Слайд 1Кафедра международного бизнеса и финансов
Корнейко О.В.
Кэн, доцент
Лекция 2:
Экономическая мысль Древнего
мира
e-mail: olga30300@mail.ru
VSUES
Слайд 2Экономическая мысль Древнего Востока
Экономическая мысль античного мира
План лекции
Слайд 4РАЗВИЛКА ПУТЕЙ: переход от варварства к цивилизации
ВОСТОК -Деспотия (неограниченная власть) –
вертикаль власти; огромный аппарат чиновников живет за счет труда земл. общины: земля принадлежит общине, община- государству;
Государство решает проблему водоснабжения и военной защиты;
община формирует кровно-родственные отношения и тотальную зависимость членов общины: Китай: НЕБО-Император-подданные – «Не о чем молиться тому, кто провинился перед Небом»
ЗАПАД – горизонтальная модель; уход от варварства к цивилизации через героическую эпоху (эпоха царей): ахейцы в Аттике создали народную форму правления (собрание) – избирали старейшин (архонтов) и басилеев - военных предводителей; власть не наследуется, она дарится лучшему и выбирается на собрании. XVIII-XVII веках до н. э – кризис такой формы власти
Слайд 5Первые попытки систематизации
экономических знаний
Слайд 6Письменные источники Древнего Востока
Слайд 8
Хаммурапи
1810 до н.э.- 1750 до н.э.
Свод законов
Месторасположение:
Лувр
1-ая попытка управлять экономической жизнью
страны
Слайд 9Защитить собственность граждан Остановить размывание слоя производителей
Обеспечить поступление налогов в казну Сохранить суверенитет государства
Слайд 10Кодекс Хаммурапи:
посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба,
карается обращением в рабство либо смертной казнью;
за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных налогов;
срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;
предел процента денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной - 33% ее первоначальной суммы
оплата труда ремесленников должна быть твердой и иметь суровую ответственность
Слайд 11Зачем Хаммурапи ограничивал долговое рабство?
- из-за недопущения восстаний и разрушения основ
натурального хозяйства.
Слайд 12В индуистских текстах: Концепция 3х целей жизни человека – религиозного долга,
материальной выгоды и чувственной страсти
Слайд 13АРТХАШАСТРА-
древнеиндийский политический и экономический трактат (321—297 года до н. э.).
Мир
и труд являются основами благополучия. Трудом мы называем напряжение сил для доведения до конца предпринятого дела. Наслаждение благополучием, заключающимся в использовании плодов работы, мы называем миром…
/Царь/ должен устроить рудники, промыслы, рощи ценных деревьев, … водные и сухопутные пути сообщения и торговые города. Он должен построить оросительную систему, снабжаемую постоянной водой… Царь должен заставить непослушных рабов, недоимщиков… выполнять обязанности. Царь должен содержать детей, стариков, больных, убогих и беззащитных, а также женщин, не разрешившихся от бремени, и детей при рождении…
Слайд 14АРТХАШАСТРА
Царю необходимо изучать 4 науки: учение вед; философию (логику); науку об
управлении; экономику.
Экономика – это учение о пополнении казны.
К экономике относятся земледелие, скотоводство и торговлю.
Государство должно контролировать доброкачественность товаров и устанавливать пошлины
Основная обязанность государственного чиновника - установление устойчивого уровня товарных цен
Слайд 15Правитель царства Ци основал «Дворец наук у западных ворот». Ученые академии
написали более 500 сочинений, которые были объединены общим названием ГУАНЬ-ЦЗЫ
Принцип уравновешивания: государство должно накапливать фонды в период дешевизны хлеба и пускать их в товарооборот в период дороговизны.
открыли противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применять для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.
понимание роли рынка в достижении равновесия, механизма спроса и предложения.
идеи регулирования рынка через государственные закупки и продажи, а также через выпуск денег.
Слайд 16ГУАНЬ-ЦЗЫ (IV до н.э.)
-крупнейший древнекитайский тракта разных авторов
Бывают годы скудные
и обильные, и поэтому зерновые могут быть дороги или дешевы… Но вот государь не может все это привести в порядок, и потому купцы-богатеи у него творят разгул на рынке и, используя недостаток средств у народа, умножают во сто крат свое достояние. Когда они делят землю, то те, кто посильнее, могут удержать ее в своих руках. Когда они распределяют богатство, то те, кто поумнее, могут накоплять: эти более сметливые присваивают продукт труда десятка людей. А те, кто поглупее, могут не вернуть даже своих основных затрат… Между тем если народ богат, то невозможно заставить его служить за жалованье, а если он беден, ему не внушить страха наказаниями. И… если масса народа не подчиняется управлению, то причина этого заключается в отсутствии уравновешивания /богатства и бедности/.
Слайд 17Лао-цзы древнекитайский философ,
VI—V веков до н. э
«Дао, которое можно выразить
словами
не есть
истинное
дао»
Слайд 18Конфуций (Кун-Цзы)
(ок. 551-479 до н. э.)
Сборник "Лунь юй" ('Беседы и
суждения').
Вопросы этики и управления государством.
Учение о совершенном человеке – благородном муже (Благородный муж знает только долг, а низкий – только выгоду..)
Моральное совершенствование человека - основа построения госуправления (сейчас это называется просвещенным патернализмом)
Слайд 19Мо-цзы
( ок. 470 — ок. 391 до н. э.)
Древнекитайский философ,
разработавший учение о всеобщей любви.
Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока оно не было принято Ханьской империей в качестве государственной идеологии.
Слайд 20Восток и Запад
Древневосточная мысль
государственно-нормативный характер
априорное, бездоказательное содержание
Античная мысль
рациональный и демократический характер
светско-рациональный,
доказательный характер
Слайд 21Античная мысль
Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир
представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов.
