Экономическая мысль Древнего мира презентация

Содержание

Экономическая мысль Древнего Востока Экономическая мысль античного мира План лекции

Слайд 1Кафедра международного бизнеса и финансов Корнейко О.В. Кэн, доцент
Лекция 2:
Экономическая мысль Древнего

мира


e-mail: olga30300@mail.ru

VSUES


Слайд 2Экономическая мысль Древнего Востока
Экономическая мысль античного мира

План лекции


Слайд 3
Древний мир…..


Слайд 4РАЗВИЛКА ПУТЕЙ: переход от варварства к цивилизации
ВОСТОК -Деспотия (неограниченная власть) –

вертикаль власти; огромный аппарат чиновников живет за счет труда земл. общины: земля принадлежит общине, община- государству;
Государство решает проблему водоснабжения и военной защиты;
община формирует кровно-родственные отношения и тотальную зависимость членов общины: Китай: НЕБО-Император-подданные – «Не о чем молиться тому, кто провинился перед Небом»

ЗАПАД – горизонтальная модель; уход от варварства к цивилизации через героическую эпоху (эпоха царей): ахейцы в Аттике создали народную форму правления (собрание) – избирали старейшин (архонтов) и басилеев - военных предводителей; власть не наследуется, она дарится лучшему и выбирается на собрании. XVIII-XVII веках до н. э – кризис такой формы власти


Слайд 5Первые попытки систематизации
экономических знаний


Слайд 6Письменные источники Древнего Востока


Слайд 8
Хаммурапи
1810 до н.э.- 1750 до н.э.
Свод законов
Месторасположение:
Лувр
1-ая попытка управлять экономической жизнью

страны

Слайд 9Защитить собственность граждан Остановить размывание слоя производителей

Обеспечить поступление налогов в казну Сохранить суверенитет государства





Слайд 10Кодекс Хаммурапи:
посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба,

карается обращением в рабство либо смертной казнью;
за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных налогов;
срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;
предел процента денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной - 33% ее первоначальной суммы
оплата труда ремесленников должна быть твердой и иметь суровую ответственность


Слайд 11Зачем Хаммурапи ограничивал долговое рабство?

- из-за недопущения восстаний и разрушения основ

натурального хозяйства.

Слайд 12В индуистских текстах: Концепция 3х целей жизни человека – религиозного долга,

материальной выгоды и чувственной страсти

Слайд 13АРТХАШАСТРА- древнеиндийский политический и экономический трактат (321—297 года до н. э.).
Мир

и труд являются основами благополучия. Трудом мы называем напряжение сил для доведения до конца предпринятого дела. Наслаждение благополучием, заключающимся в использовании плодов работы, мы называем миром…
/Царь/ должен устроить рудники, промыслы, рощи ценных деревьев, … водные и сухопутные пути сообщения и торговые города. Он должен построить оросительную систему, снабжаемую постоянной водой… Царь должен заставить непослушных рабов, недоимщиков… выполнять обязанности. Царь должен содержать детей, стариков, больных, убогих и беззащитных, а также женщин, не разрешившихся от бремени, и детей при рождении…

Слайд 14АРТХАШАСТРА
Царю необходимо изучать 4 науки: учение вед; философию (логику); науку об

управлении; экономику.
Экономика – это учение о пополнении казны.
К экономике относятся земледелие, скотоводство и торговлю.
Государство должно контролировать доброкачественность товаров и устанавливать пошлины
Основная обязанность государственного чиновника - установление устойчивого уровня товарных цен


Слайд 15Правитель царства Ци основал «Дворец наук у западных ворот». Ученые академии

написали более 500 сочинений, которые были объединены общим названием ГУАНЬ-ЦЗЫ

Принцип уравновешивания: государство должно накапливать фонды в период дешевизны хлеба и пускать их в товарооборот в период дороговизны.
открыли противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применять для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.
понимание роли рынка в достижении равновесия, механизма спроса и предложения.
идеи регулирования рынка через государственные закупки и продажи, а также через выпуск денег.


