Внутренние исследования для развития университета: мировая практика и опыт НИУ ВШЭ презентация

Содержание

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Что такое institutional research? Institutional research (IR) – «исследования, которые проводятся в отдельно взятом вузе с целью информирования процесса принятия решений в различных сферах образовательного процесса»

Слайд 1Внутренние исследования для развития университета: мировая практика и опыт НИУ ВШЭ
Игорь

Сергеевич Чириков
Директор Центра внутреннего мониторинга,
помощник ректора

Высшая школа экономики, Москва, 2013
www.hse.ru


Слайд 2Высшая школа экономики, Москва, 2013
Что такое institutional research?
Institutional research (IR) –

«исследования, которые проводятся в отдельно взятом вузе с целью информирования процесса принятия решений в различных сферах образовательного процесса» [Saupe, 1990: 1]

1

IR опирается на теоретические концепции социологии, экономики, статистики образования, университетского менеджмента

IR предполагает проведение различных эмпирических исследований характеристик студентов, преподавателей и других групп, а также работу со статистическими данными

IR нацелен на решение практических задач, возникающих в процессе функционирования университетов

2

3


Слайд 3Высшая школа экономики, Москва, 2013
IR в разных странах мира
США: Первые IR

офисы начинают появляться в 1920-е годы, в 1960-е была организована профессиональная ассоциация. IR включает в себя деятельность по (1) формированию вузовской отчетности, (2) анализу и обеспечению обратной связи для стратегического планирования и управления вузом, (3) оценке образовательных программ и работы подразделений.

Западная Европа: IR появляется в 1970-е (Великобритания, Швеция), 1980-е (Франция, Италия, Испания, Голландия) как часть функционала вузовских управленцев.

Австралия: IR появляется в 1970-е как результат требований большей подотчетности вузов

Новая Зеландия: IR появляется в 1990-е как результат усилившейся конкуренции вузов в ответ на изменение схем финансирования

Ближний Восток: IR появляется в 2000-е как результат распространения филиалов американских вузов

Китай, Латинская Америка: базовый уровень IR


Слайд 4Высшая школа экономики, Москва, 2013
IR в НИУ ВШЭ
Децентрализованная модель: несколько подразделений

выполняют функции IR

1

2

Мониторинговые исследования

3

4

Рейтингование и выборы лучших преподавателей

Специальные разовые исследования

Ключевые направления деятельности:

Распространение результатов исследований

Центр внутреннего мониторинга: внутренние социологические и статистические исследования для аналитической поддержки развития университета

5

Академическая работа и издание журнала Universitas

6

Координация участия ВШЭ в межвузовских исследованиях


Слайд 5Высшая школа экономики, Москва, 2013
Мониторинговые исследования
1
Мониторинг абитуриентов бакалавриата
2
Мониторинг абитуриентов магистратуры
Мониторинг студенческой

жизни

3

Мониторинг административного персонала

6

Мониторинг преподавательской жизни

5

Мониторинг выпускников

4

Мониторинги – это ежегодные опросы различных групп в университете, которые позволяют отслеживать динамику мнений и оценок


Слайд 6Высшая школа экономики, Москва, 2013
Траектории абитуриентов бакалавриата ВШЭ


Слайд 7Высшая школа экономики, Москва, 2013
Характеристики абитуриентов магистратуры ВШЭ


Слайд 8Высшая школа экономики, Москва, 2013
Внеучебная активность студентов


Слайд 9Высшая школа экономики, Москва, 2013
Работа выпускников и оценка опыта обучения


Слайд 10Высшая школа экономики, Москва, 2013
Профессиональное развитие преподавателей


Слайд 11Высшая школа экономики, Москва, 2013
Разовые специальные исследования
Разовые исследования проводятся по поручениям

Ученого совета и ректората; запросам подразделений.
Примеры разовых специальных исследований в 2011-2012 гг.:
Исследование особенностей международной академической мобильности студентов и аспирантов ВШЭ
Востребованность студентами общеуниверситетских гуманитарных факультативов
Критерии выбора аспирантуры; факторы, влияющие на успешность обучения в аспирантуре
Исследование особенностей рынка труда в сфере медиакоммуникаций
Оценка заинтересованности сотрудников ВШЭ в создании жилищно-строительного кооператива

Слайд 12Высшая школа экономики, Москва, 2013
Международная академическая мобильность студентов: боязнь первого шага



Слайд 13Высшая школа экономики, Москва, 2013
Масштаб исследований ЦВМ в 2012 году
фото
фото
Реализовано 19

проектов: 6 мониторинговых и 13 разовых специальных исследований

Количественные исследования: опрошено 28062 человека, из них:
12461 абитуриент бакалавриата (в Москве и филиалах),
4209 абитуриентов магистратуры (в Москве и филиалах),
8091 студент (в Москве и филиалах)
362 аспиранта (в Москве)
690 выпускников 2012 года (в Москве)
1353 преподавателя (в Москве)
274 научных сотрудника (в Москве)
622 сотрудника административных подразделений (в Москве)

Качественные исследования: 90 глубинных интервью и 5 фокус-групп.

Слайд 14Высшая школа экономики, Москва, 2013
Распространение результатов
Создание насыщенного информационного фона для принятия

решений руководством вуза и отдельных подразделений

Используются различные форматы представления результатов:
Издание ежемесячного инфографического бюллетеня с «Типичная Вышка» на русском и английском языках
Рассылка отчетов и аналитических записок руководству вуза и подразделений
Презентации на ректорате, Ученом совете, специальных совещаниях


Слайд 15Высшая школа экономики, Москва, 2013
Рейтингование и выборы лучших преподавателей
Цель рейтингования – обеспечение

обратной связи от студентов по поводу качества преподавания учебных дисциплин
Проводится каждые полгода на всех факультетах и отделениях. Студентам предлагается работу преподавателей учебных дисциплин за 1-2 или 3-4 модули по 4 критериям:
Ясность требований, предъявляемых к студентам
Ясность и последовательность изложения материала
Контакт преподавателя с аудиторией
Возможность внеаудиторного общения по учебным и научным вопросам

По результатам формируются сборники с рейтингами каждого преподавателя. Рейтинг учитывается при прохождении конкурса ППС и при участии в конкурсе на предоставление учебных ассистентов

Слайд 16Высшая школа экономики, Москва, 2013
Академическая работа и издание журнала
Издание электронного рецензируемого

журнала Universitas, в котором публикуются статьи по результатам внутривузовских эмпирических исследований

Рубрики:
Компетентное мнение (интервью с исследователями и управленцами в сфере высшего образования)
Профессиональные обзоры / рефераты  (статьи, посвященные исследованиям вузов)
Методология внутриуниверситетских исследований (статьи, посвященные методическим и методологическим вопросам исследований вузов)
Эмпирические исследования (статьи с результатами эмпирических исследований, проведенных в вузах).


Слайд 17Высшая школа экономики, Москва, 2013
Участие ВШЭ в международном консорциуме «Student experience

in the research university»

фото

Консорциум был создан в 2010 году с целью проведения регулярных сопоставительных исследований студенческого опыта в ведущих международных университетах и использования результатов этих исследований для улучшения образовательной среды.

Координатор: University of California, Berkeley

Задачи консорциума:
Координация и проведение ежегодных опросов студентов бакалавриата в университетах-участниках
Изучение студенческого опыта в исследовательских университетах, организация обмена лучшими практиками посредством встреч представителей-участников Консорциума
Организация сотрудничества с участниками национального консорциума в США (SERU-AAU)

Участники:
University of California, Berkeley (США)
University of Oxford (Великобритания)
University of Bristol (Великобритания)
Universidade Estadual de Campinas (Бразилия)
Hunan University (Китай)
Nanjing University (Китай)
Xian Jiaotong University (Китай)
Amsterdam University College (Нидерланды)
University of Cape Town (ЮАР)
Higher School of Economics (Россия)


Слайд 18Высшая школа экономики, Москва, 2013
Проект «Студенческие характеристики и траектории в российских

вузах»

фото

фото

фото

Цель проекта



Задачи проекта

1

2

3

4

Совершенствование образовательных программ на основе сопоставительных данных о характеристиках и траекториях студентов

Разработка методологии мониторинга студенческих характеристик и траекторий

Организация и проведение регулярных социологических опросов студентов по сопоставимой методологии (с привлечением необходимых статистических данных)

Организация обмена данными между вузами на взаимной основе

Формирование рекомендаций по совершенствованию образовательных программ в вузах на основе данных мониторинга


Слайд 19Высшая школа экономики, Москва, 2013
Общий дизайн проекта
фото
фото
фото


Слайд 20Высшая школа экономики, Москва, 2013
Тематические направления
фото
фото
фото
Предложения по тематическим направлениям анкеты

Выбор вуза

и адаптация к обучению в университете
Удовлетворенность обучением
Работа студентов и выход на рынок труда
Международная активность студентов
Научная и инновационная активность
Оценка приобретаемых компетенций
Нечестное поведение, практики плагиата и списывания в студенческой среде
Успеваемость и трудности студентов в обучении
Связь уровня школьной подготовки и успеваемостью в вузе

Слайд 21Высшая школа экономики, Москва, 2013
Источники данных
фото
фото
фото
Собранные данные являются полностью конфиденциальными и

не могут быть обнародованы без согласия вуза-участника. Обмен данными осуществляется на взаимной основе.

Слайд 22Высшая школа экономики, Москва, 2013
Структура анкеты
фото
фото
фото


Слайд 23Высшая школа экономики, Москва, 2013
Что получает вуз от участия в проекте?
фото
фото
фото
Данные

о студенческих траекториях, характеристиках и мнениях, которые можно использовать:

для принятия решений о совершенствовании образовательных программ;
для оценки результативности новых образовательных практик;
для оценки эффективности различных методик преподавания;
для понимания зон отставания и опережения по сравнению с аналогичными образовательными программами в других вузах;
для предоставления российским и международным рейтинговым агентствам;
для создания рекламных материалов и привлечения абитуриентов.

Возможность участия в экспертной площадке, где вопросы совершенствования образовательного процесса обсуждаются на основе эмпирических данных

Возможность проведения научных исследований с использованием собранных данных и публикации результатов в ведущих журналах по образованию и управлению университетами

1

2

3


Слайд 24Высшая школа экономики, Москва, 2013
Обязательства участников
фото
фото
фото
1
Делегировать координатора проекта от вуза. Организовать

процесс сбора и анализа данных в соответствии с методологией проекта
Участвовать в заседаниях рабочей группы по реализации проекта
Согласовать протокол обмена данными. Обмен данными осуществляется на взаимной основе: вуз получает доступ только к тем данным, которые он сам готов раскрыть для других

2

3


Слайд 25101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20
Тел.: (495) 621-7983, факс: (495)

628-7931
www.hse.ru

Для вопросов и комментариев: ichirikov@hse.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика