Экология. Введение презентация

Содержание

Лекция 1 Введение

Слайд 1ЭКОЛОГИЯ


Слайд 2 Лекция 1
Введение


Слайд 3Пуртова Елена Евгеньевна
Кафедра ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития» Института химии

и проблем устойчивого развития»
Кабинет 361 главного корпуса

Ecol-rhtu@rambler.ru

Слайд 41 семестр
Курс состоит из:
Лекции
Семинары
Фильмы
Игры

В конце семестра – зачет


Слайд 5Рейтинг

3 контрольные по лекциям
Каждая контрольная по лекциям – 20

баллов
Участие в играх –5 баллов
Стратигема – 10 баллов
Фильмы(3), контрольная по фильмам – 5 баллов каждая
Посещение, семинары, активность- 10 баллов
ИТОГО -100 баллов

Слайд 6В соответствии с Федеральной программой, мы должны рассмотреть следующие темы:

1. Общие вопросы

экологии.
2. Биосфера.
3. Биоэкология.
4. Рост народонаселения Земли.
5. Ограниченность природных ресурсов, необходимых для человечества.
6. Загрязнение окружающей среды, как результат интенсификации производства продуктов потребления.
7. Глобальный экологический кризис и задача сохранения условий для устойчивого развития человечества.
8. Организационно-правовые меры обеспечения устойчивого развития (экологическая политика).
9. Концепция «устойчивого развития человечества».
Всего 100 ч., в т.ч.: 36 лек., 18 сем., 46 сам.раб.

Слайд 7Литература
Основная литература

Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.:

Наука. 1987, 338 с.
Одум Ю. Экология: В 2-х томах / Пер. с англ. М.: Мир. Т2 – 1986 – 378 с.
Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) – М.: Журнал «Россия Молодая», 1994 – 367 с.
Тарасова Н.П., Кузнецов В.А. Химия окружающей среды: атмосфера: учебное пособие для вузов: - М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. – 228 с.: ил.
Тарасова Н.П., Кузнецов В.А., Сметанников Ю.В., Малков А.В., Додонова А.А. Задачи и вопросы по химии окружающей среды. – М.: Мир. 2002. – 368 с., ил.
Зайцев В.А. Промышленная экология: учебное пособие / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, 384 с.
Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 624 с.
Тарасова Н.П. Оценка воздействия промышленных предприятий на окружающую среду/ Н.П. Тарасова, Б.В. Ермоленко, В.А. Зайцев, С.В. Макаров. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, 230 с.

Слайд 8Дополнительная литература

Устойчивое развитие: ресурсы России. Под общей редакцией академика РАН Н.П.

Лаверова. М.: Издательский центр РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004, 212 с.
Тарасова Н.П. Охрана окружающей среды в дипломных проектах и работах: учебное пособие/ Н.П. Тарасова, Б.В. Ермоленко, В.А. Зайцев, С.В. Макаров. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева. 2006, 218 с.
Родионов А.Н. Технологические процессы экологической безопасности: Учебник для вузов / А.Н. Родионов, В.Н. Клушин, В.Г. Систер – 4-е изд., перераб. и дополн. Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 2007, 799 с.
Алымов В.Т., Тарасова Н.П. Техногенный риск. Анализ и оценка: Учебное пособие для вузов.-М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.-118 с.: ил.
Ягодин Г.А., Пуртова Е.Е. Устойчивое развитие. Человек и биосфера.-Учебное пособие. –М., издательство Бином.Лаборатория знаний, 2013.-110с.
Донелла Медоуз, Йорген Рандерс, Денис Медоуз. Пределы роста. 30 лет спустя / Пер с англ. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. – 342 с.: ил.
Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Райдерс Й. За пределами роста. Учебное пособие. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1994. – 304 с.
Фомин С.А. Основные государственные органы исполнительной власти в области экологического управления в России в 2005 г. // Россия в окружающем мире: 2005. М.: Модус-К_Этерна, 2005
Тихонова И.О. Мониторинг водных объектов суши: учебное пособие / И.О. Тихонова, Н.Е. Кручинина. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2009. – 184 с.

Слайд 9Эрнст Генрих ГЕККЕЛЬ
Haeckel, Ernst Heinrich
(1834–1919)
Экология ((от греч. oikos — дом, жилище,

местопребывание и логос — слово, учение) – это «познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды… Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе…»

Слайд 10Экология сегодня − это…
раздел биологии (биоэкология)

комплексная междисциплинарная наука

мировоззрение, система

взглядов на взаимоотношения человека и природы, общества и окружающей среды

всевозможные авторские находки, такие как «экология души», «экология межличностных отношений», «экология языка» и т.п.

Слайд 11Экология

наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой

и с окружающей средой;

наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Слайд 12
Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств,

отличающих её от нежизни.
Биологическое проявление жизни характеризуется: организацией
метаболизмом
ростом
адаптацией
реакцией на раздражители
воспроизводством.

Слайд 13Космический календарь Сагана


Слайд 14КАРЛ ЭДУАРД САГАН (1934–1996), американский астроном. Работы Сагана посвящены физике планет,

проблемам происхождения жизни и возможности ее существования вне Земли. Совместно с Н. Моисеевым творец модели ядерной зимы. Автор научно-популярных книг

Слайд 15Большой взрыв – около 15 млрд лет назад 15×109 лет −

365 дней Х лет − 1 секунда

Слайд 16 Космический календарь Карла Сагана


Слайд 22СН4
Н2
NН4ОН


Слайд 23 Углекислый газ +вода = глюкоза + кислород 6СО2 + 6Н2О =

С6Н12О6 + 6О2↑

Слайд 25Кислород —› Озон О2 —› О3


Слайд 271972 г. – конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм)
Впервые вопросы

экономического роста завязываются на качество окружающей среды.
Впервые выдвигается тезис о том, что именно образование – ключевой момент в переходе общества от разрушительного образа жизни к образу жизни, который поможет сохранить природу.

1984 г. – создание Комиссии ООН по окружающей среде и развитию во главе с госпожой Харлем Брундтланд

1987г. – работа «Наше общее будущее», в которой впервые сформулировано определение понятие «устойчивое развитие»


Слайд 281992 г. Всемирная конференция по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро), на

которой сформулировано достижение цели через социально-экономическое решение экологических задач.
Принимается «Повестка дня на 21 век»- программа, ориентированная на изменение взаимоотношений между людьми, государствами, человечеством в целом и окружающей средой.
К 1996 году все страны должны были разработать планы по переходу к устойчивому развитию.
Первые - США, Китай, Швеция,
1997 год – Россия приняла “Государственную стратегию устойчивого развития РФ”.



Слайд 29
2002 г. Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию (Йоханнесбург)

2012 г. Всемирный

саммит ООН по устойчивому развитию
РИО + 20
Сентябрь 2015 г. -70 сессия ООН — члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Она содержит ряд целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Каждая из 17 Целей содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет.
Декабрь 2015г. –Парижское соглашение по климату

Слайд 30Устойчивое развитие


Слайд 31Устойчивое развитие
“развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, и не ставит под

угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений."


ООН, Мировая Комиссия по
Окружающей Среде
и Развитию

1987г. – работа «Наше общее будущее», в которой впервые сформулировано определение понятие «устойчивое развитие»


Слайд 32• человечество стремится к выживанию и удовлетворению своих потребностей и в

то же время не ставит под угрозу способность будущих поколений выживать и удовлетворять их собственные потребности, а также заботится о сохранении биоразнообразия на Земле, т.к. все живое имеет право на жизнь, сейчас или в будущем.


Слайд 33Человек зависит от Земли и ее ресурсов и не рискует превышать

ограничения и поддерживающую емкость ее систем, налагаемые конечностью Земли, ее живых и неживых составляющих, подвергая опасности сам факт существования жизни на Земле

Слайд 34• Мир человека и природы, мир человека в природе характеризуется устойчивостью,

способностью к самоподдержанию и отсутствием кризисов антропогенного происхождения.


Слайд 3517 целей глобальной повестки дня в области устойчивого развития
Повсеместная ликвидация

нищеты во всех ее формах
Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания, и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства
Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте
Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех
Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек
Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех
Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех
Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех
Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям

Слайд 3617 целей глобальной повестки дня в области устойчивого развития
10.

Сокращение неравенства внутри стран и между ними
11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов
Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства
13. Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями*
Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития
Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия
Содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях
Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития


Слайд 37ПРИРОДА И ФУНКЦИИ ИНДИКАТОРОВ
Индикатор-показатель, выводимый из первичных данных (которые обычно

нельзя использовать для интерпретации изменений), который позволяет судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной.
Индекс - агрегированный или взвешенный индикатор, основанный на нескольких других индикаторах или данных. Использование индексов приемлемо в случаях, когда хорошо понятны причинно-следственные связи.


Слайд 38индекс развития человеческого фактора

ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

уровень жизни, измеряемый

на базе реального валового внутреннего продукта на душу населения;
достигнутый уровень образованности, измеряемый суммой индекса грамотности взрослого населения (вес в две трети) и доли учащихся, поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней (вес в одну треть).

Слайд 40 . Индекс развития человеческого потенциала в Российской Федерации с 2000 г.

по 2007 г.



Слайд 41
В 2010 и 2011 годах ИРЧП для России составлял 0,755
2014 –

0,778
2015– 0,798 (50-е место в мире)



Слайд 42Страны, имеющие высший ИРЧП

С 2008 по 2015 - Норвегия
2007 - Исландия
2006

Норвегия
2005 Норвегия
2004 Норвегия
2003 Норвегия
2002 Норвегия
2001 Норвегия
2000 Канада
1999 Канада
1998 Канада

1997 Канада
1996 Канада
1995 Канада
1994 Канада
1993 Япония
1992 Канада
1991 Япония
1990 Канада
1985 Канада
1980 Швейцария


Слайд 44Global equity
www.FootprintNetwork.org

20% населения использует 80% ресурсов
80% населения использует 20% ресурсов


Слайд 45
Germany: The Melander family of Bargteheide Food expenditure for one week: 375.39

Euros or $500.07 Favorite foods: fried potatoes with onions, bacon and herring, fried noodles with eggs and cheese, pizza, vanilla pudding
Source: „Hungry Planet: What The World Eats“, by Peter Menzel and Faith D'Aluisio

Слайд 46
Japan: The Ukita family of Kodaira City Food expenditure for one week:

37,699 Yen or $317.25 Favorite foods: sashimi, fruit, cake, potato chips
Source: „Hungry Planet: What The World Eats“, by Peter Menzel and Faith D'Aluisio

Слайд 47
Ecuador: The Ayme family of Tingo Food expenditure for one week: $31.55 Family

recipe: Potato soup with
Source: „Hungry Planet: What The World Eats“, by Peter Menzel and Faith D'Aluisio

Слайд 48Chad: The Aboubakar family of Breidjing Camp Food expenditure for one week:

685 CFA Francs or $1.23 Favorite foods: soup with fresh sheep meat
Source: „Hungry Planet: What The World Eats“, by Peter Menzel and Faith D'Aluisio

Слайд 49Глобальные ежегодные расходы на продукты и инвестиций необходимо для различных социальных

целей

(Worldwatch Institute 2004)


Слайд 53Необходимы изменения
Если человечество хочет выжить,
нам необходим абсолютно новый стиль мышления.
Альберт

Эйнштейн

Слайд 54Комплексный индикатор ур – ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛЕД
 – это условное понятие, отражающее потребление

человечеством ресурсов биосферы.
Это площадь (в гектарах) биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов.


Слайд 55
глобальный гектар представляет собой гектар со средней по земному шару способностью

к производству ресурсов и ассимиляции отходов


Слайд 56
22% поверхности планеты богаты природными ресурсами и используются человечеством для удовлетворения

своих нужд. Если все население Земли расположить на этой площади, то на каждого человека придется 1,8 га плодородных земель. Именно столько планета может выделить сегодня на удовлетворение потребностей одного человека. Это максимальная величина, которая, однако, не учитывает, что для существования других видов живых существ также необходимы природные ресурсы.

Слайд 57
Около 45% величины глобального экологического следа приходится на производство энергии посредством

сжигания ископаемого топлива, главным образом, угля, нефти и природного газа.


Слайд 58Россия




Слайд 59Китай





Слайд 60Норвегия


Слайд 61США


США


Слайд 63Чтобы всем нам хватило одной планеты на 1 человека должно приходиться не

более 1,8 га продуктивной земли

средний житель США использует 12,2 га (5,3 планеты!),

средний европеец — 5,1 га (2,8 планеты),

средний житель Мозамбика —0,7 га (0,4 планеты)

средний житель России - 4,4 га (2,5 планеты).


Слайд 64Экологический след человечества" - показатель использования человечеством возобновимых природных ресурсов.
"1"

на шкале биологической продуктивности соответствует продуктивности Земли за 1 год

Слайд 65Товары становятся больше


Слайд 66Supersize все!
7-Eleven напиток
1980: 32 унций
2000: 64 унций

McDonald’s картошка
1980: 4 унций
2000: 7

унций

Торговые центры
1972: 24,038 кв. фут
2000: 44,072 кв. фут

Wired, December 2002, 65


Слайд 67Wired, December 2002, 65
Круизные корабли
1985: 46,052 тонн
2002: 88,500 тонн

Холодильники
1980: 19.6 инч
2002:

28.6 инч

NFL игроки: средний вес
1974: 255 фунтов
2000: 322 фунтов

Supersize все!


