Понятие организационно-правового механизма охраны окружающей среды презентация

Содержание

Элементы организационно-правового механизма охраны окружающей среды экологическое управление; экологический надзор (контроль); экологическое лицензирование и сертификация; экологическое планирование; государственный учет в сфере охраны окружающей среды (учет объектов, оказывающих негативное воздействие на

Слайд 1Понятие организационно-правового механизма охраны окружающей среды
это система принципов, управленческих процедур и

механизмов правового регулирования отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей средой

это система организационных мер воздействия на поведение людей, в целях обеспечения рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.


Слайд 2Элементы организационно-правового механизма охраны окружающей среды
экологическое управление;
экологический надзор (контроль);
экологическое лицензирование и

сертификация;
экологическое планирование;
государственный учет в сфере охраны окружающей среды (учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду);
экологическое нормирование;
экологическая экспертиза и ОВОС;
государственный экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды);
информационное обеспечение охраны окружающей среды;
государственные природные кадастры.


Слайд 3Тождество понятий
организационно-правовой механизм охраны окружающей среды

эколого-правовой механизм охраны окружающей среды

механизм

реализации экологического права


механизм правового регулирования экологических отношений



Слайд 4



Цель

направлен




Эколого-правовой механизм охраны окружающей среды


обеспечение материализации эколого-правовой нормы


на выполнение установленного в законе экологического императива


Слайд 5Экологическое управление – это совокупность осуществляемых органами публичной власти и иными

уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства.

Слайд 6Экологическое управление
Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ определяет экологическое

управление через совокупность полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Ст. 5 – федеральное государственное экологическое управление
Ст. 6 – региональное государственное экологическое управление 
Ст. 7- муниципальное экологическое управление
Ст.11 и 12 – общественное экологическое управление


Слайд 7Разграничение полномочий при осуществлении полномочий в сфере охраны окружающей среды



1. Разграничение

полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

2. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды2. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, заключаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.


Слайд 8Этапы управленческой деятельности
Целеполагание

исполнительная деятельность по достижению цели контроль, с точки зрения соотношения достигнутых результатов и поставленных целей




Слайд 9Экологический надзор (контроль)


Слайд 10Экологический надзор (контроль)


Слайд 11деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации (субъекты), направленная на (цели) предупреждение (1), выявление (2) и пресечение нарушений (3) органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством (формы) организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений (1), и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований (2), анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (3).

Государственный экологический надзор


Слайд 12Осуществляется в соответствии с :

ФЗ «О защите прав юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 19.12.2008 г. №294-ФЗ.

Государственный экологический надзор

С 01 января 2019 года – «в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся»


Слайд 13 Направления государственного экологического надзора
государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и

охраной недр;
государственный земельный надзор;
государственный надзор в области обращения с отходами;
государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;
государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);
федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
федеральный государственный охотничий надзор;
государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

Слайд 14Система органов экологического управления и контроля (надзора)


Слайд 15 www.mnr.gov.ru
Официальный интернет источник


Слайд 16Специальные органы экологического управления и контроля (надзора)



Слайд 17Соотношение ОВОС и Экологической экспертизы
ОВОС

Экологическая экспертиза


Предшествующая стадия
экологической экспертизы
и рассматривается как процесс правовое средство
принятия управленческого обеспечения учета и
решения выполнения экологических
требований на стадии
принятия хозяйственного,
управленческого и
иного решения




Слайд 18Экологическая экспертиза
ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. №174-ФЗ

установление соответствия

документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Значение: 1) выполняет функцию предупредительного контроля; 2) является инструментом выполнения экологических требований; 3) является гарантией реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду; 4) представляет собой средство учета общественного мнения; 5) документы экологической экспертизы служат доказательством

Слайд 20Объекты экологической экспертизы
Федерального уровня (ст.11 Закона)
(например, проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов

в области охраны окружающей среды, проекты федеральных целевых программ, материалы комплексного обследования территорий, проектная документация на строительство, проектная документация объектов связанных с размещением и обезвреживанием отходов и др.) – существенно дополнены ФЗ №219 от 21.07.2014 г.

Регионального уровня (ст. 12 Закона)
(аналогичные, за исключением ряда объектов)


Слайд 21Этапы проведения экологической экспертизы


Слайд 22Эколого-экспертное заключение
Положительное
(является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной

экологической экспертизы) ***Письмо Росприроднадзора от 26.01.2016 г. №ВС-08-01-36/1117

Отрицательное
(Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы)


Слайд 23Сроки проведения


Слайд 24Информационное обеспечение охраны окружающей среды
Это сбор, переработка, хранение и обязательно подготовка

к использованию информации, которая необходима для оценки состоянии собственно окружающей среды, экологической деятельности и принятия различного рода решений в этой области.

Слайд 26Государственный экологический мониторинг
осуществляется в рамках единой системы

государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.





Слайд 27



Экологическое лицензирование — это выдача разрешений (лицензий или других разрешительных документов)

на природопользование или на осуществление других хозяйственных работ специально уполномоченными на то государственными органами.
Экологическая сертификация — это подтверждение соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. Данный вид деятельности урегулирован ФЗ «О техническом регулировании», в котором предусмотрены добровольная и обязательная форма подтверждения соответствия.
Экологическое планирование – научная обоснованность вариантов дальнейшего использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, развития и формирования природных экосистем и т.д. Оно реализуется путем составления экологических программ развития, которые могут иметь межгосударственное, государственное, региональное и местное назначение.



Слайд 28
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду


осуществляется в

целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Основа: ст. 69 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002года
Включает в себя:
Государственный учет выбросов вредных )загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников
Государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков


Слайд 29
Правовая основа осуществления государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие
Постановление Правительства РФ

от 23.06.2016 г. №572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» Письмо Росприроднадзора от 05.07.2016 г. №АА-03-04-36/13116 «О порядке постановке на учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (утратило силу с 01.09.2016 г.) Письмо Росприроднадзора от 01.09.2016 г. №АС-03-00-36/17836 «О направлении форм свидетельств о поставновке на учет»



Слайд 30Порядок (этапы) постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие


Слайд 31Экологическое нормирование
Осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности

на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей средыОсуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Заключается в установлении нормативов* и нормативных документов, разрабатываемых на основе современных достижений науки и техники
С условием требований, определяемых законом (ст. 20 ФЗ «Об охране окружающей среды)


Слайд 32Действующая система экологических нормативов (до 01.01.2019 г)
нормативы качества окружающей среды;
нормативы допустимой

антропогенной нагрузки на окружающую среду;
нормативы допустимых выбросов;
нормативы допустимых сбросов;
нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов;
нормативы допустимых физических воздействий;
лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Слайд 33Система экологических нормативов (вступает в силу с 01 января 2019 г)


Слайд 34Система разрешительных документов (вступает в силу с 01 января 2019 г.)
Комплексное

экологическое разрешение для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах 1 категории (сроком на семь лет)
Декларация о воздействии на окружающую среду для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах 2 категории (один раз в семь лет)
Программа производственного экологического контроля разрабатывается для объектов 1,3 и 4 категории
План мероприятий по охране окружающей среде, программа повышения экологической эффективности для объектов 2 и 3 категории в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов (не может превышать 7 лет и не подлежит продлению)

Слайд 35С 01 января 2015 года применение наилучших доступных технологий направлено на

комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.
наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения
пересмотр информационно-технических справочников по НДТ – один раз в 10 лет

Слайд 36Экономический механизм охраны окружающей среды
система мер экономического и экономико-правового воздействия на

природопользователя с целью минимизации вреда окружающей среде

включает систему внутреннего планирования деятельности предприятий и организаций, которые являются загрязнителями окружающей среды; систему экономического стимулирования деятельности, направленной на сохранение и восстановление окружающей среды; систему организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение природоохранных работ; систему территориального прогнозирования и планирования состояния окружающей среды


Слайд 38Основная функция ЭМООС - стимулирующая


Слайд 39Платежи


Слайд 40Плата за использование природных ресурсов
Земельный кодекс РФ:
ст. 65 – земельный налог

(до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата
П.4 ст. 22, ст. 39.7 - плата по договору аренды земельного участка
Ст. 39.4 - цена по договору купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Ст. 39.25 - плата по сервитуту и др.
Водный кодекс РФ:
Ст. 20 - плата по договору водопользования
Закон РФ «О недрах»:
Ст. 39 - разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование; регулярные платежи за пользование недрами; сбор за участие в конкурсе (аукционе)*. Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы. Плата по соглашению о разделе продукции.
Лесной кодекс РФ:
СТ. 94- и 95 принцип платности. Использования лесов. Ст. 73 – арендная плата, ст. 76 – плата по договору купли-продажи лесных насаждений

Слайд 41Плата за негативное воздействие на окружающую среду – виды негативного воздействия
Редакция

до 01.01.2016

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Редакция после 01.01.2016

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
размещение отходов производства и потребления*.
Дополнена статьями 16.1-16.5, устанавливающими порядок внесения платы



Слайд 42Плата за негативное воздействие на окружающую среду – изменения с 01.01.2016

- субъекты


Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. - Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.


Слайд 43Плата за негативное воздействие на окружающую среду – изменения с 01.01.2016

- порядок

Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. И определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Возможна корректировка платы самостоятельно.
Возможен зачет затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия как в отчетном, так и в следующих периодах**.


Слайд 44Плата за негативное воздействие на окружающую среду – изменения с 01.01.2016

– сроки и ответственность

Слайд 45 Государственная поддержка предпринимательской деятельности (до 01 января 2015 года) Сейчас - Государственная

поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды



Слайд 46Экологическое страхование
новая правовая мера ООС и рассматривается как отношения по защите

имущественных интересов физических лиц и организаций на случай экологических рисков за счет средств специально страховых фондов.
История становления института экологического страхования
Международные национальные правовые системы

1991 г. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»

1994 год – проведение эксперимента по развитию экологического страхования в отдельных регионах РФ 1996 год разработка законопроекта «Об экологическом страховании» (не принят до настоящего времени)

ЗНАЧЕНИЕ
Внедрение и развитие института экологического страхования позволит существенно снизить экологические риски, уменьшить затраты государства на обеспечение экологической безопасности и гарантировать права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу и возникшего в результате страхового события. Обязательное экологическое страхование является одним из важнейших направлений привлечения внебюджетных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этот вид страхования должен стать одним из способов создания страхового финансового резерва в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях.





Слайд 47Экологическое страхование: обязательное и добровольное
ФЗ «Об охране окружающей среды» ст.18
Проект

модельного закона «Об экологическом страховании» (Постановление 15-6), («Об организации страхового дела в сфере защиты населения, территорий и хозяйственных объектов от воздействия загрязненной окружающей природной среды»), принятый 13 июня 2000 г. на заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников
Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное Минприроды РФ и Российской государственной страховой компанией 3 декабря, 20 ноября 1992 г., № 04-04/72-6132
Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 г. №4015-1
Гражданский кодекс РФ глава 48
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. № 116-ФЗ
и другие

Цель– предоставление страховой защиты имущественных интересов третьих лиц, потерпевших ущерб в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды.
Страхователи – предприятия, организации, учреждения всех форм собственности, которые имеют производственные мощности на территории РФ.
Объект страхования - риск гражданской ответственности страхователя за загрязнение окружающей природной среды, выражающейся в предъявлении ему третьими лицами имущественных претензий, которые удовлетворяются в соответствии с договором о страховании за счет страховых платежей; подлежащие возмещению убытки, которые несет страхователь в связи с загрязнением окружающей природной среды на территории действия договора страхования; жизнь, здоровье или имущество страхователя или других лиц, определенных договором страхования.


Слайд 48Экологический аудит
Под экоаудиторской деятельностью понимается прежде всего систематическая, объективная оценка работы

хозяйствующего субъекта, оказывающей влияние на состояние окружающей среды, включая анализ эффективности природоохранных мероприятий, проверку на соответствие природоохранным требованиям

Всемирный банк реконст­рукции и развития рассматривает экологический аудит как методическое изучение и анализ экологической информации об организации, сооружении или объекте.

экоаудит – это независимая оценка экологической безопасности и экологичес­ких последствий хозяйственно-финансовой и иной деятельности, оказывающей воздействие на состояние окружающей среды, под­тверждение соответствия деятельности требованиям действующих нормативных актов

основанная на принципах независимости, конфиденциальности, ответственности, документированности, освидетельствования оценку соответствия заранее установленным критериям (требованиям) проверяемой хо­зяйственной и иной деятельности (в том числе системы управления охраной окружающей среды) в части воздействия на окружающую среду и ее объекты и подготовку рекомендаций в случае необходимости


Слайд 49Налоги (Налоговый кодекс РФ)
федеральные:
Налог на добычу полезных ископаемых
Водный налог
Сборы за пользование

объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов

Местные:
Земельный налог

Региональные
На уровне РФ не установлены
Устанавливаются законами субъектов РФ


Слайд 50Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их

продукции

Как мера экономического стимулирования введена с 01 января 2014 года (ст. 18.1 ФЗ «Об ООС»)


Слайд 51Экологические права – три основных закреплены в Конституции РФ (ст. 42),

ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ (иные права)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика