Слайд 1Предмет гигиены. Ее цели и задачи. Понятие экологии.
Выполнила: студентка 3 курса
1
группы МПД
Чеплакова Полина
Слайд 2Предмет и содержание гигиены
История возникновения и развития гигиены
Понятие об экологии
Среды жизни, экологические факторы
Список литературы
Слайд 3Предмет и содержание гигиены
Гигиена (от греч. hygieinos—здоровый) —область медицины, изучающая закономерности
воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды.
Цель гигиены как науки — охрана и укрепление общественного и личного здоровья путем оздоровления природной и социальной окружающей среды, слагающейся из конкретных условий труда, быта и поведения человека.
Предметом гигиены является изучение закономерностей взаимодействия факторов природной и социальной среды и организма человека, исследование причинно-следственных связей в системе "внешняя среда - здоровье человека«
Основными объектами исследования в гигиене выступают здоровый человек (социальная группа, популяция, население региона) и внешняя среда.
Слайд 4Гигиена включает в себя ряд самостоятельных дисциплин:
общая гигиена,
коммунальная гигиена,
гигиена питания, труда,
гигиена
детей и подростков,
радиационная гигиена
военная гигиена и др.
Слайд 5История и развитие гигиены
Древний Рим – появление первых водопроводов и общественных
бань.
Первые гигиенические трактаты, дошедшие до нас («О здоровом образе жизни», «О воде, воздухе и местностях»), принадлежат врачу Древней Греции Гиппократу (460—377 гг. до н. э.).
В Европе в VI – XIV веках все науки, в том числе и медицина, пришли в упадок вследствие господства религии. Поэтому данная эпоха вошла в историю медицины как огромный шаг назад в области развития гигиены.
Слайд 61865 г. – первая гигиеническая кафедра при Мюнхенском университете, основатель -
Макс Петтенкофер (1818—1901).
1871 г. под руководством доцента Алексея Петровича Доброславина (1842—1889) была создана первая гигиеническая кафедра в России.
Эрисман создал гигиеническую лабораторию, которая позже была преобразована в гигиенический институт (с 1927 года — Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана).
В советский период для развития отечественной гигиены много сделали такие ученые, как профессора Григорий Витальевич Хлопин, Федор Григорьевич Кротков, Алексей Николаевич Сысин, Алексей Алексеевич Минх, Геннадий Иванович Сидоренко и многие другие.
Слайд 7Понятие экологии
Экология (от греч. oikos – дом, жилище, logos – знание, учение) – это наука, изучающая условия существования
живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.
Термин «экология» предложил немецкий биолог Эрнест Геккель в 1866 г. Под экологией он понимал сумму знаний, относящихся к природе.
Слайд 8Задачи экологии:
1. Исследование влияния среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов.
2. Исследование закономерностей
организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные системы.
3. Изучение экологических механизмов адаптации к среде.
4. Исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости.
5. Создание научной основы рациональной эксплуатации природных ресурсов, прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека и управления процессами, протекающими в биосфере.
6. Прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в природной среде под влиянием деятельности человека.
7. Оптимизация экономических, правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного, устойчивого развития.
8. Восстановление нарушенных природных систем, сохранение эталонных участков биосферы.
Слайд 9Направления экологии:
общая (классическая) экология;
геоэкология (ландшафтная экология;
глобальная экология;
социальная экология;
прикладная экология.
Слайд 10Среды жизни, экологические факторы
абиотические факторы ( компоненты неживой природы.)
К ним относят: климатические (свет,
температура, влажность, ветер, давление и др.), геологические (землетрясения, извержения вулканов, движение ледников, радиоактивное излучение и др.), эдафические или почвенные (плотность, структура, состав почвы), гидрологические (вода, течение, соленость, давление) и другие.
биотические факторы (факторы живой природы.)
В зависимости от воздействующего организма биотические факторы делят на фитогенные (влияние растений), зоогенные (животных), микробогенные (микроорганизмы), микогенные (грибы). Влияние биотических факторов вызывает ряд приспособительных реакций со стороны растений и животных.
антропогенные факторы (факторы человеческой деятельности.)
Слайд 11Воздействие экологических факторов:
ограничивающее (делают невозможным существование в данных условиях),
раздражающее
(вызывают биохимические и физиологические адаптации),
модифицирующее (вызывают морфологические и анатомические изменения организмов),
сигнальное (информируют об
изменениях других факторов среды).
Слайд 12Список используемой литературы
1. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учебное пособие
- Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 351 с.
2. Габович А.Д. Гигиена: Учебник. - Киев, 1984. – 320 с.
3. Румянцев Г.И. и соавт. Гигиена: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2009 – 608 с.
4. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
5. Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
6. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
7. Федеральный закон РФ от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения"