относят:
микропредприятия, численностью до 15 человек;
малые предприятия, численностью от 16 до 100 человек;
средние предприятия, численностью от 101 до 250 человек.
Слайд 27В стране действует:
закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О
поддержке малого и среднего предпринимательстве»,
действует Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»,
директива Президента Республики Беларусь № 4 от 31.2.2010 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Слайд 28В 2015 году
Действовала широкая сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и
среднего предпринимательства:
77 центров поддержки предпринимательства и 15 инкубаторов малого предпринимательства.
данные организации оказывают консалтинговые, информационные, маркетинговые и логистические услуги.
Деятельность этих структур полезна для развития МСП, но не может заменить полноценную реформу делового климата.
Слайд 292014 год - год упущенных возможностей для малого и среднего бизнеса
Беларуси:
реформаторский потенциал Директивы Президента № 4 от 31.12.2010 остался во многом не раскрытым;
низкая стоимость активов малого и среднего бизнеса;
инфляционно-девальвационная спираль, раскрученная чрезвычайно мягкой монетарной и фискальной политикой, обесценила активы большинства МСБ;
существенно увеличилась неопределенность экономической и регуляторной среды;
бизнес - планы большинства МСБ были сорваны;
даже краткосрочное планирование стало весьма проблематичным;
бегство из страны капитала, высококвалифицированных специалистов и работников стало следствием глубоких структурных дисбалансов не только на рынке труда, но и в экономике в целом;
диалог бизнес сообщества и власти проходил формально и преимущественно по повестке дня правительства.
в условиях инфляционного и девальвационного кризиса правительство восстановило многие элементы ценового регулирования, что оказало негативное влияние на скорость адаптации бизнеса к новым условиям работы на рынке.
Слайд 30По данным опроса малого и среднего бизнеса самым большим препятствием является:
Налоговое
регулирование - 21,6% опрошенных считает ее «очень большой» и «большой» проблемой.
Вторая и третья проблема связаны с качеством рабочей силы и отношением к труду.
На неэффективное государственное управление жалуются 19,9% бизнеса
Слайд 31Что помогает и препятствует развитию бизнеса Беларуси, 2014г.
Слайд 32Для сравнения:
Проблемы в России
коррупция (22,8%).
неэффективное
государственное
управление (13,3%),
преступность и воровство (10,1%),
налоговые ставки (9,1%)
доступ к финансам (7,6%).
Проблемы в Казахстане:
коррупция (17,3%),
неадекватное образование рабочей силы (12,3%),
доступ к финансам (12,1%),
неэффективное государственное управление (10,8%)
налоговое регулирование (8,9%).
Слайд 33Для сравнения:
Проблемы бизнеса в Польше:
налоговое регулирование (20,7%)
неэффективное государственное управление (13,6%),
жесткое
регулирование рынка труда (13,4%),
налоговые ставки (13,0%)
неадекватное предложение инфраструктуры (10,4%).
Проблемы в Швейцарии, (самой конкурентоспособной стране мира):
неадекватное образование рабочей силы – 18,3%,
неэффективное государственное управление (14,6%)
жесткое регулирование рынка труда (14,6%).
Слайд 34Нужен благоприятный деловой климат!
Для создания современных устойчивых институтов рыночной экономики необходимо
высокое качество государственного управления. Оно является неотъемлемой частью благоприятного делового климата.