Слайд 1РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ, ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
КАФЕДРА Таможенное дело
Лекция 2 по дисциплине «Экономическая безопасность»
Тема 2. «Нормативно-правовые основы экономической безопасности.»
к.э.н., доцент, Шабалина Елена Ивановна
КАЛИНИНГРАД
2017
Слайд 2План лекции
1. Закон Российской Федерации «О безопасности»
2. Обеспечение экономической безопасности
как гарантия защиты жизненно важных интересов
3. Место и роль экономической безопасности в структуре национальной безопасности
4. Угрозы экономической безопасности
5. Направления развития правовой базы регулирования ВЭД
6. Концепция и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
7. Задачи экономической безопасности
Слайд 31. Закон Российской Федерации «О безопасности»
Закон Российской Федерации «О безопасности»
определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности. Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики.
Слайд 3
Слайд 42.1. Обеспечение экономической безопасности как гарантия защиты жизненно важных интересов
Экономическая
безопасность - это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства.
Под жизненно важными интересами в данном контексте понимают совокупность потребностей, которые обеспечивают существование и прогрессивное развитие личности, общества, государства. Экономическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности, которая охватывает также оборонную, экологическую безопасность и т.д.
Слайд 4
Слайд 52.2. Обеспечение экономической безопасности как гарантия защиты жизненно важных интересов
Основу
национальной безопасности составляют национальные интересы — совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.
Для определения национальных экономических интересов необходимо обеспечить: анализ текущего состояния экономики и выявление тенденций развития; моделирование и прогнозирование социально-экономического развития; корректировку мер государственного регулирования с целью достижения желаемых целей. В указанных действиях особо важной является разработка системы экономических показателей, которые бы предоставляли количественную оценку социально-экономического развития страны, их обязательно надо отражать в действующей статистике.
Слайд 5
Слайд 62.3. Обеспечение экономической безопасности как гарантия защиты жизненно важных интересов
К
найприоритетнейшим экономическим интересам относятся: создание самодостаточной социально ориентированной экономики; сохранение и развитие интеллектуального и научно-технического потенциала; обеспечение экономически безопасных условий жизнедеятельности общества; построение равноправных и взаимовыгодных экономических отношений с другими государствами. Слайд 6
Слайд 73.Место и роль экономической безопасности в структуре национальной безопасности
Экономическая безопасность —
основа жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости. Система ее критериев включает количественные и качественные характеристики ресурсного, производственного, научно-технического потенциала, эффективность его использования и развития, структурного преобразования производства, конкурентоспособность продукции и разделение труда на мировом рынке, целостность экономического пространства, возможность адаптации к новым условиям и др. Но в конечном итоге цель экономической безопасности — недопущение нерационального по социально-экономическим, политическим и национальным критериям использования природных и трудовых ресурсов, их перераспределения в пользу конкурирующих стран. Слайд 7
Слайд 84. Угрозы экономической безопасности
Угрозы экономической безопасности — такие явления и
процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.
Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние.
Слайд 8
Слайд 94.1. Внутренние угрозы экономической безопасности
К внутренним угрозам экономической безопасности России можно
отнести:
Усиление имущественного расслоения общества. По данным Минэкономразвития РФ, уровень доходов наиболее обеспеченных россиян в 15 раз превышает уровень доходов наименее обеспеченных граждан.
Криминализацию экономики и общества. Оценки масштабов российской теневой экономики варьируются обычно в интервале 20-40% ВВП. В текущем году Президент РФ Дмитрий Медведев собственным примером показывает и предлагает всем чиновникам обнародовать налоговые декларации.
Разрушение научно-технического потенциала страны. По абсолютным затратам на науку Россия сегодня примерно в 5 раз уступает Германии, в 7 раз — Японии и в 17,5 раза — США.
Слайд 9
Слайд 104.2. Внешние угрозы экономической безопасности
К наиболее существенным внешним угрозам России
можно отнести:
Утечка умов за границу. К сожалению, именно Россия является сейчас основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж. И речь в данном случае идет о потере того слоя населения, который смог бы обеспечить России достойное место в мировом сообществе XXI века.
Бегство капитала за рубеж. Понятие «бегство капитала» означает нелегальный вывоз капитала за границу. Обнародованы данные Банка России: за прошлый, 2008 год из страны утекло почти $130 млрд.
Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Сегодня 80% российского рынка лекарств и более 40% продовольственного рынка России приходится на импорт.
Слайд 10
Слайд 11
Направления развития правовой базы регулирования ВЭД
Слайд 11
5.
Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным правом. Под правовым регулированием ВЭД понимается совокупность нормативных актов, в рамках которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена: международными правилами и нормами, подписанными РФ международными договорами России с другими странами; национальным законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.
В ряде развитых стран существует промежуточный блок -законодательство союзов. В странах СНГ происходит формирование зоны свободной торговли в рамках реализации ранее принятой конвенции экономического интеграционного развития Содружества. Это требует принятия пакета документов (Об унификации санитарных и фитосанитарных мер, о введении согласованных правил лицензирования, о поэтапном устранении технических барьеров и т.д.). Реализация указанного подхода уже осуществлена для трёх стран таможенного союза, являющихся одновременно странами-участницами СНГ (России, Беларуси, Казахстана) с принятием Таможенного кодекса таможенного союза.
Слайд 126.1. Концепция и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
Концепция национальной безопасности
Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической. Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24).
Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Слайд 12
Слайд 136.2. Концепция и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
Стратегия принята Указом
Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 20, ст. 2444);
пункт 27 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 г. N 483 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 27, ст. 3754).
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации
В. Путин
Прим. ред.: указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Слайд 15
Слайд 147.1. Задачи экономической безопасности в соответствии с принятой Концепцией
Перед национальной экономической
безопасностью ставятся следующие задачи:
прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;
разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;
защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;
создание условий научной и технологической независимости;
обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;
повышение эффективности;
поддержание баланса межнациональных отношений;
создание условий соблюдения законодательства;
формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами; Слайд 14
Слайд 157.2. Задачи экономической безопасности в соответствии с принятой Концепцией
сдержание военного потенциала
страны;
улучшение экологической обстановки;
интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;
формирование единого экономического пространства со странами СНГ;
защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;
формирование режима финансово-кредитной независимости России;
усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;
формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;
вывод национальной экономики из кризиса.
Слайд 15