Слайд 68Давайте рассмотрим типичный день офисного работника или студента


Слайд 79ЗАДАТЬ ВОПРОС: НУЖЕН ЛИ МНЕ ЭТОТ ТОВАР?
Слишком многие люди тратят деньги,

которые они не имеют, чтобы купить товары, которые им не нужны , чтобы произвести впечатление на людей, которых они не любят

Слайд 80• Атмосфера (загрязнение, фотохимический смог, кислотные выпадения, деградация озонового слоя,

глобальное изменение климата)

• Гидросфера (загрязнение, нехватка пресной воды)

• Почва (загрязнение, снижение плодородия)

• Энергетика (энергетический кризис, ископаемое топливо, возобновляемые источники энергии)

• Природные ресурсы и химия окружающей среды

• Народонаселение ( контроль численности, проблема голода, здоровье и медицинская химия)

• Образование и средства массовой коммуникации (дети и молодежь, общественность, политики и лица, принимающие решения)

Глобальная проблематика с точки зрения химика

Источник: John W. Hill and Doris K. Kolb, ‘Chemistry for Changing Time’, Person Education Inc., 2004.


Слайд 81«Зеленая» химия в контексте основных стимулов развития современной химии
«Зеленая» химия –

открытие, разработка и применение химических продуктов и процессов, уменьшающих или исключающих использование и образование вредных веществ.

Слайд 82
Двенадцать принципов «зеленой» химии
Упреждение.
2. Экономия

атомов.
3. Снижение опасности процессов и продуктов синтеза.
4. Конструирование «зеленых» материалов.
5. Использование менее опасных вспомогательных реагентов.
6. Энергосбережение.
7. Использование возобновимого сырья.
8. Уменьшение числа промежуточных стадий.
9. Использование каталитических процессов.
10. Биоразлагаемость
11. Обеспечение аналитического контроля в реальном масштабе времени.
12. Предотвращение возможности аварий.



Слайд 831. Лучше предотвратить потери, чем перерабатывать и чистить остатки.

2. Методы синтеза надо выбирать

таким образом, чтобы все материалы, использованные в процессе, были максимально переведены в конечный продукт.

3. Методы синтеза по возможности следует выбирать так, чтобы используемые и синтезируемые вещества были как можно менее вредными для человека и окружающей среды.

4. Создавая новые химические продукты, надо стараться сохранить эффективность работы, достигнутую ранее, при этом токсичность должна уменьшаться.

5. Вспомогательные вещества при производстве, такие, как растворители или разделяющие агенты, лучше не использовать совсем, а если это невозможно, их использование должно быть безвредным.

6. Обязательно следует учитывать энергетические затраты и их влияние на окружающую среду и стоимость продукта. Синтез по возможности надо проводить при температуре, близкой к температуре окружающей среды, и при атмосферном давлении.


Слайд 847. Исходные и расходуемые материалы должны быть возобновляемыми во всех случаях, когда

это технически и экономически выгодно.
8. Где возможно, надо избегать получения промежуточных продуктов (блокирующих групп, присоединение и снятие защиты и т. д.).
9. Всегда следует отдавать предпочтение каталитическим процессам (по возможности наиболее селективным).
10. Химический продукт должен быть таким, чтобы после его использования он не оставался в окружающей среде, а разлагался на безопасные продукты.
11. Нужно развивать аналитические методики, чтобы можно было следить в реальном времени за образованием опасных продуктов.
12. Вещества и формы веществ, используемые в химических процессах, нужно выбирать таким образом, чтобы риск химической опасности, включая утечки, взрыв и пожар, были минимальным

Слайд 85ПЛАНЕТАРНЫЕ ГРАНИЦЫ
КЛИМАТ
350 ppm СО2
+1 W/m2
БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
35 MT N/yr
11 MT P/yr
ПОТЕРЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ
10

E/MSY

С/Х ЗЕМЛИ
15%

ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ
TBD

ПРЕСНАЯ ВОДА
4000 km3/yr

ЗАКИСЛЕНИЕ ОКЕАНА
Aragonite saturation ratio > 2.75

АТМОСФЕРНЫЙ АЭРОЗОЛЬ
TBD

ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ
276 DU


Слайд 86Rockström, J. et al., 2009. Nature, 461: 472-475
Антропогенная нагрузка превосходит пределы

естественных планетарных границ и постоянно усиливается

Закисление Мирового океана


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика