Павел Лукша
GEF / GVA / МШУ СКОЛКОВО / АСИ
Слет ассоциации «зеленых» вузов
24 марта 2018
Павел Лукша
GEF / GVA / МШУ СКОЛКОВО / АСИ
Слет ассоциации «зеленых» вузов
24 марта 2018
Олени на о. Св. Матвея
До появления сельского хозяйства
наши предки жили так же
Наша текущая динамика очень
похожа на первую часть графика…
Мы где-то здесь, пьем кофе на балконе и любуемся закатом…
Потеря контроля над технологией
Недружественный ИИ / «серая слизь» / «черные дыры БАК»
Применение летальной технологии
Война или сверх-терроризм с ОМП (термоядерным, нано, био, …)
Нарушение равновесия в отношениях с природой
Источники: IEET, Future Foundation, А.Турчин
Уровень «стабилизации» человечества в 21 веке при сохранении демографических трендов и «несущей мощности» планеты
Максимальное число людей на планете:
… при возврате к технологиям перед началом индустриальной эпохи
… при возврате к технологиям перед началом аграрной эпохи
… перед началом глобальной миграции из Африки
Рост сложности промышленных объектов
предполагается решить через внедрение
распределенных (автоматизированных)
систем проектирования
Рост сложности транспортных систем в мегаполисах
предполагается решить через внедрение
распределенных (автоматизированных)
мониторинга и управления транспортом
Развитие коллективной способности к пониманию и сотрудничеству человеческих групп через новые модели (коллективного) мышления
“Общество процветания” или “Общество мудрости”: переход к сете-центричному миру “работающему в интересах 100% человечества … без экологического вреда или ущемления чьих-либо прав” (Б.Фуллер), требующее вовлечение всех и каждого в “революцию сознания”. Технологический прогресс необходим, но вторичен по отношению к развитию индивидуального и коллективного потенциала людей.
“Решение Кремниевой долины”: технологии смогут решить все проблемы, даже если люди их не поддерживают. “Большая идея” состоит в достижении прорыва в сверх-человечество малой группой техноэлит.
Есть ли у нас шанс управлять развитием цивилизации и оказаться в желаемом будущем?
Вопрос №2: Можем ли мы создать мир, работающий для 100% населения и на благо планеты?
Упадок или Вымирание (коллапс сложной цивилизации из-за внутренней хрупкости и экзистенциальных рисков)
Вопрос №1:
Сможем ли мы справиться с растущей сложностью и волатильностью глобального общества?
2017-2030е
2030е – сер. 21 века
Время
МОЖЕТ
БЫТЬ
✔
✔
?
?
?
Популизм и «управляемая архаизация» -
эффект столкновения со сложностью, попытка «управляемо упростить»
Разнообразие
Соединение и кураторство
Синхронизация и синтония
Коллективная эволюция
Устойчивое взаимодействие с другими видами и Землей
Новые практики и способы жизни, поддерживающие личностное и межличностное «процветание»
Трансформация к «Обществу Процветания»:
неизбежная и целостная задача
Техносреда (ИКТ + IoT + роботы + ..): распределенное ресурсоэффективное производство и логистика
Переход к сценарию “общества Процветания” – как общества продуктивного сосуществования человека, техносферы и биосферы - требует одновременного движения по нескольким векторам: смена экономики и управления, отношений с окружающей средой, образа жизни, и (наиболее важно) этики, картины мира и образа мысли. Выглядит невозможным? Но человечество уже решало такую задачу несколько раз!
Ключевая метафора: лес или сад
Ключевая компетенция: садовник
или создатель экосистем
20-й
век
Середина
21-го века
Индустриальное общество
На пути к «обществу Процветания»
Общество Процветания
На пути к новому человечеству:
“сложный” “органический” человек
20-й
век
Середина
21-го века
Индустриальное общество
Общество Процветания
Ключевая метафора: механизм
Ключевая компетенция: инженер
Ключевая метафора: лес или сад
Ключевая компетенция: садовник
или создатель экосистем
Разные типы мышления (напр. типы Гарднера) – креативность как часть каждого!
Ориентация на сотрудничество
“Органическое” мышление и экология разума (Бейтсон) – в т.ч. «мышление возможностей»
Ориентация на рост (Двек) и метапознание (учиться учиться)
Физическая и психологическая саморегуляция, способность оставаться здоровым
Живое “этическое ядро”
20-й
век
Середина
21-го века
Индустриальное общество
Общество Процветания
Образование 2015
Образование 2035
Ключевые изменения:
Невозможно подготовиться к жизни в условиях возрастающей неопределенности
(Поэтому) образование должно происходить не в начале жизни, а на протяжении всей жизни
Образование – это не только профессиональная подготовка, и должно включать все сферы жизни
Образование учитывает растущую продолжительность жизни («третий возраст»
Если образование длится всю жизнь, только сам учащийся может определять направления своего роста, поэтому критично «учиться учиться»
Качество самого процесса научения и связанные с ним переживания (радость, любовь, доверие, принятие) должны вновь встать в центр образования
Глокальные образовательные экосистемы для образования на протяжении всей жизни
Глобальные образовательные платформы: самые качественные знаниевые и навыковые программы, глобальный контент
(появление «университетов для миллиарда»)
Местные образовательные экосистемы: существующие форматы (школы / колледжи / университеты ) + новые форматы для обучения на полном цикле жизни человека
Образовательные технологии для персональных траекторий в обучении, карьере, ЗОЖ и пр.
Сообщества практики становятся пространством саморазвития, дают поддержку соратников и наставничество
Навыки будущего внутри учебных программ
ГЛОБАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ
КООПЕРАТИВНОСТЬ
ЛИЦОМ К ЛИЦУ
УЧИТЫВАЮЩИЕ МЕСТНЫЙ КОНТЕКСТ
Хаб интеграции образовательной экосистемы обучения на протяжении всей жизни
(смешанное, rebundled)
“Открывание” университета окружающей среде: хаб технологических и социо-культурных инноваций
Инкубация будущих секторальных экосистем / сетей / платформ
Образование, ориентированное на команды (деятельностное: проектное и игровое)
Образование, ориентированное на «страсть» / внутреннее устремление
Рост разнообразия типов обучающихся (в т.ч. разные возраста) с разным жизненным опытом
Персонализация (управление карьерой на протяжении жизни)
Художественные
и экологические
проекты для улучшения городской среды
Инновации и новые бизнесы
Заинтересованные
горожане
всех возрастов
Культурно-образовательные хабы как пространство совместного образования в городах на протяжении всей жизни
Команды, ведущие проекты развития образовательных экосистем на своей территории
Team of teams
Масштабирование через
Франшизы
Платформы
Движения
…
Сеть Лабораторий Протопии = «сообществ сообществ» + пространств коллаборации, которые (1) экспериментируют с новыми практиками жизни и образования, (2) создают и поддерживают общее видение будущего, (3) находят и вовлекают новых «лидеров изменений» в работу, (4) масштабируют то, что работает
Принцип «кураторства эволюционирующего пространства экспериментов»
Команда команд
Лаб.1
Лаб.3
Лаб.2
100
1,000
10,000
500,000
1,000,000,000
100,000,000
образовательных экосистем
«садовников экосистем»
системных инноваторов
учителей в новой парадигме
учеников в «новой парадигме»
человек, в чью жизнь входят
изменения
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть