Как нам попасть в зеленое будущее – и что могут сделать университеты презентация

Содержание

ЧАСТЬ 1 FUTURO VERDE O MUERTE

Слайд 1Как нам попасть в «зеленое» будущее – и что могут сделать

университеты?

Павел Лукша GEF / GVA / МШУ СКОЛКОВО / АСИ
Слет ассоциации «зеленых» вузов 24 марта 2018


Слайд 2ЧАСТЬ 1 FUTURO VERDE O MUERTE


Слайд 4Фундаментальный кризис отношений человечества с природой, стоящий за «бытовыми» проявлениями


Слайд 5Антропоцен: след в масштабах планеты
Великое кислородное событие (2.3 млрд. лет назад)


Слайд 8Когда люди поняли, что что-то идет не так?
ДДТ и Безмолвная весна
Пластиковый

мусор

Слайд 9Точка явного перехода?
Ранняя механизация шахт
Первый промышленный кластер: Амстердам


Слайд 10Надо понимать, что серьезные экологические проблемы начались задолго до появления индустриальной

цивилизации – она просто усилила то, что уже происходило не менее 3-5 тысяч лет

Слайд 11Или даже 15-20 тысяч лет?


Слайд 12И нынешние проблемы – всего лишь результат воспроизводства того же типа

отношений с природой

Слайд 13«Обратная сторона» мусора


Слайд 15Закономерности природы: выход за пределы своей экониши наказывается «по строгости закона»
Рыси

и зайцы в Брит. Колумбии

Олени на о. Св. Матвея

До появления сельского хозяйства наши предки жили так же

Наша текущая динамика очень похожа на первую часть графика…


Слайд 17Массовое отношение: «да кого это заботит»
Вопросы экологии = вопросы экономики?
Как часто

мы осознаем, что сами находимся в цикле перепотребления?

Слайд 18Недостаточность стратегий «защиты» и «сохранения» окружающей среды: промышленная цивилизация относится к

природе как алкоголик к запасам спиртного

Слайд 19Слишком поздно?
Продолжающееся уничтожение лесов


Слайд 20Мы тут по-быстрому создадим искусственный интеллект, и он всё решит?
Биотическая регуляция

(В.Горшков, А.Макарьева)
Пригодная для жизни человека окружающая среда создается и устойчиво поддерживается в оптимальном состоянии естественными, не нарушенными человеком экологическими сообществами живых организмов (биотой). Естественная биота компенсирует любые нарушения окружающей среды, не превосходящие порога разрушения самой биоты.
Биотическая регуляция осуществляется путем функционирования ("работы") живых организмов всех видов, входящих в экологическое сообщество. Эволюция происходит в направлении усиления регуляторного потенциала экологического сообщества.
Величина потоков информации, обрабатываемых естественной биотой в процессе управления окружающей средой, на двадцать порядков превосходит величину потоков информации, которые могут быть обработаны современной цивилизацией. Технологический аналог биотической регуляции невозможен.
http://www.bioticregulation.ru/

Слайд 21Мы можем перестроить принципы отношений с природой? Экологизация может быть экономной
https://www.youtube.com/watch?v=1af08PSlaIs



Слайд 22Мы можем перестроить принципы отношений с природой? «Ярко-зеленое будущее»
https://www.ted.com/talks/stewart_brand_proclaims_4_environmental_heresies


Слайд 23Мы можем перестроить принципы отношений с природой? От эго-систем к эко-системам
https://www.youtube.com/watch?v=AgMVix_KFcg



Слайд 24Мы можем перестроить принципы отношений с природой? «Общество Процветания»


Слайд 25Поиски перехода к новому состоянию: не утопия, а коллективный проект!


Слайд 26ЧАСТЬ 2 НА ПУТИ К ПРОТОПИИ


Слайд 27«Девятый вал изменений»: драма нашего времени заключается в существенной недооценке кризиса,

в который входит человечество

Мы где-то здесь, пьем кофе на балконе и любуемся закатом…


Слайд 28Эпоха глобальной турбулентности


Слайд 29Эпоха масштабных и ускоряющихся технологических изменений


Слайд 30Ускорение изменений
Смартфоны: за 7 лет 25% ГЛОБАЛЬНОЙ популяции


Слайд 31VUCA (ОПАНЬКИ) мир


Слайд 32Чем дальше мы (как цивилизация) движемся, тем больше мы выходим из

равновесия

Слайд 33Самоусиление изменений климата, уничтожение океанического планктона и др.
Наиболее вероятные причины исчезновения

человечества в 21 веке?

Потеря контроля над технологией

Недружественный ИИ / «серая слизь» / «черные дыры БАК»

Применение летальной технологии

Война или сверх-терроризм с ОМП (термоядерным, нано, био, …)

Нарушение равновесия в отношениях с природой

Источники: IEET, Future Foundation, А.Турчин


Слайд 34«Откат в прошлое» будет иметь серьезную цену!
7 млрд.
10 млрд.
1.5 млрд.
350 млн.
100

тыс.

Уровень «стабилизации» человечества в 21 веке при сохранении демографических трендов и «несущей мощности» планеты

Максимальное число людей на планете:

… при возврате к технологиям перед началом индустриальной эпохи

… при возврате к технологиям перед началом аграрной эпохи

… перед началом глобальной миграции из Африки


Слайд 35Ускорение роста сложности и «решение автоматизации»
Ускорение изменений сопровождается ростом сложности технологических

и социальных процессов, которые порождают новые нерешенные проблемы. Большая часть «проблем» человечества порождена выборами, которые человечество совершило на предыдущих этапах развития – от транспортных «пробок» до глобальных финансовых и экологических кризисов
Сейчас доминирует идея, что решением «барьера сложности» станет создание искусственного интеллекта, способного абсорбировать и регулировать сложность

Рост сложности промышленных объектов предполагается решить через внедрение распределенных (автоматизированных) систем проектирования

Рост сложности транспортных систем в мегаполисах предполагается решить через внедрение распределенных (автоматизированных) мониторинга и управления транспортом


Слайд 36Справиться с растущей сложностью?
Техно-социо-сфера: ответ и источник вызовов
Саморазвивающийся машинный интеллект, управляющий

постоянно растущей сложностью

Развитие коллективной способности к пониманию и сотрудничеству человеческих групп через новые модели (коллективного) мышления

“Общество процветания” или “Общество мудрости”: переход к сете-центричному миру “работающему в интересах 100% человечества … без экологического вреда или ущемления чьих-либо прав” (Б.Фуллер), требующее вовлечение всех и каждого в “революцию сознания”. Технологический прогресс необходим, но вторичен по отношению к развитию индивидуального и коллективного потенциала людей.

“Решение Кремниевой долины”: технологии смогут решить все проблемы, даже если люди их не поддерживают. “Большая идея” состоит в достижении прорыва в сверх-человечество малой группой техноэлит.


Слайд 37



ДА
НЕТ
Мозаичный мир (неравномерное развитие человечества при росте неустойчивости)


НЕТ
ДА
Общество процветания / мудрости
Сингулярность

(ИИ решит всё, но не для всех

Есть ли у нас шанс управлять развитием цивилизации и оказаться в желаемом будущем?

Вопрос №2: Можем ли мы создать мир, работающий для 100% населения и на благо планеты?

Упадок или Вымирание (коллапс сложной цивилизации из-за внутренней хрупкости и экзистенциальных рисков)

Вопрос №1: Сможем ли мы справиться с растущей сложностью и волатильностью глобального общества?

2017-2030е

2030е – сер. 21 века

Время

МОЖЕТ БЫТЬ



?

?

?


Слайд 38«Шок сложности»: в ситуации сверхсложного мира индивидуальное сознание не может удержать

разнообразие и ищет простоты

Популизм и «управляемая архаизация» - эффект столкновения со сложностью, попытка «управляемо упростить»


Слайд 39Нам надо научиться жить в сложном мире не через подвиг на

грани провала, а естественным (здоровым) образом

Разнообразие

Соединение и кураторство

Синхронизация и синтония

Коллективная эволюция


Слайд 40Восстановление обратных связей: четыре измерения системной устойчивости
Внутриличностное
Межпоколенческое
Межличностное
Межвидовое


Слайд 41Новые методы координации и управления (от иерархий к сетецентричности)
Новая этика и

новое (коллективное) мышление

Устойчивое взаимодействие с другими видами и Землей

Новые практики и способы жизни, поддерживающие личностное и межличностное «процветание»

Трансформация к «Обществу Процветания»: неизбежная и целостная задача

Техносреда (ИКТ + IoT + роботы + ..): распределенное ресурсоэффективное производство и логистика

Переход к сценарию “общества Процветания” – как общества продуктивного сосуществования человека, техносферы и биосферы - требует одновременного движения по нескольким векторам: смена экономики и управления, отношений с окружающей средой, образа жизни, и (наиболее важно) этики, картины мира и образа мысли. Выглядит невозможным? Но человечество уже решало такую задачу несколько раз!


Слайд 42На пути к «обществу Процветания»

20-й век
Середина 21-го века
Индустриальное общество
(Пост) информационное общество Процветания / Мудрости
(Сверх)

сложность
Стратегическая неопределенность
Новый баланс с техносферой
Создание экоориентированной цивилизации
Человеко-центрированное общество

Слайд 43
(Сверх) сложность
Стратегическая неопределенность
Новый баланс с техносферой
Создание экоориентированной цивилизации
Человеко-центрированное общество

Ключевая метафора: механизм
Ключевая

компетенция: инженер

Ключевая метафора: лес или сад Ключевая компетенция: садовник или создатель экосистем

20-й век

Середина 21-го века

Индустриальное общество

На пути к «обществу Процветания»

Общество Процветания


Слайд 44“Модульный человек” (“собирается” согласно стандарту из обучающих модулей знаний и навыков)
“Сложный человек” (выращивается

как уникальная личность по уникальному пути развития)

На пути к новому человечеству: “сложный” “органический” человек


20-й век

Середина 21-го века

Индустриальное общество

Общество Процветания

Ключевая метафора: механизм
Ключевая компетенция: инженер

Ключевая метафора: лес или сад Ключевая компетенция: садовник или создатель экосистем


Слайд 45Новые компетенции нового человека: умение справляться со сложностью, эмпатия и живая

этика

Разные типы мышления (напр. типы Гарднера) – креативность как часть каждого!
Ориентация на сотрудничество
“Органическое” мышление и экология разума (Бейтсон) – в т.ч. «мышление возможностей»
Ориентация на рост (Двек) и метапознание (учиться учиться)
Физическая и психологическая саморегуляция, способность оставаться здоровым
Живое “этическое ядро”


20-й век

Середина 21-го века

Индустриальное общество

Общество Процветания


Слайд 46Органическое экосистемное мышление


Слайд 47Переход к «восстановительной» / regenerative экономике и обществу


Слайд 48ЧАСТЬ 3 ЗЕЛЕНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ?


Слайд 49Тотальность образования как условие перехода к Протопии
Продолжительность жизни, лет
Интенсивность
0…

25 50 75 100+



Образование 2015

Образование 2035

Ключевые изменения:
Невозможно подготовиться к жизни в условиях возрастающей неопределенности
(Поэтому) образование должно происходить не в начале жизни, а на протяжении всей жизни
Образование – это не только профессиональная подготовка, и должно включать все сферы жизни
Образование учитывает растущую продолжительность жизни («третий возраст»
Если образование длится всю жизнь, только сам учащийся может определять направления своего роста, поэтому критично «учиться учиться»
Качество самого процесса научения и связанные с ним переживания (радость, любовь, доверие, принятие) должны вновь встать в центр образования


