Слайд 1Тема:
М.Ю.Лермонтов.
Анализ стихотворений
«Тучи», «Утёс»
Автор Бут Наталья Александровна,
учитель МОУ «Вейделевская СОШ»
п.
Вейделевка Белгородской области
Слайд 2Цели урока
помочь почувствовать настроение лермонтовских стихотворений;
формировать навыки анализа текста лирического
произведения;
развивать речь;
работать над техникой выразительного чтения;
воспитывать литературный вкус.
Слайд 3Словарь урока
Лазурь - светло-синий цвет, синева.
Метафора – употребление слова в
переносном значении на основании внешнего сходства
Антитезой- противопоставление
Слайд 4Анализ стихотворения «Тучи»
Как вы понимаете слова «степью лазурною»?
(«степь лазурная» - простор
неба)
Выражение «степью лазурною» употреблено в переносном значении, потому что между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае - бескрайность просторов неба и степи (метафора)
Слайд 5- Есть ли еще метафоры в этом стихотворении?
(«Цепью жемчужною» -
представляются небольшие светлые, матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей, напоминающей нитку жемчуга, плывущие по лазурному небу.)
В первой строфе нарисована чудесная, почти идиллическая картина. Одно слово нарушает ее. Какое?
(«Изгнанники»)
Здесь сопоставляется судьба поэта с судьбой «вечных странников» - туч.
Слайд 6Какие эпитеты использованы в первой строфе?
(«вечные» (этот эпитет говорит не о
случайности, а о судьбе скитальцев),
«с милого севера» (очень ностальгический эпитет)
В чем особенность второй строфы?
(Она состоит из вопросительных предложений. Поэт обращается к тучам, а на самом деле, к самому себе. Это риторические вопросы, то есть не требующие ответа. Они употребляются в речи для заострения темы, для привлечения внимания.)
Слайд 7- Какой образ второй строфы особенно обращает внимание?
(«Друзей клевета ядовитая»
- не врагов, а друзей - что может выть страшнее?)
Как разрешается стихотворение в третьей строфе?
(Отрицание:
«Нет. Вам наскучили нивы бесплодные.../ Чужды вам страсти и чужды страдания» утверждает эти чувства, страдания, страсти
в судьбе самого поэта.
«Нет у вас родины, нет вам изгнания».
Участь изгнанника противопоставляется уделу «вечно холодных, вечно свободных» туч.)
- Какой приём лежит в основе стихотворения? (антитеза)
Слайд 8Анализ стихотворения «Утёс»
Какие качества, свойства олицетворяют образы тучки и утеса?
(«Тучка» -
воплощение легкости, легкомыслия, беззаботности, беспечности. Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту. «Утес» - воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности. Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости.)
Слайд 9Как соотносятся эти образы, то есть каковы отношения между ними?
(«Тучка» и
«утес» - две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, одиночество старого утеса. С помощью антитезы подчеркивается основной мотив стихотворения - мотив одиночества.)
Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества?
(Инверсия: «задумался глубоко»; эпитеты и олицетворения: «старого утеса», «тихонько плачет»; во второй строфе все значимые слова поставлены в конце строки и этим выделяется, акцентируется их значение.)
Слайд 10О стихотворных размерах
Вопросы после работы со статьёй
Какие стихотворные размеры вам известны?
(Двусложные,
трёхсложные)
2. Назовите двусложные размеры
(Хорей- с ударением на первом слоге;
Ямб- с ударением на втором слоге)
3. Перечислите трёхсложные размеры
(Дактиль – с ударением на первом слоге; амфибрахий – с ударением на втором слоге; анапест- с ударением на третьем слоге)
Слайд 11Итоги урока
Какие мотивы преобладают в стихотворениях М.Ю.Лермонтова?
Какие мысли и чувства вызвали
у вас эти стихи?
Достигнуты ли нами цели урока?
Слайд 12Домашнее задание:
Выучить стихотворные размеры (стр. 195-198)
Вопросы учебника стр. 198-199:
4 (устно),
5,6 – письменно (определение стихотворных размеров)
Слайд 13Источники:
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 6 класс.М. «ВАКО» 2009г.
В.П.Полухина. Читаем, думаем,
спорим. Дидактические материалы по литературе 6 класс. М. «Просвещение» 1999г.
Б.И.Турьянская, Л.А.Холодкова. Литература в 6 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово» 2001г.