Слайд 16ГУАНЬ-ЦЗЫ (IV до н.э.) -крупнейший древнекитайский тракта разных авторов
Бывают годы скудные

и обильные, и поэтому зерновые могут быть дороги или дешевы… Но вот государь не может все это привести в порядок, и потому купцы-богатеи у него творят разгул на рынке и, используя недостаток средств у народа, умножают во сто крат свое достояние. Когда они делят землю, то те, кто посильнее, могут удержать ее в своих руках. Когда они распределяют богатство, то те, кто поумнее, могут накоплять: эти более сметливые присваивают продукт труда десятка людей. А те, кто поглупее, могут не вернуть даже своих основных затрат… Между тем если народ богат, то невозможно заставить его служить за жалованье, а если он беден, ему не внушить страха наказаниями. И… если масса народа не подчиняется управлению, то причина этого заключается в отсутствии уравновешивания /богатства и бедности/.

Слайд 17Лао-цзы древнекитайский философ,
VI—V веков до н. э
«Дао, которое можно выразить

словами

не есть
истинное
дао»


Слайд 18Конфуций (Кун-Цзы) (ок. 551-479 до н. э.)
Сборник "Лунь юй" ('Беседы и

суждения').
Вопросы этики и управления государством.
Учение о совершенном человеке – благородном муже (Благородный муж знает только долг, а низкий – только выгоду..)
Моральное совершенствование человека - основа построения госуправления (сейчас это называется просвещенным патернализмом)

Слайд 19Мо-цзы
( ок. 470 — ок. 391 до н. э.)
Древнекитайский философ,

разработавший учение о всеобщей любви.

Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока оно не было принято Ханьской империей в качестве государственной идеологии.


Слайд 20Восток и Запад
Древневосточная мысль
государственно-нормативный характер
априорное, бездоказательное содержание

Античная мысль
рациональный и демократический характер
светско-рациональный,

доказательный характер

Слайд 21Античная мысль
Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир

представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов.

Как жить в этом мире?
Кто управляет в нём?

Слайд 22«ЭКОНОМИЯ» от древнегреческих слов «ойкос»(дом), «номос»(закон)- «законы ведения домашнего хозяйства».
Истоки экономической науки

следует искать в учениях мыслителей древнего мира прежде всего, колыбели европейской и мировой цивилизации – Древней Греции.
Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).

Греция. Полуостров Аттика. Афины. Рафаэль Санти «Афинская школа»


Слайд 23Аристотель (ок.384 – ок.322 г.до н.э)
Внес большой вклад в развитие

экономической науки своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей. Главный труд Аристотеля - «Политика». Был воспитателем сына македонского царя Филиппа – Александра.

Антисфен (Ксенофонт)(ок.435 – ок.360 г. до н.э.)
Представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости


Слайд 24Ксенофонт (V-IV вв. до н.э.) трактат «Ойкономия», или «Домострой»
Распределение семейных обязанностей
Глава:

«Отучение жены от косметических средств и приучение к укреплению тела заботами о хозяйстве»
Обустройство домашних помещений
Поддержание хозяйственных запасов
Подбор управляющих и слуг
Навыки земледелия (от обработки почвы до сбора урожая)

Слайд 25Аристотель: «Экономия - естественна, хремастика – неестественна»
Экономика
земледелие и ремесло,
мелкая торговля
прямой

товарообмен и товарообмен посредством денег Т-Д-Т’
функции денег: мера стоимости и средства обращения
деятельность, направленная на создание и приобретение благ для дома и государства.


Хрематистика
(«хрема» - имущество, владение)

ростовщичество и торгово-посреднические операции
Товарообмен, осуществляемый с приращением первоначально авансированного капитала
деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства


Слайд 26Аристотель первым поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении

многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий. Четко сформулировать проблему – наполовину ее решить.
«Чем определяются пропорции обмена товаров?».