Слайд 50Потребности в обучении на протяжении жизни



















существующие институты
требуемые (будущие) институты

Локальная экосистема
инструменты интеграции





Глобальная экосистема


Онлайн-платформы для

множества локальных экосистем



Глокальные образовательные экосистемы для образования на протяжении всей жизни


Слайд 51Переход к обучению, построенному вокруг человека
«Самоуправляемые учащиеся»: естественное образование на протяжении

всей жизни, везде и всегда

Глобальные образовательные платформы: самые качественные знаниевые и навыковые программы, глобальный контент
(появление «университетов для миллиарда»)

Местные образовательные экосистемы: существующие форматы (школы / колледжи / университеты ) + новые форматы для обучения на полном цикле жизни человека

Образовательные технологии для персональных траекторий в обучении, карьере, ЗОЖ и пр.

Сообщества практики становятся пространством саморазвития, дают поддержку соратников и наставничество

Навыки будущего внутри учебных программ

ГЛОБАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ

КООПЕРАТИВНОСТЬ ЛИЦОМ К ЛИЦУ

УЧИТЫВАЮЩИЕ МЕСТНЫЙ КОНТЕКСТ


Слайд 52

Новая роль университетов как «сообществ сообществ»
УНИВЕРСИТЕТ
СТУДЕНТ(Ы)
Наймо- пригодность
Инновационность
Сообщество сообществ практики
Компетенционно-ориентированное образование (модульность; навык,

а не степень)

Хаб интеграции образовательной экосистемы обучения на протяжении всей жизни (смешанное, rebundled)

“Открывание” университета окружающей среде: хаб технологических и социо-культурных инноваций

Инкубация будущих секторальных экосистем / сетей / платформ

Образование, ориентированное на команды (деятельностное: проектное и игровое)

Образование, ориентированное на «страсть» / внутреннее устремление

Рост разнообразия типов обучающихся (в т.ч. разные возраста) с разным жизненным опытом

Персонализация (управление карьерой на протяжении жизни)


Слайд 53
Семейная жизнь
Экология
Еда: от грядки до стола
Лидерствои личное развитие
Физ. / эмоц. здоровье
Духовные практики
Искусство
Эконо-мика

“Ядро” сообщества: коллективное развитие

и постоянное обновление видения и коллективных целей


Художественные и экологические проекты для улучшения городской среды

Инновации и новые бизнесы

Заинтересованные горожане всех возрастов

Культурно-образовательные хабы как пространство совместного образования в городах на протяжении всей жизни


Слайд 54Сети Лабораторий Протопии
Садовник экосистемы (EG) Находит “лидеров изменений”, соединяет их и команды

их проектов (P) между собой и помогает им преодолеть препятствия на пути

Команды, ведущие проекты развития образовательных экосистем на своей территории

Team of teams

Масштабирование через
Франшизы
Платформы
Движения

Сеть Лабораторий Протопии = «сообществ сообществ» + пространств коллаборации, которые (1) экспериментируют с новыми практиками жизни и образования, (2) создают и поддерживают общее видение будущего, (3) находят и вовлекают новых «лидеров изменений» в работу, (4) масштабируют то, что работает Принцип «кураторства эволюционирующего пространства экспериментов»

Команда команд

Лаб.1

Лаб.3

Лаб.2


Слайд 55Достижение «эффекта масштаба»
Global Education Futures является одним из основателей Global Change

Leaders Collaborative, международного движения образовательных инноваторов, работающих над развитием систем образования

100

1,000

10,000

500,000

1,000,000,000

100,000,000

образовательных экосистем

«садовников экосистем»

системных инноваторов

учителей в новой парадигме

учеников в «новой парадигме»

человек, в чью жизнь входят изменения


Слайд 56Будущее не происходит “где-то там” – мы и есть те, через

кого оно происходит (или нет)

Слайд 57Стадии развития «зелености»
«Зеленая страна»
Зеленый вуз
Лаборатория
Клуб
Я


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика