Слайд 1Человек в системе экономических отношений
Слайд 2Экономика потребителя
Как связаны между собой производство и потребление?
Производство осуществляется для потребления,
и определяет его структуру.
Потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.
Кого называют потребителем?
Потребитель- тот, кто приобретает и использует товары и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Кто является потребителем?
Слайд 3
Какова цель потребителя?
Цель потребителя- извлечение максимальной полезности от потребления товаров и
услуг.
Что ограничивает наши потребительские возможности?
-бюджет семьи
-цены на товары и услуги
-ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Потребитель испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним стоит проблема рационального выбора.
Слайд 4
Источники дохода потребителя
Источники
доходов
потребителя
Заработная
плата
Банковский
процент
Земельная рента
Дивиденды по акциям
Наследство
Лотерея
Пенсия
Стипендия
Аренда имущества
Личное хозяйство
(натуральный
доход)
Слайд 6
Номинальный денежный доход- это все виды денежного пополнения бюджета семьи.(зарплата, социальные
выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, от собственности)
Реальный доход- это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода.(показатель уровня жизни населения)
Слайд 8Нужны ли семье услуги страховых компаний?
Слайд 9
Что такое рациональность?
Рациональность- продуманность, сопоставление результатов с затратами.
В рыночной экономике
потребитель обладает суверенитетом, т.е. имеет право самостоятельно распоряжаться имеющимися доходами.
Доход потребителя- это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
Слайд 10
Как сделать рациональную покупку?
1. Изучить рекламные объявления,
ассортимент товара, где и по какой
цене можно купить.
2. Выбрать специализированный
магазин, где можно купить с
максимальным гарантийным сроком.
3. Получить сведения о свойствах товара.
4. Покупать товар с бесплатной или доставкой и установкой.
5. Пост гарантийное обслуживание.
6. Искать, где распродажи, скидки.
Слайд 11Что такое гарантийный срок?
Это период времени, который устанавливает производитель, в который
купленный товар точно будет работать без поломок- гарантировано производителем. Если происходит поломка товара (не по вине потребителя) в период гарантии, то производитель обязуется устранить её за свой счет(произвести ремонт изделия) или обменять товар на новый в случае когда отремонтировать невозможно.
Слайд 12Ситуация
Вы купили телефон. Гарантия производителя- 2 года, гарантия продавца- 6
месяцев. Телефон поломался после 1 года эксплуатации. Вы имеете право на гарантийный ремонт товара?
По законодательству РФ продавец не имеет права устанавливать гарантийный срок ниже чем тот, который установил производитель. Значит действия продавца- незаконны!
Слайд 13Ситуация
Вы купили телефон, он сломался через неделю. Есть ли у
вас какие-нибудь права?
ФЗ «О защите прав потребителей». Потребитель имеет право на возврат брака в течении 14 дней с момента покупки, при этом он вправе выбирать сам: обменять ли ему товар на такой же новый, обменять ли ему товар на аналогичный товар другого производителя с перерасчетом цены, вернуть ли ему деньги за товар, осуществить ли бесплатный ремонт или уменьшить стоимость товара соразмерно размеру брака.
Слайд 14ФЗ «О защите прав потребителей» материальный ущерб.
1. Вред, причиненный жизни, здоровью
или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
3. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.
Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
Слайд 15ФЗ о компенсации морального вреда
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем
(продавцом, предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Слайд 16Доход семьи распределяется на две части: одна идет на оплату услуг
и товаров, другая образует сбережения.
Слайд 17
Что такое сбережения?
Сбережения-
часть дохода, которая
откладывается для удовлетворения будущих потребностей;
отказ от потребления сегодня с целью потребить завтра на большую сумму.
Слайд 18
Результаты социологического исследования
Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук
(ИСЭРН РАН).
Слайд 19
Уровень жизни- уровень потребления материальных благ, то есть уровень обеспеченности страны
промышленными товарами, продуктами питания, жилищем.
Качество жизни= уровень жизни+ условия и безопасность труда+ культурный уровень+ физическое здоровье.
Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные.
Обязательные- расходы минимально необходимые (питание, одежда, коммунальные услуги, транспорт)
Произвольные- приобретение духовных ценностей, картин, книг,, а так же дорогостоящих товаров- машин, компьютерной техники и т.д.
Слайд 21Закон Энгеля
Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов
на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления. При дальнейшем росте доходов, увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги.
Вывод: структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.
Слайд 22
Мотивы сберегательного поведения людей
«Потребители первого уровня» -
17,5%,
их нельзя считать накопителями в обычном смысле этого слова. Отложенные средства тратятся на текущее потребление, а форма сбережений или проценты по вкладам не имеют для этого типа сберегателей никакого значения.
Слайд 23
Мотивы сберегательного поведения людей
«Подстраховщики» -
18,1%,
копят деньги
«на всякий пожарный случай». Среди экстремальных ситуаций, ради которых «подстраховщик» делают накопления, следует отметить болезнь или потерю работы, смерть близких.
Слайд 24
Мотивы сберегательного поведения людей
«Футуристы» -
15,9%,
твёрдо знают, что
в будущем (возможно, и отдалённом) их семье придётся нести стратегические расходы – образование детей, смена места жительства, пенсионное обеспечение.
Слайд 25
Мотивы сберегательного поведения людей
«Накопители» -
17,4%
копят деньги
по классической схеме – «чтобы были». Эта сберегательная группа хотела бы получать доход от своих накоплений.
Слайд 26
Что необходимо учитывать, выбирая форму сбережения
Темпы инфляции,
Процент по сбережениям,
Индивидуальные особенности (возраст,
состояние здоровья, планы),
Социальные, политические и национальные особенности семьи, региона, страны.
Слайд 27Закрепим
Верны ли следующие суждения об экономической культуре потребителя?
А. экономическая культура
потребителя состоит в рачительном и бережливом отношении к приобретаемым благам.
Б. экономическая культура потребителя всегда должна опираться на принцип «Чем больше товаров приобретается и потребляется, тем лучше»
Верно только А
Слайд 29
предприниматели
Физические лица-
человек, участвующий в экономической деятельности в качестве полноценного субъекта.
Действует от собственного имени, занимается предпринимательством с момента регистрации. К нему применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций
Юридические лица-
организации, учреждения, фирмы, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей
Слайд 31
Юридические лица
Признаки.
Существует независимо от входящих в его состав отдельных лиц;
Наличие имущества;
Право
приобретать, пользоваться и распоряжаться своим имуществом;
Право осуществлять от своего имени экономические операции;
Право выступать от своего имени в суде;
Самостоятельная имущественная ответственность
1.Коммерческие ю.л. – имеют своей целью извлечение прибыли.
2. Некоммерческие ю.л.- не ставят своей целью извлечение прибыли, они финансируются из различных бюджетов
Слайд 36
Любая предпринимательская деятельность связана с неизбежными издержками производства
Издержки производства- затраты владельца
фирмы (производителя) на приобретение и использование факторов производства.
Бухгалтерские издержки-
это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических)
Постоянные- не зависят от объема выпускаемой продукции
(аренда здания, затраты на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленцев, коммунальные услуги, амортизация)
Переменные – их величина находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции
(приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспорта, расходы на тару и упаковку)
Слайд 37
Любая предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли.
Экономическая прибыль- это разница между
совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками.
Слайд 38
Вопрос?
В чем же выражается рациональное поведение производителя?
В эффективном распоряжении производством, которое
заключается прежде всего в снижении затрат на производство.
Как снизить затраты на производство?
Снижению затрат способствуют экономичные комбинации ресурсов, внедрение новой техники, экономия сырья, энергии.
Слайд 39
Основные вопросы
Что производить? (производить нужно необходимые в данный момент блага, в
необходимом количестве.)
Как производить? (применение новой техники и технологии обеспечивает больший объем выпускаемой продукции при использовании имеющихся ресурсов)
Для кого производить? (необходимо изучать потребности разных слоёв общества)
Слайд 40
Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов:
Как,
имея ограниченные ресурсы добиться целей своего производства?
Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки производства были минимальны?
Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?
Слайд 41
Рациональное поведение
Увеличение производства за счет увеличения продуктивности и производительности труда.
Факторы, определяющие
рост производительности труда:
-разделение труда и специализация,
-технический прогресс,
- уровень образования и проф. подготовки работников
Слайд 42Повторение:
типы рынков по свободе
экономических действий.