Слайд 1Государственная и общественная экологическая информация
Часть 1
Слайд 2Организации – источники экологической информации
1. Законодательные, исполнительные органы власти РФ и
аналогичные органы в субъектах федерации
Службы министерств и ведомств
Научно-исследовательские организации
Проектировщики
Заказчики проектной документации
Коммерческие организации
Международные организации
Общественные экологические организации
Слайд 3«Государственная» информация
1. Государственные органы собирают информацию в основном для того, чтобы
исполнять функции управления и контроля.
Поэтому каждый орган, собирает именно ту информацию, которая необходима для выполнения его функций, и систематизирует её в наиболее удобном для себя виде.
Возможность ее использования для других целей (в том числе населением и общественными организациями) ограничена не только наличием необходимых сведений, но и формами представления этой информации.
Слайд 42. Обмен информацией организован по принципу противотока, а ее объем можно
рассматривать как своеобразную пирамиду.
Слайд 53. Снизу вверх информация поступает в виде цифрового, картографического, описательного, отчетного
материала.
Поток проходит через несколько “сит-усреднителей” (районные, областные/краевые подразделения).
Чем выше сито, тем более явной становится работа, целью которой является анализ данных, таблиц, схем и получение на их основе выводов общего характера.
В процессе возникает сводный блок интерпретации.
Слайд 64. При движении «снизу вверх» информация теряет предметность и конкретность.
На
региональных уровнях часто публикуются добротные аналитические обзоры, в которых намечены причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и конкретными факторами воздействия.
На федеральном уровне происходит значительное усреднение, детали и подробности опускаются. В основном представлены обобщенные сведения, например, об использовании ресурсов, о сбросах, выбросах, размещении отходов и т.п. Областям и краям отведены лишь небольшие параграфы.
Слайд 7
5. Обратный поток информации (сверху вниз) выражен приказами, нормативными актами, постановлениями,
наставлениями и другими материалами предписывающего плана.
На нижних ступенях пирамиды добавляются материалы, выпускаемые территориальными подразделениями.
Слайд 8Недостатки «государственной» информации
1. Анализ и интерпретация данных традиционно осуществляются на верхних
этажах пирамиды. Внизу же осуществляется только сбор “первичной информации”.
Многие проблемы местного масштаба ускользают от внимания государственных органов, хотя и могут быть отражены в первичных данных.
Слайд 92. Сложность межведомственного взаимодействия:
Характерной чертой “государственной” информации является затрудненность информационного
обмена “по горизонтали”: если “вертикальный” обмен информацией внутри одного ведомства отрегулирован должностными инструкциями, то циркуляция информации между различными ведомствами затруднена межведомственными барьерами.
Слайд 103. Несовместимость методик получения, обработки и хранения данных, которые затрудняют совместное
использование информации различных ведомств даже внутри только системы государственного управления. (ЕГСМ)
Слайд 114. Деятельность государственных органов, занимающихся сбором и накоплением информации, как правило,
не нацелена на предоставление информации субъектам, находящимся вне системы государственного управления.
Речь идет не столько о трудностях доступа к первичной информации, которая может быть получена ценой определенных усилий.
Государственные органы редко занимаются подготовкой различных информационных материалов, которые были бы доступны восприятию не только специалистов, но и широкой общественности.
Самое главное: практически не предпринимаются усилия по созданию инфраструктуры доступа к информации.
Нет четко сформулированной политики государства в области информационного обеспечения природоохранной деятельности.
Слайд 12Общественная информация.
1. Общественные организации в своей деятельности исходят из приоритетов, определяемых
ими самими, а не из функций или обязанностей, установленных извне.
Поэтому в центре их внимания оказываются конкретные экологические проблемы, представляющие больший или меньший общественный интерес.
Слайд 132. Комплексный подход к проблеме, не ограниченный ведомственными инструкциями, жестко определяющими
“сферу компетенции” той или иной государственной организации.
3. Информационный вклад общественных организаций может оказаться особенно важным в отношении локальной ситуации. Содержанием их работы может быть сбор информации об экологической обстановке из различных источников и ее анализ.
Слайд 14
Важной чертой общественных организаций является открытость, свободный обмен информацией. Общественные организации
образуют не вертикальные пирамиды, а горизонтальные сети — региональные или тематические.
Слайд 15Недостатки «общественной» информации
В рамках деятельности общественных организаций не может быть собрано
количество систематических данных, сопоставимое с массивами данных, которые накапливают государственные организации.
Общественные организации редко располагают сведениями, отражающими исторические аспекты состояния окружающей среды.
Немногим общественным организациям по силам проведение масштабных научных исследований, например с целью прогнозирования развития экологической ситуации.
Многие материалы, создаваемые общественными организациями, квалифицируются как “научно-популярные”. (часто определяется целью создания таких материалов, их предполагаемой аудиторией).