Слайд 1Анализ эффективности инновационной деятельности предприятия
Слайд 2
Под инновациями понимают прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов
продукции, процессов. Трансформация новой идеи (новации) в инновацию получила название инновационного процесса, а выведение новшества на рынок – коммерциализацией.
Слайд 3Инновации принято подразделять на:
продуктовые и технологические;
базисные и улучшающие;
стратегические и адаптирующие.
Слайд 4 Разработка инноваций – одно из основных направлений стратегического анализа, осуществляемого
на уровне высшего руководства. Основные его задачи:
определение суммы инвестиций на разработку и внедрение инновации;
определение технико-экономических характеристик инновации, оценка ее качества, повышения уровня конкурентоспособности продукции;
определение возможностей для разработки инновации: финансовых, кадровых, материально-технических;
определение срока окупаемости инновации;
оценка эффективности инновации.
Слайд 5 При этом следует проводить разграничение между инновациями и инвестициями, хотя
между ними существует очень тесная связь. Инновационный процесс невозможен без инвестиций, а осуществление инвестиций без инноваций не имеет экономического смысла, поскольку такой подход консервирует отсталость в области техники и технологии, что в конечном итоге снижает конкурентоспособность предприятия.
Слайд 6К первой группе относятся показатели, которые характеризуют производственный эффект от применения
инновации
Ко второй группе относятся показатели, характеризующие финансовую эффективность нововведений
К третьей группе относятся показатели инвестиционной эффективности инноваций.
Для оценки эффективности инноваций применяют более обширную систему показателей, чем для оценки эффективности инвестиций. Их можно объединить в три группы.
Слайд 7Первая группа
Прирост объема производства продукции
ΔВП = ВП1 – ВП0,
где ВП0,
ВП1 – валовой объем производства продукции соответственно после и до использования новшества;
1.2. Прирост добавленной стоимости (ΔДС):
ΔДС = ДС1 – ДС0,
где ДС1, ДС0 – добавленная стоимость соответственно после и до использования новшества.
Экономия материальных ресурсов (ΔМР):
где – расход материальных ресурсов на единицу продукции соответственно до и после инновации;
Q1 – годовой объем производства продукции в натуральном выражении после применения новшества.
Экономия затрат от снижения себестоимости продукции(ΔЗ):
где С0, С1 – себестоимость единицы продукции соответственно до и после инновации;
Q1 – годовой объем производства продукции в натуральном выражении после применения новшества.
Сокращение затрат труда на производство продукции(ΔЗТ):
где ТЕ0 и ТЕ1 – соответственно затраты труда на производство единицы продукции до и
после применения новшества.
Если данную экономию разделим на годовой фонд рабочего времени одного рабочего, то получим относительное сокращение количества рабочих в результате инновации.
Слайд 8 Рост производительности труда (среднечасовой выработки)
,
где ВП0 – стоимость выпуска продукции
до внедрения новации;
ΔВП – увеличение выпуска продукции за счет внедрения новации;
ЗТ0 – затраты труда на производство продукции до внедрения новации;
ΔЗТ – экономия затрат труда после внедрения новации;
ЧВ0 – среднечасовая выработка до внедрения новации.
Снижение материалоемкости продукции (ΔМЕ)
;
где МЗ0 – сумма материальных затрат на производство продукции до внедрения новации;
ΔМЗ – экономия материальных затрат за счет внедрения новации.
Снижение издержкоемкости продукции (ΔИЕ)
;
где З0 – общая сумма затрат на производство продукции до использования новации;
ΔЗ – изменение затрат за счет внедрения новации.
Слайд 9Вторая группа
Прирост маржи покрытия, исчисленной как разность между чистой выручкой и
суммой переменных затрат по реализованной продукции (ΔМП):
ΔМП = МП1 – МП0,
где МП1, МП0 – маржа покрытия соответственно после и до использования новшества.
Прирост чистого дохода (ΔЧД) за счет применения инновации:
ΔЧД = ЧД1 – ЧД0,
где ЧД1, ЧД0 – доход, включающий чистую прибыль и амортизацию, соответственно после и до использования новшества.
Прирост прибыли до выплаты процентов и налогов (ΔEBIT)
(ΔEBIT) = EBIT1− EBIT0,
где EBIT1, EBIT0 – сумма прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов соответственно после и до применения новшества.
Прирост чистой прибыли после выплаты процентов и налогов (ΔЧП):
ΔЧП = ЧП1 − ЧП0.
где ЧП1 , ЧП0 – сумма чистой прибыли после и до применения новшества.
Прирост маржинальной рентабельности, исчисленной отношением общей суммы маржи покрытия к чистой выручке (ΔМR):
где МR1, МR0 – маржинальная рентабельность соответственно после и до внедрения новшества.
Слайд 10Прирост рентабельности затрат (RЗ), исчисленной отношением прибыли от
реализации продукции до выплаты процентов и налогов к полной себестоимости реализованной продукции:
где RЗ1, RЗ 0 -- рентабельность затрат соответственно после и до внедрения новшества.
Прирост рентабельности оборота, исчисленной отношением прибыли от реализации продукции до выплаты процентов и налогов к сумме выручки (ΔRоб):
ΔRобщ = Rоб 1 − Rоб 0.
где Rоб 1 , Rоб 0 – рентабельность оборота соответственно после и до внедрения новшества.
Прирост чистой нормы прибыльности продукции, исчисленной отношением чистой прибыли от реализации продукции после выплаты процентов и налогов к сумме нетто- выручки (ΔRч):
ΔRч = Rч 1 − Rч 0.
где Rч 1 , Rч 0 – рентабельность оборота соответственно после и до внедрения новшества.
Прирост рентабельности совокупного капитала, вложенного в активы предприятия (ΔВЕР):
ΔВЕР = ВЕР1 – ВЕР0 ;
где ВЕР1, ВЕР0 – рентабельность совокупного капитала соответственно после и до внедрения новшества
Прирост рентабельности собственного капитала, исчисленной отношением чистой прибыли к средней величине собственного капитала (ΔROE):
ΔROE = ROE1 – ROE0 ;
где ROE1, ROE0 – рентабельность собственного капитала соответственно после и до внедрения новшества.
Слайд 11Третья группа
К третьей группе относятся показатели инвестиционной эффективности инноваций. Здесь используется
та же система показателей, что и для оценки эффективности реальных инвестиций: чистый приведенный эффект, индекс рентабельности, дисконтированный срок окупаемости, методика расчета которых освещена выше. Особенность состоит лишь в том, что здесь надо учитывать всю сумму инвестиционных затрат предприятия в коммерциализацию инновации, начиная с инвестиций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и заканчивая процессом запуска в производство и выхода на рынок.
Слайд 12В итоге можно отметить, то, что экономика фирмы и вся экономика
в целом развивается при помощи инноваций, но, конечно, инновации не могут быть основой экономики, они всего лишь играют определенную роль в ней. Инновации наиболее значимы для экономики фирмы, ведь деятельность фирмы предназначено для сбыта своей продукции, а появление чего-то нового может во много раз увеличить продажи. Каждое предприятие или компания не сможет выжить в конкурентной среде без инноваций, ведь время идет вперед и покупатель требует чего-то нового, инновационного.