Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Холмогоровой Юлии Владимировны
МОУ СОШ с. Засопка, Забайкальский край.
На тему:
Методическая разработка по внеклассной работе "Проект учебно-исследовательской экспедиции на озеро Байкал"
Слайд 2Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление
здоровья.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Слайд 3В современном обществе все больше и больше возрастает тенденция вести здоровый
образ жизни.
В нашей школе (МОУ СОШ с. Засопка, Забайкальский край) разработана программа для формирования здоровьесберегающей среды. В основных концептуальных положениях программы отмечается необходимость содействия всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
Развить у учащихся интерес к проблемам здоровья, актуальным для нашего города экологическим проблемам, способствовать формированию экологической грамотности, активизировать познавательную и творческую активность в предметной области
Слайд 4"Естествознание" в целом, на наш взгляд, можно через организацию экспедиции по
изучению и охране уникальных объектов природы. То есть особое внимание следует уделять поисковой и исследовательской деятельности, в которой формируется самостоятельная познавательная активность, необходимая для развития компетентности. Важно сделать ее интересной, динамичной, разнообразной.
По нашему мнению, работа и отдых в реальных полевых условиях, общение с природой способствуют гармоничному развитию личности, способствуют нормализации всех составляющих здоровья.
Цель проекта: возрождение субъектной позиции самого ученика через обучение его навыкам самообразования, самовоспитания, саморазвития, самосозидания собственной личности в реальных полевых условиях на озере Байкал совместно с проведением оздоровительных мероприятий.
Слайд 5Задачи проекта:
Определить наиболее значимые способы деятельности и ключевые компетенции
Сформировать необходимые условия
и алгоритмы освоения способов деятельности и ключевых компетенций
Создать и отладить учебно-методический комплекс по овладению учащимися исследовательскими умениями.
Спланировать научно-исследовательскую деятельность учащихся
Разработать план мероприятий и режим дня учащихся, способствующих укреплению здоровья.
Провести исследование объектов природы на территории озера Байкал
Обеспечить ежедневное проведение оздоровительных мероприятий в соответствии с режимом дня
Провести досуговые мероприятия, способствующие сплочению коллектива и положительно влияющие на психологическое здоровье учащихся
Результаты исследовательской деятельности учащихся представить на школьном НОУ.
Слайд 6Место проведения экспедиции: Озеро Байкал тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро
на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды.
Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны, бо́льшая часть видов животных эндемична. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем.
Сроки: Первая декада июля.
В реализации проекта можно выделить несколько этапов:
1. Подготовительный (январь - июнь)
На этом этапе целесообразно
подготовить темы для научно-исследовательской деятельности учащихся
провести анализ литературных источников
провести занятия с учащимися, развивающие исследовательские умения и навыки
спланировать режим труда и отдыха в экспедиции
разработать досуговые мероприятия для учащихся.
Слайд 7Учащимся были предложены следующие темы исследовательской работы:
Географическое положение и размеры котловины
Фауна озера
Байкал.
Свойства воды
Рельеф дна озера.
Родники, питающие озеро.
Гидропланктон озера Байкал.
2 этап - Полевой - Научно - исследовательская работа на территории Республики Бурятия (июль)
Реализация проекта.
Обучение учащихся методикам работы с объектами живой природы.
Исследование объектов природы, сбор данных для работы над проектами.
Обеспечение комфортного и безопасного отдыха и работы учащихся.
Слайд 8В экспедиции соблюдался режим дня, способствующий сохранению и укреплению здоровья, соответствующий особенностям
физиологического и психоэмоционального состояния подростков.
В этом возрасте у детей вместе с высокой активностью наблюдается и повышенная утомляемость. Учитывая это, был составлен режим труда и отдыха, в котором чередуются периоды физической, умственной и эмоциональной активности, а также регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены.
Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено, что организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы, поэтому именно в это время мы запланировали научно-исследовательскую деятельность учащихся.
Огромное влияние на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки, соответствующие развитию детей: утренняя зарядка, подвижные игры (волейбол, эстафета), плавание, а также заготовка дров, помощь по кухне, доставка воды с родника.
Слайд 9Целебным является, в первую очередь, круглосуточное пребывание на свежем воздухе вдали
от города.
Досуговые мероприятия, должны продолжаться 2-3 часа. Это оказывает положительное влияние на психологическое здоровье ребенка, обогащает эмоционально.
Ребенок постоянно должен быть чем-то занят. Поэтому мы разработали план досуговых мероприятий.
В течение дня идет подготовка, а вечером у костра - конкурсы, игры, сценки.
План досуговой деятельности
День 1 (заезд): "Давайте познакомимся".
День 2 : Психологическое погружение; вечером - "Посвящение в экологи".
День 3: "День театра".
День 4: "День Нептуна".
День 5: "Новый год на экваторе".
День 6: "День детектива".
День 7: "Ночной десант".
День 8: Закрытие (концерт, награждение грамотами).
День 9: Экологический рейд по сбору мусора, отъезд.
Слайд 113 этап - Реализация проектов и подведение итогов (сентябрь - февраль)
Отчет о проделанной работе
на заседании школьного НОУ.
Проведение рекламных экологических акций в школе с целью привлечения новых участников к данному экологическому направлению работы.
Обработка результатов и оформление работ в виде научно - исследовательских проектов. Показ на школьной НПК, выход на город, на область.
Создание презентации, видеофильма: "Озеро Байкал - жемчужина России".
Слайд 12Таким образом, организация экспедиционной работы способствует укреплению здоровья, всестороннему развитию учащихся,
расширяет их кругозор, обогащает новыми знаниями в области географии, биологии, экологии Забайкальского края, способствует развитию чувства патриотизма, товарищества, воли и стойкости, любви к природе. Полевые условия закаляют и укрепляют организм, способствуют выработке полезных навыков. Таким образом, формируется не только эколого-валеологическая компетентность, но и социально-коммуникативная (как сотрудничество с учителями и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов и т.д.), что необходимо каждому человеку для полноценной личной жизни и работы, активной гражданской позиции и эффективного включения в жизнь общества.