Слайд 1Лекция 9. Социально-экономические аспекты экологии
Слайд 21 Нормативы качества окружающей среды. Экологические стандарты
К санитарно-гигиеническим нормативам относятся нормативы
предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ: химических, биологических и пр., нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней (ПДУ) радиационного воздействия, шума, вибрации магнитных полей, нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания. Санитарные нормы, определяющие предельно допустимые уровни влияния на организм человека комплекса факторов среды его обитания, утверждает специальный Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора.
Слайд 3Санитарно-гигиенические нормативы качества окружающей среды
Слайд 4Во вторую группу нормативов качества окружающей среды входят производственно-хозяйственные нормативы. В
соответствии с гл. 5 статьей закона «Об охране окружающей среды» нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов вредных веществ (ПДС), а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ (загрязняющих воздух, воду и почву) устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта.
В третью группу нормативов качества окружающей среды входят комплексные нормативы. Здесь действуют предельно допустимые нормы нагрузки (ПДН) на природу, которые определяются размером антропогенного воздействия на экосистемы, природные ресурсы, не приводящие к нарушению экологических функций среды. Для определения ПДН часто используется понятие емкости природной среды.
Слайд 5Лимиты на природопользование – система экологических ограничений по территориям; представляют собой
установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства (закон "Об охране окружающей природной среды").
Государственный стандарт (ГОСТ) – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.
Слайд 6Для природоохранной деятельности генеральным стандартом является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в
области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов». Согласно ГОСТу 17.0.0.01-76, система стандартов в области охраны природы (ССОП) состоит из комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природные ресурсов. Основной задачей ССОП является введение в стандарты правил и норм, направленных на: обеспечение сохранности природных комплексов; содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов; содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды.
Слайд 7В настоящее время система управления окружающей средой регламентирована стандартами ДСТУ ISO
серии 14000. В этих стандартах регламентировано: состав, описание элементов системы и установки относительно применения; принципы управления, системы и средства обеспечения; общие принципы и процедуру аудита, аудит систем управления окружающей средой и классификационные требования к аудиторам из экологии.
Слайд 92 Экономика природопользования
Средства на сохранение окружающей среды подразделяются на 3 группы:
1) затраты, связанные с уменьшением поступления выбросов в окружающую среду;
2) затраты на компенсацию социальных последствий от выбросов;
3) затраты на возмещение потерь сырья и продуктов с отходящими газами и сточными водами.
Слайд 10Ущерб, наносимый окружающей среде, подразделяется на социальный, моральный, экономический.
Экономический ущерб может
быть фактическим (расчетным), возможным u предотвращенным.
Возможный ущерб – это ущерб народному хозяйству, который мог быть при отсутствии природоохранных мероприятий.
Предотвращенный ущерб – это разность между возможным и фактическим ущербом в определенный момент времени.
Слайд 11Экономический ущерб от загрязнения среды определяется суммой затрат на возмещение ущерба,
причиненного отдельными источниками в пределах рассматриваемой территории. Во всех случаях при определении ожидаемого ущерба на основе вариантных расчетов устанавливается минимальная сумма, предназначенная на предупреждение и компенсацию воздействия загрязненной среды. Такой подход реализуется для оценки экономического ущерба в масштабах промышленных комплексов и отдельных технологических процессов.
Слайд 12Оценка природных ресурсов (экономическая и внеэкономическая) предшествует их использованию. Экономическая оценка
природных ресурсов – это определение их общественной полезности, т.е. вклада данного ресурса (его единицы) в повышение уровня удовлетворения человеческих потребностей. Внеэкономическая оценка природных ресурсов включает определение экологической, гигиенической, социально-психологической, культурной и др. ценности природного ресурса или объекта, в экономических показателях обычно не выражается (уникальный ландшафт, исторические памятники).
Слайд 13Кадастры природных ресурсов – совокупность достоверных сведений о хозяйственном, правовом, качественном
и количественном состоянии природных ресурсов. Земельный и лесной кадастры ведутся соответственно органами Госкомзема и Рослесхоза. Наряду с ними действуют кадастры полезных ископаемых, животного мира (отдельно по рыбным запасам и наземным животным). Ведение кадастра объектов животного мира (наземных животных) возложено на Минсельхоз, а кадастра животного мира. принадлежащего к объектам рыболовства, ‒ на МПР. Водным кадастром ведает МПР, а также Росгидромет. Отдельно ведется кадастр особо охраняемых природных территорий.
Слайд 14Базовые нормативные платы за природные ресурсы
Плата за природные ресурсы подразделяется на
два основных вида – плату за пользование природными ресурсами и плату за воспроизводство и охрану окружающей природной среды.
Слайд 15Первый из названных видов платежей по своей юридической природе представляет собой
ренту – через нее реализуется право собственника на получение определенной части прибыли, полученной хозяйствующими субъектами в ходе эксплуатации природного объекта, за предоставление этого объекта в пользование. Плата за пользование природными ресурсами может взиматься в виде налогов (например, земельный налог), арендной платы и в иных формах, предусмотренных законодательством. Полученные суммы поступают в бюджеты различных уровней.
Слайд 16Платежи за охрану и воспроизводство природных ресурсов призваны компенсировать обществу затраты
на восстановление и сохранение земель, лесов, водных и биологических ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевой базы. В основе размеров платежей за охрану воспроизводимых природных ресурсов лежат затраты на рекультивацию нарушенных земель, на посадку лесных культур и уход за ними и т.п. Под воспроизводством невозобновимых ресурсов (минерально-сырьевых) понимаются поиск и геологическая разведка новых месторождений полезных ископаемых. Эти платежи поступают в специальные целевые внебюджетные фонды, из которых направляются на проведение соответствующих мероприятий.
Слайд 17Платежи за загрязнение окружающей природной среды были введены ФЗ «Об охране
окружающей среды». Эти платежи призваны выполнять три функции: 1) компенсационную – посредством уплаты этих платежей хозяйствующие субъекты компенсируют как правомерный, так и неправомерный вред, причиняемый природной среде в процессе своей деятельности; 2) стимулирующую – платежи способствуют снижению объемов загрязнения; 3) экономическую – эти платежи являются основным и постоянным источником поступления денежных средств, необходимых для финансирования мероприятий по охране и восстановлению природных ресурсов.
Слайд 18Платежи взимаются за следующие виды вредного воздействия:
а) за сбросы загрязненных
сточных вод в водные объекты;
б) за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
в) за размещение твердых отходов на соответствующих полигонах.
Слайд 19Размер платы рассчитывается в зависимости от объема загрязнения. На основе этого
можно выделить:
а) плату за загрязнение в пределах, не превышающих нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов, размещения отходов;
б) плату за загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
в) плату за сверхлимитное загрязнение.
В последнем случае размеры платежей увеличиваются в пять раз.
Слайд 203 Экологическое право
Экологическое право – особое комплексное образование, представляющее собой совокупность
правовых норм, регулирующих общественные отношения, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Слайд 21В системе экологического права России принято выделять: общую, особенную и специальную
части. Общая часть – положения, обслуживающие институты особенной части. Особенная часть – институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны). Специальная часть – экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.
Слайд 22Общая часть содержит, в том числе, такие институты как:
- право собственности
на природные объекты;
- право природопользования;
- государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;
- эколого-правовая ответственность.
Слайд 23Особенная часть включает:
- эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования,
пользования животным миром;
- эколого-правовая охрану (защиту) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ;
- эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим населенных пунктов, правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т.д.
Слайд 24Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей
природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права.
Слайд 26В настоящее время система органов государства, осуществляющих функции в сфере природопользования
и охраны окружающей природной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы органов государственного экологического управления – органы общей и специальной компетенции.
К числу первых относятся высшие государственные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), местные органы управления (местные администрации).
Слайд 27Органы специальной компетенции – это государственные органы, специально уполномоченные выполнять функции
экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполняемых функций и задач.
К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды – Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды.