Как жить в этом мире?
Кто управляет в нём?
Слайд 22«ЭКОНОМИЯ»
от древнегреческих слов «ойкос»(дом), «номос»(закон)- «законы ведения домашнего хозяйства».
Истоки экономической науки
следует искать в учениях мыслителей древнего мира прежде всего, колыбели европейской и мировой цивилизации – Древней Греции.
Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).
Греция. Полуостров Аттика. Афины. Рафаэль Санти «Афинская школа»
Слайд 23Аристотель (ок.384 – ок.322 г.до н.э)
Внес большой вклад в развитие
экономической науки своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей. Главный труд Аристотеля - «Политика». Был воспитателем сына македонского царя Филиппа – Александра.
Антисфен (Ксенофонт)(ок.435 – ок.360 г. до н.э.)
Представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости
Слайд 24Ксенофонт (V-IV вв. до н.э.) трактат «Ойкономия», или «Домострой»
Распределение семейных обязанностей
Глава:
«Отучение жены от косметических средств и приучение к укреплению тела заботами о хозяйстве»
Обустройство домашних помещений
Поддержание хозяйственных запасов
Подбор управляющих и слуг
Навыки земледелия (от обработки почвы до сбора урожая)
Слайд 25Аристотель: «Экономия - естественна, хремастика – неестественна»
Экономика
земледелие и ремесло,
мелкая торговля
прямой
товарообмен и товарообмен посредством денег Т-Д-Т’
функции денег: мера стоимости и средства обращения
деятельность, направленная на создание и приобретение благ для дома и государства.
Хрематистика
(«хрема» - имущество, владение)
ростовщичество и торгово-посреднические операции
Товарообмен, осуществляемый с приращением первоначально авансированного капитала
деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства
Слайд 26Аристотель первым поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении
многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий. Четко сформулировать проблему – наполовину ее решить.
«Чем определяются пропорции обмена товаров?».
Слайд 28
АРИСТОТЕЛЬ О ДЕНЬГАХ
деньги - результат соглашения между людьми и в нашей
власти сделать их неупотребительными.
с изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги.
Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности. (В современных терминах это признание означает, что из простого товарного производства неизбежно вырастают капиталистические отношения).
Aristotélēs
(384 – 322 гг. до н.э.)
Слайд 29ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ АРИСТОТЕЛЯ
Путь от Аристотеля к схоластам – пример
взаимосвязи цивилизаций:
ГРЕКИ ? римляне
?
ранние христиане
? ?
мавры-мусульмане ? СХОЛАСТЫ
/схоласты – ученые-богословы в европейских католических университетах в Средние века/
Слайд 30Платон
(Аристокл)
(ок.428 – ок.348 г.до н.э.)
В работах «Государство» и «Законы» на
основе разделения труда выделяет три сословия в государстве: правители (философы), воины, ремесленники, земледельцы и мелкие торговцы. Рабы находятся вне сословий. Государство разрешает противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Частную собственность могли иметь лишь лица третьего сословия. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.
Большую роль в жизни Платона сыграла его встреча с Сократом. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются трудным путем внутреннего самосовершенствования. По преданию, Платон умер в свой день рождения
Слайд 32РОЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
Фактор умелости и качества. Ведет росту производительности труда. Зависит
от размеров рынка сбыта. Разделение труда на умственный и физический, а людей на рабов и свободных, имеет естественный характер (Ксенофонт)
Фактор образования городов-государств (Ксенофонт, Платон)
Предпосылка кастового строя (утопия Платона)
Слайд 33Для древнегреческих мыслителей характерна этическая направленность экономической жизни. Для древнеримских мыслителей
на первый план выходят практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.
Слайд 34Марк По́рций Като́н (для различия с правнуком называемый также «Ста́рший», «Це́нзор»,
или «Цензо́рий»; 234—149 до н. э.) : «хозяин должен продавать, а не покупать»
разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства: хороший климат, близость богатого города,.
Первым поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена.
относил рабов к орудиям производства. Опасаясь согласия среди рабов, рекомендовал поддерживать между ними ссоры, изнурять трудом, ставить в худшее положение, чем рабочий скот
Слайд 35Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.): «Покупать рабов разных национальностей,
чтобы предотвратить восстания».
«орудия говорящие, бессловесные и немые»: говорящие орудия – это рабы, бессловесные – волы, рабочий скот, немые – телеги, грабли, корзины
Слайд 36ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Сходство: «включённость» экономики в общий контекст повседневной жизни
Артхашастра
(Индия, IV-III до н.э.)
Гуань-Цзы (Китай, IV до н.э.)
Иоанн Златоуст (Византия, IV в. н.э.):
«... не тот беден, у кого ничего нет, но тот, кому много требуется»
Отличия восточных цивилизаций:
отношение к труду
роль государства
Слайд 37СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ИСЛАМА
Позитивное отношение к торговле и прибыли
неприятие административного регулирования
цен
этическая проповедь честной торговли
Запрет ростовщичества
феномен менял-иноверцев
принцип разделения выгоды
Слайд 38БИБЛИЯ
Древний источник, признававший шесть основных прав человека (на жизнь, собственность, одежду,
жилище, труд и отдых)
Слайд 40Гумилев Николай Степанович
(1886-1921)
Есть Бог, есть мир; они живут вовек
А жизнь
людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который
любит мир и верит в Бога.
Слайд 41
У меня в голове
каша !!!
Какие главные термины в этой теме?
Слайд 42БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ
Кодекс Хаммурапи, Артхашастра»,
«Гуан-цзы», Лао-цзы, Ксенофонт, Аристотель, Платон. Катон,
Варрон. Упадок римского рабовладельческого общества. Христианство.