Слайд 1ПРОЦЕСС ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
Конференция по инклюзивному образованию для детей
с ограниченными возможностями
Москва, 27–29
сентября 2011 года
Фото: Каролин Дрейк
Анаит Бакшиян, член парламента
Мери Погосян, Отделение ЮНИСЕФ
в Армении
Слайд 3605 000
это число детей, проживающих в интернатных учреждениях в 27 странах
ЦВЕ/СНГ.
Фото: www.thepromise.org.uk
Слайд 4605 000 ДЕТЕЙ В СТРАНАХ ЦВЕ/СНГ СТАЛКИВАЮТСЯ
С УГРОЗОЙ
Насилия и злоупотреблений
вследствие изолированности и закрытой структуры большинства интернатных учреждений
Дискриминации/навешивания ярлыков со стороны окружающих
Низкого уровня удовлетворения основных потребностей, вследствие недостаточного объема средств, коррупции и отсутствия контроля
Помещения в интернатные учреждения также во взрослом возрасте
Слайд 5В ОТНОШЕНИИ 605 000 ДЕТЕЙ В СТРАНАХ ЦВЕ/СНГ СУЩЕСТВУЕТ БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ
ВЕРОЯТНОСТЬ
нарушения головного мозга на ранних стадиях развития
слабого физического и психического здоровья
низкой самооценки
отсутствия сочувствия к другим людям и их понимания
агрессивности по отношению к другим людям, жестокого обращения
с животными
склонности к аутистическому поведению, членовредительству
проблем в области взаимоотношений
Конфликт с законом в подростковом и раннем взрослом возрасте
Слайд 6СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ КАКАЯ-ЛИБО АЛЬТЕРНАТИВА?
Воссоединение с биологической/расширенной
семьей
Альтернативная семья
Кратко-, средне- и долгосрочное проживание в приемной семье
Проживание в приемной семье в связи с чрезвычайной ситуацией
Специализированный уход в приемной семье
Временный уход за больными детьми и детьми с ограниченными возможностями
Дома для проживания небольшой группы детей на базе местного сообщества
Усыновление
Инклюзия детей в обычные школы
Слайд 7ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
Деинституционализация и преобразование служб по уходу за детьми представляют собой
комплекс мер: это не просто перевод детей из институциональных учреждений. Это скорее процесс систематических стратегических преобразований, результатом которого является значительно меньшая опора на интернатные учреждения и расширение служб, ориентированных на обеспечение ухода за детьми в их семьях и местных сообществах.
Mulheir et al (2007)
В долгосрочном плане – меньше затрат
Наилучшие интересы ребенка
Слайд 8ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ПРОЦЕСС ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
Концептуальный уровень
Широкое распространение медицинской концепции инвалидности
по
сравнению с социальной концепцией
Неосведомленность о пагубных последствиях помещения детей в интернатные учреждения
Отсутствие политической воли/дальновидности/обязательств
Распространение стереотипов и предубеждений
Уровень формирования политики
Отсутствие соответствующего законодательства
Отсутствие межсекторального/межминистерского сотрудничества
Наличие ассигнований, требующихся для покрытия затрат на проведение преобразований
Слайд 9ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ПРОЦЕСС ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
Процессный уровень
Механизм финансирования
Перенос бюджетных ассигнований из одного
сектора в другой
Перенос бюджетных ассигнований из национального на местный уровень
Управленческий потенциал
Отсутствие потенциала для управления процессом деинституционализации (перераспределение ресурсов, переподготовка персонала и т. д.)
Недостаточно развитые социальные службы
Ведение индивидуальной социальной работы с населением
Мониторинг соблюдения прав ребенка в системе альтернативного попечения
Общая система не отвечает потребностям каждого ребенка
Слайд 10ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ПРОЦЕСС ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
Уровень заинтересованных сторон
Специальные школы и институциональные учреждения
Профессиональные предубеждения
Опасения в отношении потери финансирования (в расчете на одного человека)
Страх потерять работу
Обычные школы
Нехватка преподавательских кадров и ресурсов
Дискриминационные отношение учителей, родителей и местных сообществ в целом
Семьи
Нежелание воспитывать своих детей в семьях
Боязнь дискриминации
Слайд 11
Провалы в планировании -- запланированный провал
Слайд 12БЕЗДЕЙСТВИЕ В РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ЭТО ПЛАНИРОВАНИЕ НЕУДАЧ
Проект Стратегического плана
Обоснование выбора
учреждения
Программное заявление или заявление о намерениях
Временные рамки
Запланированные расходы
Имеющиеся ресурсы
Необходимые дополнительные ресурсы
Партнеры
Методология
Назначенные сотрудники по управлению реализацией проекта
Стратегии по преодолению противодействия
Слайд 13БЕЗДЕЙСТВИЕ В РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ЭТО ПЛАНИРОВАНИЕ НЕУДАЧ
Проект Стратегического плана (продолжение)
Система
оценки и контроля качества как процессов, так и результатов деятельности в интересах детей
Необходимо разработать подробный перечень услуг
(как в превентивном плане, так и в плане трудоустройства)
Разработка планов по оказанию нового вида услуг
Планы использования здания, в котором в настоящее время размещается интернатное учреждение
Планы в отношении размещения служб
Планы поэтапной подготовки детей и их перемещения
Планы перевода/отбора и обучения персонала
Источник: Mulheir et al (2007)
Слайд 14Уровни вмешательства
Количественный уровень
Системный уровень
Уровень парадигмы/менталитета
ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНОГО УРОВНЯ ТРЕБУЮТ СИСТЕМНОГО РЕШЕНИЯ.
Слайд 15ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ В АРМЕНИИ
Факты и цифры
Более 1700 детей с особыми потребностями
– в инклюзивных школах
2800 детей – в специальных школах
1050 детей – в детских домах
800 детей – в учреждениях с круглосуточным пребыванием
23 ребенка – в приемных семьях
Слайд 16ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ В АРМЕНИИ
Принятые меры количественного уровня (образование)
Увеличение числа инклюзивных школ
с 0 до 81 за 10 лет
Сокращение числа специальных школ с 40 до 23 (в реестр обычных школ включены лишь 10 специальных школ)
Увеличение (в расчете на одного человека) финансирования обучения учащихся с особыми образовательными потребностями
Увеличение числа учителей, получивших профессиональную подготовку
Принятые меры концептуального уровня
Внесение курсов по Инклюзивной Педагогики в учебный план Педагогического университета
Повышение осведомленности, проведение кампаний по недопущению дискриминации
Слайд 17ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ В АРМЕНИИ
Принятые меры системного уровня
На законодательном уровне установлено право родителей выбирать обучение
в обычной школе
Деинституционализация детских домов официально провозглашена первоочередной задачей правительства
Первоочередной задачей правительства провозглашено создание комплексных социальных служб; при содействии ЮНИСЕФ будет начато осуществление пилотного проекта в этой области
Создание Межминистерской комиссии по вопросам комплексных социальных служб и Рабочей группы по реализации Генерального плана
по деинституционализации (запланировано)
Внесение поправок в Закон о всеобщем образовании
Создание института ассистентов учителей в 1-м регионе (пилотный проект)
Слайд 18ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ О ВСЕОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Основные изменения
Упразднение специальных стандартов образования (унификация учебной программы)
Преобразование 10 специальных школ в региональные
психо-педагогические центры (ППЦ)
ППЦ служат в качестве учебно-методических центров
ППЦ производят оценку особых потребностей
ППЦ сохраняют право на обучение детей с тяжелой задержкой умственного развития и множественными формами инвалидности
Помогут ли эти изменения?
Слайд 20СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Garcia et al (2003) “Children in Institutions: The Beginning
of the End? The Cases of Italy, Spain, Argentina, Chile and Uruguay. Innocenti Insight”, UNICEF Innocenti Research Centre
Mulheir et al (2007). “De-institutionalising and Transforming Children’s Services: A Guide to Good Practice”.
UN (2010) Guidelines to Alternative Care of Children, UN resolution 64/142
ВОЗ (2010 год) "Улучшать здоровье, повышать качество жизни: дети
и подростки с ограниченными интеллектуальными возможностями
и их семьи".
Социальный мониторинг ЮНИСЕФ (2004 год).