Слайд 28Другая группа органов государственного экологического управления осуществляет ведомственные, отраслевые задачи по
управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов. как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Это Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ в составе Министерства здравоохранения РФ, Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Слайд 29Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрены следующие экологические права человека: право
на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Слайд 30Виды ответственности за экологические правонарушения
Слайд 314 Особо охраняемые природные территории
Различают следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные
заповедники, в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Слайд 32Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых
включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Слайд 33На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:
а) сохранение природных комплексов, уникальных
и эталонных природных участков и объектов;
б) сохранение историко-культурных объектов;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
е) осуществление экологического мониторинга;
ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Слайд 34Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью
сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Слайд 35На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
а) осуществление охраны природных территорий
в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
б) организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы;
в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
г) экологическое просвещение;
д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.
Слайд 36Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской
Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Природный парк «Оленьи ручьи»
Слайд 37Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения
или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Слайд 38Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и
эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Слайд 39Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых
входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
Слайд 405 Мониторинг окружающей среды
Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной
программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.
Слайд 41Цель экологического мониторинга – информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической
безопасностью.
В состав мониторинга входят:
1) наблюдение за изменением качества окружающей среды под воздействием различных факторов;
2) оценка фактического состояния природной среды;
3) прогноз изменения качества среды.
Слайд 42Национальный мониторинг осуществляется в пределах государства специально созданными органами.
Региональный мониторинг осуществляется
за счет системы станций, куда поступает информация, в пределах крупных районов, интенсивно осваиваемых народным хозяйством, а, следовательно, подверженных антропогенному воздействию.
К локальному мониторингу относятся наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов и отдельных предприятий. Локальный мониторинг осуществляется с помощью стационарных, передвижных, подфакельных постов.
Слайд 43Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:
импактном
– изучение сильных воздействий в локальном масштабе;
региональном – проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона;
фоновом – на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность.
Слайд 44Система наземного мониторинга подразделяется на блоки: биологический, геосистемный и биосферный.
Биологический (санитарно-гигиенический)
блок мониторинга обеспечивает постоянное наблюдение за состоянием среды и ее влиянием на здоровье человека. Значение этого блока мониторинга трудно переоценить. Нередко люди и не представляют, какой опасности они подвергают свое здоровье, проживая в той или иной местности. Сравнение показателей некоторых болезней на различных территориях дает возможность установить, в какой степени благоприятны или неблагоприятны условия для жизни и деятельности человека.
Слайд 45Геосистемный (геоэкологический, хозяйственный) блок мониторинга включает наблюдения за изменением природных геосистем
и превращением их в природно-технические.
Практика показывает, что прогнозы по созданию оптимальных природно-технических систем, в пределах которых может жить и работать человек без ущерба для своего здоровья, удается получить в результате тщательного изучения механизмов превращения природных геосистем в природно-технические.
Слайд 46Биосферный (глобальный) блок мониторинга охватывает наблюдения за параметрами геосферы в глобальном
масштабе. Это наиболее сложная система наблюдений, которая позволяет прогнозировать изменения качества окружающей человека среды в глобальном масштабе. В качестве примеров можно привести прогнозы по потеплению климата из-за возникновения парникового эффекта, его последствия для природы планеты и концепцию «ядерной зимы» как результата атомной войны. Эти примеры – яркое подтверждение необходимости тщательного изучения и учета всех прогнозов по изменению природы Земли, особенно при проведении международной политики.
Слайд 476 Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и
иной деятельности экологическим требованиям.
Цель экологической экспертизы – обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества.
Задача – оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.
Слайд 49В Российской Федерации осуществляется как государственная (федерального и регионального уровня), так
и общественная экологическая экспертиза.
Слайд 50Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) представляет собой специальный комплекс действий государственных органов
и экспертных комиссий. Цель государственной экологической экспертизы – проверка и оценка объекта экспертизы на соответствие требованиям охраны окружающей среды и экологической безопасности. Объектами государственной экологической экспертизы являются все материалы по объектам и мероприятиям, намеченным к реализации на территории Российской Федерации.
Слайд 51К объектам экологической экспертизы относятся экологические обоснования выдаваемых лицензий на природопользование.
Для оперативности и удобства установлены общие требования к содержанию лицензии. Лицензия – это документ, удостоверяющий право его владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Слайд 52Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные
выводы о допустимости деятельности и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик имеет право представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при устранении недостатков.
Слайд 53Общественная экологическая экспертиза организуется и производится по инициативе граждан и общественных
организаций. Целью общественной экологической экспертизы наряду с проверкой и оценкой объекта охраны окружающей среды и экологической безопасности является широкое распространение научно обоснованной информации о потенциальной экологической опасности объекта, привлечение внимания государственных органов с целью устранения такой опасности и др. Такая экспертиза производится научными коллективами, общественными объединениями. Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный, информационный характер.
Слайд 54Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы
(для простых объектов – до 30 дней; объектов средней сложности – до 60 дней; сложных объектов – 120 дней), устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.
Слайд 557 Международное
экологическое сотрудничество
Выбросы в атмосферу, загрязнение рек, морей и океанов
и т. п. не могут быть ограничены государственными границами. Таким образом, ряд важнейших частей ОС относится к объектам международного сотрудничества. Прежде всего, это объекты, не входящие в юрисдикцию государств.
Слайд 56Космос – самый характерный международный объект охраны – достояние всего человечества.
Антарктида
– материк мира и международного сотрудничества, принципы охраны и использования которого установлены еще в 1959 г. специальным Договором об Антарктиде.
Атмосфера Земли, в которой из-за природной циркуляции воздуха возникли глобальные экологические проблемы: погодно-климатические изменения; разрушение озонового слоя; трансграничный перенос загрязняющих веществ.
Мировой океан – огромная кладовая природных ресурсов и общепланетарная транспортная система, давние попытки национальных притязаний на которые завершились лишь в 1973 г. с подписанием Конвенции ООН по морскому праву.
Слайд 58Кроме того, это объекты, входящие в юрисдикцию государств:
- разделяемые природные ресурсы,
находящиеся в пользовании двух и более государств (реки Дунай, Рейн, моря Балтийское, Средиземное и др.);
- редкие и исчезающие растения и животные, занесенные в международную Красную книгу;
- уникальные природные объекты, принятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, памятники природы и др.), на содержание и охрану которых выделяются средства международными организациями за счет специальных фондов.
Слайд 59Международные экологические организации
Большой вклад в решение проблем охраны ОС вносит ООН.
В природоохранной деятельности участвуют все ее главные органы и специализированные учреждения.
Слайд 60Специализированные учреждения ООН в сфере охраны ОС:
ЮНЭП (от англ. UNEP –
United Nations Environmental Program – Программа ООН по окружающей среде) осуществляется с 1972 г. и является
основным вспомогательным органом ООН.
Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.
ЮНЕСКО (от англ. UNESCO – United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) существует с 1946 г. с целью содействия миру и международной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры.
Слайд 61ФАО (от англ. FAO – Food and Agricultural Organization UN –
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), образованная в 1945 г., занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира.
ВОЗ (Всемирная
организация здравоохранения),
созданная в 1946 г., имеет
главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной ОС.
Слайд 62ВМО (Всемирная метеорологическая организация) — учреждена как специализированное учреждение ООН в
1951 г., природоохранные функции которой прежде всего связаны с глобальным мониторингом ОС, в том числе:
оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ;
изучение воздействия на озоновый слой Земли.
Слайд 63МОТ (Международная организация труда) – специализированное учреждение ООН. Создано в 1919
г. при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения загрязнения биосферы, возникающего часто из-за пренебрежительного отношения к производственной среде.
МАГАТЭ (Международное агентство по
атомной энергии) учреждено
в 1957 г. Осуществляет свою
деятельность по договору с ООН, но не является ее специализированным учреждением.
Слайд 64Неправительственные международные организации
Международный союз по охране природы – МСОП (от англ.
IUCN International Union for the Conservation of Nature) – создан в 1948 г. в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры (CITES). МСОП – инициатор ведения Красных книг.
Слайд 65Всемирный фонд охраны дикой природы (от англ. WWF – World Wide
Fund for Nature) – самая многочисленная частная
международная экологическая
организация, создана в 1961 г.,
объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а также около 5 млн индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные проекты России уже вложено более 12 млн долл. США.
Слайд 66Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968 г., уделяет большое внимание
разработке правовых вопросов охраны ОС.
Римский клуб (РК) – международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности – организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, преимущественно в социально-экономической области.
Слайд 67Международный экологический суд (МЭС) был учрежден по инициативе юристов на конференции
в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав еудей включает 29 юристов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России.
ГРИНПИС (Greenpeace – «Зеленый мир») – независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, создана в Канаде в 1971 г. Она насчитывает около 1,5 млн членов, 1/3 которых – американцы. Гринпис имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране ОС; имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России его официальное представительство действует с 1992 г.
Слайд 68Конференции и соглашения
Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 2 декабря
1946 г.), дополнившая и развившая положения Соглашения по регулированию китобойного промысла (Лондон, 8 июня 1937 г.);
Первая Межправительственная конференция экспертов по научным основам рационального использования и сохранения естественных ресурсов биосферы (Париж, 4-13 сентября 1968 г.), подготовленная ЮНЕСКО в сотрудничестве с ООН, ФАО, ВОЗ, МСОП и др. Работа шла по трем направлениям: научные исследования, образование, политика;
Слайд 69Конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 5-6 июня 1972 г.) при
участии 113 стран приняла два основных документа:
Декларацию принципов, включающую 26 основных положений;
План мероприятий, где обозначены пути решения организационных, экономических и политических задач взаимоотношений государств при сотрудничестве в области охраны ОС;
Слайд 70Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, август 1975 г.)
с участием стран Европы, США и Канады приняло Заключительный акт, в котором отражены вопросы политической и экологической безопасности. С целью реализации достигнутых соглашений позже приняты:
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (Женева, 13 ноября 1979 г.);
Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 17 марта 1992 г.);
Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г. с изменениями и дополнениями от 18 декабря 1971 г. и от 19 ноября 1976 г.);
Слайд 71Всемирная хартия природы, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (28 октября 1981 г.),
определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества и способствовала формированию экологической политики государств на то время;
Венская встреча представителей государств – участников Совещания в Хельсинки (Вена, 22 апреля 1985 г.), принявшая итоговый документ, содержащий, в частности, рекомендации: сократить выбросы в атмосферу серы на 30 % до 1995 г., а также углеводородов и других загрязняющих веществ; разработать способы захоронения опасных отходов, альтернативных способу захоронения в море; сократить производство озоноразрушающих веществ; провести исследования роли СО2 в глобальных климатических изменениях;
Слайд 72Монреальская встреча (Монреаль, 16 сентября 1987 г.), на которой представители 98
стран приняли Соглашение (Монреальский протокол) о постепенном прекращении серийного производства хлорфторуглеродов (ХФУ) и запрещении выброса их в атмосферу;
Лондонская встреча (Лондон, 27-29 июня 1990 г.), где представители почти 60 стран подписали дополнительный (к Монреальскому) протокол с требованием полностью прекратить производство ХФУ к 2000 г.;
Слайд 73Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992
г.), организованная для подведения итогов 20-летней деятельности после Стокгольмской конференции. В Рио были обсуждены и приняты пять основных документов:
Декларация Рио по окружающей среде и развитию, 27 принципов которой определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей;
Программа действий ООН «Повестка дня на XXI век» ‒ программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения;
Слайд 74Заявление «О принципах в отношении лесов», касающееся управления, защиты и устойчивого
развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни;
Рамочная конвенция «Об изменении климата», цель которой – стабилизация концентрации в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на таких уровнях, которые не вызовут опасного дисбаланса климата планеты;
Конвенция «О биологическом разнообразии», требующая, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение выгод от использования биологического разнообразия;