Слайд 1Тема 6
БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
Слайд 21. Рутины
Ричард Нельсон и Сидней Уинтер «Эволюционная теория экономических изменений» (1982):
Рутины
- способ обычного ведения дел.
Большая часть рутин являются неосознанными и реализуются на основе неявного знания.
Понятие неявное знание (tacit knowledge) введено Майклом Поланьи.
Это знание, которое трудно передать другим лицам в устном или письменном виде с помощью использования языка.
Вербализованные знания отделены от личности и могут быть относительно легко переданы с помощью использования языка (кодов).
Слайд 3Технологические рутины формируются в процессе взаимодействия человека и природы.
Отношенческие рутины складываются
в процессе взаимодействия между людьми.
Рутины помогают людям справиться со сложностью окружающего мира.
Они замещают обдумывание проблемы и принятие решений.
Отношенческие рутины выполняют функцию координации совместной деятельности.
Через систему взаимных ожиданий рутины вносят в отношения элемент координации и предсказуемости.
Слайд 4Ментальные модели
Ментальность (от лат. mens — сознание, ум) — образ
мышления.
В процессе нашего развития и общения с другими людьми у нас формируются ментальные модели окружающего мира, через призму которых мы и воспринимаем этот мир.
Эти модели дают представление о свойствах окружающего мира, позволяют решать конкретные задачи.
Ментальные модели определяют наши реакции и позволяют выбрать линию поведения наиболее экономным, с точки зрения расходования когнитивных усилий, способом.
Слайд 52. Общие ментальные модели
Создают рамки для одинакового восприятия реальности участниками отношений
и служат базисом совместного действия.
Общие ментальные модели можно представить, как совокупность следующих составляющих:
общие знания;
общие значения;
общие ожидания;
общие ценности;
общие убеждения.
Слайд 6Общие знания -
это разделяемые в данном сообществе представления об истине.
Основания
веры в истинность знания: вера в источник; подтверждение практикой; наличием людей, разделяющих наши представления об истине.
Общие значения
В разных культурах одни и те же слова, жесты и знаки имеют разное значение.
Общие ожидания
Несовпадение ожиданий приводит к конфликтам и обидам.
Слайд 7Общие ценности
Общие ментальные модели охраняются культурой общества. Основным элементом культуры являются
ценности. Ценности определяют цели нашей деятельности, определяя наши поступки в координатах: хорошо – плохо (справедливо – несправедливо).
Ценности могут существенно различаться в различных культурах.
Параметры национальной культуры (Герт Хофстеде)
1. Индивидуализм – коллективизм.
2. Дистанция власти – это степень готовности принимать социальное неравенство.
3. Боязнь неопределенности.
4. Мужское и женское начало.
Слайд 8Общие убеждения
Убеждения - самый глубинный слой культуры, потому что редко осознаются
(эксплицируются) своими носителями.
Это скрытые и принимаемые на веру предположения о характере окружающего мира, времени, пространстве, природе человека.
Одни народы живут будущим, другие настоящим, третьи – прошлым.
Одним из убеждений западного человека является его вера в собственную рациональность.
Ищет рациональные объяснения своим действиям.
(У нас о себе «крепок задним умом»).
Слайд 93. Правила взаимодействия
С точки зрения институциональной теории, отношения между любыми субъектами
базируются на нескольких принципах: принципе конфликта, принципе взаимозависимости и принципе порядка.
Принцип конфликта означает, что практически в любых отношениях присутствуют элементы конфликта интересов, в основе которого могут лежать:
ограниченность ресурсов (борьба за собственность);
стремление каждой из сторон к максимизации своих прав и свобод (борьба за власть);
невозможность четкой спецификации и абсолютной защищенности прав и свобод.
Слайд 10Принцип взаимозависимости.
Взаимозависимость сторон может быть обусловлена:
потребностью сторон друг в
друге (зависимость соседних стран от политики каждой из них по охране окружающей среды, зависимость поставщика и потребителя, ребенка и родителя и т.п.);
разной переговорной силой сторон (зависимость работника от работодателя);
наличием прошлого опыта взаимодействия (большие издержки переключения на установление новых отношений);
искусственной монополией (монопсонией), образовавшейся в результате исполнения контракта (оплатив заказ, приходится ждать).
Слайд 11Принцип порядка
обусловлен тем, что любые более или менее длительные отношения
сторон приводят к стабилизации взаимодействия, возникновению шаблонов поведения и способов разрешения конфликтов – формированию формальных или неформальных правил, определяющих поведение сторон по отношению друг к другу.
Правила упорядочивают отношения сторон путем взаимного принятия способов разрешения конфликта интересов и формирования общей системы ожиданий.
(Рассовые отношения в США до и после Гражданской войны).
Слайд 12Правила могут устанавливаться путем принятия нормативных актов (конституционные нормы) или путем
заключения институциональных соглашений (контрактные нормы).
Большая часть правил складывается в процессе взаимодействия на неформальном уровне (конвенциальные нормы).
Правила взаимодействия можно условно разделить на три группы:
правила координации,
правила кооперации,
правила распределения.
Слайд 13Правила координации
устанавливают принципы взаимодействия в условиях возможности столкновения интересов.
Они регулируют
выбор действий, приводящих всех агентов к одному и тому же типу равновесия из нескольких потенциально возможных.
(С точки зрения семантики русского языка, любые правила взаимодействия можно отнести к правилам координации).
Примеры: правила дорожного движения;
правила движения в очереди;
Правила координации могут устанавливаться централизованного, на основе взаимного согласования или стихийно.
Поддерживаются стихийно или санкциями.
Слайд 14Правила кооперации
регулируют отношения сотрудничества.
Две группы отношений сотрудничества:
в виде сложения усилий
(совместные проекты);
в виде исполнения взаимных обязательств.
Взаимные обязательства в рамках картеля.
Взаимные обязательства в сфере вооружений и т.д.
Если доверия нет, возникает риск обоюдоневыгодного выбора (потери от распада картеля).
Дилемма заключенных
как иллюстрация проблемы доверия
Мерил Флуд и Мелвин Дрешер (1950) Описание гонки вооружений между СССР и США.
Слайд 15Альберт Такер интерпретировал ситуацию как историю о двух заключенных.
Сознавшемуся 1 год
тюрьмы, а не сознавшемуся – 5.
Оба сознаются – по 3 года.
Оба не сознаются – по 2 года.
Слайд 16Лучший вариант для обоих заключенных – договориться и не сознаваться.
Если
доверия нет, то оба нарушают договоренность и сознаются.
В сфере экономики дефицит доверия ведет к большим расходам на юридическое сопровождение сделок.
Другой пример – траты денег на рекламные кампании в условиях олигополистического рынка.
Проблема безбилетника
Оппортунизм в виде отлынивании от участия в общем деле.
(Кооперация акционеров при контроле управляющих)
Слайд 17Правила распределения
фиксируют распределение, как на сегодняшний день, так и на будущее:
прав, обязанностей и свобод, а также выгод, издержек и рисков.
Примеры
Распределение квот на вылов рыбы.
Распределение долей в сокращении отраслевого производства (Япония).
Плата за консьержа.
Слайд 18Рекомендуемая литература по теме
Шейн Э. Организационная культура и лидерство – Спб.:
ПИТЕР, 2013
Институциональная экономика // Учебник под общей редакцией А.А. Олейника – М.: ИНФРА-М, 2005
Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики // Учебник – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006
Шибутани Т. Социальная психология – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. – М.: Логос, 2002
Нельсон Р.Р. Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений – М.: Финстатинформ, 2000
Слайд 19Рекомендуемая литература по теме
Шейн Э. Организационная культура и лидерство – Спб.:
ПИТЕР, 2013
Институциональная экономика // Учебник под общей редакцией А.А. Олейника – М.: ИНФРА-М, 2005
Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики // Учебник – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006
Шибутани Т. Социальная психология – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. – М.: Логос, 2002
Нельсон Р.Р. Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений – М.: Финстатинформ, 2000