Слайд 28 АРИСТОТЕЛЬ О ДЕНЬГАХ
деньги - результат соглашения между людьми и в нашей

власти сделать их неупотребительными.
с изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги.
Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности. (В современных терминах это признание означает, что из простого товарного производства неизбежно вырастают капиталистические отношения).

Aristotélēs
(384 – 322 гг. до н.э.)


Слайд 29ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ АРИСТОТЕЛЯ
Путь от Аристотеля к схоластам – пример

взаимосвязи цивилизаций:
ГРЕКИ ? римляне
?
ранние христиане
? ?
мавры-мусульмане ? СХОЛАСТЫ

/схоласты – ученые-богословы в европейских католических университетах в Средние века/

Слайд 30Платон
(Аристокл)
(ок.428 – ок.348 г.до н.э.)
В работах «Государство» и «Законы» на

основе разделения труда выделяет три сословия в государстве: правители (философы), воины, ремесленники, земледельцы и мелкие торговцы. Рабы находятся вне сословий. Государство разрешает противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Частную собственность могли иметь лишь лица третьего сословия. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Большую роль в жизни Платона сыграла его встреча с Сократом. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются трудным путем внутреннего самосовершенствования. По преданию, Платон умер в свой день рождения


Слайд 32РОЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
Фактор умелости и качества. Ведет росту производительности труда. Зависит

от размеров рынка сбыта. Разделение труда на умственный и физический, а людей на рабов и свободных, имеет естественный характер (Ксенофонт)
Фактор образования городов-государств (Ксенофонт, Платон)
Предпосылка кастового строя (утопия Платона)

Слайд 33Для древнегреческих мыслителей характерна этическая направленность экономической жизни. Для древнеримских мыслителей

на первый план выходят практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.

Слайд 34Марк По́рций Като́н (для различия с правнуком называемый также «Ста́рший», «Це́нзор»,

или «Цензо́рий»; 234—149 до н. э.) : «хозяин должен продавать, а не покупать»

разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства: хороший климат, близость богатого города,.
Первым поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена.
относил рабов к орудиям производства. Опасаясь согласия среди рабов, рекомендовал поддерживать между ними ссоры, изнурять трудом, ставить в худшее положение, чем рабочий скот


Слайд 35Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.): «Покупать рабов разных национальностей,

чтобы предотвратить восстания».

«орудия говорящие, бессловесные и немые»: говорящие орудия – это рабы, бессловесные – волы, рабочий скот, немые – телеги, грабли, корзины


Слайд 36ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Сходство: «включённость» экономики в общий контекст повседневной жизни
Артхашастра

(Индия, IV-III до н.э.)
Гуань-Цзы (Китай, IV до н.э.)
Иоанн Златоуст (Византия, IV в. н.э.):
«... не тот беден, у кого ничего нет, но тот, кому много требуется»
Отличия восточных цивилизаций:
отношение к труду
роль государства

Слайд 37СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ИСЛАМА
Позитивное отношение к торговле и прибыли
неприятие административного регулирования

цен
этическая проповедь честной торговли
Запрет ростовщичества
феномен менял-иноверцев
принцип разделения выгоды

Слайд 38БИБЛИЯ
Древний источник, признававший шесть основных прав человека (на жизнь, собственность, одежду,

жилище, труд и отдых)

Слайд 39Христианство


Слайд 40Гумилев Николай Степанович
(1886-1921)
Есть Бог, есть мир; они живут вовек
А жизнь

людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек, Который
любит мир и верит в Бога.


Слайд 41
У меня в голове
каша !!!
Какие главные термины в этой теме?


Слайд 42БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

Кодекс Хаммурапи, Артхашастра»,
«Гуан-цзы», Лао-цзы, Ксенофонт, Аристотель, Платон. Катон,

Варрон. Упадок римского рабовладельческого общества. Христианство.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика