Слайд 1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
Объективность государственного регулирования.
Основные инструменты государственного регулирования экономики.
Модели государственного регулирования.
Слайд 2Государственное регулирование экономики (ГРЭ)
- система типовых мер законодательного, исполнительного и
контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Слайд 3Недостатки и противоречия рыночного механизма:
постоянные нарушения равновесия (дефицит и излишек
товаров);
разорение одних производителей (в основном мелких) и обогащение других;
проблема занятости;
проблемы защиты окружающей среды,
проблемы образования, развития науки и культуры,
социальное обеспечение и др.
Слайд 4Экономические функции государства
экономический рост,
эффективность экономики,
справедливость,
стабильность.
Слайд 5Формы государственного вмешательства в экономику
прямое управление национализированным (государственным) сектором экономики
— транспортом, связью, атомной и электроэнергетикой, коммунальными услугами и др.,
установление контроля над ценами для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях;
разработка и принятие законодательных актов, затрагивающих сферу экономики (экономическое законодательство, функционирование рынка ценных бумаг и др.).
Слайд 6
Принципы государственного регулирования
При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным
формам организации экономики. Государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности).
Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
Слайд 7
Принципы государственного регулирования
Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать
экономическому росту и социальной стабильности.
Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.
Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).
Слайд 8Основные инструменты государственного регулирования экономики
правовое регулирование экономики
финансовое регулирование
государственное предпринимательство
социальное регулирование
Слайд 9Антимонопольная политика (административные и экономические меры)
жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов,
дезинтеграция сверхкрупных
управленческих, производственных и коммерческих структур,
поддержка конкуренции (в том числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей),
поощрение диверсификации,
антимонопольная экспертиза принимаемых законов.
Слайд 10Дефляционная политика
или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста
денежных доходов населения,
или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,
или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.
Слайд 11Финансовое регулирование
Государство - организатор денежного обращения.
размеры банкнотной (наличной) и
депозитной — чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов
определяют величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс.
Слайд 12Причины диспропорций бюджета в современном обществе:
субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу,
финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения;
Слайд 13стратегические инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, затраты на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские разработки, на оборону, поддержку экспорта, охрану окружающей среды;
государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующее прирост дополнительного спроса.
Слайд 14Эффективные финансовые регуляторы:
налоги,
инвестиции,
дотации,
кредиты,
ставки учетного процента,
льготы для производящих приоритетную социальную продукцию,
регулирование
цен,
финансирование крупных научно-технических программ,
государственное предпринимательство.
Слайд 15Принципы современной налоговой системы:
обязательность и всеобщность налогообложения физических и юридических лиц,
сочетание
прямого и косвенного налогообложения,
стабильность и динамика налоговой ставки (в зависимости от сферы занятости и уровня доходов налогоплательщиков),
неотвратимость административной и финансовой ответственности налогоплательщиков за сокрытие доходов (объектов), подлежащих налогообложению.
Две группы налогов:
с населения
с корпораций.
Слайд 16Инвестиции
сбор налогов государство распоряжается
крупными денежными средствами, проводит самостоятельную инвестиционную политику, воздействуя на поведение частных инвесторов.
Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам.
Слайд 17Инвестиции
Цель — структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста
Методы:
- выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ,
- изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль,
- маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.
Слайд 18Дотации
денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов (предоставляются
предприятиям, чья продукция имеет важное социальное и народнохозяйственное значение, но чрезмерные затраты на которую делают производство нерентабельным).
Слайд 19Учетные ставки.
Разница между номиналом ценных бумаг и
размером их досрочной оплаты называется «учетная ставка». Назначая ее, Центральный банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность.
Регулирование цен.
Государство вправе установить предельные цены на продукцию предприятий-монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы.
Слайд 20Государственное предпринимательство
Государство - крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике.
Слайд 21Социальное регулирование - защита отдельных социальных групп
Приоритетные направления социальной защиты:
1.
Гарантия минимума заработной платы.
2. Обеспечение занятости:
- свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности;
- получение желаемого уровня общего и специального образования;
- материальная поддержка и переобучение временно незанятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).
Слайд 22 3. Индексация фиксированных доходов - частичное возмещение государством денежных потерь
населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары (пересчет фиксированных доходов в соответствии с индексом розничных цен).
Индекс цен охватывает только входящие в минимальный потребительский бюджет («прожиточный минимум») товары и услуги.
Сбережения населения в банках, государственные облигации, страховые полисы.
Слайд 23Модели государственного регулирования экономики:
неоклассическая,
кейнсианская,
монетаристская модели.
Слайд 24Неоклассическая модель
рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из
её субъектов максимальную экономическую свободу
важны частная инициатива и свобода частного предпринимательства,
отсутствие государственного регулирования.
Основа - разработки трёх научных школ:
"австрийской" (К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер),
"кембриджской" (А. Маршалл)
"лозаннской" (Л. Вальрас).
Слайд 25Кейнсианская модель
рыночная система не всегда в состоянии выходить из экономических спадов
собственными силами.
решение этой задачи должно ложиться на государство (меры по увеличению совокупного спроса в условиях затяжного экономического спада)
Фридрих фон Хайек (1899— 1922) доказывали, что активное вмешательство государства в рыночную экономику способно принести ей только вред. Государство должно устанавливать "правила игры" для частных производителей (без каких бы то ни было пересмотров).
Слайд 26Монетаристская модель.
Амер. экономист Милтон Фридмен (1912 г. – 2006г.) -
глава "Чикагской экономической школы", создатель и ведущий теоретик "монетаризма".
«Монетарист" - это человек, верующий в количественную теорию денег.
Устойчивость денег имеет исключительное значение для нормального функционирования экономики.
Два главных принципа монетаризма:
Изменения в кредитно-денежной сфере оказывают решающее воздействие на общую хозяйственную ситуацию в стране;
Центробанк обязан поддерживать устойчивость прироста денежной массы вне зависимости от изменения хозяйственной ситуации.