Слайд 1ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
- СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
практикум
Занятие № 1
Введение
Слайд 2Разработчики курса
Иванов В.Н.
Кинооператор СК России
(R.G.C.)
Иконникова Н.К.
Кандидат социол. наук
Доцент кафедры «Общая социология»
ГУ-ВШЭ
Ганжа А.О.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры
Покровский Н.Е.
Доктор социологических наук, профессор
Идейный вдохновитель и моральная поддержка
Н.Харламов
Ассистент кафедры, подготовка хрестоматии, материалов
Преподаватели курса
Слайд 3http://www.ugory.ru/gallery1/page_01.htm
Слайд 4Цель практикума
Развитие социологического мышления студентов, в том числе социологического воображения
Расширение навыков
применения визуальных методов анализа, в том числе использования фотокамеры для социологического исследования
Научиться не иллюстрировать социальные явления, а интерпретировать и анализировать их на основе фото материалов
Слайд 5Объем учебной нагрузки и формы контроля
1-й модуль: 10 лекций, 10
практических занятий
Преподаватели:
к.социол.н. доцент
Иконникова Наталия Кирилловна
Кинооператор, СК России
Иванов Владимир Никитич
Учитывается посещаемость занятий
Оценивается работа на занятиях и выполнение самостоятельных заданий
Эссе – творческая работа
Зачет – в итоговой оценке учитываются набранные за время освоения курса баллы
Слайд 6Структура итоговой оценки
Присутствие на лекциях
и практических занятиях
= 15%
Работа на семинарах = 25%
Домашние задания = 30%
Эссе = 30%
Слайд 7Организация взаимодействия
Все материалы к курсу, включая:
программу курса, лекций и практикумов,
конспекты лекций,
задания,
электронную
библиотеку для самоподготовки
актуальную информацию
размещаются на портале
http://soc.hse.ru/gsoc/vccv/
Электронный адрес для вопросов лектору:
n.k.ikonnikova@yandex.ru
Слайд 8Учебные пособия
и дополнительная литература
Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как
метод исследования. Учебник. М., 2007.
Хрестоматия. Составители Н.Харламов и Н.Фархатдинов
Работы Иванова В.Н.
Литература на русском языке:
Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве. – М.: Искусство, 1970
Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М.: Высшая Школа, 1989
Лапин А. И. Фотография как... Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2003
Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. Пер. с англ. О.А. Оберемко. – М.: Издательский дом Nota Bene, 2001
Беньямин В. Москва// Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. — М.: Медиум, 1996
Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. — М., 1997.
Ионин Л.Г. Социология культуры: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004
Гирц К. «Насыщенное описание»: В поисках интерпретативной теории культуры // Культурология. XX век. Дайджест. Ч. I. М.: ИНИОН, 1997
Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. - М. : Искусство, 1990
Слайд 9Что делалось до вас…
7 коллективных студенческих работ
Хрестоматия
Студенческая конференция
Календарь с работами
студентов
2009-2010 уч. год – фотомарафон
Видео-лекция П.Штомпки
«Введение в визуальную социологию»
Слайд 10Содержание
Визуализация мира
Определение «Визуальной социологии», основания и значение ее методов
Три
подхода к анализу фотографии
Аспекты визуальной социологии
Основная модель анализа
«Уровни обозначения» Р.Барта
Темы эссе
Слайд 11Социологическое воображение
признание разнообразия социального мира
способность связывать социальные феномены со структурным, культурным
и историческим контекстами
различение индивидуальных и коллективных действий членов общества, т.е. общественных проблем и личных трудностей
Слайд 12Визуализация мира
Социальная жизнь проявляет себя во множестве и разнообразии
потоков визуальной
информации.
