Слайд 1Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества
Слайд 2Дизайн (от англ. design- проект, замысел, чертёж, рисунок)- термин, обозначающий различные
виды проектировочной деятельности.
Слайд 3Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На
рубеже 19- 20 веков вместе с развитием промышленного производства возник дизайн.
Дизайнеры- это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей.
Слайд 4Бурный технический прогресс в 20 веке определил появление фабрик и заводов,
которые пришли на смену кустарным мастерским. Выпускали одинаковые изделия для массового покупателя. Дизайнеры старались оживить художественную культуру и придать эстетическую ценность предметам быта.
Слайд 5Классицизм, модерн, арт- деко, минимализм, хай- тек, китч, этно - не
полный перечень стилей, существующих в дизайне интерьера и архитектуре.
Слайд 6Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в
европейском искусстве XVII—XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализмаВ основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства
Слайд 7Рене Декарт
17 век
Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение
философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума.
Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизмДругой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм.
Самодостоверность сознания, cogitoСамодостоверность сознания, cogito (декартовское «мыслю, следовательно, существую» — лат. Cogito, ergo sum),
Слайд 8Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как
к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. АрхитектуреГлавной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевыеГлавной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Слайд 9Площадь Звезды в Париже – уникальная в мировом градостроительстве площадь, увенчанная
классической Триумфальной аркой.
Слайд 10 Ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х)
Строгий классицизм (середина 1780-х
— 1790-е)
Ампир (от фр. empire — «империя»)
Ампир — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трех первых десятилетий XIX века
Слайд 11Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.
Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки.
Преобладающие и модные цвета Белый, насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой
Линии стиля классицизм Строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне, плавный обобщенный рисунок, симметрия
Форма Четкость и геометризм форм, статуи на крыше, ротонда, для стиля ампир — выразительные помпезные монументальные формы
Характерные элементы интерьера классицизма Сдержанный декор, круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод, для стиля ампир военный декор (эмблемы), символы власти
Конструкции Массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные
Окна классицизма Прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением
Двери стиля классицизм Прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; возможно украшенные львами, сфинксами и статуями
Слайд 12Классицизм в интерьере
Мебель эпохи классицизма — добротная и респектабельная, изготавливалась из
ценных пород дерева. Большое значение приобретает фактура дерева, выступая в качестве декоративного элемента в интерьере. Предметы мебели зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева. Элементы декора более сдержанные, но дорогие. Формы предметов упрощаются, линии выпрямляются. Происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом.
Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.
В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины.
Цвета этого стиля зачастую имеют четкие, почти первичные желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, причем последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями. Популярен белый цвет. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.
Слайд 15Современная архитектура обращается к классицизму в поисках величия и монументальности.
Слайд 16Пример британского палладианизма — лондонский особняк Остерли-парк (арх. Роберт Адам).
Слайд 17Андреа Палладио
1508-1580
великий итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма
Слайд 18Если в барокко и рококо прямые линии и симметрия попросту неприемлемы,
то классицизм без них немыслим. В помещениях нет ничего лишнего, простор, простота и строгость. При этом просторными кажутся и помещения совсем небольших размеров. Что уж тут говорить парадных залах, где простора хватает и без того. При этом простота и строгость сочетаются с дорогими отделочными материалами. В мебели уже нет обилия резьбы и лишних деталей – опять прямые линии и строгая симметрия. А если украшения и есть, то они выполнены в античном стиле – гирлянды или жемчужные нити. Обивка мебели чаще всего украшается цветочным орнаментом. Широко используется белый лак и позолота. В цветовой гамме преобладают спокойно тона, никаких ярких красок или кричащих контрастов. На стенах во всем соблюдается симметрия – например, подбираются картины или гравюры примерно одинакового размера и развешиваются на равном расстоянии.
Слайд 19Этот стиль появился на свет благодаря знаменитому «Королю-Солнце» - Людовику XIV
(1643 - 1715), оставившего после себя крылатую фразу «Государство – это я». Выбирая лучший проект восточного фасада Лувра, он выбрал простой и лаконичный вариант Клода Перро. Простота и строгость, по его мнению, наиболее полно отражали мудрость и могущества такого идеального монарха, каким он считал самого себя. Разумеется, простой и строгий фасад, подразумевал и простоту и строгость и в дизайне интерьера.
Слайд 20Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль
(нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Слайд 22Англия стала родиной нового стиля в искусстве- модерна. Линии в модерне
изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент. Этому стилю присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала. В конструкции и украшении предметов быта художники ориентировались на природные формы.
Слайд 23Стиль модерн в дизайне интерьера рубежа XXI - XX веков.
Стиль
модерн в дизайне интерьера возник на рубеже веков, когда технический прогресс в конце XIX в. привнес в Западную Европу новые тенденции в искусстве и архитектуре, возникшие в противовес рационализму XIX в. Это отказ от смешения исторических стилей и поиск современных декоративных форм. Любой новый стиль появляется постепенно из предшествующих стилей, ведь перед человечеством всегда стоят новые задачи, появляются новые конструкции и строительные материалы, а это требует изменения устаревших форм.
Слайд 24Популярный стиль модерн в дизайне интерьера имеет черты: трактовка поверхности, плоскости,
фактуры, определенная ритмика движения форм, орнаментальный декор и собственная иконосфера. В вещах модерна — вазах, канделябрах, пепельницах, чернильницах, пресс-папье и календарях появляется фигурка женщины, которую можно увидеть в иллюстрациях О. Бердслея, в живописи Г. Климта, в скульптурах О. Родена. Льющаяся вода, и близкие ей образы – символ движения, живого, текучести жизни и изменчивости. С образом женщины связаны грезы, получившие метафизические или мистические черты. Стиль модерн в дизайне интерьера, в архитектуре и искусстве по логике символизма делал все невидимое видимым.
Слайд 25Принципы нового направления в жилищном строительстве, на которые опирается стиль модерн
в дизайне интерьера и архитектуре, а также искусстве:
1). Во внешнем облике выявлялась внутренняя планировка, поскольку жилой дом – это организм, а внешний облик дома развивается из его внутреннего содержания.
2). Все формы должны быть простыми и четкими.
3). Воспевалась эстетика материала, например, показывалась неоштукатуренная кирпичная кладка снаружи и внутри.
4). Все объемы живописно сочетались между собой.
5). Стиль модерн в дизайне интерьера и архитектуре свободен от симметрии.
6). Цвет символично использовался сознательно, также приветствовалась функциональность.
Слайд 26Символом ар-нуво становится волнистая, неровно изогнутая линия, а также изображение сказочных
существ – русалок, эльфов, диковинных растений, которые извиваются, образуя эти самые линии. Модерн вносит новое видение пространства, оно плавно перетекает из одной комнаты в другую.
Слайд 27Главными материалами становятся натуральное дерево, камень, металл и расписное стекло. В
интерьере в стиле модерн обязательно встречаются изделия из чугуна и кованого железа.
Слайд 29
Хотя модерн просуществовал всего 20 — 30 лет, влияние его в
то время на все виды художественной деятельности было огромно. Следы модерна мы находим во всем: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде. От огромного общественного здания до дверной ручки, от монументальной мозаики до изящной вазы на столе, от живописного полотна до ложки и вилки — все носило на себе отпечаток этого стиля, если за дело брались художники, архитекторы и дизайнеры модерна. Все, к чему прикасалась рука художника, должно было стать прекрасным, каким являются природные формы, перед которыми эти художники
Очень важную роль играет стекло. Оно становится холстом для художников той эпохи. В моде венецианское стекло, всевозможные вазы, хрусталь. Отдельное место занимают витражи, роспись которых поражает своей графикой и насыщенностью красок. Обои стиля модерн носили исключительно символический характер. Колокольчики, например, означали желание, кувшинки – тревогу. Распространена мозаика. Дизайнеры старались сочетать самые разные материалы и способы декора. Металл и камень, дерево и стекло, обои и роспись. При этом нельзя заметь лишних деталей в интерьере ар-нуво, любая деталь занимает свое точное место. Цветовая гамма модерна довольно проста, здесь доминируют натуральные природные оттенки.
Слайд 31Чарльз Ренни Макинтош
1868-1928
Шотландский архитектор и дизайнер Чарлз Макинтош (1868-
1928) создал свой собственный стиль интерьера и мебели, строгий, изысканный, лаконичный.
Слайд 32Известный сегодня в основном как дизайнер мебели, Чарльз Ренни Макинтош был
архитектором в самом широком смысле понятия, он занимался проектированием школ, офисов, церквей, чайных комнат (tearoom – британский вариант кафе), частных домов. Чарльз Макинтош — архитектор, дизайнер и декоратор, в сферу деятельности которого входило конструирование мебели, работа с металлом, текстилем, витражами в последние годы показал себя как талантливый акварелист. Благодаря Чарльзу Макинтошу флористика в живописи и орнаментике поднялась на принципиально другой уровень.
Слайд 33Самый популярный объект – «Стул Макинтош» стал известен с 1899 года,
когда Чарльз в чайной на Argyle Street впервые меблировал зал стульями с высокой спинкой. Стул отличает средневековая монументальность, сочетающаяся с лёгкостью модерна. У него трапециевидное сиденье, прямые ножки. Изготовленные из тёмного дерева или покрытые чёрной краской стулья маэстро очень выразительны. Его стиль – это геометрия, графичность предметов, конструктивность, а не шик и роскошь.
Слайд 35Ч. Макинтош. Интерьер Дома любителя искусств
Слайд 36Минимализм (англ. minimalism, лат. minimus — наименьший) — тенденция в современном
искусстве, скульптуре, музыке, архитектуре, дизайне XX—XXI веков. Эстетическая тактика организации многочисленных необходимых компонентов здания, чтобы создать впечатление крайней простоты и четкой функциональности. По сути, является тенденцией и направлением, а не самостоятельным стилем.
Структура минимализма использует относительно простой элегантный дизайн. Красота структуры определяется и выявляется игрой с освещением, использованием основных геометрических форм как контуров и направляющих. Для минимализма характерна простота форм и компонентов, природные текстуры и натуральные цветовые сочетания.
Слайд 37Архитектуре и дизайну минимализма присущи простота и лаконичность форм и структур.
Геометричность фигур — использование кругов, прямоугольников, прямых линий, иногда с мягким изгибом, но не спиралей. Минимальное количество цветов, сами цвета природной гаммы, часто светлые. Высокая функциональность.
Преобладающие и модные цвета Белый, светло серый, мягкие природные цвета
Линии стиля минимализм Строгие лаконичные прямые, иногда со слабым изгибом
Формы минимализма Четкость и геометризм форм, отсутствие декора как такового
Характерные элементы интерьера Простой, лаконичный, без декора и лишних деталей, важное значение имеет освещение
Конструкции Функциональные, логичные и лаконичные
Окна минимализма Прямоугольные, максимально большие
Двери стиля минимализм Прямоугольные простые, часто раздвижные стеклянные
Слайд 39Ар-деко́, также арт-деко (фр. art déco, досл. «декоративное искусство», от названия парижской
выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, рус. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи, и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модерна) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи, и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модерна и неоклассицизма) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи, и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модерна и неоклассицизма. Стиль ар-деко также имеет значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи, и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модерна и неоклассицизма. Стиль ар-деко также имеет значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи, и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модерна и неоклассицизма. Стиль ар-деко также имеет значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм.
Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.
Слайд 40Небоскрёб компании «Крайслер», Нью-Йорк
Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала
скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства».
Слайд 41Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль,
инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайсле билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия».
Слайд 45Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 30-х годов, явившись, наряду с
постконструктивизмомАр-деко оказал заметное влияние на архитектуру 30-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом. С сильным влиянием этого стиля был построен, ряд станций Московского метрополитена
Слайд 46Арт-деко – это стиль звезд, это скругленные, “обтекаемые” формы мебели, хромированные
ручки на деревянных мебельных фасадах, скульптурные композиции женских фигур в экспрессивных, почти неестественных позах, и экзотические природные материалы в отделке – слоновая кость, змеиная кожа, кожа ската или крокодила. И вместе с тем его приверженцы считают, что форма и цвет важнее декора; при этом используются абстрактные мотивы и яркие, экспрессивные цвета.
Смешение элементов ампира, архаики египетского искусства, индийской экзотики и африканского искусства.
Слайд 47Штаб-квартира Fuji TV (арх. Кэндзо Тангэ)
Хай-тек (англ. hi-tech, от
high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.
Слайд 48Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
Использование прямых линий и форм.
Широкое применение стеклаШирокое применение стекла, пластикаШирокое применение стекла, пластика, металла.
Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.
Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
Широкое использование серебристо-металлического цвета.
Высокий прагматизм в планировании пространства.
Частое обращение к элементам конструктивизмаЧастое обращение к элементам конструктивизма и кубизмаЧастое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
В виде исключения жертвование функциональностью в угоду дизайну.
Слайд 50Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешевка») — одно из явлений массовой культуры,
синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.
Слайд 51Слово со временем стало означать «состряпывание (произведения искусства) наскоро». Китч стали
определять как эстетически обеднённый объект низкопробного производства, предназначенный скорее для идентификации новоприобретённого социального статуса потребителя, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. Китч считали эстетически скудным и сомнительным в нравственном отношении, заставлявшим жертвовать эстетической стороной жизни, обычно, хотя и не всегда, ради обозначения социального статуса.
Слайд 53Отличие стиля - бьющая в глаза несочетаемость цветов и предметов интерьера.
Как правило, излюбленной темой стиля китч являются псевдоисторическая архитектура и интерьеры. Остроконечные башни и башенки загородных коттеджей в обилии "украшающих" такие произведения, узкие готические окна в сочетании с современными жалюзи и рулонными ставнями, и соответствующее внутреннее убранство: огромную "рыцарскую" гостиную украшает электрический камин.
Слайд 54В России в стиле модерн работали известные художники М. Врубель, С.
Малютин.
Особняки начала 20 века, где все дизайнерские элементы, начиная с витиеватых решёток и заканчивая орнаментом на стенах, выполнены в одном стиле.
Создавая интерьер в стиле модерн, дизайнер импровизировал, подчиняя всё одной тематике.
Слайд 55С. Малютин. Фрагмент деревянной резьбы
Слайд 56Дизайнеры второй половины 20 века проектировали предметы домашнего обихода и мебель
ярких цветов и самых немыслимых форм.
Современные дизайнеры выполняют художественное проектирование продукции всех производств. Им принадлежат идеи комплексной эстетизации пространства, которая выражается в поиске оптимального сочетания функций и формы серийно выпускаемых предметов, предназначенных не только для создания комфорта в повседневной жизни человека, но и для её украшения.
Слайд 57Сегодня развитие дизайна привело к тому, что искусство, технологии и промышленное
производство образовали взаимовыгодное содружество, в результате которого в искусстве появилось много возможностей самовыражения, а различные технологии получили эстетический смысл.
Слайд 58Взаимосвязанными в 20 веке оказались искусство и мода. Модельеры не раз
использовали в своих моделях мотивы большого искусства. Мода диктовала художникам некоторые идеи.
Испанский художник Сальвадор Дали (1904- 1989) разработал для Дома мод в Италии проекты женских шляпок в виде туфли.
Демонстрация моделей одежды превратилась в театрализованное представление.
Слайд 59С. Дали. Идея шляпки в форме туфли
Слайд 60Фотография из журнала «Vogue»
1970-е гг.
Слайд 64Карикатурная схема работы дизайн- бюро