Однако эта визуальная
информация не ограничена фотографиями, рекламой и телевидением. Любые
объекты несут в себе информацию о социальной жизни общества
Слайд 13Визуализация – как основания метода визуального анализа -1
Георг Зиммель:
«…общественная жизнь в
большом городе в сравнении с маленькими городками создает преимущественную возможность для видения, чем для слышания других людей… Современная общественная жизнь все больше повышает значение зрительных впечатлений»
Слайд 14Визуализация – как основания метода визуального анализа - 2
Скотт Лаш :
логика
культуры постмодернизма означает вытеснение текста образом, который становится главной культурной формой.
Жан Бодрийар :
в культуре постмодернизма господствуют знак, имитация, иллюзии.
Слайд 15Визуальная социология
- основной предмет рассмотрения - фотографии
- фото иллюстративное и фото
как метод исследования
- значение фотографии тесно
связано с социальным,
историческим и культурным
контекстом ее производства
в фотографиях присутствуют
не только материальные
объекты, но и социально-
культурные нормы, ценности,
идеологии и т.п.
социально ориентированная
и социологическая фотография
Слайд 16Метод и техника
«Оптика» и «цифра»
Значение Digital Divide в визуальной социологии
Photoshop: обработка
и «лакировка»
Ролан Барт:
«Глядя на людей в кафе
кто-то сказал мне (и
очень метко): смотри,
как они уныло выгля-
дят, сейчас изображе-
ния более живые, чем
люди»
Слайд 17От изображения к интерпретации
«фасад»
«общество»
общественные отношения и институты
социальные действия и их смысл
Слайд 18Йон Вагнер: «Рассматривание фотографий может быть таким же творческим занятием, как
и их создание»
Джон Колиер: «Процедура получения информации, содержащейся в фотографии, является наилучшей подготовкой к фотографированию…»
http://www.lumiere.ru/
Слайд 19Прочитать учебник: Штомпка Визуальная социология. М., 2007. С. vii-xvi, 1-28.
Сходить на
фотовыставку
Написать мини-эссе о своих впечатлениях (150-200 слов). Выслать до занятия по эл. почте преподавателю, подготовиться к обсуждению.
Домашнее задание
Слайд 20Определение «Визуальной социологии»
Нет единого определения
Наиболее часто перечисляемыми объектами визуальной социологии являются
– фотографии, рисунки, карты, диаграммы, реклама и т.п.
Множество подходов к анализу материалов (Например, обычно реклама анализируется как текст; диаграммы, указатели, схемы - анализируются с точки зрения здравого смысла или практического применения; документальные фото рассматриваются как сырой первичный материал, но чаще всего как иллюстрация)
Основной методологией нашего курса будет упор на то, что мы не смотрим на вещи через объектив, а видим их
Слайд 23Смотреть «за фасад»:
кто здесь докладчик?
Слайд 24Смотреть «за фасад»:
символы потребления или патриотизма?
Слайд 25Смотреть «за фасад»:
кто эти люди? где это происходит?
Слайд 26Смотреть «за фасад»:
это стройматериалы или сообщение?
Слайд 27Визуализация мира
Вещи, одежда и язык тела имеют большое значение для идентификации
групп людей или отдельных индивидов.
Проблема визуальной социологии состоит в том, что очень многие социологи используют визуальные материалы в качестве иллюстраций, документальных подтверждений или архивных документов, и не проводят их более детального анализа.
Таким образом, отличие нашего курса состоит в том, что мы не иллюстрируем социальные явления, а интерпретируем и анализируем их на основе этих материалов.
Современное общество вступило в новую историческую эру, в которой визуальные аспекты социальной жизни приобретают особую важность (Например, в языке выражения «посмотри», «look here»; новостные репортажи на телевидении (становится больше картинок, чем речи, на них делается смысловой упор); описание типичного дня)
Слайд 28Визуальная социология как метод
Исследователи фотографий сходятся во мнении, что с ее
помощью можно «увидеть» скрытые социальные нормы и правила, то есть такие, которые принимаются как само собой разумеющееся и как бы невидимы с первого взгляда.
Фотография, являясь «застывшим образом социальной действительности», представляет собой срез общества в данный конкретный момент, фиксируя действительность «так, как она есть».
Слайд 29Три подхода к анализу фотографии
1. Информация через содержание – как будто
мы смотрим из окна.
Вопросы: что снято, каково содержание. Важно не только внимательно рассматривать фото,
но и использовать
свои знания (истории,
мировой культуры)
Слайд 30Три подхода к анализу фотографии
2. Способ подачи содержания – как будто
мы смотрим на окно. Здесь мы также оцениваем композицию, свет и почему именно так, а не иначе преподнесена информация.
Вопросы: кто сделал снимок, когда и зачем.
Слайд 31Три подхода к анализу фотографии
3. Контекст, в котором был сделан снимок
– расширенный вид из окна.
Вопросы: кому принадлежит фото, как они его воспринимают, зачем оно нужно. Происхождение фото – открытка, журнал, домашний архив.
В.Иванов
Кормилица края
Слайд 32Аспекты визуальной социологии
внутреннее и внешнее прочтение фотографии (Один сюжет – различные
смыслы)
проблема прочтения нематериальных объектов (например, такого социального явления как безработица)
фото как отражение ценностей своего времени (Например, фото с книгой)
символический смысл, который вкладывается в фотографии
Слайд 33Основная модель анализа - 1
Сделайте серию фотографий, объединенную общей темой/проблемой.
Рассмотрите
ваши фотоматериалы как нечто целое, неразрывной. Попытайтесь прислушаться к себе –какие чувства, мысли вызывает у Вас полученная информация. Запишите основные идеи и вопросы, которые у Вас возникли.
Проработайте по возникшим вопросам литературу.
Слайд 34Основная модель анализа - 2
Распределите фото в порядке, отвечающем целям вашего
исследования.
Структурируйте свой анализ, выделите общие категории, повторяющиеся элементы, единичные явления. Сравните что повторяется, как меняется, почему. Дайте детальное описание каждой выделенной категории.
Соедините полученные данные в социологически значимое единое целое. Опять посмотрите на полученные данные как на единое целое. Представьте его как некую историю и затем напишите свои выводы.
Слайд 35Ролан Барт:
«Сегодня я, как, наверное, и все другие, вижу фотографии везде.
Они приходят ко мне из мира без приглашения с моей стороны... В нашем обществе фотография подавляет всякие другие образы своей тиранией»
Слайд 36«Уровни обозначения» Р.Барта
Первый уровень – иконический знак, когда фотография предмета обозначает
только этот предмет
денотативное значение передается с помощью механических средств репродукции
Слайд 37«Уровни обозначения» Р.Барта
Второй уровень - возникают вследствие вмешательства человека – освещение,
поза, угол камеры и т.п. в отношении знаков (денотативных значений)
коннотативные значения, происходящие из ассоциаций (основанных на личном опыте смотрящего)
Слайд 38«Уровни обозначения» Р.Барта
Третий уровень – культурные значения знаков, происходящие из культурного
опыта смотрящего
мифологические значения, некая идеологическая нагрузка
Слайд 39Трудно настаивать на абсолютной нейтральности фотографии
автор фотографии
воспринимающий
фотографию субъект
находится в рамках определенного общества и соответствующих культурных норм, задающих правила восприятия
Слайд 40Темы эссе
ТВ и социальный класс
Зонирование города: автомобили
Памятники в городской среде
– чей это город? Социологический анализ памятников Москвы
Кодирование окружающей среды: социологическое прочтение мира повседневных вещей
Визуальный анализ трансформации образа матери и ребенка
Кодовая система субкультур
Стили поведения жителей столицы и приезжих
Современное студенчество: доска объявлений в общежитии ГУ-ВШЭ
Слайд 41Темы эссе
Фоторепортаж в печатных СМИ
Картографическое исследование города
Семейные фотографии как социологическое
отображение социального времени
Граффити городской среды: классификация по районам
Гендерные особенности поведения в торговых центрах (система и характер покупок)
Социальные роли в группе друзей
Реклама как отражение гендерных стереотипов в глянцевых журналах
Невербальные способы гендерной идентификации